Лэмпард снова на «Стэмфорд Бридж», откуда чуть не сбежал после смерти мамы. Она главный человек в его жизни
История гигантской любви.
В тот день Лэмпард вел себя отвратительно. После школы они с мамой гуляли по торговому центру, и Фрэнк все делал ей назло: упрямился, перечил и даже нелепо огрызался. В какой-то момент женщина не выдержала и накричала, он в ответ наговорил глупостей.
Успокоившись, оба замолчали минут на 20 и оттаяли, только когда Лэмпард расплакался и сказал маме, что больше не хочет с ней ссориться. Никогда.
С тех пор Фрэнк и Пэт не ругались.
Отец Лэмпарда, Фрэнк-старший, который провел за «Вест Хэм» около 600 матчей с конца 60-х и до середины 80-х, был строгим и нетерпимым родителем: давил на ребенка лекциями о самоотдаче и перфекционизме, а после блеклых матчей сына за академию «Вест Хэма» называл его игру дерьмом и орал так, что в доме дрожали стены. Во многом из-за этого Лэмпард стремился все делать идеально и стал одним из лучших полузащитников Англии, но тогда он не понимал папу и, конечно, здорово на него обижался.
Когда Фрэнку было 13, и он провалил матч, отец довел его до слез и побоялся приводить домой в таком состоянии – мама ненавидела, что муж снова вымещает на ребенке личные амбиции. Чтобы успокоить Лэмпарда, папа сводил его на полчаса в Гайд-парк, но это не спасло: зайдя в дом, Фрэнк забежал в ванную и ревел там полчаса. Утешить его смогла только мама.
Пэт всегда спасала Лэмпарда. Она удивительно легко создавала в доме гармонию, когда вокруг было нервно и неуютно.
«В ней есть что-то такое, что помогает ей справляться с любыми неприятностями, – писал Фрэнк в автобиографии. – Она видела и ненависть болельщиков ко мне, и мои успехи – и всегда оставалась скромной и спокойной и никогда не изменяла себе. Когда все было плохо, она давала мне столь необходимую поддержку. Бывало, что я проводил плохой матч, и папа был слишком суров ко мне – отчасти из-за твердости характера. Мама находила баланс, подбирая правильные слова. Когда у меня были неудачные периоды в «Вест Хэме», она слышала обо мне много плохого, но никогда не давала об этом знать и всегда ограждала от этого».
Фрэнк с особым трепетом любил маму, ни одна страница его книги не пышет восхищением так, как те, где упоминается Пэт. Именно благодаря ей мы знаем Лэмпарда не просто классным футболистом, а еще умным и скромным мужчиной, который сторонится выпендрежа и избегает дурацких историй. Правда, 19 лет назад одна такая все же случилась – и навсегда его изменила.
Летом 2000-го три молодые звезды «Вест Хэма» – Лэмпард, Кирон Дайер и Рио Фердинанд – отдыхали на Кипре, и об этом узнала вся Англия. Таблоид News Of The World достал копию видео, на котором пьяные футболисты веселились с неизвестными спутницами, и опубликовал фотографии – на одной из них Дайер (у него дома осталась беременная подруга) занимался с девушкой сексом.
«Пресса назвала нас животными, но нам было плевать, – говорил Дайер Daily Mail спустя 18 лет. – Теперь я выступал в Премьер-лиге, играл за сборную – все хотели меня. Это чувство сводило с ума, у меня могло быть три девушки сразу.
Фрэнк Лэмпард (слева) и Кирон Дайер (справа), 1999-й год
Это была часть взросления, и мне не о чем жалеть. Я мог позволить себе все что угодно и не знал, как с этим бороться. Мы не хотели играть по правилам, которым подчинялось общество. Опасное чувство, но никто не говорил нам, что так нельзя. Каждый хотел видеть нас в своем баре, мы могли прямо с пляжа, в шортах и в песке, пойти в клуб, и нас всегда пускали».
Вернувшись в Англию, Дайер был расслаблен, ему стало не по себе, только когда фотографии увидела мама и швырнула газету сыну в лицо со словами: «Ты меня опозорил».
В отличие от партнера Лэмпард переживал намного сильнее. Он не помнит, что кричал ему отец, смотря на стыдные снимки, зато никогда не забывал разговор с мамой:
«Я сидел в ванной и чувствовал себя ужасно. Мама позвонила и сказала, что футболисты, которые попадают в такие истории, спускают карьеры в унитаз и остаются ни с чем. Мама говорила с большим жаром, она не плакала, но по ее голосу чувствовалось, насколько она расстроена. Могу честно сказать, что эта ее реакция повлияла на меня больше, чем что бы то ни было в этом скандале».
Тот разговор помог ему остаться на земле, когда хотелось взлететь. И сформировал Фрэнка Лэмпарда, которого мы полюбили.
Пэт действительно была очень уравновешенной и тактичной женщиной, она не заводилась, даже когда сына поливали грязью, но умела изящно и остро ответить.
В 2005-м Фрэнк стал лучшим игроком сезона по версии Ассоциации футбольных журналистов, и Лэмпарды пришли на награждение в отель Royal Lancaster. «В тот вечер с мамой заговорил один репортер, писавший обо мне гадости в мой первый сезон в «Челси», – вспоминал Лэмпард. – Он рассказывал, насколько я хорош, и так далее. Она вежливо его выслушала, кивая в подтверждение. Когда он закончил, она отшила его одной фразой: «Вы ведь не всегда так говорили, правда?».
