«Зенит» никогда не станет чемпионом». 15 лет знаменитой фразе Петржелы, который считал, что Петербург душат судьи
Сказал после 1:1 с «Локо».
«Аршавин играл в защите, потому что больше было некому. Вот только Боровичка (ассистент) еще остался».
«Бышовец (главный тренер «Томи») ушел с пресс-конференции, потому что наплевал на «Зенит», ему стало стыдно. Я первый раз его видел. Мне неизвестен этот человек».
«Команда очень расстроена, что меня оплевали за Быстрова. Все ребята знали, что Быстров не прав. Это и помогло победить».
В 2005-м Властимил Петржела превращал пресс-конференции в дерзкие шоу имени себя. Кого-то они веселили, кого-то раздражали, но точно делали наш футбол чуть менее скучным. Три фрагмента выше – легкая версия того, на что был способен Петржела. Но в том же 2005-м он выдал одно из самых запоминающихся выступлений в жизни.
Это было 30 апреля. После матча с «Локомотивом».
Игорь Егоров не поставил пенальти на 90-й минуте и послал Радимова. Перед игрой фанаты «Зенита» вывесили баннер «Наше место №1»
Шел 7-й тур чемпионата, «Зенит» с 12 очками возглавлял таблицу вместе с «Торпедо» и опережал «Локо» на балл. В Петербурге верили, что клуб дотянется до титула, даже несмотря на денежную пропасть с московскими: два года назад «Зенит» стал вторым, год назад четвертым, Петржела блестяще ставил игру в атаке, а юные Кержаков и Аршавин создавали магию чуть ли не в каждой игре.
Отчаянный старт сезона усиливал надежду, тем более «Зенит» уже разобрался дома с «Динамо» (4:1) и ЦСКА (1:0), а «Локо» к матчу на «Петровском» подходил немного разобранным: вместо Семина, взявшего сборную, главным тренером стал Владимир Эштреков. «Зенит» был первым соперником, к которому он полноценно готовил команду.
К матчу притягивали и дополнительные сюжеты. Петржела любил говорить, что «Локо» – один из самых грамотных соперников «Зенита», проигрывать ему запрещено. В состав красно-зеленых после травмы вернулся Сергей Овчинников, не пропускавший до этого почти 10 часов. Отдельно цепляла их новая встреча с помощником Петржелы Владимиром Боровичкой, которого Овчинников чуть не придушил в 2003-м после матча в Москве («Зенит» выиграл 2:1) – за то, что тот попросил кипера отойти от зенитовской скамейки после финального свистка.
«Зенит» начал резвее, Быстров несколько раз взрывался на фланге и придумывал полумоменты, но идей для гола не хватало. В середине тайма завелся «Локо», создал пару шансов, но тоже не забил. После перерыва было напряженно, а последние 20 минут вообще раскалились. На 72-й Малафеев сбил Лиму в штрафной и получил с пенальти от Лоськова, но быстро сравнял: Кержаков пульнул из-за штрафной, Овчинников неловко отбил перед собой, и чех Лукаш Гартиг положил в пустые.
«Зенит» побежал добивать гостей и на последней минуте заработал угловой. Трифонов на ближней штанге подрезал мяч на дальнюю, передачу готовился замкнуть Кержаков, но упал после жесткого контакта с Омельянчуком. Эпизод явно тянул на пенальти, но судья Игорь Егоров промолчал. Тогда на него набросился капитан хозяев Владислав Радимов: они несколько секунд покричали, и Егоров удалил полузащитника. Как потом говорили журналисты, Радимов припомнил арбитру, что в конце первого тайма, когда в штрафной Овчинникова свалили Яна Флахбарта, Егоров тоже не поставил чистый пенальти. Да еще и показал чеху желтую за симуляцию.
Матч закончился 1:1, Петржела пришел на пресс-конференцию почерневшим от досады. Тогда же он произнес фразу, заламинированную в истории: «Зенит никогда не будет чемпионом… Никогда». Драматизма придала пауза – тренер будто успел порепетировать, прежде чем войти в зал.
Забавно, что перед свистком на вираже развернули баннер «Наше место №1» и зажгли файерами трогательное «Верим».
Быстров и Радимов говорят, что «Зенит» тогда судили несправедливо – но так было со всеми небогатыми клубами
Петржела не остановился. «Судья как минимум три пенальти не назначил, – продолжил тренер. – Радимов просто спросил судью, почему он не свистнул стопроцентный пенальти на Кержакове. Судья дал ему желтую. Потом судья сказал Радимову: «Пошел на ###» И дал ему красную».
«Это мое единственное удаление в чемпионатах России, – рассказал Sports.ru Радимов. – На 90-й минуте в ворота «Локомотива» не поставили чистый пенальти. Судья демонстративно отвернулся, хотя все видели, что Кержаков сейчас бы забил в пустые ворота, а его просто срубили. У меня уже была желтая, и Егоров удалил за разговоры. Послал меня грубо. Я в ответ послал его».
Все понимали, что Петржела сказал про чемпионство, намекая на странное судейство, но даже своих фанатов смутила такая реакция тренера. Известный в Петербурге фанат Максим «Пацифик» Дукельский, который начал болеть за «Зенит» в начале 80-х, в конце 90-х стал одним из первых футбольных хулиганов Петербурга, а затем одним из лидеров фанатского движения, объяснил, что тогда происходило:
«Совсем не помню матч, но отлично помню, как Петржела это говорит. Даже выражение лица. Вообще к Петржеле относились очень хорошо: заряжали его фамилию с трибуны, на день рождения подарили шарфик «Властимил Первый», который у него долго висел дома. Хоть фраза и сказана в определенном контексте, она все равно приводила в недоумение, многие ее не понимали. Но испортить отношение к себе Петржела не успел – «Зенит» быстро стал чемпионом».
