В поисках своей вакансии
Работодатели живут с убеждением, что потенциальному кандидату необходим опыт работы. И они вправе так считать, ведь важно взять человека, который приносит пользу здесь и сейчас. Иногда некоторые компании готовы воспитывать сотрудника и помогать добиться профессиональных высот, но, как правило – сразу в бой.
Я обучаюсь на IV курсе одного московского университета, где изучают менеджмент и маркетинг в спортивной индустрии. Летом я окончательно понял, что сухой теории не хватает и решил «постучаться» в двери спортивных клубов.
Цель, которую я поставил себе перед рассылкой резюме – работа в маркетинговом отделе спортивного клуба. Надо понимать, что просто так в спортивный клуб не попадешь, но в моём арсенале был опыт работы в федерации футбола подмосковного города и в клубе оттуда же, опыт работы в компании, косвенно связанной со спортом, участие в Олимпийских играх в Сочи волонтёром. На момент отправки резюме я являлся студентом последнего курса университета и окончил курсы повышения квалификации по спортивному маркетингу. Не густо, но откуда взяться иному опыту?
Следом за целью и составлением резюме определился список клубов, куда я бы отправился работать, отбросив собственные спортивные предпочтения. В список попали 25 клубов из Российской Футбольной Премьер-Лиги, Футбольной Национальной Лиги, Континентальной Хоккейной Лиги, а также Единой Лиги ВТБ.
Во мне теплилась надежда, что в одном из 25-ти клубов начинающий спортивный маркетолог придется ко двору. Результат оказался не оптимистичным, поскольку конкретный ответ дали всего семь организаций. Поговорим о тех, кто ответил на моё письмо.
Чтобы текст не казался голословной претензией, дам понять, что я, как работник, мог бы предложить этим клубам. Давайте посмотрим, на что маркетинговым отделам этих клубов нужно обратить внимание.
Баскетбол
В БК «Химки» не поленились и вместо уведомления сами ответили мне, что письмо дошло. Что ж, спасибо и на этом.
Недавно в баскетбольном клубе провели ребрендинг, сменили логотип. У клуба есть удобный сайт, где без проблем доступна необходимая информацию. Единственное, "Химкам" можно настойчивее продвигать товары собственного фаншопа и для каждой из социальных сетях делать собственный контент. Мы видим, что практически все новости дублируются. В связи с этим можно сделать выбор в пользу одной конкретной сети.
Хоккей
Из Ярославля пришел короткий и ясный ответ. Побывав на матче «Локомотива» на Арене-2000, сложилось ощущение, что клуб не выжимает максимум из работы с болельщиками перед матчем и между периодами. В связи с этим, несмотря на несколько конкурсов в перерывах становилось скучно и единственное, что оставалось делать – воспользоваться услугами фудкорта. Ещё я обратил внимание на то, что у клуба много роликов на официальном сайте, но они не привязаны к YouTube-каналу. Там опубликованы только обзоры матчей, хотя YouTube полезная рекламная площадка, которой можно пользоваться и монетизировать.
С хоккейным клубом «Сочи» произошла единственная переписка, оставившая приятное впечатление, несмотря на отказ.
Сочинский клуб тоже не так давно произвёл ребрендинг, создали удобный сайт, где необходимое под рукой: онлайн-покупки, расписание матчей, дополнительная информация. Правда лично у меня клуб ассоциируется с коллегами из НХЛ – Флоридой Пантерз.
Клуб двигается в правильном направлении, хотя есть одно но, такое же как и у баскетбольных «Химок». Разнообразие контента в социальных сетях хромает, хотя клубы должны понимать, что аудитория там всё-таки различается.
Футбол
Московские динамовцы ответили в стиле хоккейного «Локо».
