Денис Маслов: «За трансферными рекордами «Амкара» стоит огромная работа»
Фигура исполнительного директора "Амкара" - одна из самых любопытных в клубе. Известно, насколько громко и неровно дышит в его сторону футбольная Самара, но с каждым днем его работы в Перми возникает все больше сомнений в том, что она права. Конечно, даже притом, что "Крылья" уже давно ни с кем не прощались по-доброму, все равно было бы интересно узнать от Маслова, что же там происходило на самом деле. Но пока он предпочитает говорить только о футболе и только об "Амкаре", причем говорит, надо отдать ему должное, всегда интересно и по делу. Очередное огромное интервью, которое он дал, на этот раз, агентству "Р-Спорт" - тому подтверждение.
Нужно продолжить традицию самых успешных финансовых трансферов
- Денис, для начала как исполнительный директор "Амкара" и один из ключевых людей в трансферных делах клуба скажите, можно ли назвать трансферную политику "Амкара" успешной в текущее зимнее трансферное окно?
- Строго говоря, зимнее трансферное окно еще не закончилось, так что говорить о том, как мы проведем эту кампанию, пока явно рано. Но не могу не сказать, что все последние трансферные кампании "Амкара" были удачными - все игроки, которых мы приглашали, как правило, бесплатно, приходились ко двору и впоследствии только прогрессировали, и мы уже научились извлекать дивиденды от расставания с футболистами. Например, мы, конечно, не испытали радости от ухода Богдана Бутко, у которого закончился срок аренды и которого было невозможно удержать. Но зато мы вправе гордиться тем, что впервые в истории "Амкара" наши тренеры подготовили футболиста, сыгравшего на чемпионате Европы. И, кстати, клуб получил за это от УЕФА хорошие деньги.
- В таком случае стоит ли говорить, что "Амкар" пока проводит одну из лучших своих трансферных компаний именно в плане продаж?
- Это несомненно, трансфер Александра Селихова стал рекордной сделкой за всю историю "Амкара". После этой сделки в одном СМИ написали, что в каждом клубе, в котором мне посчастливилось трудиться, были совершены самые удачные, с точки зрения финансов, сделки. Это переход Александра Тихоновецкого из "Нижнего Новгорода", выступавшего в ФНЛ, в "Аланию", играющую в том сезоне в РФПЛ, и Ильи Максимова из "Крыльев Советов" в "Анжи". Надо бы продолжить традицию (смеется).
- Сколько заработали? В прессе фигурировали цифры 3-3,5 миллиона евро. Как утверждалось в СМИ, "Спартак" заплатил за Селихова около 250 миллионов рублей и немногим меньше за Джикию.
- О трансферах Селихова и Джикии пресса писала в последнее время немало, и я могу сказать, что она оперировала цифрами, которые близки к истине. Что, кстати, свидетельствовало как об относительно открытом характере переговоров, так и о реальных рыночных ценах, которые в них фигурировали. При этом трансферы Селихова и Джикии были громкими, но не единственными для "Амкара" в последнее время. В прошлом году мы продали в "Рубин" Максима Батова и в датский "Оденсе" - Изунну Узочукву. Суммы там были, конечно, скромнее, и СМИ об этих переходах писали меньше, но "Амкар" заработал благодаря этим сделкам прилично.
- Насколько скромнее?
- В разы, может быть, в десять раз, но вопрос в другом: на тот момент это были действительно ощутимые деньги для "Амкара", то есть на месячную зарплату для куба мы заработали.
- Цифры не назовете?
- Не хотелось бы озвучивать.
В течение десяти туров поняли, что получим предложения от топ-клубов России в межсезонье
- Долго ли думали над предложениями "Спартака" по Селихову и Джикии?
- В общем-то, мы понимали, что футболистов не удержать, но переговоры были непростыми. Кроме того не забывайте, что на разных этапах заинтересованность в приобретении этих игроков проявляли и другие клубы, в том числе и иностранные.
- Когда именно появился интерес к игрокам?
- В самом начале сезона. В течение десяти туров мы поняли, что в межсезонье мы обязательно получим предложения от топ-клубов. Интерес был не только от "Спартака", он был от всех топ-клубов России, плюс ко всему был реальный интерес по Селихову со стороны "Лацио".
- И почему же тогда выбор пал на "Спартак", более выгодное предложение в финансовом плане или желание игрока?
- В основном клуб всегда делает выбор в сторону более выгодного финансового предложения, но мы не имеем права не учитывать интересы игрока. Если бы Селихов не захотел переходить в "Спартак", вне зависимости от суммы предложения переход бы не состоялся.
- Сразу ли было понятно, что оба футболиста хотят уйти, заинтересованы предложением от "красно-белых"?
