15 лет назад Семак думал закончить с футболом из-за жестких сборов, но потом появился «ПСЖ» – а там устрицы, кабаре и вино
Год, продливший ему карьеру.
В декабре 2004-го Семак запустил две большие истории. Он оформил хет-трик на «Парк де Пренс» в последнем туре группового этапа Лиги чемпионов – в матче, где ЦСКА устраивала только победа, чтобы остаться в еврокубках.
ЦСКА выиграл 3:1, отобрал у «ПСЖ» третье место (впереди были «Порту» и «Челси») и попал в плей-офф Кубка УЕФА. Так началась первая история: через несколько месяцев команда Газзаева выиграла большой трофей, вывела на улицы всю страну, но сделала это уже без Семака. Потому что вторая история касалась лично его.
Хет-трик на «Парк де Пренс» сразил тренера «ПСЖ» Вахида Халилходжича. Тренер мог задуматься о трансфере Семака еще после первого матча (0:2): не все помнят, но в Москве Сергей тоже отлично проектировал игру и тоже забил. Четыре гола за две встречи – Халилходжич немедленно попросил руководство заняться переходом, хотя засматривался еще и на Манише из «Порту». Только на португальца клуб не выделил денег, поэтому всего через месяц Семак – 27 лет, в самом расцвете – перебрался во Францию. «ПСЖ» заплатил за него около 3 миллионов евро.
В день трансфера на гостевой ЦСКА появилось прощальное сообщение от человека под ником Semak. Все приняли это за розыгрыш, но футболист признался, что зарегистрировался, потому что не мог не попрощаться с фанатами.
Семак убеждал тренера, что будет вторым русским после Смертина, заигравшим во Франции. Провальный дебют намекнул, что вряд ли
Семак очень ждал предложения из Европы. В какой-то момент Газзаев перестал выпускать его в основе (был спад, а снова закрепиться помешала конкуренция – в атаке ЦСКА тогда играли Ярошик, Карвальо, Красич, Жирков, Гусев), но у переживаний в России была и глобальная причина: Сергея достали жесткие сборы и устаревшие методы, которыми пользовались тренеры. В интервью РБК в 2012-м он постарался объяснить: «Помню, летели мы в первый тренировочный лагерь с Валерием Георгиевичем в Израиль. Дорога до аэропорта, перелет, гостиница. Думаешь – приехали, надо немного отдохнуть. Но вместо этого – по стаканчику сока и на тренировку. А там пять раз по 1200 метров в хорошем темпе. На следующий день – еще больше. И так по нарастающей. Это вряд ли могло радовать».
Сейчас в это сложно поверить, но тогда Семак даже думал закончить с футболом – да, один из наших самых железных игроков безумно устал к 28 годам. «Из-за этих предсезонок никаких сил и желания играть уже не было, – рассказывал Сергей. – Но тут как нельзя кстати получил приглашение в «ПСЖ».
Сначала Семак слетал во Францию, чтобы просто приглядеться к клубу: сходил на стадион, на базу, поужинал в ресторане с Халилходжичем и прошелся по музеям. Сергей был заряжен сменить обстановку, это подтверждают слова Халилходжича: «Когда я ему сказал, что ни одному россиянину, за исключением, возможно, Смертина в «Бордо», не удалось заблистать во Франции, он ответил: «Это потому что они приехали слишком молодыми (Сычеву на момент трансфера в «Марсель» было 19, Панову в «Сент-Этьен» – 24 – Sports.ru). Мне 28 лет, я более зрелый игрок, у меня больше опыта».
Париж быстро очаровал Сергея, а перед подписанием контракта он удивлялся, насколько жестче в Европе медосмотры. «Пришлось сдавать очень непростые спортивные тесты, делать анализ крови, пройти подробнейший осмотр у врача, – делился Семак со «Спорт-Экспрессом». – Да рентген сделали едва ли не каждого сустава. В общем, прочувствовал на собственной шкуре, насколько серьезно относятся к выбору потенциальных новичков».
Потом Семак еще раз заглянул в Москву, чтобы попрощаться с командой. Было очень тепло: тренеры улыбались, бразильцы желали удачи, а Кириченко повторял: «Ой, парижанин приехал». Через пару часов Семак снова отправился в аэропорт – во Франции его ждала презентация, на которую аккредитовались больше сотни журналистов.
В выходные «ПСЖ» играл с «Монако» на выезде, и Халилходжич планировал выпустить Семака в старте. Он еще не набрал форму, зато подробно изучил предыдущие матчи клуба. «Обычно команда использует схему 4-2-3-1, – разжевывал Семак российским журналистам. – На острие выдвинут Паулета, а мне, возможно, будет предложена роль атакующего центрального полузащитника. В нынешнем сезоне команда пока не впечатляет. Три последних матча завершила нулевыми ничьими, решение задачи на сезон (попасть в тройку – Sports.ru) заметно усложнилось. Скоро должен вернуться Ротен, много пропустивший из-за травмы, – это нам поможет».
