Семин год работал в Новой Зеландии. Он уезжал за деньгами и новой жизнью
Там он полюбил вино и регби, но скучал по классному футболу.
Юрий Семин впервые принял «Локо» в 1986-м. За четыре года он вывел клуб из первой лиги в высшую и вышел в финал Кубка СССР. А потом он внезапно решил уйти – из-за крайне необычного предложения.
В 1991-м Семин получил самую странную работу в карьере – в олимпийской сборной Новой Зеландии. «Был очень сложный сезон. И тут поступило заманчивое в финансовом плане приглашение, – вспоминал он. – Тогда в России зарплаты тренеров были маленькие. Почему-то созрело такое решение – попробовать свои силы за рубежом, выучить язык, увидеть другую жизнь. И я уехал».
Семин очаровал новозеландцев, когда прилетал на острова с «Локо» в июле 1990-го. Местная сборная готовилась к отбору на чемпионат мира, и федерация придумала серию встреч с москвичами. Спонсировала идею табачная компания Winfield, мини-турне так и называлось – Winfield Soccer Challenge.
Вместе с Семиным Новая Зеландия проходила отбор на Олимпиаду-1992 в Барселоне. Команда мечтала попасть в Испанию, но задачи такой не было – все понимали, что шансов опередить сильную Австралию нет. «Мы стали вторыми, что, в принципе, от меня и требовали», – говорил тренер.
Семин кайфовал от новой страны. Он полюбил волшебные пейзажи, приятный климат и пристрастился к регби. «Регби там национальный вид спорта. Бьются так, что страшно смотреть, невероятно просто, – говорил он. – Поэтому и равных им нет. Я бывал на тренировках, кое-что по части атлетизма взял на заметку».
Изящное хобби – коллекционирование марочного вина – Семин тоже подсмотрел на островах. «Так я могу отвлечься от футбола. Я бы не назвал это коллекционированием в чистом виде. Например, меня занимает эволюция вина. Мне интересно: вот прошло какое-то время, и что это вино сейчас представляет собой? Из любой поездки я всегда привезу несколько бутылок хорошего. Конечно, я соблюдаю года, когда лучше ту или иную бутылку выпить. У меня есть хорошие экземпляры, храню их в винном шкафу, в маленьком погребке. Держу там температуру 13-14 градусов».
Несмотря на комфортную жизнь, работать в Новой Зеландии Семину было скучно. Он подучил английский, но переживал, что низкий уровень футбола не дает ему развиваться, и боялся, что зря решился на приключение. Воодушевляло только отношение местных к игре: «Работать было интересно с детскими командами, а не со взрослыми, потому что там полупрофессиональный футбол, уровень нашего чемпионата выше. Но его организации и нам не грех поучиться. Там люди, которые футболом руководят, реально влюблены в свое дело. Мне, например, создали просто сказочные условия. А те, кто там играет, просто сумасшедшие. Бросишь им мяч – рвут на куски. Матчи с Австралией – на смерть, если проиграешь – громко плачут».
Через год контракт Семина закончился. Чиновники уговаривали остаться, жена не спешила возвращаться, но он был несгибаем. У него случился важный разговор перед обсуждением новых условий контракта. «Мы как-то сидели с врачом аргентинской сборной в кафе, разболтались, и он высказал правильную мысль: здесь хорошо жить, хорошо кушать, хорошо отдыхать, но еще пару лет здесь побудешь – и как профессионал деградируешь. Это правда, мне было тяжко без творческой работы», – вспоминает тренер.
В 1992-м Семин вернулся в «Локомотив», который без него снова рухнул в первую лигу, но с распадом Союза оказался в российской высшей. В следующий раз Семин ушел из клуба только через 13 лет с 9 титулами, в том числе – двумя чемпионствами. Сейчас он взял третье и еще раз убедил: их отношения с «Локо» – любовь, которая не должна прекращаться.
Но и про Новую Зеландию Семин не забывает: в 2016-м он пообещал когда-нибудь вернуться. Как путешественник.
Фото: twitter.com/fclokomotiv; globallookpress.com/Science & Society Picture Library; Gettyimages.ru/Michael Bradley
Юрий Палыч - в Новую Зеландию, Валерий Васильевич Лобановский - в Объединенные Арабские Эмираты, Валерий Кузьмич Непомнящий на ЧМ-90 громыхал со сборной Камеруна, а на родине оказался невостребован и уехал работать в Турцию (а турецкий футбол тогда был куда слабее, чем сейчас), кто-то ехал в Мозамбик, кто-то - в Бангладеш...
Помню ,как он побежал к тренеру ,как всей командой гости обнимались, как в сердцах мы с друзьями друг другу пообещали больше никогда не приезжать на стадион, как дружно нарушили это обещание на следующей же игре.
Тогда я еще не знал, что через несколько дней меня постигнет куда более жестокое детское разочарование : утром в очереди возле газетного киоска какой-то дядечка , хвастая тем , что слушал по радио ночью репортаж СССР-Бельгия , сообщил , что мы проиграли 4-3. Не по пенальти.По игре. В тот миг у меня стало темно в глазах , я не стал покупать "Советский спорт", побежал домой и уткнулся в подушку. Мир рухнул. Как так? Ведь у меня уже был заполнен плакат, где робким карандашом наши были доведены до финала. Проигрывая этот сценарий , я беспощадно заколачивал мячи под стулья и столы. Оставалось наслаждаться игрой Марадоны.
И уж тем более не мог предположить , что у Локомотива появился тренер , который поставит качественную игру и выиграет такое количество титулов. Семин - пример того , что если занимаешься любимым делом и отдаешь ему всего себя без остатка , то ты в любом случае победитель.