Барриос, марсиане и еще одна гипотеза аномального прогресса Магомеда Оздоева
Стремительный прогресс Магомеда Оздоева в этом календарном году заметили примерно все, ведь за последние 8 месяцев он совершенно неведомым образом превратился из «безнадежного лимитчика-лавочника» в ключевого игрока «Зенита» и лучшего опорника страны.
Качественная и очень объемная работа в разрушении, которой способствует отличная физическая готовность и игровая интуиция, дополняется активнейшим участием в розыгрыше мяча и стремлением обострять при любой возможности. Практически в каждом матче он приятно удивляет тонкими пасовыми решениями – повышается сложность передач и их быстродействие (минимум лишних касаний), но при этом не падает качество.
На сегодня Оздоев – с отрывом лучший хавбек лиги в части исполнения длинных передач (9,4 за матч при 76% точности – в двух предыдущих сезонах таких цифр не выдавали даже такие признанные спецы по этой части, как Фернандо или Паредес), да и ключевых под удар у него уже набежало немало (1,6 за игру), хотя понятно, что в силу достаточно глубокой позиции для Магомеда это далеко не основная функция.
В плане «отбороспособности» у Маги тоже все в полнейшем порядке – по сумме удачных отборов, перехватов и подборов он также в топе на своей позиции (5 отборов и перехватов и больше десятка подборов за игру). И главное, что после этих возвратов владения команда регулярно создает моменты и забивает.
В этом сезоне уже 6 подборов и отборов Оздоева привели к голам в чужие ворота, в то время как Барриос, который тоже выгрызает для команды много мячей, пока не сделал ни одного результативного возврата (его отборы скорее направлены на установление контроля, но редко провоцируют быстрый выход в атаку).
Всего же в 13 сыгранных матчах чемпионата Оздоев поучаствовал в 11 результативных атаках (3 гола + 2 голевые + 6 предголевых), и для опорника это что-то из ряда вон выходящее.
В двух предыдущих сезонах из игроков центральной оси по 20 результативных баллов набирал только Перейра, но уругваец в 4-3-3 все-таки располагался ближе к атакующей тройке, прикрываемый с тыла Газинским и Каборе. Близкие цифры были у игравших ниже Фернандо и Паредеса, однако и тот, и другой около трети результативных баллов набирали на стандартах, тогда как Оздоев преуспел именно в развитии игровых комбинаций.
На данный момент в кулуарах обсуждаются три самые популярные гипотезы, объясняющие это внезапное и крайне загадочное перерождение Магомеда:
На самом деле Оздоева подменили марсиане.
2. На самом деле Оздоева обучил футбольной науке Барриос.
3. На самом деле Оздоев и раньше был не обделен талантами, но этого не принято было замечать.
Первая версия хороша почти всем, за исключением отсутствия мотива у инопланетных пришельцев к совершению подобного рода диверсии.
Вторая чуть более приближена к реальности, хотя и в ней есть, как минимум, несколько логических несоответствий. Безусловно, в плане умения вести единоборства, цепкости, жесткости и неуступчивости у Вильмара любому есть чему поучиться, однако не стоит считать, что до знакомства с колумбийцем Оздоев был обделен этими качествами.
Покопавшись в инженерных архивах, я наткнулся на одну любопытную табличку трехлетней давности.
В мае 2016-го, когда сборная России готовилась к Евро, Леонид Слуцкий ломал голову, кем заменить травмировавшегося Игоря Денисова. Тогда в обойме было несколько основных кандидатов (выделены цветным фоном), но в расширенном списке игроков с нужным паспортом имелись и достаточно любопытные альтернативы.
Оздоев – как раз одна из них, поскольку по отбороспособности он являлся одним из лучших опорников в лиге по итогам того сезона.
Самое интересное, что и в плане передаточных характеристик тогда он выглядел очень здорово – те же 75% точности длинных передач (пусть и при меньшем объеме) и почти 2 ключевых за игру. Да и в целом по карьере отклонения в этих показателях лежат в сравнительно небольшом диапазоне (и это при том, что в «Рубине» набивать достойные цифры в атаке куда сложнее, чем в настроенном на конструктив «Зените»).
Из этого можно сделать вывод о справедливости именно третьей гипотезы, и Магомед просто воспользовался выпавшим шансом продемонстрировать свои реальные возможности. И в данном случае под «шансом» стоит понимать не локальный выход в старте в рамках ротации на отдельно взятый матч, когда отдыхала почти вся основа, а именно получение стабильной игровой практики на протяжении более-менее длительного отрезка сезона.
Присутствие такого напарника, как Барриос, в какой-то мере является катализатором и ускоряет прогресс Оздоева, позволяя ему смелее играть в атаку, наглее выбрасываться в прессинг и прокачивать сопутствующие навыки (примерно в той же степени, в какой в эпоху Дика Адвоката присутствие «бульдога» Денисова развязывало руки Зырянову и Широкову).
Наличие Дзюбы на острие (равно как и быстрых игроков на флангах) позволяет практиковать и оттачивать диспетчерские умения, которые сейчас очень востребованы и в клубе, и в сборной.
В этом смысле Оздоев после весьма специфичного во многих аспектах «Рубина» действительно оказался в очень комфортной для себя среде обитания, где ему проще проявлять свои лучшие качества и раскрывать неожиданные грани таланта.
И пока есть стойкое ощущение, что его очевидный потенциал еще далеко не исчерпан.
В нашем паблике ВК еще больше интересностей по «Зениту», российской премьер-лиге и национальной сборной России. Подключайтесь!
Плюсы и репосты традиционно приветствуются: больше плюсов – больше аналитики – больше текстов! Подписывайтесь на блог, чтобы знать все об РПЛ.
Теперь ясно, почему Богданыч так долго защищал Оздоева, не отцепил его из состава, даже когда главные "эксперты" росфутбола либо махнули рукой на Магомеда, либо в открытую смеялись и над ним, и над Зенитом.
Оздоев в Зените играет б2б, он не опорник, хоть и находится глубоко. И да, он обостряет и обыгрывается, чего хотя бы стоит гол в ворота Урала.