Семак был прав: на игру с «Монако» он вышел прямо под Паулетой и заслужил похвалу от La Parisien («Такой полузащитник был нужен Халилходжичу»). Только «ПСЖ» проиграл 0:2, а сам Семак грустил, что с его дебютом поспешили: «Я не удовлетворен ни своими действиями, ни выступлением всей команды. Мы играли очень плохо. Для выхода на свой уровень одного матча мало, будем прибавлять».
Семак влюбился во Францию. Там ему было максимально хорошо
Франция была идеальным местом для Семака. Еще в России он начал коллекционировать вино, собрал около 150 бутылок, а в «ПСЖ», как и в любом французском клубе, тренеры пили вино за ужином перед матчами – и разрешали игрокам. Тогда Семак узнал много нового. «Это хорошее винное образование, – рассказывал он изданию о вине Simple Wine News. – У французов особым шиком считается купить очень хорошее вино за небольшие деньги. Что-нибудь от малоизвестного хозяйства, которое ничем не уступает именитым замкам. Ездили в Шампань, где у небольшого производителя купили сто ящиков шампанского на троих по смешной цене. Я долго потом раздаривал его друзьям и знакомым».
Семаку нравилась атмосфера свободы, отношения с тренерами и руководством были намного ближе, чем в России. Он восхищался красивыми стадионами, в свободное время ходил в Лувр и музей Орсе, заглядывал в кабаре «Мулен Руж», «Лидо», «Крейзи Хорс» и любовался маленькими городками в Провансе. Как только появлялся выходной, Семак изучал новые места: «От Парижа полтора часа до Реймса – это Шампань, столько же до Виля – это уже Бретонь и Нормандия. Франция – страна не очень большая, но посмотреть есть на что. Так что не скучал. Изъездил все вдоль и поперек и теперь спокойно там ориентируюсь».
Семак полюбил устриц и улиток, которые часто заказывал в ресторанах, но все же тосковал по дому – эту грусть тушила забота первой жены Светланы. «Предпочитаю русскую кухню: вареники, пирожки. Моя Света прекрасно готовит, – говорил Семак «Экспресс-газете». – Сам я умею суп варить – овощной, грибной. Прислуги нет. Светлана сама занимается домом, хозяйством и сыном Ильей. Ему 8 лет. Илье нравится во Франции, он учится в футбольной школе, за короткое время выучил французский язык. Я тоже быстро выучил, занимался с педагогом, через неделю уже стал разговаривать. А вот Света совсем мало говорит по-французски. У нее русские подруги, так что язык ей особенно не нужен».
Поначалу семья жила в гостинице, но потом клуб снял Семаку дом в 20 км от Парижа – пригороде Сен-Жермен-ан-Ле. Оттуда игрок добирался до базы на машине, чего никогда не забудет – потому что партнеры просили оставлять ее за воротами. Дело в том, что изначально клуб давал футболистам служебные автомобили, но вдруг случилась заминка: «Знакомые предложили свой «Ситроен». Думаю – почему нет? Для Парижа – то, что надо, с парковкой меньше хлопот. Но на базе на фоне дорогущих моделей моя выделялась не в лучшую сторону. Ребята шутили: «Сергей, оставляй машину за воротами. Не позорь клуб!»
В Париже было приятно и красиво, но на поле настроение Семака портилось.
Всего один гол за 26 матчей. Семак мог уйти в «Марсель», но отказался – все-таки это враг «ПСЖ»
Семак недолго играл при Халилходжиче, всего через месяц – после 6 матчей без побед – тренера уволили: команда провалилась в Лиге чемпионов и шла на 12-м месте в чемпионате. Новым главным стал Лоран Фурнье, который работал с дублем. «ПСЖ» вроде бы преобразился, выиграл три матча из четырех, но потом команду снова зашатало: победы разбавляли серии ничьих и поражения.
Александр Дорский в монументальном тексте про Семака писал, что Фурнье пытался найти ему оптимальную роль и постоянно перемещал по полю: ставил в центр при 5-3-2, на фланг при 4-3-3 и даже чистым форвардом, когда травмировался Паулета. В апреле Семак забил первый и единственный гол во Франции, когда «ПСЖ» обыграл «Ниццу» 3:1 – вбежал в штрафную с левого фланга и пульнул в дальний угол на 84-й минуте.
