Больше, чем манита
«Барселона» разгромила мадридский «Атлетико» со счетом 5:0, а Лионель Месси оформил хет-трик. В репортаже из столицы Каталонии Александр Вишневский свидетельствует, что это был лучший в Барселоне уик-энд за целый год – и не столько из-за Месси, сколько благодаря музыкантам, кукловодам и балеринам Мариинского театра.
Болельщикам мадридского «Атлетико», частенько мелькавшим полосатыми футболками в субботу в центре Барселоны, сказочно повезло. Выездной матч «матрасников» выпал на абсолютно лучшую дату для посещения Барны – 24 сентября. Фактически это день города, а де-юре – престольный праздник старинной церкви Богоматери Милосердной, в которой хранится деревянная статуя Богородицы Мерсе (Déu de la Mercé), покровительницы города. Именно в эту церковь футболисты «Барселоны» привозят все выигранные кубки.
Каждый год праздник Мерсе растягивается на четыре дня, и по всей Барселоне происходит несметное количество интереснейших мероприятий. Музеи открыты бесплатно, на главных площадях города дни и ночи напролет идут концерты и танцы, кастельерос строят живые замки из людей в шесть-семь этажей, а по центру Барселоны носятся праздничные кавалькады из музыкантов и гигантских кукол – красивых, но тяжелых: периодически из-под юбок и плащей кукол вылезают дюжие молодцы, чтобы передохнуть, а на их место отправляются другие крепкие ребята, которые дальше тащат на себе здоровенные куклы, не забывая пританцовывать под дудки и барабаны.
Видео: самая популярная мелодия на каталонских праздниках
Главная кавалькада Мерсе пройдет в воскресенье: вместо кукол по улицам Барны будут рассекать гигантские огнедышащие драконы, начиненные петардами и файерами, вокруг драконов под барабанные марши будут носиться черти, а тысяч зрителей станут участниками действа, бросаясь прыгать и танцевать перед драконами под огненные искры. Кульминацией праздника станет самое грандиозное за год шоу поющих фонтанов у подножия Монтжуика – водяные струи будут гармонировать не только с музыкой и прожекторами, как обычно, но еще и с феерическим пиротехническим шоу. Это тот день, когда посмотреть на поющие фонтаны приходят не только туристы, но и местные жители – в количестве десятков, если не сотни, тысяч человек. На Мерсе, к слову, нет никакой рекламы – это такое же дело принципа, как и ее отсутствие на футболках «Барселоны» до недавнего времени. Да и вообще в Барселоне рекламы на улицах крайне мало, по сравнению с любым другим европейским мегаполисом.
Оборону «Атлетико» принято считать сборищем неудачников, но в этом сезоне защитная линия «индейцев» предстала совсем другой
Самое восхитительное, на мой скромный взгляд, событие этого Мерсе проходит в парке Цитаделья. Там четыре вечера подряд выступает балет Мариинского театра Санкт-Петербурга, танцуя «Лебединое озеро» под открытом небом. По ходу действа главная сцена меняется несколько раз: особенно бесподобно выглядят танцы прямо на фонтане Каскад, а также на пруду посередине парка: там на воде установлена большая сцена и еще с десяток совсем малюсеньких плотов, на каждом из которых танцуют балерины Мариинского театра. У меня просто нет слов, чтобы выразить всю степень восхищения этой постановкой! Настолько, что я долго и мучительно размышлял о том, как провести субботний вечер: посмотреть «Лебединое озеро» во второй раз или все-таки поехать на матч «Барселона» – «Атлетико»? Эх, если бы «Барса» играла с кем-нибудь из аутсайдеров, я бы выбрал балет под открытом небом. Но все-таки в эту субботу к нам приехал Фалькао, ептыть…
Перед отъездом на «Камп Ноу» я как ошпаренный носился от одного мероприятия Мерсе к другому – так везде было интересно. Только 24 сентября открыт для свободного доступа Женералитат – Дворец правительства Каталонии, заветная цель Жоана Лапорты. Напротив – еще более шикарное здание мэрии Барселоны, именно здесь в 14 веке заседал каталонский Совет ста – первый парламент Европы (по крайней мере, по версии каталонских историков). Недалеко оттуда – в кои-то веки открытые ворота внутреннего двора Кафедрального собора Барселоны, где в окружении готических сводов и порталов со свечами находятся… гигантские пальмы и 13 белых гусей, живущих в соборе. Долго слушать гаканье гусей внутри храма некогда – хочется послушать живую игру на реактейбле – электроакустическом электронном музыкальном инструменте, изобретенном в Барселоне в 2006 году. Впервые я услышал реактейбл в 2007 году на концерте Бьорк в Гданьске, а вслед за Бьорк этот инструмент стали покупать за бешеные деньги и другие музыканты, включая Тома Йорка. Демонстрация реактейбла определенно стоила того, чтобы распрощаться с гусями.
