Евгений Калешин: Планируем работать в «Кубани» долго
ОЛОЙЯ САМ ЗАХОТЕЛ ПОКИНУТЬ «КУБАНЬ»
– Евгений Игоревич, если не секрет, как провели летний отпуск?
– Я с семьей провел несколько дней на море, перезарядился эмоционально. Плюс немного занялся своей физической формой – в разгар сезона было не до этого. В итоге я подхожу к новому сезону с новыми силами и желанием.
– От футбола смогли отдохнуть?
– К сожалению, нет. Пришлось очень серьезно готовиться к экзамену на категорию «Pro» в академии тренерского мастерства. Помимо подготовки к экзамену, нужно было сделать определенное задание. Поэтому полностью разгрузить голову от футбола не удалось.
– Финал Лиги чемпионов смотрели?
– Конечно.
– Что скажете по этому матчу?
– «Ювентус» на пути к финалу показал очень качественный футбол. Команда несколько лет развивалась и, на мой взгляд, была готова оказать «Реалу» сопротивление. А встреча показала, что между командами пропасть.
– Какой из этих клубов вам ближе по игровой философии?
– Думаю, что мадридский «Реал». Высокоорганизованная команда, которая очень хорошо использует сильные качества своих игроков. Несмотря на то, что все футболисты сильны индивидуально, они встроены в командный механизм. «Реал» – это хороший пример для подражания.
– Вы приводите футболистам «Кубани» в пример игры европейских грандов. Верно?
– Некоторые моменты, с помощью которых хотим выстраивать игру, мы смотрим у тех же «Баварии», «Манчестер Сити» и некоторых других клубов. Я считаю, лучше брать пример с выдающихся команд и игроков, потому что они выигрывают трофеи. На мой взгляд, это правильный путь.
– Что уже вам удалось привнести в игру «Кубани»?
– Думаю, весенний отрезок сезона в нашем исполнении получился качественным. Я даже говорю не о результате, а о том, как выглядела команда на поле. Почти во всех играх мы доминировали и являлись грозным соперником. Конечно, удалось не все, потому что нас зимой покинули 3 футболиста – Георгий Зотов, Владимир Ильин и Арсен Хубулов. Они были игроками основного состава, но после их ухода нам пришлось переформатировать нашу игру, сохранив баланс.
– Это получилось?
– Думаю, да. Команда смотрелась, побеждала уверенно. Мы стремились не просто набрать три очка, но победить определенным образом. Мы сумели не отойти от фундаментальных принципов ведения игры.
– Кого из названной вами тройки игроков был шанс сохранить?
– Никого, потому что ребята ушли в клубы премьер-лиги. Они поставили на первое место спортивную мотивацию, и нам было нереально их удержать. Мы пожелали им удачи, но без них нам стало тяжелее.
– После таких потерь задачу выйти в премьер-лигу с «Кубани» не сняли. Почему?
– Такой клуб, как «Кубань», не может зависеть от двух-трех человек. Естественно, ребята украшали игру команды, делали ее разнообразнее. Но прошлым летом был сформирован многочисленный состав, порядка 27 футболистов. У нас было, из кого выбирать.
– Но не все эти игроки равнозначны…
– Согласен, характеристики игроков различаются. У кого-то больше выражены отдельные сильные качества, а у кого-то они в скрытом состоянии. В течение зимних трехмесячных сборов нам удалось ближе познакомиться с игроками. Мы смогли сформировать основной состав.
– Правда, что вы ставили в состав того же Игоря Пономарева не от хорошей жизни?
– Дозаявка игроков зимой для нас была закрыта. Но, если вы проследите, мы все равно с некоторыми футболистами расстались. Мы бы этого никогда не сделали, если б не знали, что у нас есть качественная кадровая подпитка снизу. И сложившаяся ситуация помогла ребятам из «Кубани-2» перебраться в первую команду. Но они попали к нам заслуженно, составив остальным достойную конкуренцию.
– Зимой вместо четырех вратарей в команде осталось два. Их было слишком много?
– Действительно, держать столько футболистов хорошего уровня на одной позиции, где очень высокая конкуренция, не имело смысла. Это влияло на коллектив, потому что они все настоящие спортсмены и хотят играть. Потому мы решили, что нам будет достаточно двух голкиперов. Третьего мы привлекали из клубного резерва.
– Уход из «Кубани» Романа Концедова – его инициатива или решение клуба?
