В чем залог успеха национальных сборных по футболу?
Футбол давно занимает лидирующую позицию по популярности в мире среди всех видов спорта, однако ключ к успеху в футболе до сих пор остается предметом для обсуждений широкой публики и научных исследований. За матчами прошедшего в России чемпионата мира по футболу наблюдали 3,572 млрд зрителей, это больше половины населения Земли в возрасте от четырех лет. Этот чемпионат преподнес немало сюрпризов. Сборная России порадовала своих болельщиков выходом в четвертьфинал, а чемпион предыдущего мундиаля – Германия – не вышла из группы впервые с 1938 г. В этой статье я рассмотрю сформировавшиеся к настоящему времени гипотезы и выводы о факторах успеха национальных сборных по футболу в научной литературе и СМИ.
Начнем с определения успеха команд. Существует три возможных уровня определения успеха: в отдельном матче, на одном чемпионате и агрегированный по матчам, сыгранным за 4 года (очки и рейтинг FIFA). В чем разница между этими способами? Чем больше матчей мы принимаем во внимание, тем более стабильным будет результат команды, поскольку роль случайности, имеющей значительный вклад в определение исхода отдельного матча, снижается при взаимной компенсации удачи и невезения в разных матчах. Большинство научных исследований используют именно очки и рейтинг FIFA в качестве меры успеха сборных, поскольку данная характеристика является более чувствительной к глобальным факторам; тогда как СМИ чаще обсуждают исходы отдельных чемпионатов и матчей, поскольку за триумфом команд на поле наблюдать гораздо интереснее, чем за положением команд в рейтинговой таблице ФИФА.
При объяснении успеха национальных сборных основной интерес для ученых представляют страновые социо-экономические и геополитические факторы. В число основных факторов входят ВВП на душу населения, численность населения и климатические условия. Можно предположить, что богатство страны расширяет возможности для развития спортивной инфраструктуры и инвестиций в талант спортсменов, численность населения расширяет возможности отбора талантливых спортсменов, а климатические условия создают благоприятную среду для развития профессионального и любительского спорта. История развития футбола в стране, измеряемая как количество лет с момента вступления в ассоциацию ФИФА или первого международного матча национальной сборной, также оказывает положительное влияние на развитие футбола в стране и успехи сборной. Еще один фактор, повышающий успешность сборных, — это проведение Чемпионата мира по футболу в стране. Этот эффект можно объяснить отсутствием необходимости проходить отборочный этап к Чемпионату мира, а также преимуществом домашнего поля для команды. Однако ученые до сих пор не нашли ответ на вопрос о причинах домашнего преимущества, это отсутствие стресса отборочных этапов, физический комфорт от климата и отсутствия перелетов во время чемпионата, поддержка болельщиков или психологический комфорт от нахождения в привычных условиях? Несмотря на разногласия в интерпретации большинство исследователей сходятся во мнении по поводу влияния этих факторов на успех национальных сборных по футболу (Houston, Wilson, 2002; Hoffman at al., 2002; Macmillan, Smith, 2007; Leeds, Leeds, 2009).
Помимо основных факторов в исследованиях проверялось влияние колониального и коммунистического прошлого, экспорта нефти. Как известно, футбол зародился в Англии, довольно быстро перешел в другие метрополии и таким способом распространился в колониях. Однако обнаружить статистически значимый эффект колониального прошлого не удалось (Leeds, Leeds, 2009). Рейтинг ФИФА при прочих равных выше у посткоммунистических стран (Leeds, Leeds, 2009), что объясняется синергией предшествующих массовых инвестиций в спорт до смены коммунистических режимов и возросшими при смене режима свободами в стране, позволившими полнее реализовать отдачу от прошлых инвестиций. Примечательно, что бывшие советские республики, за исключением России, являются исключением из этого правила ввиду отсутствия в этих странах национальных сборных в советский период (Macmillan, Smith, 2007). Экспорт нефти с одной стороны обеспечивает возможности для инвестиций в развитие футбола, но с другой стороны, подвергает страны так называемому «ресурсному проклятию», когда обеспеченность ресурсами делает граждан страны ленивыми и уверенными в бесконечном потоке богатства. В результате статистического анализа было обнаружено, что положительный эффект экспорта нефти оказался доминирующим, причем значение имеет только факт экспорта нефти, но не его объемы (Leeds, Leeds, 2009).
