Российские тренеры, которые уехали до Слуцкого
Что у них получилось?
Виктор Бондаренко
Где работал: «Мачедже» (Мозамбик, 1985-88, 1991), «Кошта ду Сол» (Мозамбик, 1993-95), сборная Мозамбика (1993-95), «Орландо Пайретс» (ЮАР, 1995-96), «Морока Свэлловз» (ЮАР, 2000-02), «Буш Бакс» (ЮАР, 2002), «Мамелоди Сандаунз» (ЮАР, 2002), «Исмаили» (Египет, 2005), «Примейру ди Агошту» (Ангола, 2008-2009), «Кабушкорп» (Ангола, 2009-10, 2011-12).
Как это было. Бондаренко трижды был чемпионом Мозамбика (с двумя клубами) и пару раз брал Кубок страны. Еще в его коллекции есть Кубок ЮАР, два титула «тренер года» в Мозабике и один – в ЮАР. На финише тренерской карьеры Бондаренко посчастливилось тренировать Ривалдо.
«Ривалдо – великий человек, с мячом обращается как бог, – рассказывал «Спорт-Экспрессу» Бондаренко. – С бразильцем очень приятно работать, потому что он постоянно настроен позитивно и живет интересами коллектива. Однако в Анголе матчи проводятся в светлое время суток, начинаются в три-половине четвертого. При жарком климате 40-летнему футболисту тяжеловато играть два тайма. Я лишь говорю ему: «Если устанешь, махни рукой». Но он хочет постоянно играть».
Виктор Бондаренко: «После ЮАР люди уже ничего не боятся»
Валерий Непомнящий
Где работал: сборная Камеруна (1988-90), юношеская сборная Китая (1991), «Генчлербирлиги» (Турция, 1992-93), «Анкарагюджю» (Турция, 1993-94), «Пучхон Юкон» (Южная Корея, 1994-98), «Шеньян Хайши» (Китай, 2000), «Санфречче Хиросима» (Япония, 2001-02), «Шаньдун Лунэн» (Китай, 2002-03), «Шанхай Шеньхуа» (2004-05).
Как это было. Непомнящий добился, вероятно, главного успеха среди всех российских тренеров за границей. В 1988-м он приехал работать с молодежной сборной Камеруна, но неожиданно выяснилось, что тренера нет и в главной команде. Непомнящего перетащили туда и велели готовить сборную к чемпионату мира. Не владея французским, 45-летний тренер наладил контакт с африканцами и вывел их на ЧМ-1990.
В первом матче камерунцы обыграли действующих чемпионов мира во главе с Марадоной, затем одолели крепкую Румынию, а напоследок осчастливили весь Советский Союз, проиграв обреченной сборной Лобановского 0:4. В 1/8 финала камерунцы усилиями Роже Милла справились с колумбийцами, а в четвертьфинале обыгрывали англичан 2:1 за 7 минут до конца. Потом были два пенальти в исполнении Линекера и вылет, но результат Камеруна в тот момент был лучшим для Африки на чемпионатах мира.
Дальнейшие успехи Непомнящего связаны с Восточной Азией. Там он в 1996-м выиграл Кубок корейской лиги, брал медали чемпионатов Китая и Японии.
«Незадолго до чемпионата мира выходит очередной номер журнала France Football с большим интервью нашего вратаря Белла, выступавшего в первом французском дивизионе, – вспоминал Непомнящий ЧМ-1990 в интервью Русской службе BBC. – Вечером иду по номерам проверять игроков – в кровати только один. Говорит: «Коуч, остальные пошли на танцы». Я: «Как на танцы, завтра же ответственная игра!».
Так вот он в нем понаписал, что сборная Камеруна приехала в Италию «мальчиками для битья», что денег на подготовку не выделяли, даже экипировки нормальной нет, что если проиграем Аргентине 0:3, будет просто здорово – и так далее и тому подобное.
Я вызываю помощника и прошу его выкупить все номера журнала в киосках городка. Оказалось 49 номеров. А мы уже с министром договорились, чтобы игроки об этом ничего не знали.
