16 мин.

Онлайн-забеги: пробежать можно где угодно, медаль пришлют по почте. Что это, спасение для бегунов или профанация?

От редакции. Вы в блоге «Фиеста» – его автор Александр Вишневский рассказывает об испанском футболе, а еще бегает марафоны и пишет о том, что волнует всех бегунов-любителей. Подписывайтесь на блог: здесь и в новом разделе «Здоровье» вас ждет серия текстов о разных нюансах бега как занятия.

***

Пандемия коронавируса надолго оставила бегунов без массовых забегов. Практически все соревнования для любителей и профессионалов, стоявшие в беговом календаре в Европе и в США с марта по август, были отменены или перенесены. Разве что в России разрешили проводить соревнования и уже с 1 августа планируется проведение всех плановых забегов. В остальном мире волна сорванных забегов продолжается. Отменен марафон в Нью-Йорке, который должен был пройти 1 ноября; на 15 ноября перенесен парижский марафон, который уже был смещен с 5 апреля на 18 октября. Даже готовясь к осенним стартам, бегуны вынуждены учитывать серьезную вероятность отмены забегов. Даже паркраны – устраиваемые энтузиастами по всему миру бесплатные субботние забеги – до сих пор под запретом во всех странах.

Что же делать тем бегунам, которым недостаточно тренировочных забегов и очень хочется или почувствовать дух соперничества, или обязательно быть вознагражденным за свои старания медалькой? На помощь приходят виртуальные забеги, популярность которых стала резко расти по всему миру. Их главный плюс – возможность полного соблюдения социальной дистанции. Точнее можно выразиться даже так: главный плюс виртуальных забегов в том, что они вообще проходят, в отличие от любых других крупных забегов!

Виртуальным стал старейший марафон мира в Бостоне. Бежать можно на любой трассе, а медаль приходит в посылке

Организаторы онлайн-соревнований определяют временное окно, в которое можно преодолеть дистанцию (обычно это одни сутки или неделя), а участники сами определяют маршрут своего забега и по завершению дистанции присылают организаторам ссылки на трекер своей пробежки. Большинство организаторов требуют, чтобы на трекере были данные о пульсе спортсменов – это дает хоть какую-то возможность проверить, не был ли совершен «забег» на велосипеде или самокате и не бежала ли вместо вас собака или лошадь или вообще Искандер Ядгаров. Часто также устанавливаются ограничения по рельефу трассы, чтобы кто-нибудь самый умный не пробежал всю дистанцию вниз с горы.

Впрочем, возможностей для мухлежа всё равно открывается не меньше, чем при голосовании по изменениям в конституции. Поэтому на самых серьезных виртуальных забегах, где на кону стоит солидный призовой фонд, от участников требуют видеозаписей их забегов. Поэтому тут становится нужен или оператор, бегающий быстрее бегуна; или оператор вместе с велосипедом/машиной/вертолетом, или круговая трасса в виде, например, беговых дорожек легкоатлетического стадиона. В некоторых странах пробраться внутрь стадионов сейчас чуть ли не сложнее, чем проникнуть на атомную электростанцию.

Бостонский марафон уже опубликовал правила проведения своего онлайн-забега. Это старейший в мире ежегодный марафон. За свою 124-летнюю он историю в этом году он был впервые перенесен (с 20 апреля на 14 сентября), а затем опять же впервые в истории и вовсе отменен.

«В этом году мир не может приехать в Бостон, поэтому мы приносим бостонский марафон всему миру в качестве виртуальной гонки, которая сохранит дух, общность и торжество забега, – сказал Том Грилк, директор бостонского марафона. – Это будет официальный 124-й бостонский марафон и он позволит участникам стать частью истории бостонского марафона».

К участию в онлайн-марафоне допускаются только те бегуны, которые были зарегистрированы на бостонский забег этого года. Бежать можно будет с 7 по 14 сентября в любом месте, участие стоит 50 долларов, за которые по почте пришлют из Бостона стартовый нагрудный номер и официальную программу. Всем, кто преодолеет дистанцию  в течение шести часов, позже придет из Бостона еще одна посылка счастья – в ней будет медаль с единорогом и финишная футболка.

Отношение к виртуальным забегам у бегунов разное. Некоторые совершают одну пробежку в зачет сразу нескольких виртуальных забегов и потом ждут по почте медалей одновременно из Сан-Франциско, Мадрида и Стерлитамака. А часть бегунов смотрят на виртуальные забеги, как Навальный – на Каца, и готовы скорее повеситься на шнурках вапорфлаев, чем зарегистрироваться на онлайн-марафон.

