Бутсы с кристаллами и мечты о «Реале». Теперь вы знаете Обамеянга
Вадим Кораблев рассказывает о жизни новичка «Арсенала».
Отец – бывший игрок сборной, а сейчас – скаут «Милана». Братья тоже футболисты
Обамеянги строят футбольную династию. Отец Пьера-Эмерика родился в Габоне и вырвался из бедности, когда его подписал французский клуб «Малакофф». Дольше (6 лет) и успешнее всего он выступал за «Лаваль» из одноименного 50-тысячного городка на Западе страны – там и родился Пьер-Эмерик. Отец играл на позиции крайнего защитника и провел карьеру очень тихо – правда, в родном Габоне его отлично помнят по 80 матчам за сборную. В 2002 году он завершил карьеру во французском «Руане» и устроился скаутом в «Милан». Там он работает до сих пор.
Два старших брата Пьера-Эмерика (с ними он познакомился только в девять лет, так как у них разные матери) тоже стали футболистами. Все трое начинали в «Милане» под присмотром отца, но выстрелил лишь младший. Катилина постоянно скакал с места на место и в итоге поиграл в 15 клубах, нигде так и не закрепившись. Лучшая команда в резюме Вилли – шотландский «Килмарнок».
«Я вырос с менталитетом отца – если хочешь чего-то добиться, за это нужно серьезно бороться, – рассказывал Пьер-Эмерик. – Папа помогал мне на каждом этапе карьеры. После удачного сезона за «Сент-Этьен» в 2012-м меня позвали в Катар. Обещали платить 10 миллионов евро в год, на эти деньги я обеспечил бы семью на долгие годы вперед. Но отец посоветовал остаться во Франции, хотя там платили меньше миллиона». Уже в следующем сезоне Пьер-Франсуа грамотно разобрался с предложениями от «Ньюкасла» и «Боруссии»: он изучил игру обеих команд и посоветовал сыну выбрать Дортмунд, когда тот уже покупал билеты в Англию.
Не подошел «Милану». Мог играть за Италию или Францию
Старт карьеры у Обамеянга не клеился: «Милан» выстроил между ним и основной командой прочную стену. Не помогла даже награда лучшему бомбардиру на турнире U-19 в Малайзии: он наколотил 7 голов «Арсеналу», «Баварии», «Ювентусу», «Аяксу» и «Фламенго», но вместо тренировок с Мальдини, Пирло и Кака получил аренды в «Дижон», «Лилль» и «Монако». А затем – трансфер в «Сент-Этьен». Продажа габонца выглядела странно и не понравилась даже тренеру молодежки «Милана» Филиппо Галли: «Решение принимал не я. Пьер – очень полезный игрок, который быстро учится и адаптируется к новым условиям. У него огромный потенциал».
Тогда Обамеянг сказал: «В меня не верили, поэтому теперь я хочу доказать, что они ошибались». Священная расплата пришла после финала Лиги чемпионов-2015, на который Обамеянг приезжал как зритель: тогдашний вице-президент «Милана» Адриано Галлиани подошел к нему после матча и фактически признал ошибку. «Увидев меня, он обрадовался: «Знаю, что ты не можешь вернуться сейчас, но если однажды захочешь – добро пожаловать», – вспоминал Пьер-Эмерик.
Сейчас Обамеянг – главная звезда Габона, хотя в юности у него были серьезные варианты с Италией (туда звали в 18) и Францией (даже забил в единственном матче за сборную U-21). Решение играть за Габон было осознанным. «Это был выбор семьи и моего сердца, – говорил форвард. – Я хотел стать примером для моей страны и всей Африки. Если в Габоне люди будут получать удовольствие от того, что я делаю – это потрясающе. Моя мечта – сыграть с Габоном на чемпионате мира».
Яркая одежда – от мамы, танцы – от бывшего партнера
Фамилия Обамеянг рождает несколько ключевых ассоциаций: космическая скорость, бутсы со стразами, вычурный, напыщенный образ, вызывающее поведение. Если страсть к сумасшедшей скорости он развил самостоятельно, то любовь к тому, что делают Swarovski и Philipp Plein, у него от мамы. Маргарита Креспо Обамеянг управляла бутиком и часто таскала сына на работу: «Она водила меня в свой магазин, где продавалась очень яркая одежда. Поэтому у меня с детства любовь к таким вещам».
У Обамеянга есть собственный бренд одежды, который называется PEA17 (сочетание инициалов и игрового номера в «Боруссии»). В сентябре 2017-го он в коллаборации с компанией New Era выпустил бейсболку со своим именем.
