7 мин.

Бердыев-стайл. Что творится с казанским «Рубином»?

Тяготы перестройки

6 поражений в 9 последних мачтах, текущее 10 место в чемпионате и лишь 5 очков от прямой путевки в ФНЛ – триумфального возвращения в столицу Татарстана у Курбана Бердыева, прямо скажем, не получилось. При очень неплохом подборе исполнителей (по меркам Премьер-лиги уж точно) игра «Рубина» в первой половине сезона малосодержательна и депрессивна, а пустые трибуны «Казань-Арены» являются очевидным индикатором долгоиграющего кризиса.

Курбан Бекиевич по обыкновению начал перестройку команды с перехода на излюбленную схему с тремя центрдефами, а для ускорения процесса даже прихватил с собой из Ростова адаптированных под эту модель Наваса, Граната и Кудряшова. И определённого позитивного эффекта Бердыев все же добился: несмотря на слабые текущие результаты, «Рубин» пропускает менее одного мяча за игру, да и реальные угрозы его воротам возникают нечасто.

Приемлемая частота допущенных голевых моментов (лишь 25 в 9 осенних матчах – в среднем 2,9) четко коррелирует и с количеством допущенных ударов (по этому показателю «Рубин» четвертый в лиге – 10,1 за игру).

Слегка нелогичным выглядит то, что казанцы одержали две победы в матчах, где их оборона отнюдь не была бела безупречна, но и «Оренбургу», и «Ростову» элементарно не хватило класса, чтобы дожать соперника.

Воздушная оборона и кроссовая неустойчивость

Статистическая раскладка допущенных голевых моментов с учетом игрового контекста выглядит следующим образом.

 

У «Рубина» достаточно высокая сопротивляемость к «навесным» стандартам (лишь 4 допущенных момента в 9 матчах), что объясняется, в том числе, и наличием в составе двухметрового Наваса (который, впрочем, пропустил два последних матча и не факт, что сыграет с «Зенитом»). Относительно слабым звеном при таких розыгрышах является Сердар Азмун, из-под которого соперники казанцев в двух эпизодах едва не забили.

А вот после «ударных» стандартов казанцы осенью пропустили дважды (от «Крыльев Советов» в Кубке и от «Уфы» в чемпионате), причем в обоих случаях Рыжиков мог сыграть и получше.

Поймать «Рубин» на контратаке – задача не из простых хотя бы потому, что, во-первых, закрытая бердыевская модель не подразумевает длительного позиционного контроля мяча на чужой половине (лишь 12 место в лиге по владению – 48%), а во вторых, команда теряет мяч реже всех в лиге. Интересно, что две результативные контратаки на ворота казанцев (у «Ахмата» и «Крыльев») прошли через левый фланг, и в обоих случаях не обошлось без персональных ошибок Федора Кудряшова.

***

При позиционной обороне подопечные Бердыева в  последних матчах тоже ошибались нечасто (12 допущенных моментов, только 3 из них – «явные»), но, справедливости ради, из всех осенних соперников «Рубина» только у «Спартака» группа атаки обладает соответствующими для этого навыками.

В каждом втором случае к голевым угрозам приводили длинные вертикальные забросы и фланговые кроссы, и только в однажды опасный момент возник благодаря разрезающей передачи в штрафную.

 

Серьёзные проблемы в центральной зоне у казанцев возникли только в матче со «Спартаком» (5 допущенных моментов – 1 гол), так что в векторном отношении наибольшей голевой перспективой обладают фланговые атаки. Отчасти это связано с тем, что «Рубин» - худшая команда лиги по блокированию кроссов, и в матче первого круга «Зенит» этим дважды воспользовался.

Проблемы в концовках

«Концентрация в концовке в очередной раз нас подвела», - подытожил Бердыев поражение от «Уфы» в последнем туре, и эту мысль можно не только подтвердить графически, но и внести небольшую инженерную поправку.

Аккурат на концовки таймов приходятся 60% потенциально голевых угроз у ворот «Рубина» (15 из 25 допущенных моментов) и 5 из 7 пропущенных мячей на осеннем отрезке. В этом контексте опять-таки можно вспомнить июльский матч в Питере, где победный гол Себастьяна Дриусси был забит уже в добавленное время.