Еще одна группа факторов успеха включает в себя характеристики национальной культуры. Несмотря на трудности в измерении, исследователям удалось зафиксировать два интересных эффекта. Во-первых, энтузиазм игроков при исполнении национального гимна (определялся двумя экспертами на шкале от 1 до 7 по вербальным и невербальным признакам при просмотре матча в записи), отражающий патриотизм и чувство социальной идентичности, способствовал уменьшению числа пропущенных голов и повышению вероятности победы команды в матче на чемпионате Европы в 2016 году (Slater et al., 2018). Во-вторых, удалось зафиксировать положительный эффект наличия культуры доверия и коллективизма (преимущество коллективных интересов перед индивидуальными) для рейтинга ФИФА национальных сборных по футболу, причем данный эффект усиливается с ростом рыночной стоимости всех игроков, выступающих за национальную сборную (Зайцева, 2018). Поскольку в футболе большое значение имеет взаимодействие команды и эффективность каждого игрока на поле, то патриотизм и культура доверия и коллективизма способствуют заинтересованности игроков в общем результате и усиливают способность к взаимодействию.
Помимо общестрановых факторов в научной литературе тестировалась гипотеза о возможности «купить» успех национальной сборной на чемпионате мира за бонусы игрокам (Coupe, 2007). В результате был получен вывод о том, что успехи команды не связаны с бонусами, что говорит о более сложной системе мотивации спортсменов на чемпионате мира. Действительно, в интервью футболисты часто заявляют о своем стремлении защитить честь страны, выступая за национальную сборную и, похоже, что это стремление невозможно купить за деньги. Кроме того, чемпионат мира является крупнейшей международной площадкой для просмотра игроков с целью последующей покупки клубами, поэтому выступление игроков может быть также мотивировано стремлением развить свою индивидуальную клубную карьеру.
Теперь мы перейдем к рассмотрению факторов успеха национальных сборных, обсуждаемых в СМИ. Как уже было отмечено, наибольшее внимание в СМИ уделяется отдельным кейсам, из огромного множества мы с вами рассмотрим несколько наиболее ярких примеров: Германии, Исландии и, конечно же, России.
Пример Германии примечателен тем, что эта национальная сборная выиграла чемпионат мира в Бразилии в 2014 году, а затем не вышла из группы на чемпионате мира в России в 2018 году. Давайте рассмотрим причины успеха и неудачи сборной Германии, выделенные в СМИ. Первая характерная для немецкой сборной черта – это и культура достижения успеха, и уверенность в своих силах, присущие жителям Германии. Согласно мнению обозревателей, это помогло немецкой сборной в 2014 году «работать» в матчах от начала и до конца с твердой уверенностью в успехе, однако эта же черта сыграла злую шутку с командой на чемпионате мира в России[1]. Излишняя уверенность и высокомерие тренера и команды при нехватке опыта удачных совместных выступлений в течение полугода перед чемпионатом мира привели к тактическим ошибкам и поражениям. Кроме того, отсутствие конкуренции за лидерство в немецкой Бундеслиге в последние пять лет привели к острой нехватке равных матчей у команды-лидера «Баварии». В результате сильнейшие игроки этого клуба не имели опыта игры под давлением, которое они испытали на чемпионате мира в России в качестве чемпионов, которым необходимо защитить свой титул.
Еще одна сильная сторона немецкого футбола – модель развития, направленная на выращивание национальных талантов. Для этой цели в Германии существует ограничение на иностранное владение футбольными клубами, поскольку таких инвесторов, как правило, интересует быстрая прибыль, тогда как выращивание талантов требует долгосрочных вложений. Как следствие, немецкие клубы не конкурируют за покупку средних игроков на иностранном рынке и избегают переплаты за них, направляя эти средства на покупку национальных молодых талантов. В результате соотношение успешности и финансовых затрат футбольных клубов Германии значительно превосходит значение аналогичного показателя для английских футбольных клубов. Помимо развития таланта игроков Германия также инвестирует в обучение футбольных тренеров. Главный тренер сборной Германии Йоахим Лёв находится на своем посту уже почти 13 лет и ни разу до прошлого года не покидал чемпионат мира раньше полуфинала. Однако в случае последнего чемпионата его обвиняют в напрасном пренебрежении молодыми талантами и слишком большом числе экспериментов с составом[2].
Наконец, в сборной Германии на последнем чемпионате был замечен расовый конфликт между коренными немцами и игроками с корнями из других стран. Журналисты выяснили, что игроки даже придумали обидные прозвища друг другу[3]. Раскол в команде подорвал атмосферу для взаимодействия и сотрудничества, приведя команду к провалу на чемпионате мира. Таким образом, мы видим, что грамотно выстроенная система развития футбола в Германии также может давать сбои при неудачном стечении обстоятельств, что и произошло на прошедшем чемпионате.