Чтобы представить всю палитру мнений по поводу виртуальных забегов, блог «Фиеста» обратился за комментариями к бегунам самых разных категорий. Это и бегуны-любители, для которых цель забега – просто добраться до финиша, и «продвинутые» любители, которые в погоне за личным рекордом не потратят лишней доли секунды, чтобы попозировать фотографу на трассе, и, наконец, бегун-профессионал и действующий чемпион России по марафону Степан Киселев.

Онлайн-забеги – решение для тех, кому важно найти мотивацию для тренировок

Максим Мотин уже пару лет живет в Киеве, но память о нем не меркнет ни в футбольной тусовке Москвы, ни в политической. Максим был директором по развитию футбольного клуба «Москва», а затем – депутатом района Печатники и вёл неравный бой с Людмилой Стебенковой. Сейчас Мотин руководит онлайн-курсом по спортивному менеджменту. Неудивительно, что руководителя онлайн-курса заинтересовали онлайн-забеги!

Максим Мотин, бегун-любитель, личный рекорд на дистанции 10 км – 54 минуты.

– Не могу сказать, что я заядлый бегун, – говорит Максим Мотин. – Но кайфую от атмосферы забегов, поддержки зрителей на дистанции, медали на финише. Чтобы бегать «просто так», мне не хватает мотивации. Совсем другое дело, когда бегаешь ради подготовки к забегу. Тут уже включается режим «надо».

Во время карантина ребята из Run Ukraine запустили целую серию онлайн-забегов, назвав их в честь городов: Киев, Нью-Йорк, Берлин... После регистрации мне домой прислали пакет участника: номер, водичка, энергетический гель и запечатанный пакетик с надписью «Открыть после финиша». Для кого-то это мелочь, а мне приятно, что про меня подумали. Именно онлайн-забег стал для меня мотивацией вернуться к беговым тренировкам. Без него я бы вряд ли вышел на пробежку. За карантин набрал шесть килограмм… 

Благодаря социальным сетям можно было найти в Киеве тех, кто тоже бежит этот онлайн-забег. Организаторы даже сделали стартовый городок, заранее предложили маршрут, закачали на SoundCloud трек, куда были вмонтированы голосовые подбадривания людей с прошлых забегов... 

Безусловно, онлайн-забег никогда не заменит атмосферу реального. Но такие мероприятия вселяют веру, что скоро все это закончится и мир вернется к прежней жизни. Забег на 10 километров в рамках киевского онлайн-марафона стал для меня первым беговым соревнованием после паузы в восемь месяцев (порвал очередные кресты на колене). И не факт, что я рискнул бы бежать обычный забег. Тут же я понимал: никаких особых ожиданий от результата нет, бегу просто в удовольствие. Так что на финише, вскрыв конверт, я в прямом смысле со слезами на глазах надел на себя медаль и был самым счастливым человеком в этот момент.

***

У москвички родом из Архангельской области Ксении Полетаевой на эту осень был намечен первый марафон – и сразу в Нью-Йорке! Многие бегуны десятилетиями мечтают о попадании на Нью-Йоркский марафон, который принято считать самым грандиозным в мире по энергетике, но никак не могут выиграть лотерею за право участия, где шансы на успех – меньше 10%. Ксении повезло победить в лотерее с первого раза! Она уже представляла себя финиширующей около Центрального парка Нью-Йорка, но тут пришел коронавирус, и теперь Ксения вынуждена присматриваться к виртуальным забегам.

Ксения Полетаева, бегун-любитель, личный рекорд на полумарафоне (21,1 км) – 2 часа 40 минут.

– В 2018 году я впервые в жизни пробежала 10 км на забеге «Бегущие сердца», – вспоминает Ксения Полетаева. – Это было незабываемо, я познала новый вид удовольствия – бежать в окружении тысяч людей по красивой трассе под музыку и крики поддержки! Тогда же в 2018 году я узнала, что на свете существует Нью-Йоркский марафон с 55 тысячами участников и мощнейшей поддержкой зрителей, и стала мечтать попасть туда. Я даже загадывала это желание на Новый год, сжигая бумажку под бой курантов! В этом году Нью-Йоркскому марафону исполняется 50 лет, из-за красивой даты был особенный ажиотаж. 185 тысяч человек со всего мира подали заявки на участие в лотерее, где разыгрывалось всего лишь 4262 слотов на участие. Никогда ещё я так не хотела, чтобы с моей карты списали деньги. Когда от банка пришла СМС о списании 350 долларов и я поняла, что победила в лотерее, то кричала от радости так, что на работе переполошились от крика даже на других этажах. Это какое-то чудо невероятное, я не могла поверить, даже валерианочки хряпнула.