После перехода Фрэнка в «Челси» родители купили новый дом недалеко от стадиона: оттуда было удобно ходить на матчи, а после них поужинать с сыном в ресторане или выпить пива в баре. Во время игр Лэмпард несколько раз смотрел на трибуну, где сидели родители, заряжался от них теплом и каким-то магическим электричеством.
Но в один момент все изменилось.
14 апреля 2008-го Пэт госпитализировали с тяжелой формой пневмонии, через 10 дней она умерла – в 58 лет.
Фрэнк был потерян: «Когда меня спрашивали, верю ли я в бога, я всегда отвечал утвердительно, но не особо об этом задумывался. Все изменилось со смертью мамы. Я начал ходил в церковь. Первой реакцией был гнев – мама была самой замечательной женщиной в моей жизни, как это могло случиться с ней, с нами? В мире столько подонков и сволочей, так почему они живы, а она нет?!»
Через неделю после трагедии у «Челси» был ответный матч полуфинала ЛЧ с «Ливерпулем» (1:1 на «Энфилде в первой игре), и все думали, что Лэмпард его пропустит. Но он отважился выйти на поле – и протолкнул «Челси» в московский финал. Пенальти на 8-й минуте добавленного времени, удар в правый нижний, 2:1 («Челси» в итоге победит 3:2) и одна из самых трогательных реакций на гол в истории: Фрэнк замедлил бег, упал на колени, из глаз потекли слезы. Поднявшись, он указал на небеса, на секунду приподняв взгляд.
Казалось, что в тот момент он принял неизбежность смерти и понял, что нужно продолжать жить, но все было намного сложнее. Начался тяжелейший этап, который чуть не задушил Фрэнка.
Он не был готов играть в финале без мамы, поэтому представлял, что она рядом: «Итак, стою я в туннеле в Москве и чувствую, что мои дела плохи. Тогда я мысленно обращаюсь к маме и говорю: «Мам, помоги мне, сегодня мне нужны легкие ноги». Глупо, да? Но я вышел на поле и почувствовал себя нормально. Это приятное воспоминание. А вот о том, как закончился тот матч, вспоминать не хочется».
Лэмпард отдал «Челси» 13 лучших лет карьеры, но мог уйти не в 2014-м, а сильно раньше – в 2009-м. Это был единственный раз, когда он хотел сбежать из Лондона, сбежать со «Стэмфорд Бридж», где с трибун ему больше не махала улыбчивая мама.
Конец сезона-2007/08 Фрэнк провел на автопилоте и летом попросил руководство продать его в «Интер» – к Жозе Моуринью, который каждый день писал игроку после 24 апреля. Но Лэмпард сам же и сорвал трансфер в последний момент. Переборол себя и признался, что это было бы не очень честно: ведь он собирался в «Интер» не из-за статуса команды или любви к ней, а из-за мамы.
«Я просто не мог свыкнуться с тем, что больше не буду искать взглядом маму на трибунах, – объяснял Фрэнк Daily Mail в начале 2009-го. – Даже сейчас я все еще ощущаю пустоту, и мне очень сложно справляться с этим. Уйму вещей мы делали вместе: заходили в универмаг Harrods на чашку чая, бывали в одних и тех же ресторанах, поэтому я вдруг осознал, что просто не могу больше ходить по всем этим местам. Мне хотелось куда-нибудь сбежать, я подумал, что не могу так больше жить, что мне нужно уехать из Лондона.
Меня можно назвать маменькиным сынком. Всегда им был и всегда им буду. Никакого рационального объяснения этому я найти не могу, поэтому ее уход так сильно по мне ударил. Моя жена раньше любила поиздеваться надо мной: потому что каждый раз, когда я болел, даже в 29 лет, я всегда звал только маму. А потом она ушла, и это было так внезапно. Не было времени, чтобы свыкнуться с этим. Ужасно».
В 2013-м Фрэнк начал писать детские книжки и каждую из 19 посвятил Пэт. Теперь Лэмпард возвращается на «Стэмфорд Бридж» и сможет дарить ей новые победы «Челси».
Уже как тренер.
Лэмпард идет в проблемный «Челси»: уход Азара, трансферный бан и травмы
Фото: REUTERS/Eddie Keogh; instagram.com/franklampard (2,4); Gettyimages.ru/Laurence Griffiths/Allsport, Dean Mouhtaropoulos, Mike Hewitt, Ryan Pierse
Отмечая др всегда поздравляю маму. Это ее праздник. Она нам дарит самый дорогой подарок- жизнь. Носит 9 месяцев, заботиться, учит, оберегает. Связь матери и дитя самая сильная связь.
Но всегда удивлял один факт, как в 21 веке в отнюдь не самой бедной семье мира можно было скончаться от пневмонии? Может кто-то знающий объяснить, почему так вышло? Поздно обратились за помощью или есть какой-то особый вид заболевания, не поддающийся лечению? Просто я сам дважды перенес этот недуг в 6 лет, поэтому не совсем понимаю