Немецкие фаны против промежуточных решений: либо полные стадионы, либо не играть вообще
От редакции: мы в блоге «100% фанатский стиль!», здесь рассказывают лучшие истории о болельщиках и их культуре. Подписывайтесь и ставьте плюсы!
Футбольный сезон в Германии, казалось бы, только что закончился, а новый – уже на носу. И в преддверии чемпионата 2020-2021 разгорелся конфликт между болельщиками и чиновниками: загвоздка – ограничения, которые действуют в стране из-за коронавируса. Давайте разбираться, в чем противоречия.
Сезон во время пандемии доигрывали без зрителей, и пока до конца не ясно, что будет в новом: позволят ли болельщикам вернуться хотя бы в ограниченном количестве. Министерство здравоохранения Германии буквально трубит о большом риске второй волны, если в первой и второй Бундеслигах будут играть со зрителями.
Как ни странно, ненавидимый фанатами всей Германии «РБ Лейпциг» громче всех за возвращение болельщиков, клуб даже представил программу: по ней уже в сентябре около 20 тысяч зрителей смогут посетить «Ред Булл Арену» (42 тысячи). В правительстве Саксонии согласны со стремлением «Лейпцига», но не с конкретными цифрами: министр здравоохранения Петер Кеппинг говорит, что одобрит большы тысяч зрителей на массовых спортивных мероприятиях, только если ограничения – соцдистанция, отказ от пения и скандирования – будут строго соблюдать.
Уже можно было бы радоваться, что скоро реальный шум немецких трибун заменит искусственный звук в трансляциях Sky Sports, если бы не федеральные власти Германии: они всеми силами мешают процессу и усложняют любое предложение вернуть болельщиков на стадионы. Министр труда и социальных вопросов Германии Хубертус Хайль, например, против: «С эпидемиологической точки зрения большое количество людей в замкнутом пространстве и в непосредственной близости друг от друга, которые громко поют и болеют вместе – большой риск распространения вируса».
Ситуацию усложняет, что в разных регионах страны могут принимать разные решения по допуску зрителей. Конкретнее всех опасения выразил спортивный директор «Шальке»: «Многим будет просто непонятно, почему в одном городе зрителям можно на трибуны, а в другом – нет. Надеюсь, будет принято единое решение для всех клубов Бундеслиги».
При этом и Немецкий футбольный союз, который некоторые фанаты тоже ненавидят, за хотя бы частичный допуск. Организация разработала и распространила рекомендации для клубов: «Решающие факторы – количество новых случаев заражения в стране, соблюдение личной гигиены и то, насколько ответственно посетители стадионов относятся к рекомендациям министерства здравоохранения».
Но все тот же министр Хайль придерживается противоположного мнения: «То, что клубы готовы протестировать болельщиков на коронавирус – не гарантия их безопасности для общества, так как результаты этих тестов имеют очень скоротечную гарантию и показывают лишь состояние человека в момент тестирования, но никак не в момент готовности его результатов, и уж тем более не в момент проведения матча. Так что клубам придется искать другое решение».
Идею тестировать всех болельщиков первым предложил берлинский «Унион». Но противники тут же ее раскритиковали: по их мнению «Унион», выступающий на 22-тысячном стадионе «Ан дер Альтен Фёрстерай», на котором 18 тысяч мест (три трибуны из четырех) стоячие, не смогут обеспечить социальную дистанцию.
Некоторые немецкие медиа вообще обвинили «Унион» в заигрывании с фанатами, что все дело только в имидже клуба, который против современного футбола. Но «Унион» понять можно: именно фанаты – настоящий актив клуба, в трудные времена именно они не дали умереть и даже в прямом смысле своими руками помогли построить стадион. Для «Униона» и многих других клубов доходы от продажи билетов – весомая часть выручки и основа финансовой стабильности.
А вот представители «Шальке» заявили, что не будут добиваться возвращения болельщиков на «Фелтинс-Арену» любой ценой. Там подчеркнули, что изучают варианты, как гарантировать здоровье и безопасность фанатов – ставят в приоритет именно это.
Пока картина в Германии не очень радужная: вероятнее всего, первые туры новогосезона, как и концовка прошлого, пройдут при пустых трибунах. Возможно, во второй половине сентября стадионы откроют лишь для небольшого процента от вместимости.
Но даже если это и произойдет, критики немецким властям не избежать, причем ее источником будут сами болельщики. Вероятно, чтобы клубам было легче отслеживать, кто именно находится на трибунах, продавать билеты и пускать на стадион будут с помощью строгих персонализированных систем – многим такая идея очень не нравится.
По мнению фанатов, это даст властям инструменты для излишнего контроля, злоупотребления персональными данными и слежки. На днях сообщество отреагировало молниено: болельщики многих клубов совершенно разного уровня выступили с единым посылом: «Футбол принадлежит народу!»