Другим музыкальным впечатлением на Мерсе стал концерт Бруно Оро, актера «Краковии», играющего там роли Криштиану Роналду, Давида Вильи, Златана Ибрагимовича, а с нового сезона – еще и Жерара Пике, что очень забавно, учитывая, что Бруно Оро поддерживает дружеские отношения с настоящим Пике – познакомились они на дискотеке. Бруно Оро играл на фортепиано и пел, а аккомпанировали ему на сцене около сорока (!) музыкантов – это было совместное выступление с полноценным оркестром. Действо проходило на Королевской площади (прямо около дома Джимми Джампа, кстати), и из тысячи с лишним зрителей концерта более половины оказались почтенными ценителями искусств лет за пятьдесят, а вовсе не фанатами «Краковии». Было удивительно видеть развеселого балагура Бруно Оро, играющего глубокую почти что классическую музыку. Но чаще Оро играл нечто в стиле французского шансона, с массой шуток в текстах, и частенько – на футбольную тему, разумеется. «Лео Месси литературы» – как вам такой комплимент в тексте песни, например?
Видео: Бруно Оро поет и играет
Во всех газетных и телевизионных превью к матчу «Барселона» – «Атлетико» встречалось одно и то же слово: голеада. От встречи «Барсы» и «Атлетико» все ждали града голов: уж очень здорово сейчас выглядят линии атаки обеих команд, да а вообще очные матчи каталонцев и «матрасников» в последние годы выдавались фантастически результативными, и совсем не только в исполнении «Барсы».
Оборону «Атлетико» принято считать сборищем неудачников, но в этом сезоне защитная линия «индейцев» предстала совсем другой – что по качеству игру, что и по именам исполнителей. Вместо привычного шапито имени Переа и Уйфалуши на старте сезона мы увидели вполне надежную игру «Атлетико» в обороне: бразилец Миранда составил надежную пару по центру обороны с Альваро Домингесом, справа отлично смотрелся португальский новичок Сильвио, на левом фланге добротно защищался (а не носился по чужой половине поля, как частенько бывало раньше) Филипе Луис, ну а 19-летний бельгийский вратарь Куртуа был достаточно хорош, чтобы болельщики не ностальгировали по Давиду де Хеа. Вся эта компания в четырех стартовых турах пропустила лишь один гол – меньше всех в Ла Лиге.
На скамейке запасных у сине-гранатовых сидели пять защитников, один опорник и ни единого атакующего игрока!
Но при виде стартового состава «Атлетико» на матч с «Барсой» даже последним скептикам, наверное, стало очевидно: голеада неизбежна. Грегорио Мансано зачем-то оставил в запасе Филипе Луиса, предпочтя на правом фланге Антонио Лопеса, с которым впоследствии очень легко разбирался Давид Вилья. Еще больше удивило отсутствие в основе Домингеса – его место занял оправившийся от травмы Годин, но уругвайцу было бы куда логичнее сыграть в паре с Домингесом, чем с Мирандой, который в итоге провел отвратительный матч. Наконец, Сильвиу пропускал экзекуцию на «Камп Ноу» из-за травмы, и потому в основе появился… Переа, ужас бытия собственной персоной. В общем, для «Барселоны» это были идеальные клиенты.