Когда стало окончательно понятно, что Нью-Йоркский марафон отменен, но участие всех зарегистрированных на него бегунов автоматически переносится на следующий год, то я даже обрадовалась. Дело в том, что в карантин я почти не бегала. Я делала несколько попыток, но не могла избавиться от мысли, что нарушаю правила и что меня остановит полиция. Эти запреты дались мне очень сложно эмоционально, я потеряла форму и набрала вес, но я себя за это не ругаю – нет в мире никого, кто был бы готов к таким событиям. Поскольку весь тренировочный процесс пришлось свернуть, в этом году мне было бы сложно уложиться на марафоне в лимитное время – это шесть часов. В Нью-Йоркском марафоне мне очень нравится традиция встречи последнего бегуна. Конечно, я не хочу им быть и вряд ли буду, но у меня текут слёзы каждый раз, когда я смотрю эти видео.

Теперь у меня есть дополнительный год на тренировки, и чтобы разбавить тренировочные будни забегами вполне подойдут и онлайн-забеги. Это неплохая дополнительная мотивация – бывает, что бежать не хочется, нет эмоционального ресурса, а если зарегистрировался на онлайн-забег – это уже сразу и ответственность перед собой, и чувство участия в большом проекте.

Организаторы марафона в Нью-Йорке на днях объявят условия своего онлайн-забега и тогда я подумаю о том, не пробежать ли свои первые 42,2 километра пусть даже в России, но в контексте Нью-Йоркского марафона. Во-первых, это можно было бы сделать просто ради поддержки марафона Нью-Йорка. Во-вторых, это поможет подготовиться к настоящему марафону в следующем году. Я бы привлекла друзей, построила маршрут, и мы бы договорились, на каких точках они будут меня встречать с водой и фруктами. Я бегаю для удовольствия и эндорфинов, так что если буду бежать виртуальный забег, то сделаю его максимально комфортным.

«Это истерия вокруг денег»

Александр Салтыков, бегун продвинутого уровня, личный рекорд на марафоне – 2 часа 58 минут.

– Я отношусь к категории людей, для которых бег – это стиль жизни, – говорит Александр Салтыков, бегун и тренер из Тулы, тренирующийся сейчас в Кисловодске. – То есть не забеги ради медалек, а ежедневное движение вперед для преодоления себя и обстоятельств вокруг. Это движение ради того, чтобы сохранять отличную физическую форму и хорошо выглядеть в любом возрасте. В моей философии виртуальные забеги – это какая-то запредельная дичь.

Откуда у виртуальных забегов растут ноги, понятно – организаторы забегов вложили большие деньги, участники забегов заплатили за слоты, и у всех начинается истерия вокруг денег, а не здоровья, спорта или своего результата на забеге. И в это безумие оказываются вовлечены люди, которые пару раз в месяц выходят на пробежки, а потом вдруг бегут марафоны ради медальки, погибая на дистанции, к преодолению которой они просто не готовы. И тема виртуальных стартов в первую очередь подходит для такого контингента участников забегов, кто думает не про здоровье и не про качество развития себя как бегуна, а думают про то, что они потратили какие-то деньги и теперь – какой ужас – могут остаться без вожделенных медалек. И вот они и решают, что как же это здорово – не выезжая из своего родного Урюпинска получить по почте медальку какого-нибудь солидного забега.

Все крупные забеги в Европе, Америке и – в меньшей степени – и в России тоже, это знаковые по энергетике и атмосфере места, сбор единомышленников со всего мира, и участие в культовых забегах – это некая контрольная работа, которая подводит промежуточный итог твоего стиля жизни, твоих приоритетов, твоей физической формы. Плюс это еще и путешествие к месту проведения забега ради того, чтобы побыть в этой атмосфере большого забега, где ты кайфуешь от нахождения в тусовке таких же заряженных, как ты, людей. Кайфуешь от того, что находишься в культовом для бега месте типа Бостона; понимаешь, что более сотни лет на этом самом месте люди бегут, превозмогая себя, и у тебя есть возможность завтра выйти вместе с ними на старт. Понимаешь, наконец, что чтобы попасть сюда, в Бостон, ты много лет вкалывал на тренировках. И у меня просто не укладывается в голове, что можно выйти из своего подъезда в условном Урюпинске, прийти в местный парк и пробежать там так называемый бостонский марафон. Это извращение какое-то. Мне даже сложно слова подобрать. Это неуважение к себе, наверное. Где в плане бега находится Бостон, и где – любой российский город.

Поэтому моя парадигма такая. Раз мир оказался на грани глобальной катастрофы, можно прожить некоторое время без соревнований, но это не повод менять свой обычный образ жизни. Можно продолжать тренироваться как раньше, но не выплескивать свою спортивную форму на каком-то старте, как обычно, а подольше продолжать накапливать форму, чтобы потом на этой базе в 2021 году или пусть даже в 2022 году пробежать с хорошим результатом тот же бостонский марафон. Я считаю это правильным путем. А вся эта тема с виртуальными забегами – коммерция и следствие наличия группы людей, подверженных медальной зависимости. Тогда можно каждую свою тренировку называть то бостонским марафоном, то чикагским марафоном, самому себе вырезать из картона медальки, клеить на них аппликации с цифрой «1» и провозглашать себя чемпионом вселенной и финишером ультрамарафонского забега до Луны. 

