12 мин.

Даниэль Тудор: «Краснодар» покинул из-за Крицюка

У КРИЦЮКА ТЯЖЕЛЫЙ ХАРАКТЕР

– Даниэль, вы покинули «Краснодар» в январе. Почему?

– В моей работе в клубе возникла проблема в отношениях со Станиславом Крицюком. Он захотел работать с тренером, с которым знаком по детской Академии (Алексей Антонюк, – прим. М.Г.). Крицюк по характеру тяжелый человек. Он сказал президенту клуба Сергею Николаевичу Галицкому, что хочет поменять тренера.

– И что дальше?

– Меня вызвал к себе Галицкий. Он сказал: «Даниэль, я хочу пригласить другого тренера. Крицюк будет работать с Антонюком». И на этом все. Раз президент клуба сказал уйти, у меня не было выбора.

– Вам не обидно?

– Нет, потому что мне об этом сказал лично Сергей Николаевич. Он дает деньги на клуб и имеет право назначать того, кого считает нужным. Галицкого я сильно уважаю, он многое делает для футбола в России. На Крицюка я тоже не в обиде.

Даниэль Тудор

– Вы сказали, у Станислава сложный характер. В каком смысле?

Поначалу, когда он только пришел в «Краснодар», мы с ним ладили. А через полгода он сказал мне: «Даниэль, ты хороший тренер. Но мне нужен другой специалист, который для меня разработает другую программу тренировок».

– Вы такого не ожидали?

– Честно говоря, нет. Ведь мы работали вместе полгода! И я сказал ему: «Стас, я работаю здесь не первый день и хорошо знаком с клубной философией. Давай изменим то, что не устраивает тебя, и будем работать дальше». Но он меня не слушал. Крицюк просто хотел другого тренера.

– Он пропустит Кубок конфедераций из-за травмы. Не знаете, в чем дело?

– Знаю. Но не хочу говорить на эту тему. Это не мой секрет.

– В конце сезона ворота защищал Андрей Синицын. Они с Крицюком разные?

– По характеру – абсолютно. Стаса, несмотря на наши сложные отношения, я уважаю как профессионала. А Андрей не только хороший вратарь, но и отличный парень. Синицын – один из лидеров команды в раздевалке. Он в хороших отношениях с каждым в коллективе и позитивом заряжает остальных.

– Кто из них двоих психологически сильнее?

– Синицын. У него характер сильнее, чем у Крицюка. Вспоминаю матч с «Оренбургом» в первом круге чемпионата: Стас за первые полчаса встречи пропустил три гола. Причем во всех голах была его вина. Так вышло, что еще в первом тайме Крицюк «сломался», вышел Андрей. И он отстоял «на ноль».

– Войти в такой матч тяжело…

– Да, Синице было очень непросто психологически. Но он сделал несколько сэйвов и тем самым вселил в остальных уверенность. В итоге мы забили третий гол и спасли матч.

ПРЕДЛАГАЛ «КРАСНОДАРУ» БЕЛЕНОВА

Раз Синицын так уверен в себе, почему он не номер один в «Краснодаре»?

– Сейчас они с Крицюком на равных, среди них нет очевидного первого номера. А раньше Андрей был вторым вратарем, потому что в команде был Дикань – очень хороший парень и большой профессионал. Но когда Синицын необходим «Краснодару», в любой ситуации может помочь.

– Как вам работалось с Диканем?

– Легко. Мне не нужно было ничему его учить: чему ты научишь вратаря, который играл в «Спартаке» и в Лиге чемпионов? Единственное, что ему мешало – его эмоциональность, и часто чрезмерная. Из-за сильных эмоций он мог потерять концентрацию и пропустить гол, который в другой ситуации не пропустил бы никогда.

– А как же возраст?

– Это тоже сказывалось на его игре. В «Краснодаре» он провел два последних года в своей карьере, и когда Андрей пришел в команду, ему было 37. Естественно, его лучшие годы к тому моменту уже прошли. Уверен, что в 30 лет, в расцвете сил, Дикань не допускал таких ошибок, какие случались у него в «Краснодаре».

