Сначала Франко болел за «Атлетико», потом – за «Реал». Как начиналось мадридское дерби
Сегодня в столице Испании жара.
Текст впервые опубликован на Sports.ru в сентябре 2018-го.
Мадридское дерби уступает эль-класико в антураже – но точно не в жесткости. «Атлетико» и «Реал» родились практически одновременно, и им есть за что друг друга не любить.
С чего все началось?
Первый президент «Реала» родился в Барселоне. «Атлетико» создали баски
«Реал» появился раньше. Он вырос из команды Foot-Ball Sky, которую в 1897-м создали студенты института Libre de Enseñanza – частного заведения, где среди профессуры были выпускники Оксфорда и Кэмбриджа. В 1900-м один из игроков – Хулиан Паласиос – увел за собой часть команды, образовал новую и руководил ей до 1902 года. Именно тогда официально зарегистрировали клуб «Мадрид», а его первым президентом стал Хуан Падрос – владелец магазина одежды, который родился в Барселоне.
В 1903-м несколько баскских студентов, которые учились в Мадриде, основали «Атлетико» (тогда – «Атлетик»). Он был чем-то вроде фарм-клуба команды из Бильбао и развлекал скучающих в столице басков, поэтому основные детали скопировали – название, философию и цвета. Но вскоре мадридцы разочаровались. Они играли только товарняки и мечтали помогать старшей команде в официальных матчах, отправляя туда лучших игроков. Однако в Бильбао в этом не нуждались, и после серии обидных отказов «Атлетико» начал перевоплощаться. К 1920 году это был полностью самостоятельный клуб.
До появления примеры в сезоне-1928/29 «Мадрид» четырежды подряд выиграл Кубок и 16 раз – региональный дивизион. «Атлетико» вообще не брал кубок, но трижды побеждал в своей лиге. Когда образовался чемпионат, его рвал «Атлетик» из Бильбао (четыре чемпионства и два серебра за 6 лет), а среди двух мадридских клубов успешнее был «Реал» (по-испански – королевский, титул в 1920-м клубу присвоил король Испании Альфонс XIII) – две победы в 1932-м и 1933-м.
Дополнительных стимулов – кроме спора за авторитет в городе – у команд не было. Но затем в их отношения влезла гражданская война.
Франко болел за того, кто сильнее. Он использовал футбол в своих целях
Война началась в 1936-м и шла почти три года. Власть республиканцев сменило военно-националистическое правительство генерала Франсиско Франко. Почти весь состав «Атлетико» погиб во время конфликта, и осенью 1939-го, когда чемпионат возобновили, ему не хватало игроков. Но клуб нашел выход: предложил объединиться довольно мощной команде авиации из Сарагосы (там на самом деле играли летчики). Так появился клуб Atletic Aviacion.
«Атлетико» неожиданно окреп и сходу взял два титула подряд – в 1940-м (тогда же команда стала называться «Atletico Aviacion» с «о» в конце – из-за указа Франко о переименовании всех спортивных организаций на испанский манер) и 1941-м. Победы радовали Франко: он видел в обновленном клубе символ могущества режима, который изначально строился как военная диктатура. Основной поддержкой выступала именно армия, потом – церковь.
Однако когда говорят про Франко и футбол, почти всегда имеют в виду его лояльность к «Реалу». В середине и конце 1940-х «Атлетико» притормозил, его подвинули «Валенсия» и «Барселона», и Франко переключился на другой столичный клуб. Генералиссимус изменил вкусам в 1950-е, когда «Реал» расцвел после невзрачных 20 лет и невероятно громко шумел в Испании и Европе. Этого бы не случилось без покупки Альфредо ди Стефано, который также соблазнил «Барселону» и даже успел сыграть за нее в паре товарняков.
По одной версии (ее любят соперники «Реала»), футболист подписал контракт сразу с двумя клубами, но в итоге остался в Мадриде из-за давления Франко на каталонцев. Якобы президенту «Барселоны» Энрику Марти Каррето намекнули: его текстильную компанию ждут особо тщательные налоговые проверки, если он продолжит вести трансфер. По другой (ее любят болельщики «Реала»), испанская федерация футбола заключила странное: форвард будет выступать за клубы поочередно. «Барселону» это неприятно удивило, и она рассталась с правами на игрока за 4 миллиона песет.