Тем временем я встретился с Беллом, спросил: «Зачем так написал?». Он говорит: у нас свобода слова. Тогда мы с ним договорились: он остается в команде, но ведет себя корректно. И он остался с ребятами до конца чемпионата, разговаривал с ними, помогал нам в определении состава на матч. Вот так Белл не сыграл ни одной минуты – хорошо, что здорово стоял Нконо».
Борис Игнатьев
Где работал: главный тренер неизвестного клуба в ОАЭ (1989-1990), олимпийская сборная Ирака (1990), «Аль-Иттихад» (Саудовская Аравия, 1995), «Шаньдун Лунэн» (Китай, 2001).
Как это было. После победы на Евро-88 с юношеской сборной СССР Бориса Игнатьева стали зазывать в теплые страны. Он поработал в четырех зарубежных командах, в каждой – очень недолго. И везде без кубков, медалей и признания.
«Не буду говорить о политике, но тогда я нарисовал себе картину того, что у них хорошее будущее, – вспоминал Игнатьев о Китае в интервью Sports.ru в 2010 году. – Во-первых, они люди очень порядочные. Я, например, никогда не слышал, чтобы кто-то кого-то оскорбил, накричал – даже когда команда проиграла. Видно, что они настоящие родственники друг другу. Вот мы вроде народность одна, а национальности разные – у нас в этом плане по-другому складывается.
Ну и конечно, футбольный бум. Государство понимало социальную значимость футбола. За билет там могли сделать что угодно: на стадионы ходили по 60, 70 тысяч, большущие деньги государство вкладывало. У нас был спонсор – если на наши понятия переводить, то РАО ЕЭС. Они выстроили школу, там было полей десять. И у нашей команды полей восемь было, очень хорошая, современная база. А в этой школе и экипировка, и тренерский состав был замечательный. Там работали югославы, я взял двух наших специалистов, Пахомова и Белоусова, плюс там было пять китайских тренеров, которые у нас всех учились.
Хороший, добрый народ, экзотика, много достопримечательностей, они все это чтят. Поэтому пришлось с интересом полазить по стране, узнать культуру Китая, их отношение к религии, к питанию. Уже тогда я, честно говоря, думал, что они шагнут далеко. Но в футбольном плане там дела обстоят сложнее. Их футболисты сильнее в индивидуальных проявлениях. Там, где нужны коллективные взаимоотношения, где нужно включать голову, где нужен творческий процесс – там хуже. А в плане игрока как функции, мощности – вот здесь они себя проявляют от и до. Работают без устали и без надрыва».
Юрий Семин
Где работал: олимпийская сборная Новой Зеландии (1991).
Как это было. В 1991-м Семин внезапно оставил «Локомотив» ради приключений в Новой Зеландии. Тренер признавался, что переехал туда по молодости, поддавшись азарту и желанию выучить английский. В дальнейшем знание иностранного языка помогло ему и в «Локомотиве», когда туда хлынули легионеры.
«Я тренировал сборную Новой Зеландии в отборе на Олимпиаду-1992. Заняли второе место. Там Австралия – безоговорочный лидер, и обойти ее нам не удалось. Научиться чему-то в тренерском плане там было нельзя, уровень нашего чемпионата выше. Футбол там – полупрофессиональный, зато настоящий. А вид спорта № 1 – регби. Я тоже ходил на матчи и до сих пор болею за сборную Новой Зеландии. Вот с кого в плане самоотдачи надо брать пример!» – рассказывал Семин в интервью «Советскому спорту».
Анатолий Бышовец
Где работал: АЕЛ (Кипр, 1992-93), сборная Южной Кореи (1993-95), олимпийская сборная Южной Кореи (1995-96), «Маритиму» (Португалия, 2003).
