9 мин.

«Форма гладбахской «Боруссии» могла выглядеть эстетичнее, будь логотип спонсора вписан с умом». Интервью с Ильей Добрым

Игровая форма – одна из самых популярных и интересных футбольных тем. Мы поговорили о ней с Ильей Добрым – создателем и художественным руководителем главного русскоязычного сайта в рунете, посвященного истории футбольной формы команд Footykits.ru.

– Какое влияние на футболистов (с ментальной стороны) оказывает экипировка, в которой они играют?

Мне кажется, игрокам не особенно важны мелкие детали на форме, о которых так любят спорить люди в комментариях футбольных пабликов. Это точно никак не влияет на их настрой или скилл.

Другой вопрос, что форма представляет из себя в глобальном плане. Согласитесь, есть большая разница: играть в форме со строгим и классным дизайном, или в форме, на которую полностью нанесено изображение брокколи. Конечно, выдающаяся команда будет играть хорошо в любой форме, но все же откровенно сомнительный дизайн может отрицательно сказаться на моральных устоях. 

Был эпизод с формой «Манчестер Юнайтед» 1995/96: в перерыве матча против «Саутгемптона» Сэр Алекс Фергюсон заставил игроков сменить форму, посчитав, что футболисты плохо видят друг друга на поле, а после этого комплект сняли с производства.

– Существуют ли какие-то приметы в спортивном мире, связанные с одеждой/обувью или другой амуницией?

Я не суеверный человек, в приметы не верю. Но, конечно, у многих спортсменов есть личные приметы из серии «какую бутсу надеть первой». Ещё есть «фартовая» форма. Например «Локомотив» в одно время старался надевать только белую форму, иногда даже в домашних матчах.

– Какое место реклама занимает в дизайне формы? Делает ее более запоминающейся и небанальной или только мешает увидеть истинную задумку бренда? Стоит ли убрать рекламу с формы?

Сегодня титульный спонсор по сути во многом определяет, насколько классной может быть форма. Если у компании плохой логотип или цвета бренда не совпадают с цветами формы, никакой дизайн футболки тут не спасет. Сегодня почти у каждого клуба есть титульный спонсор. Многие формы уже невозможно воспринимать без спонсорского логотипа. Но когда этих лого становится слишком много, думаю, это перебор.

– Как происходит взаимосвязь технического партнера клуба и его спонсора? Учитываются ли пожелания инвесторов или реклама наносится уже по факту на готовые комплекты?

Обычно дизайн формы разрабатывается с учетом места под эмблему титульного спонсора. Другое дело, как с ним договорятся. Готов ли он окрасить слой лого в монохром? Например, форма менхенгладбахской «Боруссии» могла выглядеть эстетичнее, будь логотип спонсора вписан в нее с умом.

Но есть обратный пример – форма «Вердера». Второй год эмблема титульного спонсора выполнена в монохроме, что положительно сказалось на общем впечатлении от комплекта, хотя и до этого разноцветный логотип бренда несильно мешал.

 

– Ваше мнение: самая безвкусная реализация рекламы на форме? И наоборот, самая успешная?

На мой взгляд, успешна та реализация, что ассоциируется с клубом годами.

Например, Sharp и «Манчестер Юнайтед» или Carlsberg и «Ливерпуль».

 

Очень безвкусно были выполнены первые комплекты «Боруссии» Дортмунд с титульником EVONIK.

– Почему, на Ваш взгляд, рекламодатели не размещают логотипы на гетрах?

Звучит как вопрос из телеигры «Что? Где? Когда?». Предположу, что это не самое рентабельное место и не самый ходовой продукт при продаже атрибутики. Возможно, это как-то связано с тем, что на гетры сложно прикрепить лого.

– В 80-е реклама появилась на формах клубов Бундеслиги на постоянной основе. Как это повлияло на футбол в стране? И почему этого не сделали раньше?

Первым клубом со спонсором на груди был «Айнтрахт»  Брауншвейг, который разместил логотип Jõgermeister. Это произошло в 1973 году. Затем данная практика начала распространяться по всем лигам, и, как и всякая реклама, приняла массовый характер.

Это позволило брендам найти популярную площадку для размещения рекламы, а клубам привлечь дополнительный бюджет. Почему реклама не появилась раньше?

Всё имеет свое начало, и индустрия пришла к этому в 1973 году. Значит, так и должно было случиться.

– Как Вы считаете, какой спортивный бренд делает самую стильную форму сейчас?

Именно в этом году, похоже, самые крутые формы изготавливает Puma. Взгляните на сборные Италии и Австрии!

– А какой производитель одевает немецкие команды в самую классную форму? Как Вам изделия более скромных компаний для футболистов Германии?

В сезоне 2019/20 у 18 клубов Бундеслиги целых 10 разных производителей формы.