Немецкие ультрас считают, что матчи без зрителей или только с частью болельщиков – это не футбол, а бизнес. Фаны уверены: они – такая же часть футбола, как сами футболисты или судьи. Фанаты опубликовали довольно жесткое заявление:
«За несколько последних недель мировой спорт изменился так, как не менялся никогда раньше. Из-за вспышки коронавируса во многих странах все соревнования были остановлены, а где-то даже отменены. На данный момент в футбол играют в основном с пустыми трибунами или с очень ограниченным количеством зрителей, а чиновники хвастаются тем, что спасли футбол с помощью телевизионных трансляций. На самом деле единственное, что они спасли – это свой бизнес. А то, что мы любим футбол и живем им, поставлено ими под угрозу, ведь мы не можем сейчас донести свои эмоции до футболистов с трибун стадионов, хотя посвятили своим клубам всю жизнь. Мы продолжаем настаивать на том, что мы также должны быть частью этого спорта и нас нельзя заменить звуковой дорожкой или анимированной графикой во время трансляции по платному телевидению».
Более того, множество ультрас-групп Германии вывесили баннеры со словами «Футбол принадлежит народу!» рядом со своими стадионами.
Это «Бай-Арена» в Леверкузене:
Болельщики «Штутгарта» и «Мерседес-Бенц Арена»:
Фанаты «Вердера», которые совсем недавно выступали за прямой вылет команды из Бундеслиги вместо стыков с «Хайденхаймом», поддержали общие настроения у стен «Везерштадиона»:
Ультрас «Бохума»:
«Ян» (Регенсбург):
Фанаты «Кельна» вдобавок к баннеру опубликовали и свое заявление:
«Ганновер» тоже в теме:
Фаны «Магдебурга» у «МДЦЦ-Арены»:
«Хольштайн» (Киль):
Ультрас «Саарбрюкена»:
Аналогично выступили болельщики «Вольфсбурга» и «Дармштадта». Разумеется, список публично недовольных еще пополнится. Но и сопротивление будет нарастать. В перепалку с фанатами вступил босс «Баварии» Карл-Хайнц Румменигге: «Футбол принадлежит болельщикам? Даже саму фразу я считаю несколько самонадеянной. Кому принадлежит футбол? Скорее всего тем, кто в него играет, независимо от его уровня. А болельщики – лишь часть футбола, но не владельцы игры. К сожалению, мы достигли точки, когда я только и читаю, что ультрас требуют того и этого. Теперь они хотят влиять на распределение телевизионных денег. Но когда кто-то только предъявляет требования, но не берет на себя ответственность за последствия своих требований, это приводит в тупик».
Этими словами Руммениге напал на активных фанатов и их инициативу «Unser Fussball» – на тех самых людей, которые в 2018-м сыграли важную роль в успешной кампании по сохранению правила «50+1»: напомним, по нему инвестор может купить футбольный клуб, но 50%+1 акция все равно остаются у некоммерческой общинной организации, клуб не переходит полностью в частные руки, а остается народным (хотя есть исключения вроде «Хоффенхайма» или «РБ Лейпцига», где формально это правило не нарушено, но клубы очевидно стали частными).
В том же интервью Руммениге странно высказался о трансферах клуба: «Французские игроки (Коман, Толиссо, Павар, Эрнандес, Кюизанс, а теперь и Танги Куасси) хорошо подходят «Баварии» своим менталитетом и стилем игры. Мы очень довольны всеми нашими французами. В конце концов, мы говорим о представителях страны, которая выиграла чемпионат мира, а никто не выигрывает чемпионат мира случайно. Что касается остальных наших трансферов: мы никогда не покупаем игрока у другого немецкого клуба для его ослабления».
Как и в разговоре про фанатов, Руммениге лукавит: ведь за последние 15 лет мюнхенцы увели из «Шальке» Нойера и Горетцку, из «Боруссии» – Левандовского, Хуммельса и Гетце, из Леверкузена забрали Баллака, Зе Роберто и Лусио, а в «Вольфсбурге» – Марио Манджукича. Сейчас до последнего пытались выдернуть из «Лейпцига» Тимо Вернера, а Дайо Упамекано оттуда же и Кая Хаверца из «Байера» мюнхенцы, похоже, очень хотят до сих пор.
Но это сейчас меньше волнует болельщиков, чем ситуация с допуском на трибуны. Похоже, многих фанатов не устроит промежуточное решение.
Фото: globallookpress.com; twitter.com/matt_4d; hannovereint.de
Продолжением матчей без зрителей (или с их минимальным количеством) клубы ставят одних болельщиков выше других и безусловно такая дискриминация и такое отношение не нравится тем, кто ходит на стадионы. И в этом их правда есть, потому что когда клубу «плохо» (как в плане результатов, так и в плане финансов), с ним остаются только те, кто ходит на стадион, а тв-зритель просто перестаёт их смотреть (потому что бОльшая часть ТВ-аудитории смотрит не на клуб, а на футбол, как бы удивительным для тебя это не казалось).
По второй части дополню, уже где-то писал, что многие фанаты основывают свои любительские команды (типа «Юнайтед оф Манчестер»), с правильно выстроенной идеологией и гоняют за них
За отзыв спасибо. Рад, что читается легко