Как это было. После успеха на Олимпиаде в Сеуле Бышовца хорошо знали за границей. Правда, первый опыт получился не очень успешным: кипрский АЕЛ финишировал в середине таблицы. Южнокорейцы, на глазах у которых он добывал олимпийское золото для сборной СССР, дали ему второй шанс. При Бышовце Южная Корея стала четвертой на Азиатских играх, а олимпийская команда отобралась на Игры в Атланте в 1996-м.
Через 7 лет Бышовца на пару месяцев занесло в «Маритиму», но этого хватило, чтобы сделать из 20-летнего Пепе футболиста мирового класса.
«Я могу сказать, что он [Пепе] не был игроком основного состава, когда я пришел. Я был убежден в том, что это очень перспективный игрок, – говорил пророк тренерского ремесла в интервью «Чемпионату». – Использование этого футболиста было необходимо, так как очень важно в нужный момент придать игроку уверенность. Он начал играть, и я очень рад, что не ошибся в нем. Тем не менее его позиция в команде «Маритиму» не носила защитных функций. Он играл в средней линии, и его действия были направлены в большей степени на атаку. Оборонительные действия не были его лучшими качествами».
Курбан Бердыев
Где работал: «Генчлербирлиги» (Турция, 1993-94).
Как это было. Валерий Непомнящий помог Бердыеву переехать из Алма-Аты в Анкару. При Бердыеве «Генчлербирлиги» утвердился в статусе середняка турецкой лиги, но потом руководство клуба захотело чего-то большего. Бердыев заявил, что миссия невыполнима, забрал с собой полкоманды и уехал.
Дмитрий Галямин
Где работал: «Паламос» (Испания, 1999-2000).
Как это было. По окончании игровой карьеры Галямин решил не покидать Испанию и возглавил маленький, но гордый клуб из Каталонии. Действие разворачивалось в четвертой лиге. Там же Галямин познакомился со знаменитым Дмитрием Питерманом.
– [Питерман] Постоянно удивлял, – вспоминал Галямин в интервью «Спорт-Экспрессу». – Но самое-самое, конечно, – мое назначение и снятие с должности. Назначает меня главным тренером «Паламоса» за неделю до чемпионата. Приезжает в Испанию, отыскивает меня: «Я не знаю эту лигу, помоги разобраться...» По-испански тогда Питерман говорил плохо.
– Помогли?
– Помог собрать команду. Проходит неделя-две, до начала чемпионата остается несколько дней – новый звонок: «Ты эту команду собирал – ты ее и тренируй. Я сегодня тренера уволил». Что делать? Принимаю команду. Хорошо я работал или нет, но команда была неплохая. Проходит какое-то время, готовлюсь к новому сезону, набираю состав. Питермана месяц в Испании не было – улетел в Америку, у него там бизнес. Возвращается, а мы как раз проводим на выезде первый матч с очень сильной командой. Играем 2:2, причем оба гола нам забивают с пенальти. И после матча Питерман меня снимает.
Гаджи Гаджиев
Где работал: «Санфречче Хиросима» (Япония, 2002).
Как это было. При Гаджиеве «Санфречче Хиросима» справился с задачей, о которой руководство и не мечтало. Клуб вылетел во вторую лигу, Гаджиев вылетел в Махачкалу.
Станислав Черчесов
Где работал: «Куфштайн» (Австрия, 2004), «Ваккер-Тироль» (Австрия, 2004-06), «Легия» (Польша, 2015-16).
Как это было. Черчесов здорово начал в региональной лиге Австрии и через год оказался в местной бундеслиге в «Тироле». В первом сезоне команда финишировала в середине таблицы, во втором – едва не вылетела. Следующая командировка случилась через девять лет и получилась крайне успешной: с «Легией» Черчесов выиграл чемпионат и Кубок Польши, а еще стал героем мемов. Этого оказалось достаточно для приглашения в сборную России.
«Мне вчера звонил товарищ, – рассказывал Черчесов в интервью «Чемпионату». – Наблюдая параллельно игру «Зенит» – «Кубань», заметил: «У вас и скорости выше, и борьба – жестче». Естественно, что по футбольному интеллекту игроки в России в целом сильнее и иностранцы совершенно другого уровня. Но по в плане скоростей как таковых – не мысли, а именно игры – польская лига достаточно крепка».
