Говорят, Абрамович может продать «Челси». На него давно давят из-за политики
Бизнесмен переехал в Израиль и заморозил строительство стадиона.
В «Челси» неспокойно. The Sunday Times громыхнула новостью о том, что Роман Абрамович думает о продаже клуба и даже нанял для этого инвестиционный банк Raine Group, который в 2015-м помог продать 13% акций «Манчестер Сити» китайской China Media Capital. Правда, в том же материале медиа процитировало близкий к команде источник – он опроверг информацию, сказав, что «Челси» не продается».
Позже панику подавил ТАСС. Информагентство сослалось на источника в окружении Абрамовича – по его словам, владелец «Челси» «не думает о продаже», а сообщения про инвестиционный банк «не имеют под собой никаких оснований».
Но как раз оснований у Абрамовича достаточно: в последние четыре месяца он нервничал значительно больше, чем обычно, и теоретически мог бы решиться на резкие перемены.
Абрамовичу не продлили британскую визу. Он получил гражданство Израиля
В конце мая Абрамович получил израильское гражданство в Тель-Авиве. Это подтвердило онлайн-медиа The Times of Israel со ссылкой на министерство внутренних дел страны. Бизнесмену вручили документ в соответствии с законом о возвращении евреев. Он стал самым богатым человеком Израиля (состояние – более 10 миллиардов долларов) и отказался от денежной субсидии, которую предлагают каждому репатрианту (тому, кто вернулся на родину) – более четырех тысяч долларов.
По данным газеты Israel Hayom, Абрамович еще в 2015-м строил особняк в прекрасном районе Тель-Авива Неве-Цедек (он старше города на 22 года), где и собирался жить. Специально для этого он приобрел землю за 25 миллионов долларов и снял дом для проектировщиков за 30 тысяч долларов в месяц.
Бизнесмену комфортно работать в Израиле: его структуры Millhouse и Ervington нередко инвестируют в местные компании. К примеру, Millhouse вложил 10 миллионов долларов в производителя биоорганических батарей StoreDot и инвестировал 2 миллиона в стартап AcousticEye (занимается технологиями для проверки труб). В январе Абрамович пожертвовал университету Тель-Авива 30 миллионов долларов – на них там строят здание нового центра Нанонаук и Нанотехнологий. По информации Федерации еврейских общин России, за 20 лет Абрамович потратил на нужды еврейского сообщества по всему миру около 500 миллионов долларов.
Тель-Авивский университет
Несмотря на чувства к Израилю, Абрамович перебрался туда вынужденно: в апреле истекла его британская виза, а с получением новой возникли проблемы. В мае близкий к бизнесмену источник рассказал Financial Times, что в визе ему не отказали, однако британские власти рассматривают заявление «дольше, чем обычно, без каких-либо объяснений».
В начале июня The Sun узнал, что Абрамович не вытерпел и самостоятельно отозвал заявку после получения израильского гражданства. Выданный ему загранпаспорт вида «даркон» позволяет без визы въезжать в 147 стран мира, в том числе в Великобританию. Правда, работать без специального разрешения израильтяне там не могут – только путешествовать. «Безвизовый въезд для обладателей израильского паспорта возможен не более чем на шесть месяцев, – объяснил представитель премьер-министра Великобритании Терезы Мэй. – Израильтянам необходима виза, если они намерены жить, работать или учиться в Соединенном Королевстве».
На сайте британского МВД разъясняется, что лишь некоторые граждане Израиля могут приезжать в Британию с деловыми визитами. Например, виза не нужна тем, кто читает гостевые лекции в вузах, и адвокатам, работающим в суде (при этом въехать в страну можно не дольше чем на месяц).
Новые условия мешают Абрамовичу ходить на «Стэмфорд Бридж»: он пропустил победу клуба в финале Кубка Англии и первый домашний матч нового сезона против «Арсенала».