Следующий пример выдающегося успеха – сборная Исландии, которой удалось подняться в рейтинге ФИФА на 78 мест за 4 года. В 2016 году страна впервые прошла отбор на чемпионат Европы и дошла до стадии четвертьфиналов, где уступила будущему финалисту, хозяйке чемпионата Франции. В Исландии создана уникальная система развития футбольных талантов. Эта система основана на качестве и доступности инфраструктуры для детского спорта, организованной системе отбора с максимальным охватом, полупрофессиональной национальной футбольной лиге, которая экспортирует 10-15 игроков на международный футбольный рынок ежегодно. Кроме того, эксперты отмечают слаженность игры и сплоченность команды, которые помогли сборной добиться успеха[4].
И наконец, успех сборной России на последнем чемпионате мира, безусловно, достоин обсуждения. Одним из факторов, способствовавших удачным выступлениям, по мнению журналистов, является сплоченность команды[5]. Сами игроки в интервью отметили значимость поддержки команды в их успехе[6]. Еще один важный фактор – это поддержка болельщиков, которая является одним из слагаемых преимущества своего поля. Действительно, поддержка болельщиков сборной России на этом чемпионате была колоссальной, что служит иллюстрацией важности этого канала влияния в статистическом проявлении домашнего преимущества в исследованиях. Кроме того, обвинения в неполной самоотдаче игроков, часто звучавшие раньше в адрес игроков сборной, на этом чемпионате не возникали ни у кого, видимо, опять же по причине повышенного чувства долга перед страной у игроков на домашнем чемпионате мира. Многие также отмечают работу главного тренера сборной, Станислава Черчесова, которому удалось создать дружественную атмосферу в команде и мотивировать игроков на полную самоотдачу.
Теперь, когда мы узнали основные причины успеха национальных сборных по версии научных статей и СМИ, мы видим, что среди них есть явное совпадение – это сплоченность и мотивированность команд. Мы также видим, что существуют различные модели развития в футболе, но ясно, что при доминировании в командах числа игроков, рожденных в стране, ключевым фактором успеха сборных будет оставаться развитие национальных футбольных талантов.
[1] http://kennethcortsen.com/football-business-models-factors-behind-germanys-world-cup-success/
[2] https://www.quora.com/Why-was-Germany-playing-so-poorly-in-the-2018-FIFA-World-Cup
[4] https://www.telegraph.co.uk/sport/2018/05/11/story-behind-icelands-assault-world-football/
[5] Причины успеха сборной России
[6] https://rg.ru/2018/07/05/dzagoev-bez-splochennosti-sbornaia-rossii-nichego-by-ne-dobilas.html
В этой статье использовались материалы следующих работ:
1. Зайцева И. А. Социальный капитал как фактор спортивных достижений (на примере национальных сборных по футболу) // Журнал Новой экономической ассоциации. 2018. Т. 37. № 1. С. 34-60.
2. Coupé T. Incentives and Bonuses–The Case of the 2006 World Cup //Kyklos. – 2007. – Т. 60. – №. 3. – С. 349-358.
3. Foer F. Political pitch-How governments nurture soccer //New Republic. – 2006. – Т. 234. – №. 23. – С. 15-17.
4. Hoffmann R., Ging L. C., Ramasamy B. The socio-economic determinants of international soccer performance //Journal of Applied Economics. – 2002. – Т. 5. – №. 2. – С. 253-272.
5. Houston R. G., Wilson D. P. Income, leisure and proficiency: an economic study of football performance //Applied Economics Letters. – 2002. – Т. 9. – №. 14. – С. 939-943.
6. Leeds M. A., Leeds E. M. International soccer success and national institutions //Journal of Sports Economics. – 2009. – Т. 10. – №. 4. – С. 369-390.
7. Macmillan P., Smith I. Explaining international soccer rankings //Journal of Sports Economics. – 2007. – Т. 8. – №. 2. – С. 202-213.
8. Slater M. J., Haslam S. A., Steffens N. K. Singing it for “us”: Team passion displayed during national anthems is associated with subsequent success //European journal of sport science. – 2018. – Т. 18. – №. 4. – С. 541-549.
Фотографии:
1. Риа Новости
2. Pressball
4. Обалдела.ру