– Когда Дикань закончил карьеру, кого хотели видеть его сменщиком?

– Сразу сказал руководству: «Хочу работать с Сашей Беленовым». Я знаю Александра по совместной работе в «Кубани» и считаю, что он сейчас входит в тройку лучших вратарей России.

– Кто еще входит в эту тройку?

– Игорь Акинфеев и Гильерме из «Локомотива».

– В чем Беленов им уступает?

– Ни в чем. Для меня большой сюрприз, почему Беленов не играет за сборную России. Он очень сильный вратарь, и я точно знаю, что из «Кубани» Саша мог перейти в «Зенит». Но не знаю, почему у него не получилось.

ДаниэльТудор

– В чем главные плюсы Александра как вратаря?

– Прежде всего, стабильность. По моим подсчетам, в «Кубани» Беленов каждый сезон для команды только своей игрой спасал не менее 6 очков! А в «Анжи» он показал всей стране, как умеет отражать пенальти.

– А в чем его минусы?

– Саше немного мешает его требовательность к себе и окружающим. Он профессионал, на тренировках выкладывается на сто процентов и доказывает свой высокий уровень на поле. Когда в «Кубани» 2 года назад начались финансовые проблемы, Беленов был из того ряда футболистов команды, кто не сбавил к себе требования.

– Многие игроки расслабились?

– Да. Они решили: «Раз нам не платят, зачем выкладываться на тренировках?» А Сашу как капитана это задевало и нервировало. В данной обстановке он чувствовал себя не совсем в своей тарелке. В итоге в игре он допускал необязательные ошибки и меньше выручал. Но его значение для «Кубани» оставалось большим.

– Почему именно Беленова выбрали в «Кубани» капитаном?

– Потому что он психологически очень сильный человек. Он лидер по натуре, партнеры в раздевалке и на поле признавали Сашу боссом. Когда нужно было повлиять на кого-то из игроков и поговорить с ним в неформальной обстановке, тренеры поручали это Беленову. Саша мог в нужный момент сказать такие слова, которые заводили других футболистов. В общем, для «Кубани» он был идеальным капитаном.

ДЛЯ МЕНЯ КОНОНОВ СИЛЬНЕЕ ШАЛИМОВА

– Так почему Беленов не перешел в «Краснодар»?

– Не знаю. Когда я только пришел в «Краснодар» зимой 2015-го, уже понимал, что Дикань скоро закончит карьеру. Для себя решил, что Саша будет лучшим сменщиком Андрея. Но,

наверное, главная проблема была в сумме трансфера.

– С кем из руководства вы общались по поводу Александра?

– И с Галицким, и с гендиректором Владимиром Хашигом.

– Вы часто с ними общались напрямую?

– С гендиром – каждый день. Владимир Леонидович все время присутствовал на занятиях, и я мог подойти и задать ему вопрос. Галицкий приезжал на тренировки раз в неделю. Но если с Хашигом мы обсуждали текущие моменты, то с президентом разговариали о юных вратарях.

– О ком именно?

– Больше всего о Денисе Адамове. На мой взгляд, это уже сейчас очень хороший вратарь. Парень упорно тренируется, у него большая уверенность в своих силах. Спустя 2-3 года, если не сбавит к себе требования, Денис может стать лучшим вратарем страны.

– А что скажете о Матвее Сафонове, который помладше?

– Талантливый парень. У него большой потенциал, но, на мой взгляд, талант Адамова все-таки ярче. В тренировочном процессе к Матвею у меня не было претензий, а уверенности ему пока не хватает.

– То есть Адамову вы прочите большое будущее?

– Его будущее зависит не только от него, но и от нового тренера вратарей команды. Ведь от качества его работы зависит, будут прогрессировать голкиперы или же нет. Например, если в тренировках снизить их интенсивность, то даже такой опытный вратарь, как Саша Беленов, начнет ошибаться.

