5 мин.

«Если бы мы не уехали, нас не было бы в живых». Сбежать от талибов и перейти в «Ман Сити»

История футболистки Нади Надим.

Надя родилась в городе Герат в большой афганской семье. Ее папа Рабани Надим, бывший генерал афганской армии, научил ее играть в футбол и всячески поощрял это занятие.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/5/99/1d92d07364d7abae8d4b963c8c6b5.png

Когда Наде исполнилось десять, с нормальной жизнью и футболом – в границах Афганистана – было покончено. Талибы пригласили ее отца якобы на встречу – и больше его никто не видел. Только через полгода многодетная мать семейства Хамида узнала, что Рабани увезли в пустыню и казнили.

Жизнь Хамиды и пяти ее дочерей стала невыносимой. По местным законам, женщины, оставшиеся без главы семьи, строго ограничиваются в правах. Например, Хамида не имела права водить девочек в школу, а сама не могла устроиться на работу.

Надя тайком гоняла мяч в саду, поскольку девочке было опасно появляться на улице в спортивной форме. Позже Надя вспоминала, что ни разу не видела в Афганистане женщин, занимавшихся спортом. Режим не допускал такие вольности со стороны слабого пола – ослушавшихся жестоко наказывали, могли даже убить.

В какой-то момент женщины семьи Надим поняли, что дальше так нельзя. Они собрали все сбережения и инвестировали их в побег. «Даже не знаю, что было бы, если бы мы не уехали, – вспоминает Надя. – Вероятно, нас не было бы в живых. Моя мама с пятью дочками? В таком положении трудно выжить в Афганистане».

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/1/f3/c3c01c7ac4478b920677ea8a10723.png

Хамида, мама Нади Надим.

Мать и пять дочерей махнули через границу с Пакистаном по поддельным паспортам, а оттуда авиарейсом отправились в Италию. Там их поджидал фургон, который, как рассчитывала Хамида, отвезет их в Лондон, где у нее жили родственники. К удивлению Хамиды, никакого Лондона они не увидели. Грузовик остановился где-то в датской глуши, там и высадили беглецов.

Датские власти отправили семью Надим в центр для беженцев, и Надя впервые увидела совсем другой мир. В нем можно было свободно пинать мяч с другими девочками и даже мальчиками, не опасаясь расправы. «Нас поселили в лагере, а рядом базировался местный футбольный клуб, – рассказывает Надя. – Здесь я впервые поняла, что я в безопасности. У нас было много мячей, и все дети были одного возраста».

Семье предоставили жилье, Надю устроили в футбольную школу, а мать разрывалась на нескольких работах, чтобы поскорее встать на ноги.

Надя дико скучала по отцу: «Иногда, когда я видела других детей с семьями, мне хотелось, чтобы у меня все было так же, чтобы мой отец был рядом».

В Дании оценили футбольные способности Нади. Пройдя через молодежки «Олборга» и «Виборга», она подписала первый профессиональный контракт с небольшим клубом из Орхуса «Скавбаккен». Выступая на позиции форварда, Надя забивала не хуже нынешнего Кокорина. Достигнув совершеннолетия, она подала документы на получение датского гражданства. В 2008-м, спустя два года после обращения, паспорт был у нее в руках.

В 2009 году Надим стала первой натурализованной футболисткой в истории сборной Дании.

Добившись признания на новой родине, Надя отправилась покорять Штаты. На пару лет она остановилась в клубе «Скай Блю» из небольшого городка Пискатауэй в Нью-Джерси, а затем перешла в «Портленд Торнс» – молодой, но вполне популярный клуб, собиравший по 15 тысяч зрителей на трибунах.

Летом 2017-го Надя приехала на женский Евро в Голландию. Датчанки дошли до финала, в котором уступили хозяйкам турнира (2:4), хотя счет открыла Надим.

Всего у нее 74 матча и 22 гола за сборную.

На днях женский «Манчестер Сити» подписал с Надей контракт. «Я всегда хотела вернуться в Европу, чтобы играть за большую команду», – говорит счастливая футболистка. К английскому клубу она присоединится по окончании сезона в Штатах – в январе 2018-го.

Тогда ей исполнится 30. Но Надя уже знает, чем займется по окончании карьеры. Еще в Дании она поступила на шестилетний курс в университете Орхуса, чтобы выучиться на пластического хирурга. Надим подчеркивает, что ее не интересует самая прибыльная область этой профессии – операции на внешности звезд. Надя будет помогать людям, чьи лица пострадали от травм.

«В межсезонье я стараюсь больше времени уделять учебе, но с началом сезона остается один футбол», – признается Надя. Еще в «Скай Блю» ее настольной книгой стала Medicinsk Kompendium Lommebog, медицинский мануал на датском – одном из пяти языков, которыми владеет Надим, помимо английского, немецкого, персидского и урду.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/c/21/af500c797463dab4cfe4025d3be95.png

«Мне не нравится мысль, что если что-то еще не случилось, то этого не может быть в принципе, – рассуждает Надя Надим о своем будущем в медицине. – Все время случаются вещи, которых не было раньше. Кто бы мог подумать, что я буду играть за сборную Дании? Ведь я выросла в стране, где девочкам запрещают просто ходить в школу».

Фото: instagram.com/nadi9nadim (1,2,6); Gettyimages.ru/Vasco Celio/Bongarts, Dean Mouhtaropoulos; mancity.com

Все, что не вошло в блог