«Сошлись с Уэстбруком на теме моды». Большой разговор с Алексеем Шведом
Разговор о баскетболе, моде и эчпочмаках.
Один из самых титулованных и именитых российских баскетболистов Алексей Швед открыл новую главу своей карьеры в Казани – вот уже месяц он игрок УНИКСа. Много времени на раскачку игроку с опытом НБА и Евролиги не понадобилось: уже во втором матче он принес казанцам победу над ЦСКА.
Останется ли он в УНИКСе, о чем переписывается со звездой НБА Расселом Уэстбруком, почему китайцы трогали дочерей Шведа за волосы и что он еще не выиграл в баскетболе – об этом Алексей рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» в первом большом интервью после перехода в УНИКС.

«Богачеву хочется выиграть чемпионство. Я сказал, что пришел помочь»
– Алексей, с ноября вы – игрок УНИКСа. Контракт рассчитан только на два месяца – почему именно на такой срок?
– Такой вариант был выгоден мне и клубу. Остается еще месяц контракта. Там уже будем решать с клубом, как будет дальше.
– Уже обсуждали дальнейшее сотрудничество?
– Нет. Даже с агентам не разговаривал по этому поводу.
– Но, похоже, настрой у вас остаться в Казани есть?
– Скажу так: мне очень нравится и город, и команда. Думаю, что договориться со мной будет не так тяжело.
– Вы встречались с президентом УНИКСа Евгением Богачевым? Какие задачи перед вами он ставил?
– Да. Евгений Борисович очень переживает за команду, поддерживает нас, смотрит все игры. На что я обратил внимание: он знает статистику каждого игрока в каждом матче, делится ею. Что до задач, конечно, ему хочется выиграть чемпионство. Я сказал, что пришел помочь и сделаю все возможное.
– Это он сам сказал вам про чемпионство?
– Конечно. Когда человек столько делает для клуба, он не мыслит категориями «Просто хочу выйти в плей-офф». Разумеется, основная задача – это выиграть титул.
– Как вы сами оцениваете перспективы УНИКСа на чемпионство?
– УНИКС был несколько лет назад чемпионом – можно и повторить. А почему бы нет?
– Что вы скажите об общем уровне лиги? Он выше, ниже, чем в прежние годы?
– Раньше сильных иностранцев было больше. Но и сейчас их хватает. В каждой топ-команде есть несколько баскетболистов, которых прямо сейчас могли бы играть в Евролиге. И как мы недавно поняли в проигранном матче с «Пармой», любая команда в чемпионате может преподнести сюрприз. В других клубах тоже тренируются, тоже хотят выиграть, тоже ставят задачи, и если ты дашь слабину, тебя обыграют.

– У вас были варианты с переходом в Казань до этого?
– Когда я поехал в Китай в 2023 году, у меня вообще не было предложений из России. А когда возвращался обратно, мы разговаривали с УНИКСом. Тогда не срослось и я перешел в «Зенит». Сейчас же мы договорились с Казанью и пока все идет отлично. Уверен, что будет еще лучше.
– Как у вас складывались переговоры в этот раз? Было ощущение, что вы согласились на переход буквально за пару часов.
– Так и было на самом деле! Поговорил с агентами, мне сказали, что есть такой вариант, такие условия. Я ответил «Окей, давайте».
– Если не УНИКС, вы же могли уехать в Китай или Турцию?
– Да, оттуда были предложения. Когда я подписал контракт с УНИКСом, я отклонил их.
– Играть в России для вас, в любом случае, было приоритетом?
– Конечно! Я столько лет здесь играю. А так я был готов сыграть в любом чемпионате. Я всегда открыт к новому.
– Наверняка большинство игроков на вашем месте даже не подумали бы куда-то уезжать, рисковать.
– Во-первых, я люблю баскетбол. Во-вторых, я люблю путешествия. Так что все сходится. Например, я никогда не поехал бы в Китай на такое долгое время, если бы не играл там. А так и поиграть успел, и посмотреть город, попробовать кухню, изучить местные порядки.
«Люди в Казани как-то добрее»
– Интересный момент, что, несмотря на срок контракта, вы сразу приехали в Казань с семьей…
– Нееет, здесь не стоит искать никаких вторых смыслов. Просто мы всегда вместе. Жена и дочери ездили со мной и в Москву, и в Питер, и в Китай.
– Их поддержка вам помогает?
– Само собой. Когда дочки бегут ко мне после игры, это очень приятно. Вообще я всегда счастлив, когда рядом семья.
– По внешности они похожи на маму. А по характеру на вас?
– С характером у них получается как-то по-разному. Старшая более спокойная. А младшая – маленький ураган! Разница у них один год, старшая скоро пойдет в школу.