– У «Краснодара» и новый главный тренер – Игорь Шалимов. Что скажете о нем?

– Мне трудно говорить о его уровне, потому что я работал с Шалимовым всего 2 месяца. Но лично для меня Олег Кононов как тренер сильнее.

– Почему?

– Самое главное – это результат. При Олеге Георгиевиче «Краснодар» занял третье место в чемпионате, каждый год участвовал в Лиге Европы. Мне нравились игровая философия и методы работы Кононова.

Даниэль Тудор

– У Шалимова другая философия?

– Конечно. При Кононове «Краснодар» любил контролировать мяч, много комбинировать, а при Шалимове игра команды сильно изменилась. Ставка делается на длинные передачи вперед и подбор мяча в атаке.

– Верите в перспективы Игоря Михайловича в клубе?

– Я сейчас вернулся в Румынию, не смотрел матчи «Краснодара» весной. Не могу сказать ничего по поводу игры команды, но результат, конечно, расстраивает.

– С кем у вас были лучше отношения – с Кононовым или Шалимовым?

– С Игорем Михайловичем мы всегда хорошо общались. Но это были скорее разговоры по делу, чем неформальные. С Олегом Георгиевичем могли поговорить обо всем.

– Одил Ахмедов заявил, что Кононов не мог встряхнуть игроков после поражений…

– Не читал этого интервью Одила, но это неправда. После ухода из команды футболисты начинают много чего рассказывать о бывших тренерах – как хорошего, так и плохого. Но не всему из их слов стоит верить.

СМОЛОВ МОЖЕТ ИГРАТЬ ГДЕ УГОДНО

Почему при Кононове «Краснодар» не смог попасть в зону Лиги чемпионов?

– Тут дело точно не в тренере. «Краснодар» пока не топ-клуб, у него нет опыта борьбы за самые высокие места. Когда мы заняли третье место в лиге, то для нас это был успех. Мы радовались бронзовым медалям, как золотым!

– Но в России многие думают, что «Краснодар» уже созрел для чемпионства.

– Они так думают, потому что у команды приличный по именам состав. Но соответствует ли главный тренер чемпионским амбициям? В этом главный вопрос.

– Кого считаете ключевыми игроками «быков»?

– Смолов очень хороший футболист. Гранквист заслуженно является капитаном, Перейра и Мамаев играют большую роль в создании атак. А Каборе и Газинский лучшие в отборе. По российским меркам все эти парни – топ-уровня.

– Куда в Европе, как думаете, лучше переходить Смолову?

– Федор может играть где угодно. Повторюсь, он очень сильный нападающий. Но его, как и Пашу Мамаева, периодически мучают травмы. Когда они оба в оптимальной форме, эту связку тяжело сдержать.

– В чем состоял конфликт Мамаева с Кононовым?

– Конфликт? Не понимаю, о чем вы. Когда я работал в «Краснодаре», у Кононова не было конфликтов ни с кем из футболистов.

– Вы можете согласиться, что Олегу Георгиевичу не хватало коммуникабельности?

– Нет. Сила Кононова как психолога заключалась в том, что он мог установить контакт с каждым игроком команды и представителем тренерского штаба.

– Вы приходили в «Краснодар» по его рекомендации?

– Инициатива исходила от руководства клуба. Гендиректор Хашиг позвонил моему агенту и обсудил с ним детали моей работы в «Краснодаре». Я изначально был не против прийти в этот клуб. В сравнении с условиями работы в «Кубани», в «Краснодар» я шел на гораздо более улучшенные условия. Плюс не пришлось менять город. Что может быть лучше?

– Не опасались ненависти фанатов «Кубани»?

– В футболе бывает всякое. Я профессиональный тренер, и мое «завтра» зависит только от меня. Я, как любой человек, хочу заниматься любимым делом и при том хорошо жить. Но разве это плохо?