Мои фавориты – домашние форма «Айнтрахта», «Вольфсбурга» и третий комплект «Фортуны». Читатели сайта в голосовании посчитали, что самая красивая форма у менхенгладбахской «Боруссии», Дортмунда и Лейпцига.

Отвечая на вторую часть вопроса, тут все зависит от конкретного комплекта. Мне, как я уже говорил, нравится третий комплект «Фортуны» (эмблема клуба, кстати, светится в темноте), но не нравится форма «Падерборна».

 

– Сборная какой страны на Ваш взгляд одевается круче остальных? Какие элементы в дизайне помогли ей выделиться среди множества других команд?

Претензии к перевернутому флагу на форме России точно позволили выделиться среди множества других сборных. Больше остальных в мире пошумела форма сборной Нигерии 2018. Во многом не только благодаря самому дизайну футболки, но и другим элементам экипировки: толстовки, штаны и так далее.

Сейчас мало просто сделать форму в цветах клуба или сборной, нужна какая-то идея, при этом не высосанная из пальца. Например, гостевая форма сборной Швейцарии. Рисунок напоминает горы, а их четыре цвета – отсылка к четырем официальным языкам Швейцарии. Каждая гора – не просто сплошная линия, она состоит из маленьких крестиков национального флага. Такие вещи работают и находят отклик среди болельщиков.

– Будущую футбольную экипировку многих топ-клубов уже слили в сеть. Если смотреть на дизайн, как думаете, чья форма станет хитом продаж в этом сезоне?

Болельщики – люди, которые сначала плюются, потом смиряются, а позже покупают форму и рассказывают, почему она круче остальных. Так происходит каждый год. Не думаю, что дизайн сильно может повлиять на количество продаж. Какой бы ни была форма «Баварии» или «Барселоны», – их футболки будут скупаться в огромных количествах. А скромный клуб не продаст намного больше, чем мог бы, если даже сделает что-то выдающееся.

– Какой предмет экипировки какого клуба сейчас считается самым дорогим в мире? С чем это связано и кто им владеет?

Я, честно, не знаю, кто заплатил самую крупную сумму за экипировку, но на портале ClassicFootballShirts, который продает ретро-форму, самым дорогим лотом на данный момент является форма «Арсенала» 1994/95. В нее был одет Дэвид Хиллер в матче финала Кубка обладателей кубков УЕФА 1995 года против Сарагосы. Ее стоимость сейчас составляет 175.000 рублей.

У меня есть история из детства. Мы с ребятами играли в футбол во дворе, нам было 8-10 лет. За нами часто наблюдал очень старый дедушка, сидевший на лавочке неподалеку. Однажды он пригласил меня и несколько мальчишек к себе домой показать что-то очень важное. Придя к нему, мы увидели две футболки, на тот момент в наших глазах они были просто какими-то заношенными свитерами. Одна красная, другая желтая. Красная, по его словам, – футболка кого-то из сборной СССР, а желтая – игровая форма Пеле. «Ну Пеле и Пеле», – подумал я тогда.

Знал, кто это, но как-то не сопоставил важность фигуры Пеле, желтого свитера и старого деда. Прошло время, дедушка иногда появлялся во дворе, но потом куда-то пропал. Спустя еще какое-то время в квартире произошел пожар. Деда я больше не видел. В квартиру заселились его дочки и внучки, а что случилось со свитерами Пеле и кого-то из сборной СССР – неизвестно. Возможно, это могли быть самые дорогие лоты сейчас на рынке, но владельцу они явно были очень дороги. И очевидно, что не по финансовым причинам.

– Какая Ваша любимая форма прошлых лет? Почему?

Мне кажется, самая культовая форма всех времен и народов – комплект сборной ФРГ 1988 – 1990. Просто классика.

 

– Мне очень понравилась винтажная футболка «Атлетико» с «Питер Пеном» из недавнего поста на sports.ru. Где я могу приобрести ее оригинал и сколько она будет стоить?

В 2003 году Мадридский «Атлетико» подписал соглашение о спонсорстве с кинокомпанией Columbia Pictures. В итоге вместо титульного спонсора на форме были нанесены эмблемы фильмов, которые менялись, выходя в прокат. Всего на комплектах команды были запечатлены 16 различных картин. Такие футболки довольно редки и обычно не продаются в крупных магазинах ретро – формы. Думаю, стоит поискать среди коллекционеров, если вдруг кому-то в руки попались игровые футболки того времени.

За историей и обновлениями футбольных форм можно следить вместе с Ильей в Instagram, Telegramm, VK и Twitter их сайта.

***

Любите немецкий футбол! Цените немецкий футбол!

Смотрите немецкий футбол, подписывайтесь на наш блог и твиттер

 ***