– Какой вы отец? Строгий?
– Нет, не строгий. Но требовательный! Правда, я очень редко проявляю эту требовательность. В основном я не ругаю, а объясняю в спокойном тоне.
– Они у вас баскетбол любят?
– Не могу прямо так сказать. На матчи ходят, но чтобы интересоваться самой игрой, заниматься ей – пока такого нет. Может быть, интерес проявится со временем.
– Вы уже не раз говорили, что вам и семье нравится в Казани. Что такого в городе вас заинтересовало?
– Люди здесь как-то добрее. Здесь все очень близко, что мне особенно нравится. Мы видели Кремль, хотим сходить в ваш знаменитый кукольный театр, который хвалили мои знакомые. Сходим куда-то еще обязательно, пока не было времени. Так я люблю смотреть достопримечательности.
– Национальную кухню попробовали?
– Конечно. Эчпочмаки, кыстыбый, чак-чак – очень вкусно! Ходили в несколько ресторанов, в целом ваша кухня мне понравилась.
«Я прямо реально люблю моду, у меня очень много вещей»
– Вне площадки в Казани вас можно было заметить в стильном образе с зелеными брюками клеш. Это вы так подготовились к переходу в УНИКС?
– Ха-ха, нет. Они уже у меня давно, просто решил надеть, пользуясь случаем. Я люблю моду, люблю красивую одежду. Это у меня уже давно. Не шучу: я прямо реально люблю это, у меня очень много вещей.

– Вы сами подбираете себе вещи или помогает супруга?
– Чаще всего мне подбирает Настя. Она в целом завлекла меня в моду, привила чувство стиля. Раньше прямо любил шопинг, в последнее время немного успокоился. Недавно снимался в блоге у Ксении Собчак, показывал свой гардероб в Москве.
– Как про ваше увлечение узнала Собчак?
– Видимо, я снискал какую-то известность в кругах модников.
– Вам нравятся съемки, вся эта публичность? Как к этому относитесь?
– Да спокойно отношусь!
– Наверно, думаете, что этой публичности могло быть и больше? Баскетбол уступает по вниманию футболу и хоккею. В других видах спортсмен с вашими статусом был бы более востребован.
– Да, есть такое. В России много видов спорта, которые опережают нас по популярности. А вот в Китае баскетбол был номером один. Арена всегда заполняется, тебя знает буквально весь город, люди постоянно просят автограф.
– Вы могли там спокойно выйти на улицу?
– Нет, не мог. Каждый раз узнавали. Мои дочки были даже более популярны, чем я. Если нас где-то видели, походило по 30–40 человек и просили фотографии конкретно с ними. У китайцев есть поверье, что если блондинку потрогать за волосы, то это принесет удачу.
– И они трогали их за волосы? Вы же не разрешали им?
– А там разрешай, не разрешай! Толку нет. Девочки сначала не понимали, почему такое происходит, выворачивались, ругались. А потом уже привыкли.