– Мы понимали, что Роман проигрывает конкуренцию тем игрокам, которые сейчас у нас в составе или тогда там находились. Мы приняли взаимовыгодное решение для него и для клуба. Концедалов – опытный футболист, он хочет играть, но несколько раз в сезоне был вне заявки на матч. Это неприятно любому игроку, поэтому было принято такое решение: разойтись с минимальными потерями.
– При Дане Петреску был куплен угандиец Мозес Олойя. Почему зимой он ушел?
– После ухода Дана он изъявил желание покинуть «Кубань». Клуб пошел ему навстречу, стороны пришли к обоюдному расторжению контракта.
– Вы рассчитывали на Мозеса?
– К сожалению, мне не удалось «пощупать» этого игрока. Когда я начал работу с первой командой, он отсутствовал по причине игры за сборную. Мы провели вместе несколько тренировок, но мне не удалось хорошо с ним познакомиться.
– Новость об уходе Петреску со своего поста вас шокировала?
– Нет. Клуб заранее поставил в известность Дана, и общественность понимала – что-то не клеится, что-то нужно менять. Я был на встрече с губернатором края, на которой озвучили фамилии кандидатов на пост главного тренера. В тот шорт-лист были включены опытные российские специалисты, но я там тоже был.
– Почему, как думаете, выбрали именно вас?
– Потому что руководство видело, какую работу я вел в «Кубани-2». Плюс, когда на той встрече мне было предоставлено слово, я высказал ту идею, которую, по моему мнению, нужно было в клуб внедрить. Наверное, отчасти это повлияло на выбор руководства.
ПОСЛЕ ХАБАРОВСКА ПОНЯЛИ, КТО ЕСТЬ КТО В КОМАНДЕ
– Какую идею вы высказали?
– О том, что команда должна обрести свое «лицо», которые бы поддерживалось много лет. Это выбор определенной игровой модели и философии, которые бы культивировались от детско-юношеской школы до первой команды. Клубная академия не должна существовать «для галочки» – это должна быть мощная организация. К тому же, в клубе должна быть и общая культура поведения. Я предложил программу по созданию семейной обстановки в «Кубани» на всех уровнях.
– Вы анонсировали приглашение в академию клуба иностранного тренера. Зачем?
– Сейчас нам нужно оглянуться и посмотреть вниз, на наш резерв. Хватит пальцев одной руки, чтобы сказать о воспитанниках «Кубани». Интернат клуба уже давно не давал нам футболистов для основной команды. Ребята, которые сейчас в основе, это воспитанники других школ. Игорь Коновалов прошел академию московского «Спартака», Денис Якуба, Максим Майрович, Юрий Завезен и Ильмир Нурисов – школу «Чертаново». Они прошли через дубль «Кубани», но воспитаны не нами.
– А другие молодые игроки?
– Есть ребята с определенным уровнем мастерства, но его недостаточно для игры в первой команде. И чтобы кардинально поменять подготовку кадров, мы хотим посмотреть на эту ситуацию немного под другим углом. Рассматриваем приглашение иностранного тренера-методиста, который сможет правильно поставить работу с игроками всех возрастов. У нас уже есть наработки по части кандидатов. Осталось создать для человека базовые условия, чтобы он мог здесь себя реализовать.
– Когда возможно его приглашение?
– Планируем сделать это в ближайшее время.
– Как обрисовать общую игровую модель, которую вы хотите видеть в «Кубани»?
– Сейчас происходит определенная перестройка. Она идет сверху вниз, от нашей главной команды к другим ступенькам. А должно быть ровно наоборот. Но из-за того, что в клубе часто меняются главные тренеры, связь между основной командой, дублем, резервом, по сути, была утеряна. А теперь мы проводим стратегическую вертикаль, и первая команда позиционируется как эталон.
– Эталон чего?
– «Кубань» должна играть с позиции силы. Это должны чувствовать дети. Нам небходимо поднять их самосознание, вселить уверенность в себе. «Кубань» должна позиционировать себя как топ-клуб не только в крае, но и в стране. Что касается самой идеи, то все большие клубы играют с мячом. Наша задача – постоянно находиться с мячом и угрожать воротам соперника, радовать болельщиков голами.
– То есть главное – побеждать?
– Лично мне не доставляют удовольствие победы, добытые лишь за счет желания, как это было в Калининграде с «Балтикой». Поле не позволяло играть в футбол – и для «Кубани» важно уметь «выгрызать» и такие победы. Но в домашних матчах команда, на мой взгляд, должна доминировать с мячом.
– Не слишком ли вы рисковали, устроив игровую перестройку в разгар сезона?
