«Челси», встречай Сарри!
Появление Сарри в АПЛ важно как сам факт:
Арсен Венгер, уже покинувший английский футбол, но по-прежнему актуальный (не знаю, насколько в футбольном смысле, но в смысле своих высказываний – точно) говорил, что АПЛ – это чемпионат мира среди тренеров. Это верно настолько, насколько верно и то, что по итогам грядущего сезона как минимум трое из списка «Гвардиола, Моуринью, Почеттино, Клопп, Пеллегрини, Эмери, Сарри» не попадут в Лигу Чемпионов.
АПЛ действительно сорвала тренерский куш, а также снова подтвердила утверждение, согласно которому современный футбол – это не «Манчестер Юнайтед» против «Ливерпуля», а Моуринью против Клоппа и так далее. Идея противостояния именно стилей и тренерских идей не может быть воплощена где бы то ни было лучше, чем в лиге, где больше всего коучей с большой буквы.
Теперь искромётных тренерских дуэлей станет больше: даже прошлогодний поединок Сарри и Гвардиолы в рамках противостояния «Сити» и «Наполи» на групповом этапе (!) Лиги Чемпионов стал событием.
Ещё одна особенность АПЛ заключается в запредельном уровне медийности: даже далёкие от футбола люди знают о Гвардиоле, Моуринью и Клоппе. Тренеры, работающие в других лигах, не могут похвастаться такой широкой известностью, даже если речь идёт о выдающемся специалисте.
Пришло время разобраться с тем, кто такой Маурицио Сарри, откуда он пришёл и что способен дать «Челси». Давайте начнём.
Что мы знаем о Сарри кроме того, что его «Наполи» был восхитителен?
О том, почему важно верить в свою мечту, и как далеко готов зайти по-настоящему одержимый:
Маурицио Сарри никогда не был профессиональным футболистом. Приключениям итальянца в качестве игрока, начавшимся на любительском уровне, было суждено закончиться там же.
До того, как в 40 лет начать тренерскую карьеру в подвале итальянского футбола, не освещённом прожектором перспектив или хотя бы лампочкой гарантий, Сарри был банкиром в итальянском Monte dei Paschi di Siena. И знаете, по-моему нужно быть чертовски смелым человеком с железобетонной верой в себя, чтобы бросить тёплое место инвестиционного банкира (судя по частым командировкам в деловые столицы мира типа Лондона и Цюриха, Маурицио был не операционистом, готовым порадовать любого желающего «Молодёжной» картой Сбербанка) и пойти дорогой мечты.
Начав свой тренерский путь в 1990 году, Сарри появился на радаре большого европейского футбола лишь в сезоне 13/14, выведя скромный «Эмполи» в серию А. Кстати, в том же сезоне была и первая индивидуальная награда - «Серебряная скамья», присесть на которую может лучший тренер по итогам сезона в серии B.
В сезоне 15/16 скамья стала уже золотой, а его «Наполи» финишировал вторым. А ещё «его «Наполи»» - лишь второй случай в 21 веке, когда фамилия тренера в родительном падеже навсегда останется прикована к названию команды в учебниках истории. Как вы уже догадались, первый такой случай - «Барселона» Гвардиолы. Теперь ещё «Наполи» Сарри. Всё. Даже обгонявший «Наполи» в сезонах 15/16 и 17/18 в гонке за Скудетто «Юве» никогда не вспомнят как «Ювентус» Аллегри. А «Наполи» Сарри вспомнят. Даже без трофеев. Ещё одно подтверждение тому, что игра ценит стиль, красоту и любовь к ней, к игре, а не количество кубков. Да, Дешам?
Теперь можно начать отвечать на второй вопрос: что Сарри даст «Челси»?
О преимуществе над предшественником хотя бы в одном ещё до первого матча, Sarryball как сложнейшее искусство и единственный недостаток Маурицио как тренера.
1. Интервью. Он уже его дал.
Что? При чём здесь вообще интервью?
А при том. Важно, как Сарри дал это своё первое в Англии интервью. Он дал его на английском языке. Очень часто эта деталь упускается из виду, и кажется, что в 21 веке не имеет значения разница в языке общения тренера и игроков: есть переводчики и технологии. Но на самом деле очень важно, чтобы тренер говорил и доносил идеи до футболистов напрямую. Более того, журналисты и медиа априори более благосклонны к человеку, который даёт пресс-конференции на их языке. В случае Сарри это важно - его характер не намного проще, чем его футбол, ставить который, кстати, тоже легче без посредников в виде переводчиков.
До прихода Роберто Мартинеса на пост главного в сборную Бельгии, в раздевалке и на поле можно было легко услышать не только английский, но и французский язык во всей красе его многообразных диалектов. Пришёл Мартинес, вся команда заговорила исключительно по-английски, а Бельгия по итогам прошедшего Мундиаля стала третьей сборной мира. Не прямо связанные вещи, но эффект одного языка имеет место быть. Браво, Сарри, и, видимо, браво банкинг, благодаря которому итальянец без проблем выдал семиминутный спич in English в первые дни пребывания в Лондоне.