– Вы же ушли в стан соседа-врага…

– Я уважительно отношусь к болельщикам «Кубани». На мой взгляд, фанаты превосходно поддерживают свой клуб и не покидают его в любой ситуации. Это достойно уважения. И я тоже заслужил их доверие своей качественной работой. Когда я работал в «Краснодаре», не слышал ни одного плохого слова в мой адрес от фанатов «Кубани».

– Что вы испытывали во время краснодарского дерби?

– Когда работал в «Краснодаре», мне хотелось обыграть «Кубань». Ведь это моя работа – делать так, чтобы моя команда выигрывала.

– Какое из дерби вам больше всего запомнилось?

– Последнее. Тогда, в декабре 2015-го, получилась очень интересная игра. «Кубань» после первого тайма вела 2:0, но после перерыва мы забили три. На самом деле, выигрывать так, в волевом стиле – лучшее, что может быть.

– С кем в обоих клубах поддерживаете связь?

– В «Краснодаре» с Синицыным, Жоаозиньо, Перейрой, еще с физиотерапевтом Николаем Ивановичем Русу. А вот из «Кубани» не общаюсь ни с кем. 

ГОНЧАРЕНКО – ТРЕНЕР-ПОБЕДИТЕЛЬ

– Что из периода работы в «Кубани» вам приятно вспоминать?

– Наше выступление в Лиге Европы и работу с Гончаренко. Честно, я не знаю, почему его уволили из клуба, когда команда шла на третьем месте в чемпионате. Это футбол, и в нем случается разное.

Даниэль Тудор

– Чего особенного в тренере Гончаренко?

– Он – тренер-победитель. Виктор любит итальянский футбол и старается брать пример с Конте. Антонио стал чемпионом в Англии, уверен, у Гончаренко получится взять с ЦСКА золотые медали в России. Думаю, уже в следующем сезоне.

– «Кубань» при нем чуть не вышла в плей-офф Лиги Европы. Чего не хватило?

– Жаль, что Виктор не возглавил команду в начале того сезона. При Мунтяну «Кубань» в группе растеряла много очков, и приход Гончаренко уже ничего не мог изменить. Нам не удалось выиграть в последней игре в Валенсии, но это изначально было трудно.

– Вы пришли в «Кубань» как протеже Мунтяну?

– Нет. Я на тот момент работал в Румынии, в клубе «ЧФР» из Клужа, и тут мой агент мне позвонил и предложил вариант с «Кубанью». Он сказал, что Мунтяну ищет кандидата на должность тренера вратарей в команде. Мы с Доринелом не были на тот момент знакомы, только играли друг против друга в свое время. Но я согласился.

– Не пожалели, что поехали в Краснодар?

– Ни разу. Здесь я провел отличные годы. Мне нравится сам город и его жители. Для меня после Румынии легко было привыкнуть к местному образу жизни – разницы не так много. В «Кубани» я застал отличную команду, в которой были Беленов, Попов, Каборе и Букур, а в «Краснодаре» познакомился с Галицким и Хашигом – двумя большими боссами. Это было незабываемое время.

– Знаете, в каком аховом финансовом положении находится «Кубань»?

– Только слышал. Я желаю «Кубани» от всего сердца поскорее вернуться в премьер-лигу, несмотря ни на что, и возродить краснодарское дерби. Для клуба с такими традициями и такой армией болельщиков это жизненно важно.

– Чем вы занимаетесь после ухода из «Краснодара»?

– Скажем так, повышаю квалификацию. Съездил на конгресс тренеров вратарей в Порту, побывал на стажировке в Лондоне и получил шанс наблюдать за работой коллег в «Реале» Мадрид! На мой взгляд, лучшие тренеры вратарей мира работают в «Реале» и «Ювентусе» – это Луис Льопис и Клаудио Филипи. Именно поэтому смотреть финал Лиги чемпионов буду с особым интересом.

– А вновь поработать в России вам интересно?

– Летом я наверняка вернусь в Россию – меня позвали в один московский клуб. Но в какой именно, пока не скажу (улыбается).