17 мин.

Нейтан Чен: «Приятные воспоминания об Олимпийских играх хочу пронести через всю жизнь»

Фигурист Нейтан Чен дал интервью американскому журналисту, автору и ведущему программы Nightly News на канале NBC News Лестеру Холту. Нейтан рассказал, чего ждет от себя на Олимпийских играх в Пекине, о том, есть ли у него спортивные ритуалы и суеверия, об особенностях подготовки к Олимпиаде, поддержке семьи, о друзьях и соперниках и о многом другом.

Как журналист должен признать, что тоже несу ответственность за то, что происходит со спортсменами. Мы склонны возлагать на вас большие ожидания, мы ждем, что тот или иной спортсмен-фаворит принесет стране золото. Тебе такая риторика мешает?

Думаю, в этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, ты понимаешь, что люди тебя поддерживают, верят в тебя, и это добавляет уверенности. Но есть и обратная сторона медали. Как спортсмен ты хочешь делать то, что делаешь, для себя. Конечно, люди нас поддерживают, и мы стараемся выступать наилучшим образом, чтобы они тоже чувствовали, что болеют за нас не зря. Но в конечном счете каждый спортсмен в любом виде спорта выступает сам по себе, нам никто не помогает делать то, что мы должны сделать, и поставленных целей мы достигаем самостоятельно. Поэтому временами и правда хочется отключиться или хотя бы дистанцироваться от всех этих разговоров. На соревнованиях хочется иногда побыть на своей волне.

Расскажи о том, как проходят твои тренировки. Ты суеверный спортсмен? Есть ли у тебя какие-то особые ритуалы, которые ты должен выполнять каждый раз?

В тренировках я больше всего люблю постоянство. Перед ОИ-2018 я был ужасно суеверен. Я в определенном порядке надевал коньки, носки, другую одежду. Но в какой-то момент я понял, что просто забиваю себе этим голову. Мне начинало казаться, что если я что-то сделаю по-другому, это скажется на моих выступлениях. Но это не так. Эти вещи вообще друг от друга не зависят. Тогда [на ОИ-2018] я абсолютно все делал в определенном порядке и все равно плохо выступил. И я понял, что результат зависит лишь от того, как ты тренируешься, от твоего старания. На соревнованиях ты просто стараешься сделать все наилучшим образом.

photo cred. Chris Detrick / The Salt Lake Tribune

В 2018 ты разочаровал сам себя и выступил хуже своих собственных ожиданий и ожиданий других людей. Ты предпочел об этом забыть, или какие-то воспоминания остались?

В тех воспоминаниях тоже есть свои плюсы и минусы. Что-то я тогда сделал правильно и хорошо, что-то нет. Не только на соревнованиях, в плане подготовки тоже. Каждое соревнование – это что-то новое. И ОИ-2022 будут обязательно отличаться от ОИ-2018. Сейчас я могу использовать опыт, который приобрел тогда, в своей подготовке. Я хочу воспринимать эти игры по-другому, хочу получить удовольствие от того, что будет происходить. Тот опыт определенно будет полезен. Четыре года назад я был очень сосредоточен на том, чтобы победить. Сейчас я больше думаю о том, как здорово иметь возможность соревноваться. Каждый из нас занимается спортом всю свою жизнь. Все мы делаем всё возможное, чтобы становиться лучше каждый день. Здорово получить шанс собраться всем вместе и показать, на что мы способны. Это именно то, что я хотел бы запомнить. Думаю, такой подход помогает мне мыслить позитивно.

Короткая программа на ОИ-2018 была неудачной, но в произвольной ты был великолепен. Мне кажется, в этот раз ты будешь сосредоточен на исправлении собственных ошибок.

Конечно. Неудачи многому нас учат. В короткой программе у меня мало что получилось, но хорошо, что я смог быстро переключиться и в результате почувствовать себя более уверенно.

photo cred. Jamie Squire / Getty Images

Давай поговорим о четверных прыжках. Что ты чувствуешь, когда чисто исполняешь их?

Благодаря четверным прыжкам я оказался там, где я есть в этом спорте. Мне нравилось прыгать четверные с тех пор, как я приземлил свой первый квад. Уже в детстве мне хотелось научиться делать что-то такое. Я рос в Солт-Лейк-Сити и смотрел Олимпийские игры в 2002 году. Мне тогда было три года, и я мало что помню, но позже я смотрел выступления фигуристов в записи. Они круто катались, исполняли сложные прыжки и программы. Мне всегда нравилось прыгать, нравились ощущения, которые ты испытываешь, вращаясь в воздухе. Свой первый квад я приземлил в 15 лет. И с тех пор очень люблю эти прыжки.

Ты не просто приземляешь квады, ты делаешь это так безусильно и хорошо. Слушай, в программе тебе нужно прыгнуть сколько раз?

Ох, слишком много.

Слишком много... А как это вообще? Похоже на высоко интенсивную интервальную тренировку.

Так и есть. Четверной прыжок я могу сравнить вот с чем. Ты идешь в спортзал и пытаешься там показать всё, на что способен, сделать упражнение на максимуме своих возможностей. К примеру, поднять самый большой вес. Поднять, опустить, подождать пять секунд, повторить ещё раз, и ещё, и ещё, и ещё. В произвольной программе у нас 7 прыжковых элементов. Четыре-пять из них – четверные прыжки. Каждый такой прыжок требует очень больших усилий. Потрясающе, что мы сейчас можем видеть мужчин и женщин, исполняющих квады. Я знаю, насколько это трудно, и я в восторге.

То есть в каждой программе тебе приходится повторять всё это снова и снова.

