Зачем нужны футбольные комментаторы
Во втором туре конкурса комментаторов организаторы предложили участникам, помимо собственно комментария матча, написать небольшое (не больше страницы машинописного текста) эссе, в котором нужно изложить свое мнение по следующим вопросам:
- для чего нужны комментаторы;
- к чему нужно стремиться и чего избегать в работе комментатора;
- кто из современных комментаторов вам импонирует и почему.
Я и написал:
Зачем нужны футбольные комментаторы – вразумительного ответа на этот вопрос, задаваемый, надо признать, довольно часто, я пока не слышал. Да вот просто так сложилось – когда-то давно, на заре спортивного телевидения, за кадр телекартинки перекочевали знакомые голоса из радиоэфира – и они помогали неискушенному зрителю разобраться, что к чему. Теперь, когда количество трансляций, качество картинки и доступность информации (через Интернет в первую очередь) многократно выше, комментатор, казалось бы, должен смотреться атавизмом из тех далеких озеровско-синявских времен. Однако среди абонентов интерактивного спутникового телевидения в Англии, имеющих в своем пакете опцию отключения комментатора, доля регулярно пользующихся ею не превышает 15 процентов. Значит, комментатора слушать хотят.
В общем-то, оно и понятно: просто смотреть футбол интересно разве что специалистам (к примеру, тренерам, просматривающим игры соперника, или селекционерам, взявшим себе на карандаш какое-нибудь юное дарование), для болельщика же самый смак – увиденное обсудить, оценить, поспорить. Комментатор в этом случае – первый, с кем болельщик у экрана сверяет свои ощущения от матча, с кем ведет заочную (а то и почти очную – мало ли среди нас любителей по-светлаковски с телевизором поговорить!) беседу, отвечая кому – начинает формулировать собственную позицию относительно увиденного. Не всегда вербально, часто даже не замечая этого процесса – но формулировать.
А посему задача футбольного (я подчеркну – футбольного, потому что в других, неигровых особенно, видах спорта особенности свои) комментатора – своему зрителю в этом деле по мере возможности помогать. Вариантов может быть масса: кто-то, как Георгий Черданцев, будет провоцировать его на рефлексию резкими, категоричными суждениями; кто-то (Олег Пирожков или, например, Владимир Стогниенко) предложит обширный фактический материал, который зрителю во время восприятия матча нужно будет еще усвоить; другие предпочтут сделать ставку на интонации, превратив репортаж в целый спектакль (подлинный мастер этого дела – Денис Казанский), либо же разбавить свою речь хорошей шуткой (Мельников и Генич – очень по-разному, но всегда здорово!). Главное тут – не переусердствовать, соблюсти баланс между «гоном мяча», анализом происходящего и дополнительной информацией. У каждого комментатора он свой, и «фишка» своя, но важно при этом не забывать, что работаешь ты на очень разную публику. Угодить всем, понятно, невозможно, и тем не менее, факт наличия на нашем телевидении комментаторов, признаваемых лучшими подавляющим большинством болельщиков (Уткин и Розанов среди футбольных), свидетельствует о том, что стремиться к этому можно.
Очень важно при этом учитывать два обстоятельства: что ты комментируешь и для кого. Один и тот же матч на канале «НТВ-Плюс Футбол» и на «Первом канале» комментировать одинаково – нельзя. Равно как нельзя комментировать в одной манере матч чемпионата России или Англии, о которых большинство смотрящих имеют весьма неплохое представление, и трансляцию, к примеру, из Аргентины, где самым естественным образом довольно много времени уходит на рассказы о том, как там «у них» все устроено. Впрочем, опытный комментатор такие моменты чувствует хорошо.
Что же до любимых комментаторов – они у каждого свои. Именно потому, что каждого цепляет что-то свое. У меня их (футбольных) трое: Юрий Розанов, Михаил Поленов и Александр Шмурнов. Как Каменская вычисляет тип личности преступника по его жертвам, так и телеболельщика Александра Липатова, имея в распоряжении три названные фамилии, охарактеризовать несложно: во-первых, я люблю под каждое явление жизни подводить (не путать с «подгонять»!) теоретическую базу, чем славен Юрий Альбертович; во-вторых, обожаю южноамериканский футбол, а еще больше – теннис, что роднит меня с Александром Иванычем; в-третьих, излюбленная моя манера – строить фразы, что в устной речи, что в письменной, «под Достоевского», как это делает и Миша. Вообще, трепетное отношение к языку – мой маленький пунктик, поэтому комментаторы Шмурнов, Поленов и Розанов, отличающиеся аналогичным свойством, не вызывать у меня, помимо глубокого уважения, еще и огромной симпатии – просто не могут. Смею надеяться, когда-нибудь зрители спортивных каналов «НТВ-Плюс», перечисляя своих любимых комментаторов, после этих трех фамилий назовут и мою…
Не нравится пример с музыкой-кино, ok. Давайте не пускать в Эрмитаж без сопровождения экскурсовода или в Большой Театр только со специальными наушниками-суфлерами.
А новости - это совсем иное. Они существуют для получаения информации: видео, инфографика, цифры, цитаты из действующих лиц. Я хочу узнать о беспорядках в Греции, и мне рассказывают об этом. Замечу, рассказывают, а не навязывают свое мнение.
Что касается роли «комментатора-собеседника», то она сильно преувеличена. Почему-то, когда я покупаю новый альбом любимой группы или DVD с хорошим фильмом, никто не навязывает мне «гоблиновские переводы» или того хуже - комментарии какого-нибудь музыкального или кинематографического гуру. Продукт стараются донести до конечного потребителя в максимально аутентичном виде. Остальное - это лишь опции. В футболе, к сожалению, пока все поставлено с ног на голову.
Мне понравилось. Это очень интересный опыт. Жаль, его так просто не повторить, если отключать звук - не слышен свисток и трибуны.
P.S. Даже вувузелы не мешали. Честно
Даже сидя на табуретке.
Тут главное в самом процессе переживания за своих.
А нейтральную для тебя игру можно смотреть на диване с пивом, с чипсами и с комментатором за кадром.