Игорь Лисник, бегун продвинутого уровня. Личный рекорд на марафоне – 2 часа 54 минуты.

– Для меня виртуальный старт, это, конечно, эрзац соревнований, – говорит Игорь Лисник, бегун из Москвы. – Даже несмотря на то, что в России на марафонах пока немного болельщиков, все равно и они, и атмосфера стартового городка, и вид финишной арки – это все супер мотивирующие факторы. Я убеждён, что классная атмосфера забега, начиная от рекламы до клевого экспо, может взбодрить ничуть не хуже, чем мантры или личные девизы. Поэтому я не очень люблю онлайн-забеги. Лично мне было бы сложно себя мотивировать на такой старт. Поэтому я, конечно, за любую движуху, но сам жду забегов реальных.

Однако, в сегодняшней ситуации онлайн-забеги могут стать отличной альтернативой традиционным стартам. В этом году онлайн-старты точно ничуть не менее важны, чем реальные забеги.

 

Виртуально можно провести даже олимпийский забег

Сильнейший марафонец России Степан Киселев бегает длинные дистанции примерно в три раза быстрее первой героини этой статьи Ксении Полетаевой, но столкнулся в этом году с той же проблемой – отменой забега, который был главной беговой целью многих лет. Степан надеялся этой весной на сочинской трассе «Формулы-1» выполнить норматив для попадания на Олимпийские Игры, а в августе бежать на Олимпиаде в Токио. Точнее, в Саппоро, куда перенесли олимпийский марафон еще до того, как переносить пришлось всю Олимпиаду. Киселев даже ездил в начале года на сборы в Японию. Но вместо возвращения в Токио этим летом Степан вдруг обнаружил себя бегущим… томский онлайн-марафон, находясь при этом в родных Чебоксарах.

 

Степан Киселев, бегун-профессионал, абсолютный чемпион последнего чемпионата России по марафону. Личный рекорд на марафоне – 2 часа 11 минут 28 секунд.

– Онлайн-забеги не могут заменить собой настоящие соревнования, – говорит Степан Киселев. – Весь мир находится в сложном положении, и для организаторов забегов просто отменить свои марафоны и ничего не предложить взамен – это проще всего. Куда лучше – организовать хоть какие-то соревнования. Всегда лучше делать хоть что-то чем ничего.

Виртуальные соревнования дают возможность посмотреть на бег под другим углом. В Томском онлайн-марафоне дистанция в 42 километра была поделена на несколько дней. И хоть я бежал не на максимум сил, а проходил все этапы в тренировочном режиме, но формат мне очень понравился! Такое чувство, будто участвуешь в «Тур де Франс»: после каждого этапа всё внимание сконцентрировано на таблице и на произошедших в ней изменениях. Вдохновившись этой идеей, я решил организовать уже свое онлайн-соревнование, получившее название «Многодневка».

 

***

«Многодневка» Степана Киселева проходила в конце июня в три дня подряд и стала главным летним развлечением для бегунов-профессионалов по всей России. Бегуны собрались в команды по три человека в разных городах (главные претенденты на победу бежали в Кисловодске, Красноярске, Чебоксарах и Петербурге), трансляции забегов шли в прямом эфире инстаграма, и вся российская беговая тусовка три дня следила за действительно увлекательным шоу.

Итоговую победу и премиальные в размере 100 000 рублей получила женская команда из Красноярска «Отрицательный сплит» Натальи Руденко. Женские результаты переводились в мужские посредством специальной таблицы сравнения разнополых беговых результатов.

В итоге опыт проведения онлайн-забега не только для бегунов-любителей ради медалек, но и для профессионалов, разделенных при этом тысячами километров, оказался исключительно позитивным. Так, может, тогда и часть Олимпийских игр можно провести дистанционно?

«Сначала хотел ответить, что такое точно невозможно, – говорит Степан Киселев. – Но, с другой стороны, для истории такой Олимпийский забег стал бы самым неординарным и запоминающимся. Почему бы и нет?»

Читайте также:

Бокс, танцы, футбол: какие виды спорта полезны бегунам, а какие наносят вред?

Видео: Бег и аллергия: что делать?

Видео: Штраф в 601 евро за бег при карантине

Сколько калорий сжигает бег

Что развивает бег на длинные дистанции

 

Фото: Gettyimages.ru/Phil Walter; globallookpress.com/Nicolaus Czarnecki