В СМИ бурно обсуждается тема о задолженностях клуба. В такой ситуации в «Динамо» должны активизировать работу отделов, способных принести доход клубу. Даже из вылета в ФНЛ можно было сделать нечто интересное. Наверняка, динамовцы грезят надеждой вернуться в элитный дивизион уже в следующем сезоне, а соответственно этот год можно было ознаменовать периодом перерождения, добавить новый талисман (феникса), выжать максимум из новой географии гостевых матчей. На YouTube – канале запустить цикл передач, где футболист московского клуба рассказывает про город, где предстоит играть на выезде, проводить онлайн-конференции с игроками, тренерами и руководством. В общем, постоянно напоминать о клубе. Поскольку бренд «Динамо» всероссийский, его популяризацию стоило проводить в тех городах, где предстоит играть. Например, жителям из других городов, где представлены команды ФНЛ делать скидку при заказе в интернет-магазине фирменной атрибутики. К слову, на клубном сайте я так и не нашел ссылку на него.
Такое письмо пришло из «Краснодара», там мне посоветовали обратиться к официальному сайту клуба. Я делал это не раз, но они искали учителей или фельдшера.
Глядя на развитие «Краснодара», складывается ощущение, что у них всё хорошо. Хотя считаю, что черно-зелёным крайне необходим собственный интернет-магазин атрибутики. Учитывая то, как развивается бренд «быков», у них наверняка появилось много поклонников за пределами своего города. Сегодня со сторонних сайтов можно заказать игровую форму краснодарского клуба, но как приобрести брендированную одежду или другие сувениры – вопрос открытый.
Напоследок я оставил ответ команды, которая ещё недавно играла в РФПЛ. Речь идёт о саранской «Мордовии». О том, что в клубе не хватает маркетологов, было понятно, когда игроки выходили в форме без титульного спонсора. Это и подтвердил ответ. Может быть, отдел маркетинга вам всё-таки нужен?
Двадцать пять клубов не дали ни одного положительного ответа. О чём это говорит? Крайне трудно найти работу, непосредственно, в спортивном клубе. Я не говорю невозможно, потому что встречаются случаи, когда можно попасть на стажировку и благополучно остаться в структуре, но даже такой шанс выпадает крайне редко.
Как говорится, кто ищет – тот находит, поэтому стоит помнить, что спортивная сфера клубами не ограничивается, и стоит искать вакансии в компаниях, которые по-иному связаны со спортом. Нужно не отчаиваться, а продолжать продвигать себя как полезного работника, и тогда удача обязательно улыбнётся. Удачи в поисках!
Также преподаю в 4 университетах и бизнес-школах, где есть спортивный менеджмент.
Могу сказать так, зачастую студенты почему-то считают, что после окончания такого факультета их с руками должен отрывать в отдел маркетинга клуб премьер-лиги, да еще и первой пятерки. Это линейное мышление.
В то же время есть значительное количество компаний, также работающих в спортивной сфере (агентства, спортивные издания, производители экипировки и т.д.) Путь в клуб из этой сферы будет значительно проще.
Попасть в спортивную сферу со стороны не просто, очень много своих людей.
Но, могу сказать, что у меня перед глазами есть не один пример студентов, которые самостоятельно попадали и в клубы, и в серьезные компании. В то же время, есть значительная часть студентов, которая в основном ноет, что везде свои и никуда не попасть.
Автору желаю удачи в поисках, кто ищет- тот всегда найдет!
1. "Мы набираем в бэк-офис только из стюардов." Это можно понять для соискателей в маркетинг или продажи, но в финансы - пожалуй, нет
2. "Мы рассылаем вакансии только выпускникам RMA". Отзывы о школе весьма противоречивые. Платить деньги только ради того, чтобы попасть в базу клуба - не очень разумное решение.
3. "Мы закрываем потребности в маркетинге за счёт партнёров. Своих сотрудников у нас вообще нет". На самом деле в плане оптимизации - отличное решение
Вот как-то так. Так что лучший путь в спорт - сделать себе карьеру в другой отрасли и потом вернуться в спорт. Но захочется ли уходить оттуда, уже большой вопрос)