2. Стиль
Для «Челси» очень важен узнаваемый стиль. Ненавистники лондонской команды очень любят упрекать «аристократов» в отсутствии оного, а руководство часто подчёркивает, что узнаваемость команды на поле - вещь, сопоставимая по важности с результатом.
Если с предоставлением гарантий относительно последнего в тренерской профессии по-настоящему трудно, то «100% hard work and 90% fun“ в случае Сарри означают непременное узнавание состава в синих футболках на «Стэмфорд Бридж» и где бы то ни было ещё.
Из чего складывается стиль Сарри?(На примере его «Наполи» и с прогнозом на то, как это будет работать в «Челси»)
Треугольники: если бы футбол Сарри было необходимо описать одним словом, то этим словом стало бы определение фигуры, которая образована тремя прямыми, соединяющими три точки на плоскости. Вы, наверное, думаете: а чего это ты, Бьелса, геометрию-то вспомнил? А я отвечу: мне просто кажется, что так проще всего донести идею, которая положена в основу геометрического фетиша Сарри.
Треугольник – инструмент для воплощения на поле установки, согласно которой мяч должен доставляться между линиями. Думаю, подробно объяснять важность доставки мяча в названные зоны не стоит: очевидно, что игра между линиями разрушает позиционную структуру соперника, позволяя грамотно использовать пространство (великий Йохан Кройфф вообще считал пространство ключевым понятием в футболе) и создавать голевые шансы. Возвращаясь к треугольникам: два игрока образуют горизонтальную линию, становясь приманкой для прессинга соперника и освобождая зону для третьего игрока, которому следует пас. Смотрите сами:
Как это будет в «Челси»: очевидно, что Сарри скорее бросит курить (а он никогда не бросит курить), чем откажется от схемы 4-3-3. Треугольники никуда не денутся, вопрос лишь во времени, которое потребуется итальянскому гению на постановку излюбленных отточенных комбинаций в новом клубе.
Важность горизонтальных линий: как следует из первого пункта, для воплощения задумки с треугольниками (а следовательно и доставкой мяча между линиями) необходимо создать чёткую горизонтальную линию, которая будет провоцировать прессинг со стороны соперника. Как только оппонент теряет зону, футболист «Наполи» уже врывается туда.
Более того, горизонтальные линии позволяют контролировать игру через продвижение мяча в наиболее благоприятные для этого участки поля (есть возможность для короткого паса – отдай в следующую линию или в предыдущую, выдернув соперника; есть возможность для среднего – отдай через одну).
Разница в организации флангов: в «Наполи» фланги работали по-разному. Футболисты перегружали левый фланг (высокая позиция фуллбэка + Инсинье +Гамшик), а затем вырезалась передача в разряженное пространство за спинами игроков соперника на правом фланге. Объясняется это тем, что слева был техничный Инсинье, более способный к созидательной работе, а справа – чуть более прямолинейный Кальехон, который идеально бежал за спину, откликаясь на диагонали в свободные зоны. Правый фуллбэк, таким образом, был больше занят оборонительной работой, образуя с центрбэками страховку от контратак соперника.
Как это будет в «Челси»: если переиначить заголовок абзаца выше, то получится что-то вроде «Распределение ролей». Так вот, нужные Сарри ролевики имеются в «Челси» в полном объеме: техничный и гораздый на выдумки Азарслева (ещё при Конте научившийся грамотно сваливаться в полуфланг), способный закрывать левую бровку от и до в течение всех 90 минут Маркос Алонсо– там же; дисциплинированный теневой герой, готовый без потерь в качестве превращать дуэт центрбэков в тройку, Сезар Аспиликуэта– справа; разрывающий свободные зоны Виллиан/Педро– выше по флангу.
Единственный действительно пробел в наборе нужных Сарри ролевиков – умный опорник с молниеносным игровым мышлением – уже заполнен: Сарри привёз из Неаполя Жоржиньо. Переживающих о роли в команде Канте спешу успокоить: пашущий за двоих новоиспечённый чемпион мира легко обучаем. Сарри научит его быть Аланом, только лучше, передвинет чуть выше и вправо относительно Жоржиньо, и получится что-то вроде прессинга, только ещё агрессивнее и смертоноснее.
Открытой для предложений остаётся лишь позиция третьего парня в тройке полузащитников. Есть Фабрегас, есть Баркли, есть Лофтус-Чик, есть слухи про Головина. Уверен, что сезон в роли Гамшика начнёт Фабрегас (опыт игры за «Барселону», колоссальный игровой интеллект). Дальше – увидим. Не подумайте, что во мне говорят патриотические чувства, но Головин по факту, с его вводными и тренировками Сарри, вполне способен в будущем закрыть эту позицию.