Обамеянг часто удивляет нестандартным видом, причем иногда это получается даже на поле. В декабре 2012-го Пьер-Эмерик вышел на разминку перед матчем с «Лионом» в бутсах, инкрустированных драгоценными камнями Swarovski, с гербом «Сент-Этьена» на пятке и звездами на внешней стороне стопы.
«В таких бутсах сложнее чувствовать и контролировать мяч, – говорил дизайнер Пьер Наварро. – При этом в них спокойно можно разминаться и бить по воротам». После трансфера в «Боруссию» Юрген Клопп запретил Обамеянгу надевать такие бутсы, посоветовав полюбить обычные.
Габонец послушался, но все равно нашел способ выпендриться. Отмечая голы, он натягивал маски Человека-паука и Бэтмена и посвящал представления сыну Кертису, который обожает супергероев: «Он единственный супергерой в моей семье. И мне довольно часто приходится видеть его любимцев по ТВ. У нас уже есть маски Халка, Капитана Америки и Барта Симпсона. Кстати, последняя тоже могла оказаться на нашем стадионе, но она слишком большая, нелегко спрятать».
«Я часто меняю прическу и стиль, но в глубине души я спокойный застенчивый парень, – говорит Обамеянг. – Не могу изменить своим привычкам. Думаю, всем скоро надоест обсуждать мой внешний вид».
Еще Обамеянг очень любит танцы. Это увлечение он подхватил у бывшего партнера по молодежке «Милана» Джанмарко Кампирони. Благодаря ему появились веселые празднования голов, собранные в целую коллекцию на YouTube. Их дружба началась с уроков по страшно популярному в то время тектонику. «Мы приехали на турнир в Виареджо и жили в одной гостинице с «Интером». После тренировок было нечем заняться, поэтому мы с Пьером устроили баттл против Марио Балотелли и его друзей», – рассказывал Кампирони. Итальянец всегда поддерживает друга и защищает его футбольный талант. Например, в 2014 году он сказал, что своими успехами Обамеянг ответил «Милану» за отобранный шанс сыграть на «Сан-Сиро»: «Это была месть за то, что в него не верили. В наши дни футболист с его навыками легко подошел бы первой команде».
Дерзость Обамеянга часто связывают с высокомерием, хотя он утверждает, что всегда мыслит предельно приземленно. «Часто спрашивают, не раздражает ли меня так много фотографироваться и давать кучу автографов. Конечно, нет. Ведь я всегда мечтал об этом, поэтому не собираюсь жаловаться. В детстве я очень хотел пару снимков со звездами и поэтому понимаю, насколько это важно для болельщиков».
Мечтал играть за «Реал», набил фамилию Эрнана Креспо на руке
В 2015 году, подписав новый контракт с «Боруссией», Обамеянг признался, что в детстве хотел играть за «Реал» и даже пообещал дедушке однажды переехать в Мадрид. «Я подписал контракт до 2020 года, но это правда, что я мечтаю поиграть в Испании. Мой дедушка был фанатом «Реала». Год назад он умер. А я обещал ему, что однажды буду играть в Испании».
Уже в 2016-м Пьер-Эмерик заявил, что «Реал» – единственная команда, которая может вытащить его из Дортмунда: «Никто больше не сможет увезти меня отсюда. Если не придет предложение из Мадрида, я останусь в «Боруссии». Если будет какой-то шанс на переход, я незамедлительно отвечу «да». Но пока никаких контактов не было». Чувства Обамеянга к «Реалу» подтверждала даже мама: «В детстве он всегда говорил о Мадриде и никогда – о Барселоне. Я бы хотела видеть его в белой форме».
Любимых футболистов у Обамеянга намного больше, чем команд. В разное время он рассказывал о подражании Сиднею Гову и Сонни Андерсону, невероятной значимости Дидье Дрогба и Самюэля Это’О для Африки, но больше остальных его вдохновлял Эрнан Креспо. В честь аргентинца Обамеянг даже набил татуировку «Crespo For Life» на левой руке.
«Креспо – это такой браконьер. Он редко участвует в созидании и не сильно интересуется открываниями за линией защиты. Мало двигается за пределами штрафной, но зато прекрасно чувствует себя внутри. Он отлично знает, когда бежать на добивание и воспользоваться вторым шансом и находит любое минимальное пространство во вратарской. Я каждый день учусь, чтобы быть похожим на него».
Пока получается.
Фото: Gettyimages.ru/Lars Baron/Bongarts; instagram.com/aubameyang97; Global Look Press/imago sportfotodienst; REUTERS/Action Images/Steve Bonet, Ina Fassbender, Amr Abdallah Dalsh
А так, конечно, игрок отличный.
По поводу Креспо: видел обоих в игре. Обама уже щас лучше чем арг.