3 мин.

Бартоны и даунинги

Вчера Джои Бартон опять не сдержался. Схватив за горло Жервиньо, он будто бы пробил плотину и принял на себя хлынувшие из дыры гигабайты журналистско-болельщицкой грязи. Заслуженной? На первый взгляд — безусловно. На второй — не все так ясно. Делить людей на добрых и злых легко: тот — ахеец, сей — троянец, тот — святой, а этот — шельма... Чего уж проще? Да только в жизни так не бывает, а футбол — он, в некотором смысле, тоже жизнь.

Падение от невинного тычка в лицо — это, конечно, пять. В лучших традициях одного известного больше-чем-клуба. Но начался инцидент вспышкой ярости, а не провокацией. Чтобы осознанно провоцировать, нужно быть в здравом уме, а если вы Джои Бартон и вы в здравом уме, последнее, что вы станете делать — ввяжетесь в драку с игроком соперника. Вам-то лучше других известно: судьи не любят Джои.

Вся карьера Бартона — борьба хорошего Бартона с плохим Бартоном. Попытка научиться быть нормальным. Законченному психу это сделать легче, чем безногому калеке пробиться в основу «Ман Сити», но ненамного. Когда демоны внутри слишком велики, им становится тесно, и они рвутся наружу. По сравнению с тюремным сроком за нападение на человека голая задница, показанная фанам «Эвертона», или удар в грудь Гамста Педерсена выглядят чем-то вроде детских «классиков».

Однако, при всех минусах, Джои — счастливый обладатель как минимум двух жирных плюсов. Во-первых, он здорово умеет играть в футбол. Во-вторых, он интересен. Кто-то зарабатывает на нашей любимой игре, но мы-то просто хотим, чтобы нас развлекали, не так ли? И у Бартона это выходит не хуже, чем пинать мяч. Шут поневоле сам понятия не имеет, когда его прорвет в следующий раз и какую именно гадость он выкинет. Наоборот, отчаянно стремится держать себя в руках. Оттого Джои — фигура трагическая, но драматизм здесь чисто британский — не без улыбки.

Неоднозначность, объемность личности игрока не оставляет на трибунах места равнодушию. Джои Бартон — скам, так поют на каждом матче, причем не всегда болельщики соперников. Да, скам, зато лидер любой команды, который, будьте уверены, даже проигрывая со счетом 0-4, сдастся не раньше, чем услышит финальный свисток или увидит перед глазами красную карточку.

Качеств, в избытке имеющихся у Бартона, явно недостает многим современным футболистам. Все эти фабрегасы, насри, даунинги... Они соблюдают правила фэйр-плэй и не дерутся в клубах. Они профессиональны, улыбчивы и деликатны в высказываниях. А еще — скучны, как заседание Госдумы, и одинаковы, как истуканы острова Пасхи. Сам Джои как-то заметил, что такие игроки, мол, похожи на прилежных школьников, сидящих за первой партой и заглядывающих в рот учителю.

Никто не утверждает, что все участники матчей должны оковать известные части тела сталью, а в следующую субботу вцепиться друг другу в глотки. Речь скорее о том, что мир футбола становится все более однотонным, а гармония подразумевает разнообразие. Не станет Бартона и ему подобных — и игра обеднеет. Сделается стерильнее, предсказуемее, но мы, зрители, все же что-то потеряем.

Всякому понятно, что в жизни нормальным быть удобнее, чем психопатом, и дела лучше иметь также с нормальными. В футболе, как в маленькой копии жизни, наверное, тоже. И все-таки, у нас пока остается приятная возможность попеть «Джои — скам» и поверить в то, что хороший Бартон в конце концов победит плохого.