8 мин.

Спортивный директор «Боруссии» Михаэль Цорк: «У нас есть очень чёткие цели». Интервью изданию RN

На командной фотографии 1982 года изображён Михаэль Цорк с буйной шевелюрой. Мы были бы рады показать её спортивному директору дортмундской «Боруссии», но из-за коронакризиса согласованное ранее интервью прошло по телефону.

Будучи молодым футболистом с буйной шевелюрой, вы также были молодым бунтарём, который время от времени не воспринимал дисциплину и порядок?

(смеётся) Длинные волосы были в молодости, но я бы не назвал себя бунтарём. Я ещё в школе обратил внимание на то, что всё в обществе подвергалось сомнению и всё обсуждалось. Это было так.

Мы спрашиваем, потому что в дискуссиях по несогласованным посещениям парикмахерами ваших игроков вы выразили понимание...

За последние 40 лет внимание к игрокам, которые находятся на публике, значительно увеличилось. Для меня было важно то, что в парикмахерской были не только очень молодые игроки. В средствах массовой информации всё внимание сфокусировано на Джейдоне (Санчо, примечание редактора). Между прочим, когда я смотрел на других игроков в Бундеслиге, что-то я не увидел нестриженных людей. Может быть, они сделали это немного умнее (смеется).

Бундеслига находилась под пристальным вниманием в фазе после перезапуска. Насколько велика была ваша обеспокоенность тем, что сезон может нормально закончиться, особенно, если учесть, что все сотрудники «Боруссии» следовали рекомендациям?

Это была совершенно новая ситуация для всех нас. Санитарно-гигиеническая концепция была очень хорошей, но и очень строгой. Все участники заслуживают всяческих комплиментов. Цель состояла в том, чтобы избежать распространения инфекции. И если нет ни одного случая у 18 команд за несколько недель, то вы можете с уверенностью сказать, что она полностью себя зарекомендовала. Некоторые политики настроены скептически, что в поведении фанатов будут проблемы, и что в этих условиях концепция будет работать. Большой комплимент фанатам!

Вы вынуждены были пройти через некоторые экстремальные ситуации за 23 года в качестве менеджера. Является ли коронакризис наиболее сложной ситуацией, потому что невозможно предсказать, как он будет дальше развиваться?

Это особенная ситуация, для которой нет плана. Мы должны быть очень осторожны, поскольку здоровье всегда является основным приоритетом, но в то же время игроки должны оставаться чрезвычайно амбициозными со спортивной точки зрения. Если взять последние две домашние игры, то, в целом, это всё сработало неплохо. В так называемой «таблице короны» мы вторые, таблице после рестарта Бундеслиги в мае.

Как Вы пережили футбол без фанатов?

Чистый футбол был хорош, лучше, чем ожидалось. У меня сложилось впечатление, что игроки были гораздо спокойнее с мячом на поле, даже в острых ситуациях. Технически хорошие и хорошо структурированные команды зачастую доминировали. Конечно, фанаты и эмоции отстутствовали. Это было далеко не здорово, но для нас это был единственный путь.

Тимо Вернер говорил о том, что физика и концентрация сильно  страдают с 60-й минуты ...

Одно влияет на другое. Вы должны понимать, что во время перерыва нормальная подготовка была невозможна, потому что в течение длительного времени у нас не было конкретной даты возобновления игр. Это было похоже на плавание посуху. Не говоря уже о механизме тренировок и их объёме.

Есть ли необходимость готовиться иначе, если после летнего перерыва вы должны продолжать без фанатов?

Нет. Первоочередной является задача быть в хорошей физической форме. Но должен признаться, что мы очень надеемся на то, что мы в БЛ будем играть при болельщиках, хотя бы при какой-то их части.

Это та самая командная фотография 1982 года дортмундской «Боруссии». Где Михаэль Цорк со своей буйной шевелюрой?

На Вашу работу сильно повлияла ситуация с коронавирусом и она сохранится в обозримом будущем. Какой трансфер хотели бы Вы осуществить, который сейчас не реализовать?

Месси хотел бесплатно перейти к нам. Однако сейчас это не реализуемо (смеётся). А если серьёзно, то конечно, эта ситуация оказывает огромное влияние на наш бизнес, а также на трансферы. Просто у клубов, которые должны зарабатывать деньги сами, в казне будет меньше денег. А для клубов, которые находятся в руках инвесторов, полученный минус может быть компенсирован, и ещё могут что-то добавить.

И именно поэтому в Боруссии будет меньше новостей по продаже и подписанию игроков?

Мы знаем, чего хотим и можем сделать. Трансферное окно ещё долго будет открыто. Но в прошлые трансферные окна мы, безусловно, наблюдали гораздо большую активность, чем будет сейчас.

Когда вы ожидаете решения по делу Джуда Беллингхэма? (интервью бралось ещё до официального объявления о переходе англичанина в «Боруссию»)

Вы понимаете, что об этом я не хочу говорить.

На то, насколько Вы будете активными (на трансферном рынке), будет также зависеть от того, что произойдёт с Джейдоном Санчо. Вы ждёте от него чёткого заявления? И если да, то когда?