Алексей Еременко-старший
Где работал: ЯБК (Финляндия, 2006-2009), «Яро» (Финляндия, 2009-2016).
Как это было. Отец хорошо известных в России футболистов Алексея и Романа Еременко, а также игрока молодежки швейцарского «Базеля» Сергея Еременко укатил в Финляндию еще в начале 90-х. Алексей заканчивал карьеру футболиста в качестве играющего тренера ЯБК, а следующие семь лет полноценно отработал главным тренером клуба высшей лиги «Яро». Глобальных успехов Еременко не достиг, но летом 2015-го мог возглавить сборную Финляндии.
«Когда искали тренера для основной сборной, мое имя уже фигурировало в прессе, – рассказывал Еременко в интервью «Советскому спорту». – Но было условие: чтобы стать кандидатом на пост, нужно было написать заявление и отправить резюме. Я посчитал, что это неправильно. Мне кажется, федерация сама должна составлять список претендентов и из них кому-то предлагать работу. У меня все время журналисты спрашивали: «Будешь резюме отправлять?». Я отвечал: «Нет. Если позвонят, буду разговаривать. Я открыт и готов». В итоге выбрали шведа Ханса Бакке, который раньше был помощником Свена-Йорана Эрикссона».
Андрей Чернышов
Где работал: молодежка «Аль-Шолы» (Саудовская Аравия, 2012-13), «Аль-Фахахель» (2013-14), «Спартак» Суботица (Сербия, 2015-2017).
Как это было. В свое время Чернышов мог взлететь на топовый уровень в России, если бы поднял с колен «Спартак». Не получилось – и фамилия тренера надолго вылетела из памяти болельщиков. Побродив по клубам ближнего зарубежья, Чернышов оказался на Ближнем Востоке, откуда незаметно вернулся в «Спартак». Из сербской Суботицы.
В Сербии Чернышов провел два сезона. В первом помог «Спартаку» не вылететь из суперлиги, во втором – занял место в середине таблицы. В конце мая Чернышов покинул «Спартак» и заинтриговал: «Действительно, я не стал продлевать контракт со «Спартаком». Веду переговоры с другими командами из-за рубежа, есть варианты. Как будет подписан контракт, я сообщу».
Сергей Андреев
Где работал: «Вардар» (Македония, 2014-15).
Как это было. В Македонию Андреева позвал российский владелец «Вардара» Сергей Самсоненко. Получилось неплохо: спустя год команда вернула чемпионский титул. Неприятности начались дальше, во втором квалификационном раунде Лиги чемпионов, когда еще одна команда, горячо любимая в России, – АПОЭЛ – прошла «Вардар» за счет гола на выезде (0:0, 1:1). Андреева тут же сняли.
О попадании в «Вардар» Андреев рассказал еженедельнику «Футбол»:
– Где и когда вам предложили стать главным тренером «Вардара»?
– Сидел семь месяцев без работы. Позвонил своему хорошему другу Александру Андрющенко, владельцу футбольного клуба МИТОС. Это Новочеркасск, 25 км от Ростова. Говорю ему: «Саша, так и так, работы нет, жить особо не на что, выручай». Он придумал мне должность: курировать всех тренеров его спецшколы. В общем, работа такая – «не бей лежачего» называется. Обсудили, сижу дома, раздается звонок. Смотрю: господи, что это же за цифры такие? – «Сергей Васильевич, привет! Самсоненко беспокоит».
– Самсоненко – владелец «Вардара»?
– Да. Мы с ним были знакомы раньше, в теннис играли. Он знает меня как тренера, помнит как футболиста. Я тоже знаю его: он в Ростове парный турнир по теннису организовывает уже больше десяти лет. В общем, говорит мне: «Ты же в курсе, что у меня теперь футбольный клуб?» – «Знаю, Сергей Борисович. Я только думал, что вы не в Македонии, а в Хорватии». У него же еще два гандбольных клуба есть, которые входят в пятерку лучших команд Европы. Он недавно из «Барселоны» купил лучшего вратаря мира. Так вот он продолжает: «Я взял команду «Вардар», хочу тебя пригласить тренером. Как ты смотришь на это?» Я, естественно, ответил, что смотрю на это только положительно. Мы встретились, обо всем договорились, в прошлом феврале я начал работать.