- Знаете, когда мы подписываем футболистов, мы всегда обсуждаем с ними перспективы их профессионального роста. "Амкар" пока не входит в число топ-клубов или лидеров лиги по зарплатам, но мы можем заинтересовать новичков другим - возможностью развития их карьеры. Они знают с самого начала: если в клуб поступит предложение, которое устроит их с финансовой и профессиональной точки зрения, мы препятствовать переходу не будем. Это не только стимулирует их играть и тренироваться с полной отдачей, но и расставаться с нашим клубом по-человечески, что для футбола, в общем-то, редкость. История с Сашей Селиховым, который прекрасно играл за "Амкар", уже имея на руках подписанный контракт со "Спартаком", - лучшее свидетельство того, какие человеческие отношения существуют в нашем клубе.
- То есть, попыток отговорить игроков не было?
- А что мы выиграли бы в этом случае? Поставьте себя на место Саши или Георгия - другое СМИ предлагает вам зарплату раз в десять больше, чем вы получаете сейчас, плюс интересные командировки, огромную читательскую аудиторию и другие бонусы - вы сможете работать с прежним рвением, если работодатель воспользуется какими-то нюансами трудового законодательства и лишит вас этой работы мечты?
- Ждете ли Селихова и Джикию обратно? Не обсуждалась ли возможность, что в будущем эти игроки, в случае нехватки игрового времени, могли бы прийти в аренду?
- Конечно, желаем ребятам закрепиться в "Спартаке" и приехать к нам в красно-белых футболках. Но они знают: если что, наши двери всегда открыты для них.
Если клуб готов потерять в спортивном плане - должен выиграть в финансовом
- Хорошо, тогда расскажите, как определялась трансферная стоимость этих игроков?
- Это всегда очень сложный процесс. Есть, например, всеми признанный сайт transfermarkt. У этих немцев есть определенные критерии, каким образом повышается трансферная стоимость человека. Например, Селихов по их оценке стоил 50 тысяч долларов, когда пришел к нам. У нас он вырос в одного из лучших вратарей России, и, опять же, по их выкладкам, цена выросла до 1 миллиона. Как только он попал в "Спартак", сразу transfermarkt поставил его стоимость 4 миллиона. То есть существуют и объективные оценки специалистов, и прочие критерии, которые тоже могут повлиять на сумму трансфера, причем иногда существенно.
- Каким образом, по-вашему, складывается этот критерий?
- Возможно, они посмотрели, сколько за него заплатили. Футболист стоит ровно столько, сколько за него готовы заплатить. Готов какой-то клуб заплатить 1 миллиард рублей, условно говоря, за футболиста Пупкина, значит, он стоит 1 миллиард рублей. Только потому, что за него готовы отдать эти деньги.
- То есть, грубо говоря, клуб, который собирается купить игрока, устанавливает цену, а клуб, который продает, уже выбирает, соглашаться на предложенную сумму или нет?
- Разумеется. Исходя из своих финансовых возможностей, клуб определяет круг кандидатов на каждую позицию, которую ему необходимо усилить.
- Что потом?
- Потом направляется предложение, допустим, в "Амкар", а "Амкар" для себя решил, что Селихова не продаст меньше, чем за определенную сумму, потому что "Амкар" на эти деньги решает определенные задачи. Если клуб не получает эти деньги, то не решает задач: мало того что теряет в спортивном плане, потому что уходит лидер, и не приобретает ничего в финансовом плане, соответственно, сделка невыгодная. Если клуб готов потерять в спортивном плане, значит, должен выиграть в финансовом. Мы определяем стоимость, а далее идет процесс торга.
- Насколько трансферный бюджет клуба зависит от продаж?
- Напрямую. Если ты заработал определенные деньги, то можешь часть средств потратить на финансирование текущей деятельности клуба и его развитие, а то, что остается, уходит на приобретение нового игрока, уже за деньги. Мы в основном ищем футболистов без трансферной стоимости, стараемся. Но если, например, возникнет крайняя необходимость приобрести игрока на какую-то проблемную позицию, то мы сможем потратиться на приобретение нужного футболиста - разумеется, с определенными талантами и качествами, которого наш тренерский штаб тоже будет развивать.
- Какую часть бюджета клуба реально окупить продажами игроков?