Британия обозлилась на Абрамовича после дела Скрипалей
Во время скандала вокруг отравления Сергея Скрипаля и его дочери британское правительство кипело – чиновники в числе прочего грозились детально изучить, как 700 богатых россиян получили визы инвесторов в 2008-2015 годах. А в мае (за несколько дней до того, как Абрамовичу дали израильское гражданство) комитет по международным делам палаты общин выпустил отчет под названием «Золото Москвы: российская коррупция в Великобритании». Документ цитировал BBC, там говорилось, что «использование Лондона для коррупционных активов друзей Путина было частью российской стратегии по подрыванию национальной безопасности». Отчет также признает, что Британия «неудачно боролась с отмыванием денег».
По оценке местного подразделения Transparency International, в британский рынок недвижимости вложено не меньше 4,4 миллиарда «грязных фунтов», из которых около миллиарда принадлежат богатым русским. Организация отметила, что реальные цифры намного выше тех, что удалось отследить благодаря различным утечкам.
Британские парламентарии говорили, что требуется общая стратегия борьбы с российским политическим режимом, и предложили усилить финансовое давление на Путина и его окружение. Они потребовали как можно скорее создать единый реестр иностранных компаний, которые владеют недвижимостью в Великобритании и получают государственные контракты.
Владимир Путин и Роман Абрамович. 2005 год
Положение Абрамовича ухудшилось, поскольку Британия считает его одним из ближайших к президенту России бизнесменов. The Sun называла его «любимым сыном Путина», а The Guardian в период проблем с визой опубликовал материал под названием «Заплатит ли наконец Абрамович за приближенность к Путину?» – там подчеркивается, что «именно Абрамович рекомендовал Путина Ельцину, когда тот искал себе преемника», «сейчас владелец «Челси» является крупным кремлевским игроком». В тексте также есть цитаты Бориса Березовского, который утверждал, что Абрамович «по запросу Путина» дарил ему яхту за 50 миллионов долларов, а позже исполнял ключевую роль в формировании нового правительства.
Из-за давления «Челси» заморозил строительство стадиона
Весной 2017-го лондонские власти поддержали идею «Челси» о сносе «Стэмфорд Бридж» и строительстве нового стадиона на 60 тысяч зрителей. «Лондон – один из величайших спортивных городов мира, и я рад, что уже скоро в столице будет красоваться еще одна новая арена», — говорил мэр Лондона Садик Хан.
Дизайн нового стадиона придумало швейцарское бюро Herzog & De Meuron (другие его спортивные проекты – «Альянц-Арена» в Мюнхене, «Матмют Атлантик» в Бордо, Олимпийский стадион в Пекине). Для Лондона Herzog & De Meuron проектировало галерею современного искусства Tate Modern, за которую получило Притцкеровскую премию – аналог Нобелевской в архитектуре.
Все выглядело сногсшибательно:
Стадион должны были сдать к 2022 году, он оценивался в 500 миллионов фунтов. Планировалось, что «Челси» временно переселится на «Уэмбли», но переезд не понадобился. Проблемы Абрамовича с визой вынудили клуб объявить о заморозке строительства – главной причиной был назван «неблагоприятный инвестиционный климат». «Мы не устанавливаем временные рамки для возможного пересмотра решения», – отмечали в «Челси».
Пострадала не только команда, но и активы Абрамовича в России. Из-за наличия второго гражданства (израильского) ему пришлось уменьшить долю в Первом канале на 4% – до 20%. Этого потребовал закон о СМИ, запрещающий иностранцам и лицам с двойным гражданством иметь в собственности более 20% компании-учредителя российского СМИ. Абрамович владеет акциями Первого через ООО «ОРТ-КБ», покупателем 4% стала Национальная медиа группа (НМГ), которая уже контролировала 25% канала.
