7 мин.

Как «Шальке» затаривается американскими талантами

В конце февраля ожидается, что «Шальке» поместит на место последний кусочек своего юношеского американского пазла. В этом случае немецкий клуб станет обладателем стольких молодых топовых американских талантов, сколько не имеет ни один зарубежный клуб в мире.

weston & haji

Уэстон МакКени (слева) и Хаджи Райт (справа)

Хаджи Райт был первым. Нападающий провел большинство 2015 года в составе «Нью-Йорк Космос» в NASL, что определенно сыграло в плюс для его дальнейшего прогресса в «Шальке». Официально Райт перешел в «Шальке» в начале 2016 года, когда ему исполнилось 18 лет. Первый компонент встал на место.

Уэстон МакКенни был следующим. МакКенни широко признавался самым многообещающим игроком высоко котируемой академии «Далласа», и такое признание в северном Техасе означает немного больше, чем где-либо еще в Штатах. Разносторонний бокс-ту-бокс МакКенни сыграл важную роль в том, чтобы его «Даллас» выиграл в 2016 году титул Development Academy U18. Менее чем через месяц после финала Уэстону исполнилось 18 и он стал игроком «Шальке». Второй компонент.

Финальный компонент может стать лучшим из них. История Никласа Тайтага не взорвалась так шумно, как у Райта или МакКенни, потому что он никогда не был привязан к какому-либо клубу MLS (Райт провел некоторое время в академии «Лос-Анджелес Гэлакси»). И его опыт выступлений за юношеские сборные США несравним с выделяющимся числом матчей Райта или количеством трофеев MVP МакКенни. Но способности Тайтага не вызывают сомнений, и все признаки указывают на то, что он станет игроком «Шальке», когда ему исполнится 18 лет. Случится это 17 февраля.

Всё это впечатляет само по себе. В число воспитанников академии «Шальке» входят Мануэль Нойер, Месут Озил и недавнее приобретение «Манчестер Сити» Лерой Сане. Но переход трех перспективных американцев в один клуб в течение 13 месяцев навевает на очевидные вопросы. Почему «Шальке»? Почему сейчас?

Ответ кроется в человеке по имени Бодо Менце.

bodo

Бодо Менце

Менце – шалькер по жизни и легенда развития немецкого футбола. Метце ответственен за осовременивание системы развития «Шальке», и именно он осуществлял руководство в академии во время невероятной череды успехов в последние 26 лет. Под его управлением «Шальке» выпустил Нойера, Озила, Сане, Ральфа Ферманна, Бенедикта Хёведеса, Жоэля Матипа, Юлиана Дракслера, Сеада Колашинаца и многих других. Недавно он отошел от привычных дел и принял удаленную административную роль.

Возможно, и есть в Германии люди, почитаемые за работу с развитием юношеского футбола больше, чем Менце, но их определенно немного. И теперь три молодых американских игрока отправляются в систему, выстроенную этим человеком.

«Всё, что я могу сказать, это то, что [американские] парни, прибывшие в «Шальке», имеют огромный потенциал и великолепные перспективы, – заявил Менце. – Но на данной стадии я могу сказать только так и ничего больше. Даже по 18-летнему парню я не могу точно предсказать его перспективы, будет ли он играть в Бундеслиге. В этот момент тебе нужно немного чего-то особенного; тебе нужна уверенность тренера, тебе нужен момент, когда тренер бросит тебя в бой. Тебе нужен большой момент, чтобы убедить его.

Поэтому я немного осторожен в своих словах, и на что я по крайней мере надеюсь, это то, что они проведут здесь замечательное время. Я могу гарантировать вам, что они выбрали лучшую академию для себя. Я верю на 100%, что они будут готовы к профессиональному футболу. Думаю, они готовы сделать шаг в нашу команду U19.

Хаджи Райт уже провел тренировочный лагерь с основной командой в Испании, и мнение спортивного директора было позитивным. Мы видим его на позиции центрфорварда. Я видел его игру на фланге, он способен действовать на левом фланге, но даже в первой команде считают, что ему лучше подходит игра на острие.

Уэстон МакКенни это «шестерка». Это очень полезный игрок. Он силен, атлетичен, обладает сильной энергетикой и хорошим видением поля для игрока центра поля. Его преимущество в том, что он знаком с Германией и не имеет трудностей с языком. По-моему, это чрезвычайно важно для интеграции в команду. 