Факт один: ди Стефано безупречно вписался в «Реал». С 1954-го по 1969-й клуб 12 раз выиграл чемпионат и 6 – Кубок европейских чемпионов. Ди Стефано дважды признавали лучшим футболистом Европы, его безгранично любили фанаты. Примерно так же отчаянно Франко обожал победы «Реала»: он считал, что трофеи в Кубке европейских чемпионов серьезно поправляют имидж его режима в Европе. Ведь как можно не уважать власть страны, когда там играет столь эффектная команда?
Это действительно затуманивало реальность, и на мгновение лидеры других государств забывали, что переворот Франко поддерживали Муссолини и Гитлер (республиканцев – СССР). Пусть он и не строил политику идентично их принципам (например, не собирался руководить страной пожизненно и быстро нашел преемника), но многое было схоже: уничтожение оппозиционной прессы, преследование оппонентов режима, культ личности.
Франко не любил футбол, но грамотно использовал его в своих целях. Например, с его подачи по телевидению крутили матчи примеры, когда страна подрагивала из-за волнений, и почти всегда это были игры одной команды. «Реал» – наш лучший посол», – фраза, которую приписывают Франко. Милые отношения клуба и правителя жутко бесили «Атлетико»: его фанаты заряжали на дерби «el equipo del gobierno, la vergüenza del país» – «любимая команда правительства – позор страны».
Режим пал в 1975-м, но «Реалу» и сегодня припоминают флирт с властями. В 2009-м трансфер Габриэля Хайнце из «Манчестер Юнайтед» в «Реал» едко прокомментировал сэр Алекс Фергюсон: «Когда мы продавали Хайнце в 2007-м, мы знали, что это случится. Не думаю, что их интересовал сам Хайнце – хотя он хороший игрок. Но в итоге они хотели получить Роналду, это ясно. Ситуация раздражает сильнее, потому что «Реал», как бывший клуб генерала Франко, привык получать любого игрока, который им был нужен, прежде чем в Испанию пришла демократия».
В 2014-м каталонский канал TV3 выпустил документалку про отношения «Реала» с режимом. Фильм раскритиковал главный редактор мадридской газеты AS Альфредо Реланьо. Три главных фрагмента его статьи:
1. Во-первых, непонятно, почему Франко со своей поддержкой тянул аж до середины 50-х, а в 40-е, в эпоху, наверное, наиболее жесткого франкизма, «Реал» переживал один из худших периодов в истории. А вот кто как раз действительно пользовался серьезной поддержкой властей – это «Атлетико». Да и то речь не о прямой помощи Франко, а об опеке команды высшими чинами ВВС Испании.
2. Самое интересное, что первый по-настоящему звездный легионер Ладислао Кубала оказался в «Барселоне» несмотря на то, что «Реал» тоже на него претендовал. Теперь возьмем величайший в истории мадридский «Реал», который, по мнению TV3, был порождением и любимой игрушкой франкистской диктатуры: в период с 1956-го по 1960-й «Реал» дважды выиграл чемпионат и ни одного Кубка Генералиссимуса, зато в Кубке европейских чемпионов был непобедим. Трудно себе представить, что Франко был столь всемогущ, что мог заставить плясать под свою дудку всю футбольную Европу, но почему-то при этом забывал «положить» под «Реал» внутренние турниры.
3. Действительно, франкизм не был чужд «Реалу», но связь была обратная, и появилась она не в 50-е, а в 60-е, когда руководство Испании начало использовать «Мадрид» как своего рода посла страны во всем мире. То есть это Франко уже начал заниматься саморекламой, имея готовый продукт мирового уровня».
«Мне все равно, что говорят – Франко не играл в нашей команде, – высказывался бывший нападающий «Реала» Франсиско Хенто. – Играли мы, футболисты. А в других европейских странах влияние Франко не было столь велико, не правда ли? Кроме того, я думаю, что Франко футбол особо и не нравился».
«Реал» – для богатых, «Атлетико» – для бедных. Так было раньше
Изначально конфликт мадридского дерби еще и в социальном неравенстве болельщиков. Считается, что «Реал» традиционно поддерживают обеспеченные и богатые. Это соответствует их статусу: плавающий в деньгах клуб со множеством трофеев и стадионом в престижном округе Чамартин – вокруг банки и офисы.
