10 мин.

Жизнь с Луи. На уход ван Гала

«БИЗНЕС Online» прощается с великим тренером.

Луи ван Гал

 

Философ. Так юные болельщики «Манчестер Юнайтед» негодующе называли Луи ван Гала после неудачных матчей. Почему-то уничижительно. Но с каких пор звание философа приобрело такой оттенок? Люди этого призвания всегда как минимум – описывали окружающую действительность, как максимум – творили её. Ван Гал же в мире футбола философ маститый – продолжил и видоизменил идеи Ринуса Михелса и Йохана Кройфа. По-своему, с причудами, выкрутив многое наизнанку и пойдя против всех законов (вспомните Кубок чемпионов, выигранный вышедшими на замену юными ноунеймами или Дирка Кюйта, превращённого в защитника) – оттого, пожалуй, философ постмодернизма.

Было у голландца и второе обидное прозвище – физрук. Впрочем, и тут ничего обидного. Философ он по призванию, а физрук – по профессии. Скучая на скамейках заштатных клубов, Луи разослал резюме в несколько школ. В итоге пришлось совмещать футбольную карьеру, работу в школьном спортзале и тренерские курсы. Первый полезный опыт ван Гал почерпнёт как раз среди детей. Там же впервые проявит замашки диктатора. Или навыки тонкого психолога? Увидев, как один из учеников, перевернувшись на кольцах, долго не мог вернуться в удобное положение рыжеволосый учитель холодно бросил ему: «Ты сам с этим разберешься». Паренёк долго барахтался в безуспешных попытках пока под хохот одноклассников и ван Гала не свалился на маты. Но урок усвоил: в жизни нужно рассчитывать только на себя.

Луи – человек бунтующий. Будучи приверженцами одной философской школы, ван Гал и Кройф никогда не ладили. Возможно, медлительный полузащитник затаил обиду со времён молодости, когда сидел в запасе «Аякса» под величайшим футболистом в истории Нидерландов. Или же всё дело в недопонимании и ссоре в ходе стажировки в «Барселоне»: во время ужина Луи сообщили о смерти сестры, а Йохан обиделся, что тот ушёл, не поблагодарив за ужин. К слову, у Кройфа была совсем иная версия событий – узнав об освещении истории прессой, он заявил, что «ван Гаал страдает болезнью Альцгеймера, если говорит такое».

Так или иначе, Луи бунтовал всегда, а авторитетным считал лишь одно мнение – своё собственное. Дошло до того, что, воспитанный в строгой католической семье, он разуверился в Боге. Протест против Всевышнего – основа постмодернизма. Однако причины у ван Гала были отнюдь не идеологические – смерть его первой жены Фернанды от рака, над чем открыто смеялись фанаты различных клубов, вывешивая оскорбительные баннеры.

«Мы в семье всегда должны были ходить в церковь. Привычка сохранилась, когда я съехал от родителей, но ничего интересного я в церкви не увидел. Это была просто привычка. Бог должен уважать человека. Если бы Бог существовал, он бы не допустил страданий моей любимой Фернанды. Он бы не позволил такому произойти».

Многие могут подумать, что с тех пор заносчивый голландец стал лепить Бога из себя самого. Но не всё так просто. Есть байка, что во время одной из речей в раздевалке «Баварии» Луи сказал: «Я как Бог: никогда не болею и всегда прав». Ошарашенные футболисты тут же спросили, всерьёз ли он говорит такое. «Нет, я не Господь. Если бы я был Богом, я бы выигрывал все матчи», – остроумно ответил ван Гал.

Католическое воспитание не заставило стать примерным христианином, однако крайне заметно повлияло на всю дальнейшую судьбу. Не секрет, что первые тоталитарные режимы набирались опыта, изучая историю католической церкви. Взращённый её догматами Луи не мог не превратиться в диктатора. С юношеских лет он командовал взрослыми партнёрами по команде, в ответ получая лишь оскорбления и призывы идти куда подальше. Дальше – споры с тренерами и судьями, а следом трудный путь к собственной тренерской карьере. Успехи с «Аяксом» навсегда убедили Ван Гала в собственной гениальности. Позже во всех своих командах он вводил строгий режим, жёстко отчитывал и отправлял в резерв звёзд и регулярно орал на игроков, журналистов и вообще всех, кто попадётся под руку. Барселонские бразильцы прозвали его Гитлером, а самую безумную историю рассказал Лука Тони, который как-то раз в столовой получил от тренера по спине за плохую осанку:

«Однажды он построил нас и заявил всем, что он мужик. Настолько мужик, что спокойно исключит из основного состава любого из нас. Мужик, потому что у него «есть яйца», что он нам тут же и продемонстрировал, стянув штаны с трусами. Это был шок... Ничего подобного я никогда не испытывал. Повезло ещё, что я не всё увидел – я находился не в первом ряду».

