РПЛ перевернула игру
Российской Премьер-Лиги нет в новой игре FIFA 19 – эта новость прошла незамеченной для многих людей. Однако данное событие важно не только для мира видеоигр, но и для спортивной индустрии и имиджа лиги. Давайте разберёмся, что произошло.
Индустрия спортивных симуляторов
Обновленной РПЛ нет в FIFA 19, зато она есть в PES 2019. В мире футбольных симуляторов существует два бесспорных лидера – это канадская фирма EA Sports, которая выпускает серию игр FIFA, и японская фирма KONAMI, которая выпускает Pro Evolution Soccer (PES). Эти компании заключают контракты с лигами, спортивными федерациями, УЕФА, ФИФА и отдельными клубами, чтобы использовать их официальную символику и форму. При этом существуют два типа контрактов: первый – на использование символики, второй – на эксклюзивное право использования символики, запрещающее конкурентам включать атрибутику в свои продукты. В то же время, если лига заключила эксклюзивное соглашение с одним из производителей игр, клубы могут заключать индивидуальные договоры с конкурирующей фирмой. Начиная с FIFA 10, РФПЛ была представлена в серии игр FIFA. В этом году РПЛ заключила однолетний контракт с KONAMI на эксклюзивное право использования символики, поэтому в новой FIFA 19 РПЛ не представлена. Однако стоит отметить, что в игре присутствуют три клуба (Спартак, ЦСКА, Локомотив), которые заключили индивидуальные соглашения. На первый взгляд ничего значимого не произошло, но стоит учесть несколько деталей.
Единоличное лидерство
Мы говорили о двух лидерах в мире спортивных симуляторов, но это не совсем так. Точнее, именно эти компании выпускают две самые популярные игры, но одна из них значительно опережает другую. FIFA – это одна из самых продаваемых игр, не только среди спортивных, но среди всех видеоигр. Несмотря на падение продаж в этом году (у PES продажи также упали), в Британии в первую неделю после выхода игра заняла первое место по продажам среди всех игр, опередив Marvel's Spider-Man и Shadow of the Tomb Raider. В современном мире популярность часто меряют по охвату аудитории в социальных сетях. Проведя сравнение англоязычных социальных сетей PES и FIFA, мы можем наблюдать значительное превосходство компании EA Sports.
Разница в популярности в руссоязычных социальных сетях еще более значимая. Точнее можно сказать, что PES в них почти не представлена, а уже прошло более двух месяцев с момента выхода новой части симулятора, в которой присутствует РПЛ.
Кроме того, мы можем посмотреть на количество официально представленных лиг в каждом из симуляторов. Наличие большего числа лиг показывает отношение к игре в футбольном мире, так как федерации готовы с ней сотрудничать, а значит, видят выгоду для себя.
Разница в количестве, как мы видим, очень значительная, при этом из топ-5 европейских лиг только французская представлена в PES. К этому стоит добавить наличие у FIFA официального партнерства со многими мужскими и женскими национальными сборными (в том числе и с российской), а также с УЕФА, что позволяет иметь уникальное право на использование символики Лиги Чемпионов и Лиги Европы. Таким образом, FIFA 19 будет иметь более серьезный статус среди поклонников оригинальных брендов.
В России измерить разницу в популярности между играми достаточно сложно, поэтому можно только указать несколько показательных факторов. Первая группа факторов связана с киберспортом. Турниры по FIFA проводятся намного чаще, о чем можно убедиться, просто полистав ленту главного официального ресурса по киберфутболу в России. Вторая группа факторов связана с YouTube, существует отдельная профессия снимать видео про FIFA (подробнее можно прочитать здесь). Каналы имеют огромный охват аудитории, например, каналы FC KEFIR и Gena Miller имеют больше миллиона подписчиков. На этих и других популярных каналах встречаются видео и про PES, однако их количество по сравнению с общим объемом видеозаписей невелико и они не входят в самые просматриваемые. Ниже будет представлена статистика блогера FC KEFIR с 27 июля (первый выход видео про PES 2019 на его канале) по 30 октября. Заметно, что и количество видео, и средние просмотры у FIFA выше. При этом данный блогер имеет одни из самых высоких показателей по просмотрам и количеству видео про PES, то есть у других крупных каналов статистика еще больше в пользу FIFA.
Более того, в русском сленге появилось слово "фифер", которым называют либо киберспортсмена, играющего в FIFA, либо видеоблогера, выпускающего соответствующий контент. Подобных слов для обозначения игроков в PES не существует.
Непоследовательное управление
Заключая контракты, спортивная лига основывается на двух основных мотивах: получение финансовой выгоды и популяризация бренда. К сожалению, оценить финансовые условия затруднительно, так как это закрытые данные. Однако, у нас есть основания предполагать, что продвижение нового бренда для РПЛ сейчас является очень значимым мотиватором. Руководство лиги провело ребрендинг и рассчитывает активно продвигать новый бренд.
Директор лиги по маркетингу Евгений Савин отмечает: "Мы прекрасно понимаем, что нам предстоит пройти большой путь с новым брендом. Но у нас прекрасный бескомпромиссный чемпионат, он уже рядом. До недавнего времени была некоторая неразбериха с брендами и названиями, теперь мы решили сосредоточиться на одной. Мы хотим транслировать один бренд." (директор лиги по маркетингу Евгений Савин)
Продвижение бренда через PES выглядит проигрышным вариантом по сравнению с FIFA из-за разницы в популярности симуляторов. При этом FIFA 19 – это ресурс с огромной аудиторией как в России, так и за рубежом, и этот ресурс стал недоступен для продвижения нового бренда РПЛ.