Требования к центральным защитникам: не падать в обморок с мячом в ногах и уметь держать высокую линию обороны. Система Сарри предполагает, что центрбэки умеют начать атаку грамотным пасом, причём преимущественно не во фланг, а в следующую линию, а ещё лучше – через одну. Я ведь уже говорил о ключевой роли горизонтальных линий, правда?
Как это будет в «Челси»: Кристенсен и Рюдигер – оптимальная пара на долгосрочное сотрудничество в качестве центрального оборонительного кулака «Челси». А ещё очень хочется посмотреть, как Сарри обойдётся с Куртом Зума: в «Наполи» он уже превратил одного темнокожего парня в элитного игрока обороны, может, история повторится?
Организация обороны: она позиционная. Игроки соперника и их построение не имеет решающего значения: главное – где находится мяч. При качественном исполнении команда Сарри сама выбирает, где оппоненту можно находиться с мячом.
Стиль Маурицио предполагает очень смелый прессинг. Смелый он потому, что один игрок из тройки центральных полузащитников (Гамшик) выдвигается вперёд и помогает форварду нагнетать давление на линию обороны соперника, но при этом оставляет всю центральную зону в распоряжении всего двух футболистов.
Как это будет в «Челси»: уже ясно, что кто бы ни был этим выдвигающимся вперёд, опорную зону будут чистить Жоржиньо и Канте. Этого вполне достаточно, учитывая объем, который стабильно даёт Н’Голо.
3. Отсутствие ротации
Этим Сарри навлёк на себя даже публичную критику владельца «Наполи». Итальянец отталкивается только от себя, не меняя план на игру в зависимости от соперника (где-то задумался Пеп Гвардиола, который подстраивает рисунок розыгрыша мяча от вратаря под каждого конкретного оппонента). Поэтому состав всегда один и тот же.
Но есть нюанс. Заключается он в том, что ротация всё же имела место быть в центральной зоне, самой загруженной по объему работы зоне построений Сарри. Маурицио проводил её, не теряя в сыгранности: Жоржиньо играл с Аланом, а Диавара – с Зелинским.
В Англии нагрузки на команду априори выше: будет интересно наблюдать, как Сарри будет решать проблему космической сыгранности в таких условиях.
4. Внимание к деталям
Уже довольно известная история: футболист «Ареццо», в котором когда-то довелось работать Сарри, оценил уровень внимания итальянского специалиста к деталям фразой «Мы подходили к матчу со знанием, что соперники ели на завтрак».
Один из последних футбольных трендов таков: на высшем уровне незначительных деталей не существует. Сарри практиковал такой подход даже будучи во главе команд с самых низов итальянского футбола. Пристальное внимание тренера к мелочам живёт ещё и на уровне суеверий. Существует даже такая история: когда-то давно перед игрой Сарри случайно поцарапал автомобиль своего футболиста на парковке, а через несколько часов подопечные Маурицио победили. Сарри незамедлительно установил очевидную, видимо, для него одного причинно-следственную связь и перед следующей игрой снова задел несчастное транспортное средство своего игрока. Уже специально.
Сарри делит игру на части, прорабатывает все тонкости плана для каждой фазы на тренировках, разжёвывает и доносит до своих подопечных каждую деталь той последовательности действий, которую хочет увидеть на поле. Как замечал Дрис Мертенс, матч уже сыгран в головах игроков, когда они выходят на газон.
5. Рост игроков
Гонсало Игуаин, который в «Ювентусе» реализует моменты на уровне, весьма далёком от элитного, забирал «Золотую бутсу» итальянского первенства, будучи игроком Сарри. Это всё, что нужно знать о влиянии Маурицио на игроков. В его «Наполи» было возможно сочетание слов «топовый полузащитник» и «Алан» в одном предложении, был возможен Хосе Кальехон как неотъемлемая часть механизма команды, которая набирала 92 очка за сезон, был возможен метаморфоз Каледу Кулибали от человека, над которым смеялись за тактическую неграмотность, до защитника, прямо сейчас входящего в пятёрку лучших центрбэков мира.
Подводя итоги
Сарри – это про харизму и стиль, про любовь к игре и про умение возвести такую команду, в которую влюбились бы миллионы. Он заново учит людей, независимо от их возраста, футболу и превращает ноунеймов в элитных игроков.
Мауриццио Сарри было 40 лет, когда он вышел из банковского здания и пошёл дорогой из битого стекла низших дивизионов итальянского футбола. Он шёл по ней пешком, чтобы спустя годы отправить «Наполи» в космос, а затем придти в Лондон. Ему под 60 и он принимает самый большой вызов в своей жизни.
Получится ли у Сарри в «Челси»? Я не знаю. И не знает никто. Но вот вы прочитали почти 2000 слов про этого человека, и вам ещё не хочется верить в него и в его команду?
Лично мне очень хочется.
_____________________________________________
В Телеграме "Молодой Бьелса" выходит в эфир значительно чаще. Милости прошу:
https://t.me/zapiskimolodogobielsy
А как же «Халл» Слуцкого?
Или же «Дерби Каунти» Лэмпарда?