4 мин.

Рассказ с показом. Сколько зарабатывают детские тренеры в России?

И вопрос, сколько страна готова тратить на этот ресурс, остается актуальным всегда. О зарплате тренеров вновь заговорили в 2018 году после поездки Романа Муна в Калтан, где начинал играть в футбол Александр Головин. С тех пор прошло уже полгода. И раз больше в эту тему никто не погрузился, попробуем сделать это самостоятельно.

Начнем с малого. «Хед Хантер» выдал восемь открытых вакансий по всей России. Лучшее предложение приходится на Москву:

9 вакансий тренер по футболу

Нижняя граница зарплат — в Одинцово.

Детский тренер по футболу в Одинцово

В среднем, по данным сайта trud.com, столичный тренер получает зарплату в диапазоне от 18000 до 56000 рублей. В регионах ситуация несколько хуже.

Заработная плата тренеров в разных регионах России

Сразу оговоримся, что в исследованиях учитываются данные по запросу «Футбольный тренер», так как большинство объявлений предполагают работу именно с детскими группами.

Как правило, эти вакансии предлагают работу в небольших частных школах. По словам тренера МФК «Заря» Ильи Павликова, в среднем за тренировку в таком учреждении специалист получает 600 рублей (информация на 20.07.2017). Почему на зарплату в государственной школе прожить невозможно, а в коммерческой не воспитаешь таланты — читайте в его интервью.

Если говорить о профессиональных клубах, то требования к квалификации тренеров здесь совершенно другие. Соответственно, иная сумма оплаты за труд. Тренер в академии «Зенита» получает в среднем 50000 рублей, в «Краснодаре» — от 60000 до 120000!

Тренеры Академии футбольного клуба «Краснодар» проходят серьезный отбор, прежде чем работать в лучших футбольных условиях страны. Одно из важных требований — уметь показать то, что объясняешь. Поэтому процесс отбора/просмотр проходит в три этапа: теоретический, практический и устное собеседование.

Но это лишь первый шаг к высокой заработной плате. Большинство тех, кто подошел Академии по всем параметрам, начинают работу в манежах базовой школы. Там средняя месячная ставка тренера 30000-35000 рублей.

Прелесть краснодарской системы и в том, что она не обрекает на пожизненную работу с детьми, а наоборот — служит трамплином для роста. Самый яркий пример — Мурад Мусаев — старший (считай главный) тренер ФК «Краснодар». Он начинал свою «черно-зеленую» карьеру, работая с ребятами 1999-2000 года рождения. Сейчас эти парни — первые претенденты на место в основе клуба.

Что же делать тем, кто по разным причинам не может пройти просмотр в школе «Краснодара» или любого другого большого клуба? Никто не обречен всю жизнь получать «копейки» за свой труд, если имеет хотя бы долю осведомленности и, конечно же, таланта для воспитания будущих звезд.

Об этом не принято говорить вслух, но в России вполне законодательно предусмотрена система вознаграждений для школ и тренеров, в которых воспитывались игроки до подписания профессионального контракта. Выглядит она так:

«Статья 22, п. 7. Спортивная школа выделяет не менее 50% (пятидесяти процентов) от суммы компенсации за подготовку, выплаченной первым профессиональным футбольным клубом футболиста, на поощрение тренеров, принявших участие в обучении и подготовке футболиста».

Сумма высчитывается в зависимости от уровня школы (1-я, 2-я или 3-я категория), статуса первого клуба (РФПЛ, ФНЛ, ПФЛ), а также количества лет, которые игрок провел в школе. Компенсационная выплата может составлять 300 тысяч, полмиллиона, миллион и даже больше.

Вот только в выплате этого поощрения школы не всегда заинтересованы. Первый тренер Головина Александр Плясунов своих денег так и не увидел.

«Всегда боялся выглядеть как побирушка, который выпрашивает какие-то деньги. Главное, что работаю и вижу плоды своего труда. Платят – хорошо, не платят – бог с ним. Конечно, не отказался бы от этих денег, но сам хлопотать не умею, да и не хочу».

Александр Плясунов и Леонид Слуцкий

Конечно, не особенно он за них бился. Но это его философия при заработке в 55000. Кому-то деньги нужнее, кто ж их за то осудит. Но свою долю выплат приходится выбивать через юристов.

Экс-тренеру школы «Химок» Алексею Стукалову за воспитание четвертых профессионалов должны 220 тысяч рублей. История там совсем мутная: с юридическими отношениями школы и клуба, палатой по разрешению споров и комитетом по статусу игроков. Итог прост — деньги тренер так и не увидел.

Можно только догадываться, сколько подобных случаев остаются без огласки. Но текст, скорее, о цифрах, чем о морали. О важности профессии детского тренера можно услышать на каждой лавочке, в каждом дворе, на каждой «клетке». Сопливо и наивно, но хочется верить, что ситуация будет меняться. А что еще остается? 

 

НАШИ МАТЕРИАЛЫ О ЧМ:

 

КОНТАКТЫ ФУТБОЛОГИКИ