9 мин.

Австрийский революционер. Тренер, приведший «Шальке» к последнему чемпионству

23 февраля 1973 года на автобане Мюнхен – Зальцбург была страшная метель. Франц Фрювирт увидел появившийся перед ним грузовик слишком поздно. Водитель выжил в катастрофе, получив тяжелые повреждения, однако его отец Эди на пассажирском сидении умер сразу же. Чемпионскому тренеру «Шальке» было 64 года.

1

Новость о трагическом происшествии объяла ужасом весь Гельзенкирхен. «Я узнал об этом из газеты, – вспоминает Вилли Козловски. – Это был огромный шок для всех здесь, в «Шальке». Слез было уйма». Козловски был одним из основных элементов той команды «кнаппенов», которая в сезоне 1957/58 под руководством австрийского тренера выиграла на данный момент последний титул чемпиона страны. «Эди Фрювирт был особенным тренером. Он был не только выдающимся тактиком, но и фантастическим человеком, от которого мы во всех смыслах многое узнали, – рассказывает Козловски, которого по сей день называют «Черненьким». – Фрювирт оставил здесь, в «Шальке», много хороших друзей».

После трагедии капитан Берни Клодт и его товарищи по «Шальке» отправились на похороны в Вену. Там футбольный тренер был погребен в известном Центральном кладбище.

На самом деле имя Эди Фрювирта – Эдуард. Но так его никто не называл. Сына венского чиновника можно назвать Жозе Моуринью своего времени – также глядя и на его игровую карьеру. Нападающий провел за первую команду венского «Рапида» лишь один матч. Позже Фрювирт играл за мелкие венские клубы, так и не добившись в итоге больших успехов в карьере игрока. Так что уже в 1940 году, в необычном раннем 31-летнем возрасте, он перешел на тренерскую работу. В Австрии футбол уже с 1920-х годов был профессиональным делом по примеру Англии, и тренеры пользовались там большой силой и несли при этом огромную ответственность. Новичок быстро показал себя огромным талантом. Он постоянно опережал время и своих спортивных соперников благодаря некоторым идеям. Кроме того, он не боялся идти по совершенно новому пути.

88

Эди Фрювирт и звезда «Шальке» Берни Клодт

Незадолго до Второй мировой войны футболист Фрювирт сказал о скором конце «венской школы», которая в Австрии выражалась любовью к атакующему футболу. Для австрийской футбольной федерации это выражение стало чуть ли не государственной изменой. Однако Фрювирт провел революцию в домашнем футболе. Он заострил сознание на обороне, вывел физические тренировки на новый научный уровень, принял стратегически выровненный ежедневный план тренировок и продвинутые тактические занятия. Его излюбленная тема актуальна сегодня, как никогда – зональная опека в обороне, или игра против мяча.

«Когда мы стали чемпионами с Фрювиртом, мы играли в самый современный футбол в Германии, – заявляет Козловски. – Тактически он просто был лучшим тренером, который работал в стране в то время». Пока противник преследовал Козловски, игравшего в атаке, по всему полю, Фрювирт уже отказался от упрямой персональной опеки в «Шальке». Только когда мяч приходил в опасную центральную зону 14, «кнаппены» переключались на персональную опеку. Девиз Фрювирта: центр должен быть запертым.

Первоначально его высмеивали и иногда даже к нему относились враждебно, но уже в конце 40-х годов Фрювирт своей философией установил в Австрии тренд. Его стремительный взлет в качестве тренера остановить было невозможно. В конце 40-х годов он возглавил венский клуб «Ваккер», а в 1954 году отправился в Швейцарию на чемпионат мира в качестве помощника главного тренера сборной Австрии. Сборная заняла там третье место, обыграв действующих чемпионов из Уругвая, а сразу же по окончании турнира Фрювирт стал главным тренером «Шальке». Он сменил легендарного в прошлом игрока клуба Фрица Шепана, пять последних лет занимавшего тренерский пост. Вокруг «Шальке» же уже вовсю распространялось мнение, что этот австриец не только блестящий стратег, но и харизматичный тренер и талантливый «психолог».