Ника Тайтага я в действии ещё не видел, но я встречался с ним. Это типичная «десятка» с отличной техникой, так что мы оптимистично смотрим на его перспективы».

taitague

Ник Тайтаг

Менце был рожден в тени старого стадиона «Шальке» «Глюкауф-Кампфбан» в 1953 году и присоединился к клубу в возрасте 11 лет, когда скаут случайно наткнулся на его игру в одном из дворов Гельзенкирхена. Бодо прошел через все юношеские команды клуба вплоть до U19, однако далее его карьера не задалась и он решил уйти в учебу. В 27 лет Менце получил тренерскую лицензию УЕФА категории B и решил возглавить маленькую, ничем не примечательную команду, за которую играли его братья. «Я хотел понять, подходящая ли эта работа для меня», – объяснил Менце.

Да. Вдохновившись этим опытом, он продолжил обучение на лицензию УЕФА категории А в начале 80-х и занимал административную роль в небольшом клубе, прежде чем «Шальке» вернул его домой в 1991 году. На этот раз – в качестве управляющего, который должен был перезагрузить нестабильный аппарат академии клуба.

Работа юношеского отдела клуба в то время несравнима с нынешней. Тогда было трудно представить, что клуб будет способен произвести таких мегаталантов, как Нойер или Озил. «Шальке» был поражен нестабильностью в 80-е годы, что выливалось в три вылета из первой лиги. «Кобальтовые» постепенно и окончательно вернулись в высший дивизион в 1991-м, когда Менце и его коллеги решили, что клуб нуждается в лучшей академии.

Одного из тренеров, которого он привлек, зовут Норберт Эльгерт. За эти годы Эльгерт постепенно заработал репутацию одного из самых блестящих и эксцентричных тренеров юношей в Германии, и он до сих пор возглавляет команду «Шальке» U19. Нужно упомянуть, что тройка американцев будет тренироваться в первую очередь под управлением Эльгерта. И в Германии нет тренера команд U19 с более хвалебной репутацией.

Норберт Эльгерт: «Если тренер не готов обучаться всю жизнь, то скоро в этой профессии его может не быть»

«Просто из моего личного опыта в качестве тренера в «Шальке»: всё это связано, – сказал Эрик Штоффельсхаус, который работал тренером при Менце и недавно стал спортивным директором московского «Локомотива». – Нет ничего подобного типа «я занимаюсь командой U19, так что меня не волнует U17». Там все доступны, даже несмотря на то, что Эльгерт в Германии почти что икона. Работать тренером юношей в «Шальке» было здорово, поскольку мое занятие начиналось в 4:15, а тренировка Эльгерта – в 5:45. Таким образом, завершая свою тренировку, я отправлял детей домой и уходил наблюдать за работой Эльгерта. И я мог задать вопрос, мы могли сесть и обсудить его. Может быть, когда мы говорим о ключах к успеху, это один из них. Идет обмен знаниями».

Менце довольно быстро дошел до основания Knappenschmiede, академии «кузницы «кнаппенов», которая сегодня считается одной из самых надежных производителей талантов. «Шальке» был первым крупным клубом, который установил партнерские отношения с местными школами в 1994 году, что позволило клубу оптимизировать планирование и обеспечить его игрокам согласованность в условиях развития. Одной из основных задач клуба является раннее привлечение игроков из своих наполненных талантами юношеских команд.

«Ты не можешь сделать талант. Это работа родителей, – заявил Бодо Менце. – Иногда я слышу от тренеров «я сделал его». Нет. Я говорю: тренер, ты преподал ему некоторые уроки, возможно, держал его в организационных рамках и направил его в ту точку, до которой он добрался. Но ты не сделал его. В этом немного моей философии. Если у тебя есть деньги, нужно инвестировать их мудро. У нас не было денег в одно время, так что мы помогли сами себе хорошими идеями, хорошими тренерами и хорошим поведением в отношении детей».

В условиях обычной недели в академии американское трио будет ожидать интенсивная подготовка к профессиональному футболу. Каждое утро, к восьми часам, игроки направляются в школы. Трижды в неделю «Шальке» работает с местными школами в проектировании индивидуальных занятий по утрам с собственными тренерами. В такие дни игроков после утренней тренировки отвозят в школы на остаток учебного дня, а вечером, к 5:45, они возвращаются на полную тренировку – так происходит 4 или 5 раз в неделю, в зависимости от возраста. Единственный полностью свободный день (для «социальных контактов», как это называет Менце) это среда. После финальной предматчевой тренировки в субботнее утро команды U17 и U19 играют в чемпионате в воскресенье утром, а в понедельник всё начинается заново.

Так более или менее будет выглядеть жизнь трех американцев в одной из лучших академий Европы. Что случится дальше, зависит уже в основном от них.

Will Parchman, TopDrawerSoccer