– Если честно, это не составило большого труда. Еще когда я работал во второй команде и видел, каких футболистов приглашает клуб, то понимал, какого склада, уровня мастерства и интеллекта эти игроки. И в соответствии с этим пониманием мы и выстраивали игровую модель.
– Как вы это делали?
– Когда я уже стал тренером команды, мы просто дали возможность ребятам играть так, как они умеют. Поэтому рисунок игры мы изменили буквально за неделю.
– Перед уходом на зимние каникулы «Кубань» «сгорела» в Хабаровске – 0:5…
– Перед последним туром первой части сезона накопился негативный фон от выступлений команды, финансовой ситуации в клубе. Про «Кубань» ходило много слухов, ребята были в подвешенном состоянии. Обстановка вокруг команды была нездоровой, настроить ее на борьбу было очень сложно. В итоге соперник вышел на поле сражаться, мы вышли просто поиграть. Мы оказались не готовы ментально.
– Какой урок вынесли из того разгрома?
– Мы определились, кто есть кто в команде. Поняли, с кем нам можно идти дальше, с кем нельзя. Даже негативный опыт можно трансформировать в решения, которые могут потом помочь. Мы сделали серьезные выводы после этого матча.
– Зимой игроки собирались бойкотировать сборы. Как вы смогли их сплотить?
– Самое первое – отношение к делу. Футболисты должны понимать, что все в клубе – для них. Тренеры являются примерами для игроков в плане отношения к тренировкам, к своей работе. Мы старались вести себя максимально профессионально, максимально открыто и работать с максимальной отдачей. А наши игроки оказались людьми с большим сердцем и смогли переступить через себя, пожертвовав чем-то ради команды.
– Какой матч под вашим руководством вам больше всего понравился?
– Самый качественный футбол мы показали дома против московского «Динамо». Думаю, это сопоставимый с нами по уровню соперник. Мы проиграли матч, но в моем понимании это ничего не изменило. Большую часть игрового времени доминировали, могли забить. С учетом турнирной ситуации ничья нас абсолютно не устраивала, и нам пришлось идти на риск. Но в одной атаке «Динамо» нас переиграло.
– В целом по сезону, какая команда лиги вас приятно и неприятно удивила?
– Приятно удивил «Тамбов». Это очень хорошая команда, которая показала результат на приличном уровне. А еще неожиданностью было неважное выступление «Зенита-2». Там собрано много интересных футболистов, но почему-то они до последнего тура боролись за выживание.
– Что скажете о четверке лидеров?
– «Динамо» и «Тосно», изначально претендовавшие на выход в высшую лигу, смогли свои амбиции подтвердить игрой. Также заслуженно вышел в премьер-лигу хабаровский СКА. Команда показывала очень стабильные игру и результат на протяжении всей дистанции, и состав у нее квалифицированный. Еще мне жаль, что через стыковые матчи не смог выйти в премьер-лигу красноярский «Енисей». Концовку чемпионата он провел очень здорово и в двух матчах с тульским «Арсеналом», на мой взгляд, выглядел тоже предпочтительнее.
– Из хабаровского СКА в «Кубань» летом пришел вратарь Юрий Дюпин. Почему вы сделали основным голкипером его, а не Евгения Помазана?
– По вратарю, который начнет весеннюю часть сезона, мы определились в последней игре на Кубке ФНЛ. На мой взгляд, Юра и Женя вратари высокого уровня, нам повезло с ними. Они друг друга подстегивали. А получилось так, что с Юрой в составе у нас завязалась та игра, которую мы хотели видеть. И мы не стали нарушать баланс. Возможно, нужно было дать сыграть Жене, но мы пытались не потерять этот баланс.
– Вы реанимировали карьеру Николая Маркова. Как вам это удалось?
– После зимнего перерыва с уходом футболистов конкуренция в некоторых линиях у нас уменьшилась. Возможно, некоторым игрокам стало легче. Думаю, для Маркова в данной ситуации было проще попасть в состав. Надо отдать ему должное за его самоотдачу, но я играл в свое время с Колей в «Краснодаре» и знаю, что он может больше. И он не на сто процентов удовлетворил нас своей игрой.
«КУБАНИ» ПО СИЛАМ В ФНЛ ОБЫГРАТЬ ЛЮБОГО
– Марков как крайний защитник должен часто ходить в атаку?
– «Кубань» сложноорганизованная команда, и зрителю не всегда понятно, за счет чего мы строим наши атаки. И мы по-разному используем игроков, чтобы добиться определенного уровня универсализма от них. Допустим, крайние защитники Марков и Бугаев очень часто оказываются в середине поля – чтобы там притягивать к себе мяч. А номинальные игроки центральной зоны Гай, Коновалов, Маляров и Алейник нередко оказываются на бровках и даже ниже линии мяча. Это часто вносит дисбаланс в оборонительные порядки соперника и психологически влияет на него.