 

Сдерживать эмоции Ван Гал не научился до сих пор. Не помогли даже старания второй жены Труус, долгое время работавшей пиар-менеджером. Иногда в выходках Луи есть особый шарм и уморительный юмор: как в том самом прыжке из матча с «Миланом» или знаменитом прошлогоднем падении из игры с «Арсеналом». Но не менее часто он выставляет себя грубым и невежественным: вспомнить хотя бы «толстого журналиста», из-за которого была проиграна война английской прессе, или нескончаемые скандалы с Ривалдо. Доставалось всем великим: Златана Ибрагимовича он как школьника учил отрабатывать в обороне, при первой встрече с Карлесом Пуйолем долго смеялся над его причёской, а совсем молодого Жерара Пике толкнул на пол, сказав, что тот слишком слаб для первой команды. Зато позже суперзвёзды регулярно воздавали Луи должное: Хави, поначалу считавший нового тренера «полным идиотом» теперь едва ли не в каждом интервью благодарит и превозносит его; Виктор Вальдес, везде при ван Гале сидевший в запасе, восхищается и зовёт его первым учителем; о многочисленных голландцах и говорить нечего – среди них Луи фигура культовая.

Излишняя эмоциональность и агрессия тоже родом из детства. Со смертью, омрачавшей многие ключевые отрезки в его жизни, Луи впервые столкнулся в 11 лет. Всегда отвечающий за дисциплину в семье отец пережил инфаркт, когда рыжеволосому мальчугану было всего пять. Болезнь подкосила главу семьи – следующие шесть лет он провёл в кровати, дожидаясь смерти. Подобная травма вкупе с последующими трудностями и социальным неприятием сказались на ван Гале – эмоции всё чаще прорывались наружу на публике. А одержимость футболом делала его в глазах толпы полусумасшедшим:

«Я был зеленым, как трава. Я почти не знал, как выглядит женщина, потому что постоянно играл в футбол. В академии у нас было совместное обучение. Я учился общаться с девушками и вообще с людьми».

Но эти трудности в последующем откроют тренеру простую истину – к каждому игроку нужен особенный подход. Справедливо считая ван Гала гениальным тактиком, многие упускают его невероятные психологические навыки. Известно, что после назначения в «МЮ», он посетил дом каждого игрока, чтобы после на основе его впечатлений командой специалистов был составлен психологически портрет каждого футболиста. Досье были разделены на три категории по цвету: синие – интеллектуалы, зелёные – эмоциональные личности, красные – творческие. На этих данных Луи основывался перед каждой личной беседой, зная что и каким тоном сказать тому или иному игроку. Так что мы наверняка не совсем правильно трактуем оскорбления и скандалы – вполне возможно, что это запланированный трюк, идущий конкретному футболисту только на благо. Как у того самого персонажа Джонатана Симмонса из фильма «Одержимость».

 

Помимо блестящей тактической подкованности и богатым познаниям в психологии ван Гал отличался революционными подходами к тренировочному процессу. Он первым в Нидерландах отменил в клубе тренировки на выносливость, а позже, на основе новейших исследований, сократил подготовительный этап перед матчем с четырёх дней до трёх. Беговой работы на его занятиях практически никогда не было. Зато теории – навалом. В этом смысле ван Гал произвёл революцию, моментально реагируя на технический прогресс и перетаскивая любые новшества в футбол.