Первый стадион, на котором играл «Атлетико» – «Ронда де Вальекас», – располагался в южной части города, где жил рабочий класс. Другой – «Висенте Кальдерон» – находился рядом с пивоварней вдоль реки Мансанарес. Одно из прозвищ команды – sentimiento de rebeldía («отдушина для бунтарей»). В клубе легенду поддерживают. «Диего Симеоне олицетворяет наши главные ценности – решимость, отвагу, страсть, готовность к постоянному, упорному, тяжелому труду, – говорил руководитель юридического департамента футбольной академии «Атлетико» Антонио Ривера. – Это очень важно для команды, ядро болельщиков которой исторически составляют рабочие люди – то есть те, кто отлично знают цену таким качествам».
Конечно, сегодня аудитории спортивных брендов выравниваются, клубы поддерживают самые разные люди. Главная причина – результаты. Так что успехи «Атлетико» бойко разламывают любые границы, если они еще в каком-то виде сохранились.
Настоящий бедный клуб Мадрида, за который болеет несколько тысяч энтузиастов, – это «Райо Вальекано». Шатающийся стадион (в августе его закрыли на ремонт по ходу сезона) на 14 тысяч мест без одной трибуны, неказистый район Вальекас, отсутствие денег и фанаты левых взглядов. Вот он – андеграунд.
А мадридское дерби сегодня – это классный футбол, борьба за трофеи и непрекращающийся спор про Франко.
Фото: globallookpress.com/Mary Evans Picture Library, imago sportfotodienst; /Biblioteca Virtual de Defensa
Франко ничего не спасал, он собственноручно тормозил её развитие десятки лет, утопил её в крови (не только во время Гражданской, но и десятки лет после), во время Второй Мировой метался от немцев к американцам (с протянутой рукой, разумеется). Про коррупцию и самоуправство принадлежих к режиму и говорить нечего, там всё понятно, аскетов среди франкистов было немного.
То, что в конце его жизни на него свалились толковые министры, которые провели экономические реформы, просто стечение обстоятельств. Считать, что в 80 лет Франко там какие-то умные решения принимать внезапно начал - смешно. Просто постарел, хватку потерял, дал другим порулить, повезло, что другие пользы принесли больше, чем сам Франко за 40 лет.
Когда Реалу было очень хреново после войны, стадион разрушен итп. Банки не давали кредит Бернабеу, не верили что отдаст Реал и выкарабкается с такого положения. Саньтяго ходил и к Франко, чтобы тот помог с кредитами, но он отказал. Потом все таки Бернабеу выкрутился, кредит дал банк, Реал построил огромнейший(нынешний) стадион на котором зарабатывал хорошие деньжища. Дела пошли в гору, игроки тоже пришли. Пришли и победы и Фрнко внезапно стал болельщиком Реала? )
Это как если бы Спартак был по силе как Реал и прописался бы в финале ЛЧ. Отличная возможность ВВП поездить по европе(типо смотря матч любимой команды) и прибалтывая неугодных(хорошо еще когда клуб твоей страны выигрывает). Стал бы Путин в таком случае болельщиком Спартака? Конечно нет.
Вот и я прошу не называть Франко болельщиком Реала. Ему было это просто удобно.
Насилуй в те времена Атлетико или там какая нибудь другая столичная(да и не только) команда все в европе, Франко бы был типо их болельщиком.
2.Франко спас Испанию от коммунизма и красного террора в отношении церкви и крестьянства как минимум. Насчет тормозил-твое оценочное суждение, по факту, при Франко испанская экономика входила в ТОП-10 в Мире. "Утопил в крови" это поэтическое преувеличение, для страны, пережившей гражданскую репрессии были незначительными. Сравни с СССР, Китаем или например Камбоджей.
Франко никуда особо не метался, Гитлер пытался его втянуть в свою кампанию, но нет.
Коррупция это стандартное критиканство.
Последний абзац это вообще блестяще)) Показывает твою "объективность". Выливаем на Франко кучу помоев за ВМВ, гражданскую, слабую экономику(а принял он видимо лидера мировой торговли ЛОЛ), а его успехи, так это не он, это министры. А кто этих министров назначил? Санта Клаус видимо. Или дух благородного паладина добра Карла Маркса.
Хоть он втихую помогал немцам, но так же через Испанию сбегали евреи от когтистых лап гестапо. Сбитые над оккупированной Францией летчики-союзники возвращались к своим через Испанию.
Стыдливо называть его главой военно-националистического правительства - типичный либеральный куннилингус.