Все или ничего. В каком состоянии находится русская легкая атлетика
Когда все говорят о том, что Ричард Макларен снял обвинения с 95 русских спортсменов, не получается не вспомнить о легкой атлетике — самом многострадальном видом спорта в России. Из-за дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики, сборная России не досчиталась на прошлогодней олимпиаде нескольких медалей, а лидеры команды пропустили полтора года стартов. Но разберемся детальнее, как легкоатлеты закончили этот сезон.
ВФЛА все еще дисквалифицирована
С апреля 2015 года Юрий Борзаковский стал главным тренером сборной России по легкой атлетике, и в данный момент является далеко не самым последним человеком в ВФЛА
С 2015 года продолжаются разбирательства по делу РУСАДА и ВФЛА. За это время в стране формально сменился министр спорта, а по факту не изменилось ровным счетом ничего. IAAF продолжает срок дисквалификации наших легкоатлетов, и ни федерация, ни министерство спорта ничего особо сделать с этим не могут. Хотя сборная по тяжелой атлетике, которую также отстранили перед играми в Рио, уже успела выиграть чемпионат Европы. То ли дело в принципиальности IAAF, то ли в том, что наши чиновники не умеют договариваться с зарубежными коллегами.
Недавно совет учредителей Российского Антидопингового агентства (РУСАДА) утвердил нового генерального директора организации. РУСАДА возглавил Юрий Ганус. По большому счету, он никогда не работал в спорте (это было одним из условий ВАДА), и сейчас является преподавателем МГТУ им. Баумана, а также имеет большой опыт работы на руководящих позициях.
В конце сентября статус РУСАДА вновь будет рассмотрен, и если наше агентство восстановят в правах, то вопрос о снятии дисквалификации с ВФЛА будет стоять на повестке конгресса IAAF уже в ноябре. Но для того, чтобы восстановиться в правах, РУСАДА иногда вытворяет полную дичь. Недавно Евгений Слюсаренко на «Чемпионате» написал о том, что они забанили на четыре года барьериста 1999 года рождения за употребление самого православного допинга мельдония. И плевать на то, что на момент употребления препарата спортсмену не было 18-ти и что делал он это по указанию врача, так как болел весь год. РУСАДА беспощадна к своим спортсменам, и делается это для того, чтобы их не дай бог уличили в покрытии своих спортсменов. Четыре года для спортсмена, по сути, являются приговором, и оспаривать его в CAS (спортивный арбитражный суд) — это та еще морока.
Неразбериха со статусом спортсменов
Марии Ласицкене вручали ее золотую медаль в статусе нейтрального спортсмены под гимн IAAF. Иначе нельзя — дисквалификация.
Самая странная претензия этого лета — это придирки диванных аналитиков к статусу наших легкоатлетов и трем заветным буквам ANA (авторизованный нейтральный спортсмен — прим. ред.) у их фамилии. Как их только не называли и не критиковали за то, что те «отказались представлять Россию-матушку». Спасибо, что хотя бы не делали аллюзии на немецкие листовки времен ВОВ, как это делал Николай Валуев в отношении Дарьи Клишиной во время игр в Рио.
Но люди, вероятно, не понимают, что спортсмены по сути стали заложниками ситуации, и вариант выступления в статусе нейтрального спортсмена — это единственный шанс держать себя в тонусе до тех пор, пока федерацию «не разбанят», а чемпионат России пока, увы, далек от международных стартов как по уровню организации, так и по уровню конкуренции.
Довольно странным представляется то, что даже ВФЛА странно относится к статусу своих спортсменов. На универсиаду в Тайпее были допущены 11 наших спортсменов, и IAAF спокойно допустила их к старту, но в Китай они так и не поехали. РССС и ВФЛА договорились не отправлять их, так как часть из этих 11 спортсменов уже выступила в Лондоне, да и с тем, в каком статусе они будут выступать, оставались вопросы. Но неужели нельзя было заранее договориться с FISU о статусе легкоатлетов, и, как вариант, допустить их в составе сборной, как это было с той же Клишиной в Лондоне. Так или иначе, выступить на международном старте не сложилось, и это лежит на совести ВФЛА и РССС.
Мордовские ходоки держат марку
Сергей Широбоков первый русский ходок, который выиграл медаль после бана всей сборной.
Виктор Михайлович Чёгин — это самый главный антигерой всей нашей легкой атлетики. Когда-то мордовская школа спортивной ходьбы была эталоном на все времена, но ряд громких дисквалификаций, связанных с именами воспитанников спустил с небес на землю Чёгина — он был пожизненно дисквалифицирован и теперь не может тренировать. ЦОП его имени переформировали в спортивную школу олимпийского резерва, а место директора занимает сейчас Вера Начаркина.