В Петербурге тогда действительно считали, что «Зенит» – как и другие небогатые команды лиги – часто душат судьи, это обсуждали и футболисты. Владимир Быстров, перешедший через полтора месяца в «Спартак» и обвинивший в этом Петржелу, рассказал Sports.ru:
«Сам матч не помню, но цитату – да. Серьезно к ней не отнесся, потому что, если бы всегда обращал внимание на слова Петржелы, то сошел бы с ума. Это он уже от безысходности сказал, психанул. Надо же что-то ляпнуть. Но то, что странно тогда судили, по-моему, ни для кого не секрет. Кому-то помогали, кого-то прибивали.
Судья мог удалить ни за что, а через пару лет извиниться при личной встрече. Тогда были очень развиты закулисные игры. Могли голы не засчитывать, офсайд левый поднять специально. Когда был молодой, не все понимал, но сейчас уже такие детали очевидны. Игра была и за пределами футбольного поля». Это касается не только «Зенита». Так судили большинство команд. В каждом сезоне было по-разному, кто-то бил 50 пенальти, а кто-то всего 5. А когда шла борьба за чемпионство, было достаточно помочь всего в парочке матчей. Так и жили».
Владислав Радимов тоже замечал несправедливость: «Мы понимали, что Петржела имеет в виду – что с таким судейством тяжело чего-то добиться. Это же было не первый раз».
«Зенит» тогда несправедливо судили – как и других рядовых участников лиги, – согласен Дукельский. – Время от времени и вовсе убивали. Мы же тогда не входили в элитную категорию, так что никакого особенного отношения не было. А вот в 2006-м появились определенные привилегии: пришел «Газпром», удачно выступили в Кубке УЕФА. Не предвзятое отношение, но доброжелательное.
«Зенит» поднялся, стал заметным клубом. У нас ведь как в стране: сильным – все, а слабым – быть еще более слабыми. Все определяет статус».
Дукельский говорит, что другие фанатские движения не делали масштабных акций с обыгрыванием фразы Петржелы, но Радимов вспомнил, что видел баннер: «Не помню, где именно это было. Но послание: «Зенит» никогда не станет чемпионом». И подпись – Властимил Петржела».
Это случилось как раз на ответной игре с «Локо». Фанаты хозяев вывесили издевательское баннер, который провисел почти тайм.
После чемпионства-2007 Петржела взял слова назад. И сказал, что счастлив
После игры медиа обсуждали уместность фразы Петржелы, в «Советском спорте» вышел текст Уткина «Почему «Зенит» не станет чемпионом», где Василий рассуждал о поражениях в принципиальных матчах и психологическом давлении из-за огромного ажиотажа в городе вокруг клуба. В июле вышел другой, но очень схожий по тональности текст, в газете «Невский спорт», заголовок звучал так: «Видимо, Петржела был прав. При таком подходе «Зенит» точно не станет чемпионом». Его написал Илья Казаков, заявивший, что Петржелу пора выгонять.
Руководство «Зенита» отмалчивалось, но спустя полгода гендиректор клуба Илья Черкасов сказал, что фраза никому не понравилась: «Я бы не стал говорить о несвоевременности. Бестактность, выходящая за рамки не просто корпоративные, но и человеческие, – во все времена бестактность. А штрафов не было. Поскольку не думаю, что это как-то отразилось на судьбе чемпионства».
Больше в том сезоне Петржела не ругал судей, а в конце 2005-го сказал «Спорт-Экспрессу», что был не прав, а пресс-конференции вообще надо запретить: «Я произнес это сразу после матча. Была буря эмоций, с которыми я не смог совладать. Поэтому всегда был и буду против этих пресс-конференций. Там говоришь то, чего позже никогда не сказал бы. Если бы не верил в чемпионство, давно уехал бы домой. Для меня нет разницы между вторым местом и шестым. Интересно быть только чемпионом. И я уверен, что мы этого добьемся».
Через пару недель «Зенит» купил «Газпром», и спустя полгода Петржелу уволили. Он так и не смог взять с клубом титул, а оправдываться за цитату приходилось и после отставки. Летом 2007-го, когда «Зенит» уверенно мчался к титулу, ему напомнили про матч с «Локо» во время интервью «Российской газете». Тренер выкрутился: «Сейчас, при такой финансовой поддержке акционеров и при таких футболистах, помешать «Зениту» стать чемпионом может только чудо. Если не в этом году, то тогда точно – никогда. Хотя сегодня я очень четко понимаю смысл фразы «никогда не говори никогда».
Когда Адвокат сделал «Зенит» чемпионом, Петржела не показывал ревности. Наоборот, сказал, что безумно рад, и его слова из 2005-го больше не актуальны: «Забираю назад. И забираю их счастливым человеком. Потому что очень рад победе, как и все питерские болельщики. «Зенит» – моя единственная любимая команда, и этого я никогда и не скрывал».
Да, Петржела не выиграл с клубом большой трофей, но в Петербурге его обожают не меньше Адвоката.
И это справедливо.
Cпорим, вы не назовете минимум 2 тренеров команд РПЛ?
Фото: РИА Новости/Алексей Даничев, Игорь Руссак; REUTERS/Alexander Demianchuk; fc-zenit.ru
Хотя ничего с тех пор не изменилось) что тогда Зениту чистые пенальти не давали с Локо, что сейчас
Занавес.
на 2:28 Керж во вратарской замыкает дальнюю штангу и паровозник просто выносит его за лицевую на глазах у судьи )
Вот о таких временах и ностальгируют глоры московских политпроектов ))