- Этого не знает никто, можно только угадать с селекцией. Например, случится такое, что у клуба нет ни одного вратаря, и они ищут вратаря, потому что все сломались. В конечном счете все вертится вокруг того, какие футболисты в тот или иной момент нужны топ-клубам. Но это вовсе не значит, что мы работаем на топ-клуб. Мы просто развиваем тех игроков, которые у нас есть, а там уже топ-клуб приходит и смотрит в зависимости от позиций, кого какие клубы развили, какие футболисты появились. Мы можем не продать вообще ничего, тогда клуб останется без вливаний. На трансферы нельзя закладываться заранее, что в этом году обязательно продадим на 100 миллионов. Нужно просто работать - искать и готовить своих футболистов, а также сотрудничать со СМИ, ведь от них в определенной степени тоже зависит трансферная стоимость игроков.
Стратегия футбольного клуба "Амкар": выращивать и продавать
- Можно ли назвать это своего рода кредо "Амкара" - выращивать и продавать?
- Лучше сказать иначе: это наша стратегия. Причем единственно возможная в сегодняшних реалиях. Думаю, что цивилизованной альтернативы пермскому пути просто нет. По крайней мере для провинциального клуба.
- Нет ли у "Амкара" в приоритете такого направления, как аренда с правом последующего выкупа?
- Аренда – не наш метод работы. На мой взгляд, клубы берут в аренду игроков просто от безысходности. Такие игроки далеко не всегда мотивированы, но даже если у них есть желание расти, то мы-то что с этого получим? Какой смысл развивать игрока, тратить на это время и силы и все для того, чтобы он в конце концов ушел бесплатно? Предложения по аренде с правом выкупа я еще готов обсуждать, но только в крайнем случае. Пример Богдана Бутко, который, находясь у нас в аренде, вырос в футболиста европейского уровня, как раз подтверждает мою мысль. Когда мы его приглашали, клуб находился в отчаянном положении, и у нас просто не было выбора. Но та работа, которую мы проделали, однозначно стоит больших денег, чем те, которые мы получили.
- "Амкар", по сути, первым из российских клубов объявил, что будет растить игроков на продажу и зарабатывать. На каком уровне было принято это решение? Насколько тяжело было его принять?
- Это решение было принято на уровне руководства клуба. И тяжелым я его никак не могу назвать - "Амкар" до этого разве купался в роскоши или играл в Лиге чемпионов, чтобы ему пришлось отказываться от чего-то приятного и привычного? Фактически мы отказались только от одного - от готовности паразитировать за чужой счет и тихо дрейфовать в сторону финансовой пропасти. Когда приходится принимать решения, находясь на самом краю, - вот это, наверное, действительно тяжело. Но до такого, к счастью, в "Амкаре" дело не доходило, даже когда ситуация была сложной. Во многом потому, что рядом с командой всегда были люди, которые жили ее интересами и искренне переживали за нее.
- О ком вы говорите?
- Я говорю сейчас и про Павла Ляха, который много лет работает краевым министром спорта, и про председателя правительства края Геннадия Тушнолобова. Они очень поддержали нас, когда мы только пришли в клуб, - оказали доверие, никогда не навязывали свою точку зрения. Могу сказать, что "Амкар" тогда выжил именно потому, что в клубе и вокруг него было единство.
- Насколько в вашей стратегии незаменим Гаджи Муслимович Гаджиев, который, по сути, взрастил и Селихова, и Джикию?
- Разумеется, это было ключевое стратегическое решение - руководители приглашали Муслимыча именно для того, чтобы изменить "Амкар" и сделать его окупаемым. Ведь он не просто один из лучших российских специалистов. Гаджиев - именно тот тренер, который, образно говоря, может сделать из "полуфабриката котлету".
- Какова его роль в этих трансферах?
- Трансфер - это всего лишь заключительная фаза огромной работы, которая была проделана в клубе, и в ней, в той или иной степени, принимали участие многие люди. Гаджи Муслимович - наш лидер, я бы даже сказал, наш кумир, тут вопросов нет, на его примере все в клубе стараются делать свою работу хорошо. Например, огромный вклад в развитие Саши Селихова внес наш тренер вратарей Владимир Сычев, да и вообще весь тренерский штаб сработал прекрасно. Еще очень важно, чтобы футболисты были готовы к общению с болельщиками и прессой, чтобы они были психологически устойчивы, чтобы с "маслом" в голове у них все было в порядке.
- Можно ли сказать, что это целиком и полностью заслуга Гаджи Муслимовича - в том, что он берет игроков и растит их до уровня сборной? Плюс с составом, который сложно сравнивать с составами тех же "Зенита" и "Спартака", поднимает клуб в шестерку?
- Знаете, давайте все же не будем говорить о нашем нынешнем шестом месте как о какой-то данности. Да, главный тренер, все его помощники, футболисты и сотрудники клуба сработали здорово, мы многих удивили осенью, но закрепиться на этих позициях будет значительно сложнее.
Клубам редко удается справиться с решением турнирных и финансовых задач одновременно
- Действительно ли у "Амкара" была такая печальная финансовая ситуация?