Однако отдать должное Чёгину все-таки стоит — его спортсмены всегда обладали невероятной техникой, которую могли поддерживать по ходу дистанции, и за много лет своей работы он воспитал достаточно ходоков разного уровня. Часть его спортсменов продолжают работать в Саранской СШОР, но теперь уже чистыми методами.
В Лондоне наши скороходы выступали в очень ограниченном составе: Сергей Широбоков из Удмуртии и Клавдия Афанасьева из Чувашии. Клавдия могла претендовать на медаль, но будучи в лидирующей группе начала ломать технику, за что получила три предупреждения и была снята с соревнований. Сергей же выступил куда успешнее. Шарканский ходок первый раз в жизни выступал на соревнованиях такого уровня и безупречно финишировал вторым, за колумбийцем Эйдером Аревало. Несколько стартов не хватило нашим ходокам, чтобы набраться опыта на крупных соревнованиях. Вероятно, ситуация изменилась бы в лучшую сторону.
У сборной есть новые лидеры
Все наши призеры на прошедшем чемпионате мира. Довольно неплохо, учитывая, что Александр Меньков остановился в шаге от пьедестала, и ждали медаль от многоборца Ильи Шкуренева
Самыми яркими звездами нашей легкой атлетики являются Сергей Шубенков и Мария Ласицкене. Успешный чемпионат мира за плечами, и победа в «Бриллиантовой лиге» — Все это говорит о том, что наш спорт может показывать высокие результаты и без дополнительной фармакологической стимуляции. Эта история всем давно известная и понятная, хотя в последнее время она приобретает интересное развитие. Не так давно Мария, на правах лидера команды, высказалась с критикой в адрес ВФЛА:
«Вопрос по возвращению россиян на мировую арену легкой атлетики нужно задавать не мне. К сожалению, не видно пока решительных действий со стороны ВФЛА. Но я надеюсь, что скоро это произойдет. Сложно что-то сказать, не хочется, чтобы нашими результатами как-то прикрывались. Мы делаем свою работу, а федерация должна делать свою работу. Надеюсь, она выполняется».
На что тут же получила ответ от главы ВФЛА Дмитрия Шляхтина:
«Оценка работы федерации — это прерогатива рабочей группы Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) и Министерства спорта России. А спортсмены должны заниматься своим делом — прыгать в секторах, бегать на дорожках. Я же не комментирую результаты спортсменов, а только помогаю им», — сказал Шляхтин. Довольно странная реакция, учитывая то, что к снятию дисквалификации и признанию наших легкоатлетов мы идем лилипутскими шагами. Опять же, если посмотреть на тяжелую атлетику, то там нашу сборную почему-то допустили к участию не в статусе нейтральных спортсменов.
Но не одними Шубенковым и Ласицкене едины. Лондонский чемпионат мира открыл нам сразу трех молодых спортсменов, от которых вряд ли кто-то ожидал чего-то серьезного, а также вернул веру в Дарью Клишину. Валерий Пронкин стал вторым в секторе молотобойцев и разбавил компанию поляков. Как заявил сам Валерий, еще несколько попыток, и он бы догнал самого Павла Файдека. Про Сергея Широбокова уже сказано выше. Третьим открытием этого чемпионата стал прыгун в высоту Данил Лысенко, который также стал вторым, уступив только катарцу Мутазу Баршиму. Высота традиционно была нашим видом спорта, и если копнуть в историю, то соберется неплохая компания из достойных атлетов.
Хочется верить, что все медали наших молодых спортсменов — это не случайное попадание, а планируемый результат, который в будущем получится только приумножить.
Если резюмировать, как дела у нашей легкой атлетики, то в целом все довольно паршиво. Два сезона прошли коту под хвост, и дальнейшая перспектива доподлинно не ясна. Все зависит от того, снимут ли дисквалификацию с РУСАДА в конце сентября, а дальше стоит уповать на милость Себастьяна Коу, чтобы те вернули ВФЛА официальный статус. Эта изоляция прилично почистила состав нашей сборной, что, наверное, хорошо. Однако та ли это цена, чтобы так расплачиваться за чистоту?
P.S. Баршим - он не МуРтаз, а Мутаз (Mutaz Essa Barshim)
Насчёт т/а очевидно, что причины в англосаксах и бессовестном главе лёгкой атлетике Коу, какие бы не были бездари в руководстве федерации л/а. Разве все его действия не демонстрируют это своими критериями допуска и фашистским правилами для атлетов? Чиновник, который ведёт себя по человечески и с которым можно разумно договориться не стал бы до такого опускаться.
правда, есть небольшая опечатка - личный рекорд у Лысенко сейчас 2.38