– А вас самого часто узнают? Например, в Казани.
– Да. Кстати, в Казани чаще, чем и в Москве и Санкт-Петербурге. Был приятно удивлен этому. Недавно мы ужинали в ресторане, и один парень сидел в машине и специально ждал, пока я выйду, чтобы сделать со мной фото.
– Нравится такое внимание?
– Я вообще общительный человек. Если кому-то нужен автограф или фото, всегда остановлюсь и пообщаюсь. Считаю, что очень важно. Люди приходят поддержать тебя, твою команду. У меня это занимает не так много времени, а им очень приятно.
– Вы рассказывали, что супруга у вас специально следит, чтобы никого не упустили из болельщиков.
– Да, за это ей большое спасибо! Не хочется ситуаций, когда ребенок ждет меня час, а я не замечаю его и проходу мимо. Она тоже понимает, насколько это важно. Пообщаться, расписаться, сфотографироваться – в этом нет ничего сложного.
«Сказал Уэстбруку: «Хочу эту куртку!»
– Вы сейчас следите за НБА?
– Нет, не смотрю даже хайлайты. Но общаюсь с некоторыми ребятами. Это Патрик Беверли, Расселл Уэстбрук…
– Вы же не играли в одной команде с Уэстбруком?
– Да, не играли. Мы сошлись на теме моды. Я в последний раз писал ему, когда у него вышла новая коллекция его бренда. У него прям хорошие вещи по нормальным ценам. Сказал ему: «Хочу вот эту куртку!» Он попросил написать, когда я буду в следующий раз в Лос-Анджелесе.
– Баскетбол с ним не обсуждаете? Он вообще часто отвечает вам в мессенеджере?
– Часто. Про баскетбол не говорили ни разу, но в целом я, конечно, слежу за его карьерой. Жаль, что у него возникли трудности с поиском клуба в этом году. Рад, что в итоге он подписался с «Сакраменто». Расселл – это абсолютный лидер в истории НБА по трипл-даблам, человек, который умеет на площадке абсолютно все. Можно им только восхищаться.
О концовке в матче с ЦСКА: «Увидел, что могу пройти и забить. Прошел и забил!»
– Недавно в чемпионате был двухнедельный перерыв. Вы решили никуда не уезжать и дополнительно потренироваться. Набирали форму?
– На самом деле я съездил в Москву, но буквально на два дня, чтобы проведать родителей. А в остальном, да, занимался в «Баскет-холле». До перехода в УНИКС я тоже тренировался, но индивидуальная работа – это все равно не баскетбол пять на пять. Поэтому отдыхать мне было рано.
– Родители расспрашивали вас про новую команду?
– Конечно. Они сами скоро приедут в Казань.
– Им понравилось, как вы сыграли в последних матчах?
– Думаю, что да. В принципе, мы играем хорошо. Допустили осечку матче с «Пармой», но, надеюсь, она будет единичной. Травмированные игроки сейчас восстанавливаются, возвращаются в строй. Так что будем играть еще лучше, еще сложнее. Перерыв нам точно пошел на пользу.
– За игру с ЦСКА мама с папой вас не хвалили?
– Действительно, неплохой матч получился!
– Это была ваша вторая игра за УНИКС. И в решающий момент вы забиваете в проходе, а затем реализуете два штрафных броска, чем приносите победу. Сами себе удивились?
– У меня сразу возникли ассоциации с прошлым сезоном. Я приехал в «Зенит» также по ходу сезона, у нас также был матч против ЦСКА, и мы их также обыграли. А если про удивление, то я играл во многих концовках и был готов показать себя. Сделал все уверенно, спокойно.
– Вот это спокойствие в напряженных концовках – с ним надо родиться? Или это приходит с опытом?
– Ой, даже не припомню, когда в последний раз волновался. Наверно, это было только в первый год карьеры. Затем уже спокойно к этому относился, переживания только отвлекают.
– Забавно, что в одной и той же концовке мы увидели и ваш опыт, и неопытность Маркуса Бингэма. Что почувствовали, когда он, празднуя, совершил пробежку и подарил еще одну атаку ЦСКА?
– Честно говоря, не сразу понял, что произошло. Хорошо, что ЦСКА не смог забить, и мы выиграли. Потом пересмотрел этот момент. Есть много случаев, когда на подобные эпизоды не обращают внимания…
– А как так получилось, что мяч доверяли именно вам в последних атаках? Это была такая установка команды?
– Наверно, это больше связано с тем, что я разыгрывающий и распоряжался мячом. Увидел, что могу пройти и забить. Прошел и забил!

«У нас лучшие центровые в лиге. Как этим не пользоваться?»
– Вы чувствуете, что к вам возвращается форма, которую вы недобрали летом из-за отсутствия сборов с командой?
– Да-да. Думаю, что за время перерыва я добрал нужные объемы. Чувствую себя отлично. Можно сказать, что нахожусь в своих привычных кондициях.
– По вашей игре и не сказать, что вам чего-то не хватало. У вас средняя статистика 8,8 очка и 6,3 передач – недалеко до дабл-дабла. Как сами оцениваете эти цифры?
– Можно и лучше! Всегда ставлю перед собой большие задачи. Нельзя останавливаться на этом.
– По передачам вы, кстати, в топ-3 лиги. В целом заметно, что вы больше стараетесь играть на партнеров, чем забрасывать самому. Это у вас какая-то ваша внутренняя цель?
– В принципе, я всегда играл на партнеров. Даже когда мне говорили, что я слишком много бросаю и не делюсь мячом, я на самом деле шел в лидерах по передачам. Стараюсь искать такие варианты, чтобы набрать очки было легче всего. Если для этого нужно отдать передачу, отдаю. Если нужно бросать самому, бросаю.
– Или, может быть, вас об этом попросил главный тренер? Команде не хватало разыгрывающего, действительно нужны были ваши передачи.
– Такого разговора не было. Просто я люблю умный и красивый баскетбол, когда идет движение мяча, набираются легкие очки. Мне кажется, это нравится и болельщикам, и команде.
Также я считаю, что у нас самые сильные центровые в лиге – Джален Рейнольдс и Маркус Бингэм. Мы сразу нашли понимание, мне хочется им помочь. Они набирают по 20 очков, делают по 10 подборов. Это умные, высокие, атлетичные игроки. Ставят хорошие заслоны и открываются там, где нужно. Как мне этим не пользоваться?