Пеп Гвардиола, обещавший накануне «фантастический матч», выпустил в основе то ли трех защитников, то ли двух с половиной – потому что одним из них был Дани Алвес. Скорее все-таки трех: бразилец ходил в атаку как никогда редко. «Барса» снова играла по схеме 3-4-3, а при этом на скамейке запасных у сине-гранатовых сидели пять защитников, один опорник и ни единого атакующего игрока! Травмы Алексиса Санчеса, Афеллая и Иньесты привели к тому, что тройка основных форвардов осталась практически без сменщиков. В атаку можно перевести разве что Фабрегаса, Тиаго и Дани Алвеса, но это уже ослабление других линий.
«Атлетико» так и не смог поставить серьезных задач для слабой количеством обороны «блауграны». Сокращение количества защитников позволило «Барселоны» насытить центр поля, благодаря чему каталонцы контролировали игру еще увереннее, чем обычно. Гости так и не могли доставить мяч до Фалькао: настолько здорово комбинировала и прессинговала «Барселона». Ну а старая добрая матрасная оборона была разорвана в клочья. Уже к 15-й минуте «Барса» вела 2:0, и при обоих гола не обошлось без грубых ошибок защитников. Когда Хави делал заброс из глубины поля на левый фланг на Вилью, Переа сначала замешкался, упустив время для рывка за Вильей, потом колумбиец попытался прервать передачу головой и упал, ну а Эль Гуахе спокойно обыграл Миранду и расстрелял ворота. Второй гол на совести Година – он сделал пас на соперника, а в попытке исправить ситуацию и вовсе выкатил мяч точно под удар Месси. Лео пробил в выбежавшего вперед вратаря, мяч стремительно отскочил в Миранду и от него полетел уже в сетку – автогол и 2:0.
Чего ждут на «Камп Ноу» при счете 4:0, никому рассказывать не надо
Вскоре хлынул ливень, и на стадионе начались массовые миграции: зрители спешно бежали с мест, не защищенных козырьком, и садились выше прямо в проходах между секторами. На центральной трибуне, кстати, козырек не закрывает от дождя только первые рядов шесть-семь, и именно там сидят родственники и друзья футболистов. Но мне было больше жалко не их, а балерин, мокнувших на плотах – им-то приходилось танцевать без зонтиков.
Между тем игра почти лишилась интриги, но никак не зрелищности. Лео Месси забил три просто оргазмических гола – после каждого все сидевшие вокруг зрители ревели от восторга, тогда как два предыдущих гола были пережиты весьма стоически. Но голы Лео были фантастической красоты, особенно первый: с обыгрыванием троих соперников и совершенно неожиданным ударом в ближний угол вместо дальнего. Следующий гол стал еще более динамичным: подобрав отскок, Лео пронесся с мячом метров 20 по диагонали и катнул мяч точно в дальний угол. Почти все зрители начали поднимать руки и вытягивать перед собой, изображая преклонение. Чего ждут на «Камп Ноу» при счете 4:0, никому рассказывать не надо. Манита почти уплывала – пятый гол никак не шел в ворота, а между тем начиналось уже компенсированное время – явно непродолжительное, при крупном счете много не добавляют. Это была последняя атака – следом последовал финальный свисток, и на прощание Лео забил третий гол-красавец, сыграв в размашистую стенку с Вильей и уже с острого угла опять выверено пробив в дальний угол.
Видео: «Барселона» – «Атлетико» 5:0, все голы матча
Если сказать, что зрители покидали стадион в хорошем настроении, это значит бессовестно наврать. Ни в хорошем, ни в отличном, и ни в превосходном, а в каком-то уж прям возмутительно суперпревосходнейшем! Вечер оказался идеальным: отличная игра команды, любимый счет, голы-красавцы, да и дождик кончился – оставалось лишь выбрать, на какой из десятков концертов отправиться дальше.
Другие темы в блоге:
«на скамейке запасных у сине-гранатовых сидели пять защитников, один опорник и ни единого атакующего игрока!» Достойный ответ Гвардиолы на сетования болельщиков по поводу того, что Барса приобретала полузащитника и нападающего
манита эта особой чести гранатовым не делает, как и последняя победа реалистов
Тьяго в полузащите мне кажеться скоро станет 100% игроком основы - комбинирует ,видит поле и играет в отборе:) просто на высшем уровне , да ещё и технарь отличный.имхо