Самый «зеленый» футбольный клуб в мире
Англия славится не только своими вековыми традициями, но и одной из самых зрелищных в мире футбольных лиг. Однако мало кто знает, что за пределами Премьер-лиги существует еще несколько тысяч менее знаменитых клубов, некоторые из которых совершенно уникальны. Читайте перевод Include о первой в мире веганской футбольной команде.
Коренные изменения
Когда Дэйл Винс осенью 2010 года стал директором «Форест Грин Роверс», английского футбольного клуба четвертого дивизиона с вековой историей, в первую очередь он внес изменения в меню. Игрокам подавали мясную лазанью, что, по словам Винса, противоречило командным ценностям. «Я понял, что мне не хочется быть причастным к торговле мясом, – говорит он. – Мы посовещались и сошлись на том, что нам нужно исключить мясо животных из клубного меню. Затем мы стали продвигать свои ценности и в других направлениях. Так началась наша история». Вскоре руководство клуба исключило птицу и рыбу из меню для игроков, штата и фанатов. В конце концов, пятидесятишестилетний Винс, которого легко узнать по вызывающей одежде и длинным вьющимся волосам, полностью сменил службу питания. Он пригласил на работу Эм Фрэнклин, повара одного из его любимейших ресторанов Нейлсворта.
Так выглядит Нейлсворт – городок в графстве Глостершир, родина футбольного клуба. Фотография: Flickr (CC BY 2.0)
«Форест Грин» – первая в мире спортивная команда, в меню которой нет мясного. Идеология веганства распространяется не только на питание для игроков.
Для борьбы с сорняками не используются ядохимикаты. За тем, чтобы поле не зарастало, следит садовник Адам Уитчелл. «Я единственный садовник здесь, если не считать робота, – говорит Уитчелл. – Мы называем его травобот». Под роботом он имеет в виду автоматизированную газонокосилку, которая работает автономно на солнечных батареях и управляется по GPS со спутника. «Нью Лайн» освещается и снабжается электроэнергией через солнечные батареи, он оснащен системой сбора дождевой воды и станциями для заряда электромобилей. В ФИФА «Форест Грин Роверс» прозвали «самой экологически чистой футбольной командой в мире».
Важное решение
Экологическое преображение клуба началось после того, как управляющий обратился к Дэйлу Винсу с просьбой одолжить ему тридцать тысяч фунтов стерлингов, чтобы продержаться в межсезонье. Винс, бывший хиппи, проживший десяток лет в трейлере вдали от всех, был основателем Ecotricity – одной из крупнейших британских компаний по производству энергии, полученной из экологически чистых источников.
Ecotricity, стала генеральным спонсором «Форест Грин Роверс», а Дэйл Винс – директором клуба. Позиция нового руководства была такова: все, за что платит клуб, должно быть веганским.
Неоднозначные последствия
Реакция спортивного общества была абсолютно неоднозначной. «Решение Дэйла взять на себя моральную и финансовую ответственность за сельскую команду очень хорошо отразилось на его репутации – до тех пор, пока он не решил прекратить продавать мясо на стадионе, – говорит Тим Барнард, всю жизнь болеющий за «Форест Грин» и даже написавший книгу об истории клуба. – Некоторых болельщиков это разочаровало». Из-за истории с вегетарианством к клубу относятся несколько враждебно. Когда фанаты гостей не могут заказать себе стейк, начинаются беспорядки. Один из охранников клуба слышал такие выкрики зрителей, как «Ты худеешь прямо на глазах!» и «В тебе совсем не осталось мяса». Барнард говорит, что насмешки бывают и более злостными. К примеру, он часто слышит, что они кричат: «Можешь засунуть свои веганские бургеры себе в задницу!»
Игроки могут есть что угодно в нерабочее время. Однако культура питания некоторых членов клуба все же меняется. Фотография: Flickr (CC BY 2.0)
Однако сами игроки приспособились к веганской кухне. «Порой они шутят: “Я не знаю, что я только что съел, но это было чертовски вкусно!”, – рассказывает шеф-повар Фрэнклин. – К тому же, после тренировок они приходят очень голодными, и от этого еда кажется им еще вкуснее». За белок в ее рецептах отвечают тофу, соевое молоко и орехи. Аминокислоты игроки получают через многообразие овощей.
Находятся и противники вегетарианского подхода. «Существует определенное количество клубов, недовольных проявлением этого экологического культа. Создается впечатление, что это вызвано такой старомодной тенденцией, как просто тратить денег больше, чем ваши соперники, – такого мнения придерживается Джеймс Ричардсон, ведущий футбольных телепередач и подкастов в Великобритании. – Они действительно тратят много денег Винса – его «зеленых», если угодно. Однако в мире есть места, где люди получают от футбола большее удовольствие при меньших затратах».
Футболисты празднуют победу в первом матче Трофея Футбольной Лиги
Часть недовольства возникает из-за игры команды на поле. В английском футболе существует приблизительно 24 дивизиона, главный – Премьер-лига, в которой соревнуются наиболее сильные и популярные клубы. Кроме того, существует более пяти тысяч команд. В конце прошлого года, впервые за свою долгую историю, «Форест Грин» вышел в четвертый дивизион (иногда называемый Второй Лигой) и стал самым маленьким клубом профессионального уровня. Болельщики со всего мира съехались посмотреть на игру этой команды. Еду на стадионе оценили по достоинству, веганский «Пирог Q» занял высокую позицию в British Pie Awards. «Благодаря клубу поднимается значимость экологии, но и благодаря экологии клуб становится популярнее», – говорит Ричардсон.
Грандиозные планы
На данный момент у Дэйла Винса большие планы, в числе которых строительство грандиозного стадиона из дерева по проекту Zaha Hadid Architects, созданному специально для «Форест Грин». Сейчас проект находится на стадии разработки, окончательная цена пока не известна.
Какой бы ни была стоимость, это, бесспорно, станет для Винса большой платформой для продвижения инвайронментализма. «По большому счету, если бы Дэйл заставлял нас выкуривать двадцать сигарет в день и есть бургеры, сделанные из туалетной бумаги, думаю, что у нас возникли бы проблемы, – говорит Бэрнард. – Но если он предлагает нам действительно качественную и полезную еду, я не представляю, что ему может сказать против даже самый могущественный человек в мире».
Перевод и адаптация: Илана Кочетова
Оригинал материала: The New Yorker