«У Перасовича хорошее чувство юмора»
– Главный тренер УНИКСа Велимир Перасович – какой он?
– Справедливый, требовательный. Если говорит, то всегда по делу. Когда он доволен, он говорит, что он доволен. Когда недоволен, он объясняет, что именно его не устраивает.
– Такую прямоту ценят в команде?
– Да, это отличное качество для тренера. Он всегда хочет, чтобы ты отдавался полностью. Даже если что-то не получается, это можно компенсировать старанием, борьбой, желанием. Он требует именно хорошего подхода к тренировкам, к играм. Везде нужна самоотдача. У него еще хорошее чувство юмора.
– Как он над вами подшучивает?
– Ой, давайте оставим это в раздевалке!
– У Перасовича – тяжелые тренировки?
– Тяжелые, но в них соблюдается баланс. Все интенсивно, но тебя просят держать эту интенсивность в короткие промежутки.
«Ребята стали обращаться на вы. Сказал: «Ну, вы чего?»
– Вы пришли в УНИКС посреди сезона. Как вас приняли в команде?
– Отлично, Многих ребят я уже знал до этого: либо играли с ними вместе в клубе или сборной, либо пересекались друг против друга. Не знал только молодых ребят, но мы уже познакомились. Вижу, что все настроены на победу в чемпионате. Будем к этому идти.
– У молодых не было какого-то восторга в связи с вашим переходом? Наверняка они росли на ваших матчах...
– Когда я только пришел, они ко мне стали обращаться на вы. Я посмеялся и сказал им: «Ребята, ну, вы чего?»
– Но вы чувствуете себя старшим товарищем для них?
– Недавно мне сказали, что у меня больше сезонов в профессиональном баскетболе, чем им лет. Когда начинаешь думать об этом, понимаешь, как быстро проходит время…
Конечно, стараюсь помогать, подсказывать. Я сам был молодой и понимаю, какую роль могут сыграть опытные и старшие игроки. Я всегда мог подойти к Андрею Кириленко и спросить у него совета. Это очень помогало.
– Иностранцы в УНИКСе знают про вашу карьеру? Что вы играли в НБА, в сборной, что вы тот самый Швед...
– Не уверен, что они знают про сборную. Но лучше у них спросить. Как я уже сказал, многих ребят я знаю, со многими уже пересекались на площадке. Помню, как играл против, например, Джалена Рейнольдса, когда он был в «Зените».
«Вот когда надоест, скажу себе «Все, не хочу» и закончу»
– Хочется спросить про вашу мотивацию на данном этапе карьеры. Вы играли во всех лигах, взяли все титулы, все и всем доказали. Что заставляет вас подниматься с утра, идти в зал, терпеть нагрузки, перелеты?
– Моя позиция такая: если ты чем-то занимаешься, надо это любить. Баскетбол я люблю также, как в первый год, так что отдаюсь ему полностью. Плюс со мной всегда рядом моя семья. Я счастлив! Вот когда надоест, скажу себе: «Все, не хочу» и закончу.
– Есть какой-то титул, звание, которому вы хотите еще завоевать? Вот, например, стать чемпионом Единой лиги ВТБ.
– Я был им четыре раза! Но стать им еще раз – для меня это большая мотивация. Как раз будет пятерка – красивая цифра.

– Видимо, сейчас вы просто кайфуете от каждой тренировки, матча, выхода на площадку. Нашли такой баскетбольный дзен.
– Конечно. Если я что-то делаю, я должен получать от этого удовольствие. Я не буду делать что-то, что мне не нравится. Я либо это делаю, либо не делаю – так я устроен.
– А эта любовь у вас безграничная? Или были какие-то периоды в карьере, когда вы уставали от баскетбола?
– Нет, не было такого. Баскетбол любил и люблю. Буду играть, пока не надоест. Но, честно говоря, не думаю, что когда-нибудь мне надоест.
– По-вашему, сколько еще будет продолжаться ваша карьера?
– Отыграть еще пару лет я точно могу. Сколько точно – не могу сказать.
– Андрей Кириленко недавно говорил, что ваша карьера «движется к завершению». Он вас не критиковал, просто фиксировал факт...
– Не думаю, что он имел в виду что-то плохое. Андрей сам закончил в 32-33 года, может быть, поэтому ему это видится так.
Повторюсь, я еще готов играть. Физически я все могу, так как много тренируюсь летом, много тренируюсь по ходу сезона. Мне помогает папа, который выступает моим персональным тренером. Часто обращаюсь к массажисту, другим специалистам. Даже закупил домой аппаратуру, чтобы лучше восстанавливаться. В общем, слежу за своим здоровьем как могу. На пару лет в баскетболе мне этого точно хватит.
– Леброн Джеймс вот играет в 41 год.
– Ха. Если он играет в 41, тогда у меня минимум пять лет есть!