Атакующий ступор

Но если в обороне определённая стабильность уже наблюдается, то в созидательном плане никаких изменений к лучшему по сравнению с периодом работы Хави Грасии не произошло. Желание Бердыева выстроить командные действия по ростовским лекалам понятно и объяснимо, но плоды этой работы за несколько месяцев не созрели и близко.  

Этой осенью «Рубин» не только почти не забивает (5 мячей в 9 матчах), но и демонстрирует удручающую созидательную динамику, которая подтверждается и общедоступной статистикой (по количеству ударов и удачных попыток дриблинга – 13-й показатель в лиге; по точности передач – 14-й; по проценту владения – 12-й).

Пожалуй, единственный игровой аспект, в котором казанцы смотрятся стабильно неплохо – это стандарты (в 9 матчах – 8 моментов/3 гола), благодаря которым и были добыты обе осенних победы.

Помимо корнеров и навесных штрафных определённую опасность представляют ауты с правого фланга – австриец Моритц Бауэр обладает отличной бросковой техникой, в чем буквально в прошлом туре убедилась «Уфа», пропустив после такой закидухи уже на 3-й минуте.

Создавать моменты в игровых ситуациях у «Рубина» пока получается плохо, и это в равной степени касается как скоростных атак, так и позиционных. Дефицит креативной мысли усложняется еще и ужасающей реализацией (18 моментов/2 гола – 11%), что для того же бердыевского «Ростова» было абсолютно не свойственно.

Самые большие проблемы с эффективностью у Азмуна, который загадочным образом не может отличиться в футболке «Рубина», хотя возможности у него возникают постоянно (8 моментов в 8 сыгранных матчах – против «Спартака» он не выходил). Вместе с тем, иранца все-таки стоит похвалить за активность, которая выделяет его на фоне большинства партнеров.

Помимо Азмуна, из всех игроков атакующей группы приемлемый уровень полезной активности демонстрирует только Рифат Жемалетдинов (который, к слову, отличился и в Питере), но Бердыев пока строго дозирует нагрузку на молодого хавбека, используя его преимущественно в качестве джокера.

Бесполезный контроль и левосторонний паралич

Проблемы «Рубина» в «позиционке» можно проиллюстрировать и еще одной весьма красноречивой картинкой.

Этой осенью почти 80% голевых ситуаций казанцы создают благодаря атрибутам командного прессинга, но в пассивном контроле демонстрируют полную недееспособность (кстати, у «Ростова» при Бердыеве были те же проблемы).

В части ключевых единоборств лучше всех проявляет себя экс-зенитовец Максим Канунников (4 момента/1 гол), а вот центральные хавбеки в этом плане пока явно не дорабатывают (у Мвилы, Оздоева, Сонга и Камболова на четверых – 5 ключевых единоборств, которые удалось преобразовать в голевые ситуации).

В векторном отношении абсолютно беспомощным выглядит левый фланг, где за 9 матчей будто бы вообще ничего не происходило. Играющие попеременно лэфтбэки – Набиуллин и Кудряшов – выглядят одинаково невыразительно, тогда как Бауэр справа действует куда продуктивнее (лучший в команде по количеству точных кроссов и успешных попыток дриблинга; второй по числу ключевых передач).

***

«Самое сложное – это менталитет поменять. Вот здесь есть прогресс, а это самое важное», - ответил Бердыев на вопрос о наличии позитивных изменений в «Рубине» по сравнению с началом сезона.

Что касается менее высоких материй, отыскать хоть какой-то позитив в конструктивных действиях казанцев  весьма затруднительно не только невооруженным взглядом, но даже вооружившись статистикой. Атакующие взаимодействия еще не доведены до автоматизма, а чрезмерный брак в передачах только усугубляет положение.

В то же время Бердыев – не тот антикризисный менеджер, от которого стоит ждать быстрых результатов.

Специально для официального сайта ФК «Зенит»

Спасибо всем, кто не ленится читать «Инженерный подход», репостить, плюсовать и комментировать!

Подписывайтесь на блог, тут бывает интересно.