4

Эди Фрювирт считался изобретателем так называемых персональных бесед. «Кобальтовые» игроки со своими личными проблемами обращались к тренеру. Такой способ руководства командой в послевоенное время стал новинкой. После тренировок по четвергам проводилось еженедельное командное собрание. «Там даже нам, молодым игрокам, было разрешено что-то сказать, – вспоминает уже 81-летний Козловски. Фрювирт использовал собрания, чтобы рассказывать о спортивной жизни, о таких элементарных вещах, как нормальный сон и правильное питание, особенно перед играми. – Это было для нас чем-то новым, и мы так или иначе еще не были профессионалами». Тем не менее, тренер требовал от игроков профессионализма.

Также уже опытный на международной арене тренер служил примером и по части моды. На матчах он удивлял всех длинным кожаным пальто с элегантной шляпой и придавал определенный шик рабочему Гельзенкирхену.

По части тактики Фрювирт должен был проделать убедительную работу на родине «шалькерской карусели» (Schalker Kreisel), прежде чем его оборонительная система получит поддержку. Он систематически омолаживал состав. Австриец стал первым тренером в «Шальке», который поддерживал постоянный контакт с юношеским отделом и стал лично приглашать в основную команду выдающихся талантов. Вилли Козловски, Манфред Кройц и Карл-Хайнц Борутта только выиграли от симпатии тренера к молодым и бегущим игрокам, они созревали и крепли в компании таких старых звезд, как Берни Клодт – и не в последнюю очередь благодаря современным тренировочным методикам: разминка, гимнастика, медицинские мячи, индивидуальные занятия, мячи на маятниках для ударов головой.

4

Уже в сезоне 1954/55 – первом для Фрювирта в «Шальке» – команда дошла до финала Кубка Германии, где лишь на последних минутах уступила «Карлсруэ» (2:3) в Брауншвайге. Параллельно этому «кнаппены» стали пятыми в Западной Оберлиге, а их экс-тренер Шепан стал чемпионом Германии с эссенским «Рот-Вайссом». Быстро возникли сомнения в новом тренере. Но в результате австриец постепенно сделал «Шальке» топ-командой на западе, а позже и во всей стране. В 1956 году «кнаппены» стали уже вторыми в Оберлиге, попали в финальный раунд, но пробиться в сам финал не смогли только из-за разницы мячей. В 1957 году «королевские синие» заняли лишь четвертое место, однако куда важнее было то, что футбольное развитие команды продвигалось в правильном направлении.

За выступлениями своих ребят тренер всегда следил с непосредственной близости – со складного табурета, который он выставлял рядом с боковой линией. От Фрювирта не ускользало ничего, он видел каждую маленькую ошибку, но никогда не отчитывал своих игроков. «Именно нас, молодых ребят, он всегда подбадривал, – объясняет Козловски. – Когда я совершал ошибки, он говорил мне: «Черненький, иногда ты будешь ошибаться. Не волнуйся, на следующей неделе ты снова сыграешь. И тогда ты выступишь лучше».

56

Эди Фрювирт вместе со своей женой и сыном Францем

Однако Фрювирт был не только добрым, но и строгим. Для него всегда должен был быть порядок дома. Поздними вечерами он контролировал, горит ли свет в домах его игроков. Эди жил со своей семьей в центре района Шальке, на Юхтингштрассе, почти напротив сигарного магазина Эрнста Куцорры, и всегда знал, соответствует ли его команда требуемому образу жизни. Так, под фрювиртский уход попал и молодой Манни Кройц. Однажды тренер пришел домой к его матери, чтобы проверить, что футболиста ждет за столом. В тот день это были в огромном количестве свежеприготовленные блины. Когда Кройц, как обычно голодный, пришел домой, он обнаружил, что на этот раз в его тарелке лежали всего несколько экземпляров. Когда он спросил у матери, куда делось все остальное, из-за занавеса кладовой вышел его тренер. Он сел за стол напротив полностью ошеломленного игрока и прочитал ему целую лекцию о правильном спортивном питании.