– Но так получалось не всегда, верно?
– Мы ошиблись в выборе модели матча перед игрой в Красноярске. Наш анализ соперника оказался неверным. В итоге игроки потратили огромное количество сил на прессинг, а эта работа оказалась ненужной. Нам не удалось забить в первые 20-30 минут, и мы позволили в дальнейшем «Енисею» нас «поймать», что привело к поражению.
– Та игра проходила в манеже. Футболисты испытывали дискомфорт от этого?
– Нет, потому что там качественный манеж. Городам, которые поздей осенью или ранней весной имеют проблемы с погодой, нужно брать пример с манежа в Красноярске. Мы не смогли победить из-за неправильной подготовки к матчу.
– Бытует мнение, что у «Кубани» медленные центральные защитники. Что скажете?
– В мировом футболе можно по пальцам перечесть защитников с выдающейся скоростью. Нам просто не хватало баланса. Допустим, в гостях пытались абстрагироваться и от игры соперника, и от болельщиков и играть так же, как дома. А когда защитники играют очень высоко, как у нас, это давит на них психологически. Так что здесь вопрос не в скорости, а в понимании игры и просчете ситуации на поле. И если анализировать сезон, пара наших центральных защитников входит в топ-5 в лиге.
– В нападении у «Кубани» есть два центрфорварда. Почему не пробуете их вместе?
– В той модели игры, которую мы использовали, в этом не было необходимости. Зачастую мы отправляли Владимира Обухова на правый фланг. У него очень хорошая левая нога, и там он мог получать мяч под дальнюю ногу. А когда он играл центрального нападающего вместо Спартака Гогниева, опускали его глубоко в середину поля, где Вова был «ложным форвардом». Он тогда забил в двух матчах. А на нынешних летних сборах мы попробуем сыграть в два форварда. Конечно, если останется Гогниев, на что мы очень рассчитываем.
– Довольны ли вы реализацией командой стандартных положений?
– Мы огромное внимание уделяем стандартным положениям и, к сожалению, очень мало выжали из собственных наработок. У нас есть 7-8 заготовок, которые мы применяем, но каждый раз у нас что-то не складывалось. Будем продолжать работать над этим.
– Летние сборы быстротечны. Можно ли за короткий срок что-то изменить?
– Сейчас нам намного проще. Команда понимает глобальные принципы ведения игры, и теперь нам нужно ее лишь модернизировать. А когда система выстроена, уже легче где-то что-то «подкрутить». Возможно, у нас будут приобретения. Тогда мы или подстроим под них нашу игру, или встроим новичков в систему.
– Расскажите, сколько спаррингов будет у «Кубани» летом и с кем?
– В конце краснодарского сбора мы провели спарринг с краевой любительской командой – ПСК из станицы Динской. На этом этапе подготовки для нас был не так важен уровень соперника. Но на втором этапе, зарубежном, важно, чтобы соперники превосходили нас в классе. Это должны быть команды из российской премьер-лиги или из высшей лиги своей страны. В этом плане у нас есть наработки. Всего на сборах хотим провести 4-5 матчей.
– Какие у «Кубани» наработки по трансферам?
– Все зависит от того, как пройдут переговоры. По позициям, по которым селекционный отдел клуба ведет работу, есть как первые номера – это игроки премьер-лиги и легионеры, – так и вторые номера, способные реально усилить команду. Но прежний негативный фон вокруг «Кубани» отголосками бьет по нашей трансферной кампании.
– Ходило много слухов, останетесь ли вы на своем посту…
– В «Кубани» мы планируем работать долго. Работать, чтобы побеждать.
– Календарь на новый сезон ФНЛ уже сверстан. Как его прокомментируете?
– Изначально просили руководство лиги провести первый матч сезона на выезде. Так мы подстраховались на тот случай, если к первому туру новый газон на стадионе «Кубань» не приживется или не будет полностью готов. Вообще, раз мы нацелены в новом сезоне стать первыми в таблице, нам должно быть все равно, когда и с кем играть.
– Какие у вас ожидания от нового сезона?
– Думаю, турнир будет интересным. Премьер-лигу покинули качественные команды – это «Оренбург» и «Крылья Советов», и мы уже настраиваемся на серьезную борьбу за первые места. Считаю, «Кубань» по силе точно не хуже ни одной команды ФНЛ. Уверен, нам по зубам обыграть любого соперника.