- Главное - удалось её поправить. Проблема весны 2015-го, когда у клуба поменялось руководство, заключалась в том, что надо было одновременно решать турнирные задачи и финансовые. Крайне редко клубам удается добиваться успехов на обоих направлениях. "Амкар" справился с этими трудностями.
- Насколько сейчас все выровнялось, насколько такие трансферы помогают ликвидировать финансовые проблемы? В процентном или же численном измерении?
- На какое-то время мы обеспечили себе возможность стабильно существовать. Но вы же понимаете, если ничего не делать, то любые деньги рано или поздно закончатся.
- Сейчас есть долги перед футболистами и персоналом клуба?
- Нет.
- Бюджет "Амкара" был в районе 600-650 миллионов рублей. Какое это место в РФПЛ по бюджету?
- Думаю, приблизительно шестнадцатое.
- А какой нужен бюджет для хорошей работы по новой стратегии?
- Несколько больше, чем мы имеем сейчас.
- Кто спонсирует клуб, легко ли искать спонсоров в текущих условиях?
- Спонсоров искать сложно, но мы стараемся. И первые результаты благодаря последним успехам клуба уже намечаются. Хочу подчеркнуть, что финансовые вопросы - это прерогатива генерального директора Резвухина Игоря Юрьевича.
Футболисты с российским паспортом стали оценивать себя адекватнее
- Гаджи Муслимович отмечал, что приобретений, скорее всего, не будет, это действительно так?
- Он говорил о том, что "Амкар" никого не будет покупать. Это так и есть.
- Выходит, ставка делается только на свободных агентов. Насколько велик этот рынок? Приоритет - россияне или иностранцы?
- Понимаете, нетрудоустроенных футболистов достаточно. Но игроков, способных усилить команду РФПЛ уже сегодня, среди них не так много. А поиск людей, на которых можно будет сделать ставку завтра, - это настолько рискованный и сложный процесс, что его невозможно измерить цифрами. Да, все игроки, которые пришли в "Амкар" летом, оказались ко двору. И они будут прибавлять, это уже понятно. Но ведь совершенно не факт, что и следующий призыв окажется столь же удачным. Разумеется, мы ищем в первую очередь российских игроков - все легионерские вакансии у нас, по сути, заняты.
- Сильно ли мешает паспорт подписывать игроков, не много ли просят россияне?
- На мой взгляд, в последнее время футболисты оценивают себя значительно адекватнее, чем это было еще совсем недавно.
- Адекватнее вследствие чего? Что это означает в вашем понимании?
- С одной стороны, в России увеличивается число детских школ, которые неплохо работают и дают немало достаточно качественных игроков. С другой - резко уменьшилось число профессиональных клубов, причем в большинстве из них - огромные проблемы с финансами. Это и приводит к тому, что люди начинают оценивать себя более здраво. Все очень просто.
- Как "Амкар" относится к ситуации с Брайаном Идову, который сейчас является гражданином РФ, но имеет предложения от сборной Нигерии? Отговариваете его от смены футбольного гражданства или нет?
- Мы подсказываем и рассказываем Брайну, как ему будет лучше развивать свою карьеру.
- Это означает, что вы ставите интересы игрока выше интересов команды?
- Нет ни одного футболиста в нашей команде, чьи интересы мы ставили бы превыше интересов команды. В нашем случае интересы клуба всегда будут выше, а потом уже интересы каждого индивидуально футболиста, менеджера, тренера. Мы говорим с Идову, какие перспективы его могут ждать от того, что он примет гражданство Нигерии, и какие перспективы ему сулит остаться россиянином. Дальше выбор за ним.
Болельщиков у "Амкара" больше, чем людей на трибунах
- Насколько вообще резонно наличие клуба в Пермском крае при низкой посещаемости - 3-5 тысяч человек?
- О каких трех тысячах вы говорите? На декабрьскую игру с "Оренбургом", которая состоялась в 16-градусный мороз, на "Звезду" пришло почти пять тысяч человек. "Амкар", конечно, не лидер посещаемости, но и не аутсайдер, а с учетом того, что именно весной в Пермь друг за другом приедут все лидеры нашего футбола, и нас, скорее всего, ждет череда аншлагов, мы вообще можем оказаться в первой половине таблицы посещаемости. Но в любом случае болельщиков у нас гораздо больше, чем людей на трибунах стадиона. Я готов признать, что мы недорабатываем в этом направлении, но вашу постановку вопроса принять не могу. Конечно, клуб необходим городу и краю. И мы постараемся сделать все возможное, чтобы играть в жизни региона еще более важную и заметную роль.
Оригинал - тут