В 1958 году Эди Фрювирт завершил свою чемпионскую работу. Первое место по итогу тяжелого сезона в Оберлиге, три блестящие победы в финальном раунде против брауншвайгского «Айнтрахта», берлинской «Теннис-Боруссии» и «Карлсруэ» с разницей мячей 16:1 и победа со счетом 3:0 в финале в Ганновере над «Гамбургом», имевшем в своем составе восемь игроков сборной.

7

Перед финалом в сине-белом лагере оптимизм был сдержанным, однако Фрювирт источал непоколебимую уверенность. «У него было тихое и спокойное поведение, – рассказывает Козловски. – И оно передалось всем нашим игрокам». На протяжении всех 90 минут шалькеры полностью переигрывали ганзеатов в выносливости, борьбе и тактике. Великий Эрнст Куцорра прокомментировал произошедшее следующим образом: «Наконец-то я нашел преемника, наконец-то я могу поздравить своих внуков с чемпионством».

Последнее чемпионство «Шальке»

Однако в следующем сезоне чемпионская звезда быстро упала. Проблемы с травмами, потеря формы, мелкие раздоры и уход некоторых игроков заставили заботливо выстроенную структуру значительно пошатнуться. В конце сезона Оберлиги, выиграв лишь девять матчей из 30, команда заняла разочаровыващее 11-е место. А низшей точкой сезона стало домашнее поражение со счетом 1:5 от дортмундской «Боруссии» 22 февраля 1959 года. «Возможно, тогда мы слишком сильно сконцентрировались на Кубке европейских чемпионов», – признает Вилли Козловски. После того, как «Шальке» прошел датский «Копенгаген», команде Фрювирта также удалось убрать с пути «Вулверхэмптон» – английских чемпионов во главе с легендарным Билли Райтом. Однако путь «кнаппенов» завершился на стадии четвертьфинала: в первом матче «Шальке» проиграл мадридскому «Атлетико» в присутствии 110 тысяч зрителей (на стадионе «Реала» «Сантьяго Бернабеу») со счетом 0:3. Несмотря на то, что в ответной встрече Хансу Новаку удалось вывести «кнаппенов» вперед уже на первой минуте, бразильская суперзвезда мадридцев Вава сравнял счет на последней минуте и оформил окончательные 1:1. Однако никогда ранее немецкие клубы не добирались в этом турнире до такой стадии.

1959-й стал для Эди Фрювирта последним годом в «Шальке». «Мы достаточно долго ели венские шницели», – резко высказался тогда Эрнст Куцорра. Австриец ушел, но оставил при этом незабываемые впечатления. Он покинул клуб как друг. Даже на своих следующий местах работы Фрювирт поддерживал контакт с игроками, управленцам и соседями в Гельзенкирхене. Не раз он приезжал на своей машине из Австрии на свадьбы или дни рождения своих бывших компаньонов.

9

Позже ныне последний чемпионский тренер «Шальке» праздновал успехи как чемпион Южной Германии и финалист Кубка Германии с «Карлсруэ» (1960), победитель австрийского дубля с «Аустрией» (1963), а в 1965-66 годах он был главным тренером сборной своей родной страны. Однако в начале 70-х Фрювирт, разочарованный быстротой темпа и неблагодарностью своей работы, завершил тренерскую карьеру. К моменту своей трагической смерти он работал техническим директором в «Ваккере» из Инсбрука.

«Он часто и с удовольствием рассказывал о своем прекрасном времени в «Шальке», – вспоминает бывший бомбардир Уве Флиндт-Бьерг. Датчанин, работающий ныне скаутом гладбахской «Боруссии», играл в Инсбруке как раз под руководством Фрювирта. Об отношениях Эди с «кнаппенами» Флиндт говорит следующее: «Шальке» всегда много для него значил. Он был настоящим, признанным венцем. И между Веной и Рурской областью были некоторые различия, в основном языковые и менталитета. То, что Эди, тем не менее, в Руре сразу же почувствовал себя комфортно и завел там много друзей, говорит действительно о многом».

Вступайте в сообщество болельщиков «Шальке» в ВК