5 мин.

По стопам Слуцкого. Почему Россия проиграла Португалии

После на удивление бодрого старта на Кубке конфедераций, где на фоне новозеландцев сборная России смотрелась очень солидно и мощно, матч с Португалией должен был стать наиболее точным индикатором текущего уровня команды Станислава Черчесова. К сожалению, результат полуторачасовых измерений оказался слишком далек от желаемого, и от недавнего всплеска болельщицкого оптимизма не осталось и следа.

Ноль ударов в створ, ноль голевых моментов с игры и тщетные попытки Васина и компании нейтрализовать Роналду, который забил уже на 8-й минуте и лишь по доброте душевной не оформил хет-трик к 63-й – при таких раскладах минимальное поражение от действующих чемпионов Европы можно считать вполне неплохим исходом матча, где сборная России подавала признаки жизни лишь эпизодически.

Несмотря на заверения Черчесова, что никакого мандража в первом тайме у его подопечных и близко не было, хочется верить, что он все-таки был, потому как это наименее обидное объяснение такого чудовищного и почти поголовного брака в простейших ситуациях.

Судя по всему, у самого Станислава Саламовича перед матчем было тоже что-то на подобии мандража, под воздействием которого он принял несколько  крайне нелогичных кадровых решений. Изначально выстраивая план игры «вторым номером», он решил обойтись без тех, кто к этой модели максимально адаптирован.

И если приберечь получившего микротравму Ерохина, возможно, и стоило, то отсутствие в старте самого продуктивного контратакующего игрока лиги этого сезона Полоза (кстати, отлично смотревшегося с новозеландцами) выглядело ничуть не менее странным, чем появление в Шишкина. При этом ростовчане дружно вышли на замены после перерыва, когда свободных зон на половине поля гостей стало куда меньше и возможностей для контратак, соответственно, тоже.

Где логика, Станислав Саламович?

***

Сюрприз в виде опорника-Шишкина вышел тоже явно не подготовленным, хотя  гостям наверняка понравился. Учитывая, что после переезда в Краснодар Роман  рассматривался Шалимовым на эту позицию как альтернатива Каборе и Газинскому, но, в конечном счете, проиграл конкуренцию обоим, против Португалии чудес от него ждал, видимо, только Черчесов.

Чудес и не случилось – в первом тайме центр поля хозяева проиграли вдрызг, и с мячом на чужую половину поля выходили раза три-четыре. Вместе с тем претензий лично к Шишкину нет ни малейших – человек сыграл на своем истинном уровне, а прыгать выше головы дано не каждому, увы.

Куда печальнее, что многие номинальные лидеры сборной (Глушаков, Смолов, Самедов) отыграли гораздо ниже своих возможностей. Только после перерыва сборная России показала хотя бы какое-то подобие комбинационной игры, хотя «дефицит мозгов» на фоне Португалии проявился в полной мере. Отчасти ликвидировать его мог бы тот же Миранчук, но к отлично смотревшемуся по весне плеймейкеру «Локо» доверия у Черчесова даже меньше, чем к пропустившему три четверти сезона Тарасову.

Жирнющий плюс (опять же, за второй тайм) можно поставить только Головину. Спустившись на место Шишкина в опорную зону, он подбирал и перехватывал все, что пролетало от него поблизости, обеспечивая команде дополнительные возможности для проведения наступательных операций и снижая контратакующий потенциал соперника.

***

В оборонительном плане матч с Португалией вышел не менее показательным. Гости не имели какого-то запредельного преимущества в креативной дельте (1-5 по созданным голевым моментам в их пользу), но наши слабые места прощупали быстро и вполне успешно ими пользовались.

4 из 5 голевых угроз воротам Акинфеева стали прямым следствием проигранных центральными защитниками воздушных дуэлей, и это целиком укладывается в сложившийся на протяжении последних матчей негативный тренд. В 11 матчах при Черчесове игроки сборной России совершили 13 ключевых ошибок при ведении верховой борьбы, и 4 из них стали фатальными (держим в уме еще и эпизод с чистым голом Видаля в противоборстве с Шишкиным, который не был засчитан).

Любопытно, что почти в половине случаев эти ошибки совершал Федор Кудряшов (6 из 13), причем пять из них пришлись на четыре последних матча (вполне допускаю, что это определенным образом связано с его травмой носа). В обеих встречах на Кубке конфедераций аналогичные промахи совершал и Джикия (с поправкой на игровое время частота их совершения примерно та же, что и у Кудряшова), и только Васин на втором этаже смотрится в целом надежно.

Очевидно, что при такой уязвимости команды к атакам с воздуха для снижения рисков необходимо гораздо плотнее действовать на флангах, накрывая подачи в штрафную или, уж по крайней мере, создавая помехи атакующим. Но португальцы, равно как и чилийцы в недавнем «товарняке», регулярно направляли мячи в штрафную адресно и с нулевым уровнем сопротивления.

***

Возвращаясь к фигуре главного тренера с его оригинальными кадровыми и тактическими ходами, складывается стойкое ощущение, что за этими многочисленными экспромтами стоит элементарное чувство неуверенности в себе.

Черчесов будто бы хочет изобрести что-то настолько исключительное, до чего раньше никто, кроме него, почему-то не додумался. Он хочет показать свой уникальный тренерский почерк и «свое тренерское я», наделяя игроков непривычными для них функциями и пробуя неочевидные сочетания. Он пытается доказать, что не верблюд и не физрук, но самоутверждается пока только за счет журналистов.

Находясь в непростой в кадровом отношении ситуации, он усложняет ее еще больше, придумывая на ровном месте никому не нужные велосипеды.

Все это не так давно мы уже видели, и печальный финал той истории помним отлично.

Увы, Станислав Саламович как никогда близок к тому, чтобы повторить судьбу Леонида Викторовича…

Специально для Rusfootball.info

Спасибо всем, кто не пожалел плюса и не поленился сделать репост!

Подписывайтесь на блог, здесь интересно.

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев; REUTERS/Maxim Shemetov, John Sibley; globallookpress.com/Dmitry Golubovich