Наивно было бы утверждать, что мы будем полностью независимы от того, как будет развиваться эта ситуация. Если бы трансфер был осуществлён, то он имел бы определённое экономическое значение. Но мы вполне можем себе представить, что в новый сезон мы войдём с Джейдоном, потому что он обеспечивает нам спортивную составляющую. Всё станет понятно в ближайшие несколько недель.

Но не может же он прийти к Вам в начале октября с пожеланием...

Если Вы так говорите...

В конце сезона молодые игроки, такие как Леонардо Балерди, получили больше игрового времени, Тобиас Рашль отпраздновал свой дебют в Бундеслиге. Какие перспективы имеют эти игроки в предстоящем сезоне?

Это в их руках. Для этого они должны показать себя на самом высоком уровне. У нас есть чёткий принцип работы, который, за редким исключением, не меняется.

Ещё один игрок, по которому есть вопросы - это Ваш капитан. Провокационный вопрос: сможет ли Марко Ройс выдерживать нагрузки взрослого профессионального футбола?

Всё планирование сводится к тому, что он сможет вернуться в полной готовности к началу сезона. Терапевты и фитнес-тренеры работают над этой задачей. Мы очень хотим этого для него и для нас, для «Боруссии» Дортмунд, потому что Вы видели, что Марко Ройс в отличной форме имеет огромное значение. Он забил 11 голов и отдал 6 результативных передач в 19 играх в лиге до травмы.

Тренер говорил о «маленькой неудаче». Повлияет ли это на планы? 

У нас была надежда, что, возможно, он сможет вернуться на последние несколько игр, но в итоге мы решили, что риск того не стоит и что лучше работать, чтобы быть полностью быть готовым в начале августа. Так что и дальше придерживаемся плана.

0:4 против Хоффенхайма были откровением. Вам нужна вакцина, чтобы команда выглядела иначе в таких играх?

Мне всё видится иначе. Несмотря на то, что мы заняли второе место в лиге, нам нужно улучшать свою игру. Когда я читаю в прессе мнение, что по волевым качествам мы занимаем последнее место, я этого никак не могу принять. Без воли к победе невозможно занять второе место среди восемнадцати команд. Однако мы должны в таких матчах, как против Майнца и Хоффенхайма, в которых мы показали не лучшую игру, добиваться большего. Это наша цель.

«Боруссия» не хочет публично озвучивать чёткую цель на предстоящий сезон. Не кажется ли Вам, что команда решила поставить перед собой в этом году более простые цели?

Вы должны различать, что происходит снаружи и что происходит внутри. Если Вы видите, что некоторые игроки сказали, что они хотели бы подняться на более высокое место, и это показывает наличие амбиций, которые должен иметь каждый спортсмен. Мы констатировали, что в течение последних 5 лет нас просили объявить цели на сезон. В прошлом году мы сказали, что, по крайней мере, мы хотим попытаться. Затем нас в течение 2 недель, а затем и месяцами критиковали за то, что мы гнались за мнимой целью. Нам не нужны подобные представления. Можете считать, что мы внутри команды поставили чёткие цели на сезон.

Итак, Вы хотите и дальше досаждать «Баварии»...

Речь идет только о том, чтобы получить максимальный результат, исходя из наших возможностей. Меня не интересует мюнхенская «Бавария».

Где Вы видите потенциал? Молодые игроки способны развиваться, но и опытные игроки такие, как Аксель Витсель, не показали всё, на что способны...

Я далёк от публичной критики. Мой подход больше нацелен на то, о чём я только что упомянул. У меня есть чувство, что мы отдали слишком много очков оппонентам из нижней половины таблицы. И если Вы безоговорочно хотите опередить «Баварию»: мы проиграли обе игры против них, и здесь мы тоже можем стать лучше.

Это касается и Кубка...

В любом случае. Можно даже сказать, что мы преступно пренебрегли этим соревнованием. Как Вы знаете, в Дортмунде есть большое сообщество, которое в конце мая с большим удовольствием отправилось на северо-восток по A2 в направлении Берлина. Это немногое было сделано для сплочённости клубов. Есть чёткое требование, что мы хотим продвинуться вперёд дальше, чем в последние два года.

Осенью вряд ли будет фаза без английских недель, зимний перерыв будет почти отменен. Вам нужны еще один или два игрока в команду, чтобы быть готовым к этим нагрузкам?

Наш состав не слишком маленький. Но, конечно, мы должны рассмотреть этот вопрос. Понятие «ротация» переживет ренессанс из-за жесткого графика. У нас достаточно времени, чтобы набрать хорошую форму. И мы не можем продлить сезон из-за чемпионата Европы. Мы должны быть физически и морально подготовлены к этому.

Вы захотели увеличить шанс уйти на пенсию с титулом после того, как продлили свой контракт на один год (до 2022 года)?

Я никогда не объявлял, что хотел бы завершить работу в клубе в 2021 году. Конечно же, у меня были подобные мысли. Но многое изменилось за последние месяцы, и у нас есть совершенно новые вызовы из-за коронавируса. Я счастлив, что могу продолжать дальше. И к последней части Вашего вопроса: конечно, работа приносит больше удовольствия, когда вы побеждаете. Один тренер сказал мне это в 80-х … (смеётся)