Ещё в ранние аяксовские годы он создал аналитический отдел, вместе с которым подробно изучал видеоматериалы – игроки красно-белых во время матча всегда знали, что делать. Позже ван Гал просил подстраивать отели и базы под игроков технологически, чтобы, к примеру, быстрый интернет позволял им отвлечься в онлайн-играх и беспрерывно общаться. В «Манчестер Юнайтед» Луи закупил всю новейшую технику и даже применял очки Google на тренировках. В каждой их своих команд он делал всё, чтобы любой игрок мог увидеть оценить малейший эпизод со своей точки зрения и чётко знал ошибки. Известно, что перед матчами голландец устраивает футболистам тестирование на знание соперника. Как истинный постмодернист, ван Гал ставит информацию выше всего. Чёрт возьми, он даже собирался во время тренировки одеть на Уэйна Руни шлем виртуальной реальности!

Кларенс Зеедорф и Патрик Клюйверт. Пуйоль и Хави. Давид Алаба и Томас Мюллер. Джесси Лингард и Маркус Рашфорд. Разве стоит удивляться, что при ван Гале регулярно раскрываются молодые игроки? Кто, как не они, могут оценить внимание, личностный подход и технические прибамбасы? Вовсе не случайно, что главных успехов Луи добился с командами, состоящими из молодняка: «Аякс» середины 90-х и Голландия-2014. Там Луи давал себе волю: пропагандировал высокий прессинг, плевал на амплуа игроков, менял вратаря перед серией пенальти, разукрашивал номинально скучную схему 5-3-2 – да только решений с ЛЧ 94/95 и ЧМ-2014 хватит, чтобы записать его в футбольные революционеры. Там же, где ван Гала провожали тухлыми помидорами, он оставлял наследие в виде игроков, ставших после костяком великих команд. Попутно он взрастил и одного из лучших тренеров современности – обычного переводчика, с которым, не прекращая, болтал о тактике на своей кухне.

ЧМ-2014. Луи ван Гал (слева) и Робин ван Перси

 

Голландцы дали миру многое. И в каждой сфере, как водится, отличались преемственностью. Взять ту же живопись. Сколько имён! От Босха до Брейгеля, от ван Эйка до Рубенса, от ван Дейка до Вермеера, от Рембранта до Ван Гога. То же самое и с футболом, который голландцы первыми превратили в искусство. Михелс, Кройф, Хиддинк, ван Гал, Райкаард и новое поколение с Куманом, де Буром и Коку – все они оказали и продолжают оказываться огромное влияние на эволюцию игры. Каждый творит в своей манере, заимствуя или деконструируя предшественников, добавляя новые краски и порождая революционную технику. Ван Гвал здесь фигура ключевая. Он, словно Брейгель, расположился на стыке эпох. Наблюдая за Михелсом с его вечной папкой в руках, Луи успел поспорить с Кройфом и повлиять уже на два поколения новых коучей. И всё это время он остаётся современным, при этом не предавая собственную философию.

Я, как, наверное, многие читатели, влюблялся в футбол на фоне творчества ван Гала. Каждый новый болельщик середины, конца 90-х и начала нулевых сталкивался с его командами, будь-то неукротимая банда «Аякса» или противоречивая, но безумно привлекательная «Барселона». Ван Гал всегда был особенным, что на бровке, что в сфере идей (стоит ли удивляться, что именно он взрастил Особенного?). Его философия понималась даже ребёнком – чисто интуитивно. Он следовал своей философии в противовес всем, регулярно одаривая нас великими матчами.

Ван Гал протащил футбол в постмодернизм. Или постмодернизм в футбол – это уж как угодно. В ту эпоху над тренерами-философами ещё не смеялись. Философия была в почёте: она многое объясняла и наставляла неравнодушных к знаниям. Но следом пришла эпоха прагматизма, и служители идеологии всё чаще стали терпеть крах. Ван Галу здесь больше нет места, он неактуален. Вчера он объявил об уходе, но слегка погодя тут же осёкся, заявив, что до середины лета открыт для предложений и обвинив прессу во лжи. В своём стиле: ведь в постмодернизме не бывает ничего законченного и однозначного. Но даже, если эксцентричный рыжий голландец ещё получит возможность поактёрствовать на бровке, о его возвращении говорить нельзя. Эпоха прошла, он ушёл вместе с ней, заслужив достойный отдых и красивое прощание. Но чтобы там ни было, Луи ван Гаал раскрасил жизнь каждого из нас, честно заслужив приставку великий и место в истории.

Николай Самофалов / БИЗНЕС Online