Тогда трансферный период закончился, ничего сделать было нельзя. Какую принял команду, такую и принял. «Вардар» шел на втором месте, уступал первому только по соотношению мячей. Заняли в итоге пятое место, даже не вошли в еврокубки. Провал полнейший. В России или еще где-нибудь мне бы голову оторвали мгновенно. Но Самсоненко не только крупный бизнесмен. Он спортсмен, пусть и непрофессиональный. Говорит мне: «Спокойно работай, создавай команду». Я понял, что с тем контингентом никаких дел не будет. Их сбродом даже назвать нельзя было. Набирали, наверное, так: «Хочешь играть в футбол? Заходи!» Я выгнал сразу 13 человек. Хотел 18, но не дали. Приобрели семерых – все теперь играют в стартовом составе.
Валерий Карпин
Где работал: «Мальорка» (2014-15).
Как это было. После пяти туров сегунды при Карпине боссы «Мальорки» обнаружили клуб на последнем месте. К этому времени команда успела вылететь из Кубка. Пошли первые разговоры о том, что без Кариоки Карпин несостоятелен и вообще пора его увольнять. Однако мысли о неустойке в 400 тысяч евро вдохнули в управляющих нищего клуба огромную веру в тренера.
И не зря – вскоре «Мальорка» поперла вверх и в какой-то момент отставала от шестого места, дающего право зарубиться в плей-офф за выход в примеру, всего на два очка. Это была высшая точка тренерской карьеры Карпина в Испании. К февралю команда вновь посыпалась, и Валерия уволили.
«Назову это [ситуацию с организацией дел в «Мальорке»] даже более резким словом: дурдом, – жаловался Карпин в интервью «Спорт-Экспрессу». – На последней пресс-конференции так и сказал: casa de locos («сумасшедший дом» по-испански. – прим.). Доходило до смешного. К примеру, на базе не было краски, чтобы нарисовать разметку. Понятно, что этот цирк не мог не сказываться на команде».
Александр Тарханов
Где работал: «Славия» София, (Болгария).
Как это было. Тарханов подхватил «Славию» уже по ходу сезона, когда она шла третьей. В болгарской лиге забивают не очень много, и даже такой поклонник атакующей игры, как Тарханов, не сумел исправить ситуацию. В итоге меньше «Славии» забили только три худшие команды чемпионата.
Но и с четвертого места «Славия» попала в Лигу Европы – правда, вылетела оттуда уже после первого раунда. Тарханов сослался на отсутствие опыта и через несколько месяцев отправился делать «Урал» лучше.
Фото: РИА Новости/Саид Царнаев, Виктор Чернов, Руслан Кривобок, Владимир Песня, Антон Денисов, Игорь Уткин, Владимир Федоренко; rcdmallorca.es/Miquel Borras; pfc-cska.com; fkvardar.mk; rfcatyrau.kz; facebook.com/LegiaWarszawa
Рубине и Ростове, которых он выводил в Лигу чемпионов.
Мне было 16, и сборную Камеруна, которую тренировал Валерий Кузьмич Непомнящий, я помню отлично. Это были немножко корявые и авантюрные ребята, но при этом неуступчивые, дерзкие, не признававшие авторитетов и обладавшие каким-то удивительным игровым обаянием ребята. Они реально жгли на поле и дарили ощущение праздника. В эту сборную Непомнящего, кажется, тогда влюбился весь мир - как в прошлом году в Исландию.
И у них был реальнейший шанс дожать англичан и выйти в полуфинал ЧМ. Немножко не хватило хладнокровия, до сих пор жалею...
Я очень уважаю Слуцкого, но первооткрывателем был все-таки Непомнящий.