Трудностями Абрамовича даже заинтересовались российские футбольные чиновники. В мае на конференции РФС, где подводили итоги 2017 года, неожиданно выступил член исполкома Сергей Анохин: «Пока неизвестно кто возглавит попечительский совет, решение будет принято позже. В него могут войти бизнесмены, политики, спортсмены, может быть, деятели культуры. Все, кому небезразличен футбол и кто будет футболу полезен, просто говоруны нам не нужны. Было бы шикарно, если бы Абрамович вошел в совет. Знаю, что он любит футбол, хочет развивать его в России».
Абрамович мог продать «Челси» в июне, но отказал богатейшему британцу и китайцам
В начале лета на «Челси» засмотрелся богатейший человек Британии Джим Рэтклифф (его состояние – 21,05 миллиарда фунтов) – основатель одной из крупнейших в мире нефтехимических компаний Ineos. За полгода до контакта с Абрамовичем Ineos приобрел швейцарскую команду «Лозанна-Спорт» – сумма сделки не раскрывалась.
За «Челси» Рэтклифф предлагал порядка 2 миллиардов фунтов, хотя The Times утверждала, что Абрамович на фоне кризиса согласился бы и на 1,2 миллиарда. Но в действительности бизнесмен отказался и от большей суммы. По информации Daily Mail, он совсем не хотел расставаться с клубом и сразу пресек еще несколько потенциальных сделок, в том числе с богачами из Китая.
Абрамович пришел в «Челси» в 2003 году, отдав за него 140 миллионов фунтов бизнесмену и отельеру Кену Бейтсу. В 2017-м Daily Mail подсчитала, что за 14 лет Абрамович потратил на клуб более 4 миллиардов фунтов. Самая крупная часть расходов – зарплаты футболистов, тренеров и персонала, на них ушло 2,4 миллиарда.
Роман Абрамович со второй женой Ириной и Евгением Гинером на матче «Ливерпуль» – «Челси», 2003 год
Говорят, что Абрамович помешан на «Челси». Через ближайших помощников (обычно – директора клуба Марину Грановскую) он узнает, в какой форме находятся игроки, и интересуется мнением тренера о стартовом составе на важные матчи. Даже сейчас он серьезно вовлечен в жизнь команды, о чем свидетельствует интервью Маурицио Сарри Goal.com:
«Пойду ли я на компромиссы, если мои методы не будут работать в «Челси»? Не знаю. Но все же лучше, когда я прививаю именно свой футбол. Если команде нравится собственная игра, у нее есть много возможностей выиграть матч. Думаю, Абрамович знает, что для этого потребуется время. Если мне позвонили 40 дней назад, думаю, они хотели увидеть здесь мой футбол – атакующий. Это нелегко, но я постараюсь».
Кажется, решение о продаже «Челси» может стать одним из самых непростых для Абрамовича. Тем не менее жить и работать в Лондоне как прежде бизнесмен уже не сможет. И это его явно серьезно задевает.
«Мне нравится приезжать в Лондон. Если бы мне пришлось думать над тем, где бы я мог жить, если не в Москве, в первую очередь я бы выбрал именно Лондон».
Так Абрамович рассуждал, когда их отношения с британским правительством еще были относительно безмятежны.
Фото: REUTERS/Dylan Martinez; facebook.com/tau.main; John Sibley/Action Images; РИА Новости/Владимир Родионов, Владимир Федоренко; REUTERS/Darren Walsh/Action Images; Gettyimages.ru/Tom Shaw
____________
Я бы даже сказал - взаимоисключающие
В какой-то степени каждый пользователь спортса тоже меценат. Как и каждый гражданин России
Нет, прикиньте, человек миллиарды (ворованные не ворованные сейчас пока не важно) вложил в клуб, сделал Лондону мировой спортивный бренд, взялся стадион крутой построить, короче социальную функцию начал выполнять по полной программе. А они внезапно узрели, что он друг Путина.
Какое-то жидкое и очевидное лицемерие.