Классон не хотел в Россию, но «Краснодар» заманил его вертолетом Галицкого и роликом на стадионе
Теперь он один из главных игроков сборной Швеции.
Виктор Классон сначала даже слышать не хотел про «Краснодар». Он понимал, что не развивается в шведском «Эльфсборге», даже сменил агента ради трансфера в лигу получше, но предложение из России (да еще и от нестоличного клуба) его не обрадовало. «Моя первая мысль: в Россию? Ни за что! – вспоминал он для Aftonbladet. – Я сказал агенту категорическое «нет» и заявил, что не собираюсь переезжать в какую-то дыру в России». Но пока другие претенденты не спешили с конкретикой, Классону пришлось пообщаться со шведами, которые играли в России: сначала он набрал Андреаса Гранквиста, а затем Себастьяна Хольмена из «Динамо». Оба только хвалили Россию.
«Эльфсборг» просил за Классона 3,85 миллиона евро, – рассказывал «Матч ТВ» бывший спортивный директор «Краснодара» Алексей Зинин. – Это нереальные деньги, я его оценивал в полтора миллиона. Но агент не был заинтересован в переходе, сам игрок не хотел ехать в Россию, его девушка категорически не хотела ехать в Россию – не было ни одного союзника. Пришлось вести работу по всем направлениям. Это была долгая кропотливая работа всего клуба. В итоге Витя подтвердил мне, что готов прилететь в Россию на ознакомление. Мы стали ждать, когда он получит визу, и готовиться к его приезду».
Виктор Классон в игре за «Эльфсборг»
Перед визитом Классона возникла еще одна проблема: в январе город тонул в слякоти и лужах, улицы выглядели совсем угрюмо. «Мы представили, что сейчас Витя со своей девушкой прилетят уставшие и их повезут по лужам сквозь краснодарские пробки, – объяснял Зинин. – По не самым презентабельным дорогам. Тогда Сергей Николаевич [Галицкий] откликнулся и предоставил свой вертолет. Мы поминутно распланировали день и все передвижения. Встретили гостей в аэропорту и на вертолете доставили на базу, затем в академию и на стадион. Когда Витя вышел посмотреть поле, мы включили звук: «Гол забил Виктор Классон!» – и на всех огромных четырех табло появился фотомонтаж: он в форме «Краснодара». Это было мощно».
«Мы сразу увидели, что все гораздо лучше, чем мы представляли, – говорил Классон Aftonbladet. – Клуб понял, что мы сомневаемся, и сделал все, чтобы убедить нас с Юлией. Полетать на вертолете было очень здорово, мы до этого не летали так ни разу. Сначала мы даже подумали, что это шутка».
И все же девушка Классона отнеслась к Краснодару сдержаннее. Юлия никогда не покидала Швецию, была сильно привязана к своей большой семье, и это сказывалось на ее настроении. Поняв, что для Виктора безгранично важно мнение подруги, клуб устроил для нее отдельную экскурсию: показал рестораны, спортзалы и магазины. «Только после стадиона я признался гостям: «Вы увидели классные места, но сейчас вас повезут на медобследование, и вы увидите районы и дороги, которые могут не понравиться, – рассказывал Зинин. – Но у ребят был позитивный заряд, и Классон дал понять, что он уже полностью с нами. Дело оставалось за Юлей. Вечером, когда все устали и сели ужинать, я спросил ее: «Юля, тебе понравилось?». И она расплакалась. Она поняла, что им уже никуда не деться, что ради Виктора надо соглашаться, но она очень боялась этого шага».
Юлия согласилась на переезд во время обратного рейса в Швецию. «Краснодар» следом отправил сотрудника, и 25 января Классон подписал контракт на 3,5 года. Клуб заплатил всего 2 миллиона евро.
В Краснодаре Классон живет в 150-метровой квартире с видом на реку Кубань, ездит на Audi Q5 и следит за рынком инвестиций. «Я начинал пару дистанционных курсов по экономике, – рассказывал Виктор Aftonbladet. – У футболистов довольно много свободного времени, и иногда хочется отвлечься от футбола. Так что это было нетрудно. Сейчас я немного отложил такие занятия, почти всю энергию вкладываю в тренировки. Зато Юлия как раз этим занимается. Она сдаст экзамены летом (разговор состоялся весной 2018-го – Sports.ru). Юлия решила сделать упор на бухгалтерский учет, а меня больше привлекли финансы, инвестиции. Еще мне нравится статистика. Я сам инвестирую, но прислушиваюсь к советам. Мой брат раньше работал в банке, и у меня есть знакомые банковские служащие, с которыми я иногда играю – слежу за биржей».
В первом же полноценном сезоне (2017/18) Классон стал для «Краснодара» незаменимым: провел все 30 матчей в лиге, забил 10 голов и сделал 6 ассистов – это второй результат после Смолова (14+6). После ухода Федора швед спокойно принял роль главного игрока атаки: в 10 стартовых матчах он забил 4 и отдал одну голевую. «Сегодняшнего Классона «Краснодар» купить бы уже не смог, – говорил Алексей Зинин в сентябре. – Потому что сейчас его хотят купить клубы уровня АПЛ и деньги фигурируют раз в 6-7 больше, чем были, когда мы его покупали из «Эльфсборга».
Сумма резко выросла (до 8 миллионов евро по оценке Transfermarkt) еще и потому, что Классон прорвался в основу сборной. Он выходил в старте во всех пяти матчах Швеции на чемпионате мира, Виктора заменили всего однажды – на 75-й минуте игры с Германией. «Не мог представить, что все так сложится, – цитировал Классона сайт «Краснодара». – До переезда в Россию я вызывался в сборную нерегулярно, а если и вызывался, то сидел на лавке. А теперь – пять игр на ЧМ в стартовом составе! Это тот самый момент, когда мечты сбываются. И, безусловно, игра за «Краснодар» помогла в осуществлении детской мечты».
Внешняя невозмутимость не должна сбивать: именно рвение сделало Классона лидером «Краснодара» и привело в сборную. Почти год назад он не побоялся сказать «Спорт-Экспрессу», что Ибрагимович для него вовсе не ориентир:
«Биографию Ибрагимовича так и не изучил, но, конечно же, видел множество фильмов и клипов о нем. Причем с каждым днем их становится все больше и больше. В Швеции пишут книги, печатают бесконечные статьи в журналах, снимают фильмы об Ибрагимовиче, и все очень популярны. Сейчас появился даже парфюм его имени. Повсюду Златан, Златан, Златан! Про него могу сказать одно: это действительно отличный футболист. Но не думаю, что мне стоило брать его в качестве ролевой модели. Да, Ибрагимович – великий игрок, но я не хотел бы походить на него ни на поле, ни за его пределами. Златан – немного эгоист, мне не нравится такой стиль игры. У меня свой путь».
Фото: globallookpress.com/Joel Marklund/imago/Bildbyran, JšRgen Jarnberger/Bildbyran; facebook.com/julia.cedercrantz; РИА Новости/Саид Царнаев; globallookpress.com/Andreas L Eriksson/Bildbyran
Эх, шведы, шведы...