Классно, но ни на что не повлияло: Фурнье безуспешно пытался найти лучшую версию Семака, который превратился в игрока ротации. Команда закончила сезон на 9-м месте, но очень здорово начала следующий: до зимы не вылезала из тройки, но было ясно, что Семак скоро уйдет. В сентябре он окончательно потерял место в старте, выходил только на замену, а в декабре клуб возглавил Ги Лякомб. Новый тренер не хотел отпускать Сергея, но тот уже не верил, что во Франции получится. Агент Кристоф Ютто начал искать новый клуб, в какой-то момент Семак мог оказаться в «Марселе».
«Хотели взять меня в аренду, – рассказывал он «Экспресс газете» в декабре 2005-го. – Но «ПСЖ» и «Марсель» – два непримиримых врага. Нельзя балансировать между ними. Болельщики клубов относятся болезненно к таким вещам. И я отказался. Мой агент встречался с представителем французского клуба, с его вице-президентом. В принципе, новый тренер против того, чтобы я уходил, но мне скоро тридцать лет. Мне нужно много играть. Как бы там ни было, решение о возможном переходе будет принято только в середине февраля».
Даже интервью про уход из «ПСЖ» были пропитаны любовью и уважением к Франции:
«Честно говоря, в другой клуб переходить бы не хотелось. Во Франции выше уровень футбола, налажен быт... Здесь человек относится к своему здоровью бережнее, чем в России. Во Франции никто никогда не будет играть с какой-то травмой, на уколах, ему всегда дадут время долечиться».
В начале февраля 2006-го появились слухи о переходе в«Москву», хотя Ютто рассказывал, что Сергеем интересовались чуть ли не во всех странах Европы: «Могу назвать португальскую «Бенфику», три турецких клуба – «Галатасарай», «Фенербахче» и «Трабзонспор», два испанских, два немецких, три английских... Но скажу сразу – среди них не было «Челси».
Но Семак выбрал Россию. Когда «Москва» объявила о трансфере, Лякомб сказал, что Сергей просто потерял уверенность, а капитан того «ПСЖ» Жозе-Карл Пьер-Фанфан указал на другую причину: «Он приехал в середине сезона, совсем не знал языка. Семак был хорош на ограниченном пространстве и при коротких перепасовках, но после трех мячей в Лиге чемпионов все ожидали, что здесь он будет делать то же самое каждую неделю. Ожидания были слишком высоки».
***
Первое обстоятельное интервью после возвращения Семак дал программе «Футбол России». Рассказал, что теперь лучше понимает легионеров в наших клубах и, улыбаясь, произнес эпохальное: «Привыкать к Европе, наверное, немного проще, чем к России».
Несмотря на то, что год в «ПСЖ» получился скомканным, Семак уверен, что именно этот период продлил ему карьеру до 37 лет: «Год в другом футбольном мире с другим подходом к тренировочному процессу и свободному времени позволил с новыми силами продолжить карьеру и помог вновь начать получать удовольствие от работы. А ведь те мои друзья, кто остался тогда в России, сейчас уже почти все закончили с футболом. Те же, кто, наоборот, уезжал, к примеру, Дима Хохлов и Влад Радимов, играли дольше».
Возможно, чувства Семака к Парижу даже сильнее, чем нам кажется. В 2018-м незамеченным прошло интервью сайту Goal.com, где он пошутил (пошутил ли?), что хочет вернуться туда тренером:
«К сожалению, я очень быстро покинул «ПСЖ». Мне нравилось в Париже и Франции. Но у меня было много предложений вернуться в Россию, и я пошел на этот шаг. Сейчас очевидно, что во мне осталось немного разочарования. Я слишком мало сыграл за «ПСЖ».
– Где вы видите себя через 5-10 лет?
– Хочу вернуться в Париж.
– В самом деле? Как тренер?
– Лучше тренером, но я не расстроюсь, даже если просто приеду как турист, чтобы посмотреть город».
Интервью с Семаком только о футболе
Семак был крутым. Играл на всех позициях – сейчас в России вообще нет таких футболистов
Фото: East News/AP Photo/CLAUDE PARIS, REMY DE LA MAUVINIERE; РИА Новости/Михаил Фомичев; twitter.com/pfc_cska; planetepsg.com; globallookpress.com/Alexander Chernykh/Russian Look
Все-таки удивительно, как факты забывают спустя 15 лет. Карвальо почти не играл в сезоне 2004, а только изредка выходил на замену. Красич тоже в основном выходил на замену. Ярошик никогда не играл в атаке. Вингеры Гусев и Жирков вообще не в кассу. Семак стал меньше попадать в основу, когда в ЦСКА пришел Вагнер Лав и они с Оличем стали играть в дуэтом в атаке. В матче с ПСЖ в конце сентября 2004 Олич сломался фактически до конца сезона, и Семак стал вновь выходить в основе. Семак забил гол и заработал пенальти в той игре, как раз заменив травмированного Олича.
- ???
- лё Семак!
- @ху*ть!
(С)
Слышал только о приятельских договорённостях двух команд о том, чтобы не было между ними трансферов.