Конечно, нужно уметь распределять силы, задавать ритм, потому что какие-то элементы отнимают больше энергии. Эти навыки нарабатываются на тренировках посредством многочисленных повторений. Ты знаешь, что в определенный момент программы тебе понадобится больше энергии, определенная скорость. Благодаря повторам на тренировках ты добиваешься того, чтобы не думать об этом в прокате. Повторив какой-то элемент, допустим, 50 раз, ты уже не думаешь о том, как его сделать. В этом магия тренировок.

А фигурное катание это весело?

Это очень весело. Если бы не было весело, я бы давно закончил.

Ты тренируешься, чтобы подготовиться к соревнованиям. Наверняка бывают моменты, когда ты получаешь удовольствие от того, что делаешь, когда просто позволяешь своему телу делать то, что оно умеет.

По ходу сезона бывают взлеты и падения. Мотивации бывает больше или меньше. Сегодня мы стараемся сделать все возможное на соревнованиях, а завтра нас что-то начинает раздражать или беспокоить. Порой бывает нужно сделать небольшую паузу, вспомнить о приятных моментах, проведенных на льду вместе с другими спортсменами. Тогда ты понимаешь, насколько круто всё то, что ты делаешь часами на катке. Мы продолжаем работать над собой бок о бок с другими людьми.

Что ты можешь сказать об уровне соперничества в твоем виде спорта?

В мужском одиночном очень высокая конкуренция. Многие спортсмены выступают уже много лет и продолжают двигать наш спорт вперед. Это невероятно. У меня уже есть опыт выступлений. Есть спортсмены старше меня, есть моложе. Все они делают удивительные вещи, и каждое соревнование – это прекрасный опыт.

photo cred. @Torino_2019 on Twitter

Твои родители родом из Китая. Значит ли для тебя выступление в этой стране и возможность выиграть там золотую медаль что-то особенное?

Конечно. Возможность поехать туда, где родились мои мама и папа, для меня много значит. Моя мама родилась и выросла в Пекине. Моя бабушка – её мама – живет в Пекине. Здорово, что там у меня есть родственники. А еще Олимпийские игры – это заветная мечта всех спортсменов. Мы стремимся к этому каждый день своей жизни. Именно поэтому мы приходим на каток, поэтому так много работаем. Олимпийские игры – это особенное событие само по себе.

Многие спортсмены уже высказывались о правах человека в Китае. Что ты об этом думаешь?

Это очень сложная тема. Думаю, что на этот вопрос лучше всего смогут ответить эксперты. В данный момент я стараюсь сосредоточиться на том, чтобы попасть на Олимпиаду и выступить там наилучшим образом.

Весь мир сейчас сражается с пандемией. Как это повлияло на подготовку к Пекину?

Не буду говорить за всех спортсменов, но мне лично очень повезло иметь возможность приходить на каток и тренироваться. По многим людям пандемия ударила гораздо сильнее, и мне не на что жаловаться. Пандемия определенным образом повлияла на наш сезон, какие-то соревнования отменили, но самое главное, что моя семья здорова, я здоров. Мы все вакцинированы. Мы можем жить в целом нормальной жизнью. Я могу приходить на каток каждый день, у меня всё нормально.

Ты смотрел Олимпийские игры в Токио? Обращал внимание на то, как спортсмены справляются в условиях ковидных ограничений?

Конечно. Нам предоставили кое-какую статистику касательно «пузыря» в Токио. То, как они смогли обеспечить безопасность спортсменов, действительно впечатляет. Количество заболевших было очень низким. Я с нетерпением жду возможности поехать в Пекин и уверен, что МОК и USOPC [Олимпийский и паралимпийский комитет США] сделают все возможное, чтобы позаботиться о здоровье спортсменов.

На летних ОИ Симона Байлз впервые так открыто заговорила о психологическом здоровье спортсменов. Думаю, мы все в тот момент посмотрели на то, что вы делаете, немного другими глазами. Спорт – опасное занятие. То, что Симона говорила, важно для спорта?

Думаю, да. Мы выходим на лед и исполняем свои элементы. Гимнасты соревнуются на разных снарядах, и это очень опасно. Возникает вопрос: зачем мы это делаем? Для чего?

Вы как-то общаетесь со спортсменами из разных видов спорта?

Да, общаемся, хотя и не так часто. Симона – большая звезда спорта. После её слов мы поняли, что у нас есть возможность в принципе говорить об этом. Раньше такие разговоры мне казались чем-то если не невозможным, то по крайней мере немыслимым. Спортсмены обычно такого не говорят. После того, что она сказала, я подумал: а почему нет? Почему нельзя? Здорово, что она нашла в себе смелось заговорить о том, насколько важна она сама, важнее, чем медаль, важнее, чем какое-то соревнование. Благодаря её силе и характеру мы, спортсмены, поняли, что самое важное в нашей карьере – это мы сами.

Я бы сказал, что это было хорошим уроком и для нас, фанатов спорта. Мы как-то привыкли воспринимать вас как должное и думать, что всё, что вы делаете, абсолютно безопасно. Думаю, в тот момент мы вернулись в реальный мир.

Да, пожалуй. Для гимнастики это еще более актуально. В фигурном катании всё же немного не так. Хотя есть парное катание, и это очень опасное занятие. В одиночном катании риска поменьше, таких серьезных физических повреждений не бывает, но тем не менее, травмироваться можно легко. Чтобы исполнять элементы, тебе нужен правильный психологический настрой. Если ты начнешь сомневаться в себе, ничего не получится. Нужно понимать, что физическое и психологическое здоровье тесно взаимосвязаны. Нужно быть здоровым во всех смыслах, чтобы добиться своих целей в спорте.

У тебя сейчас перерыв в учебе, и ты планируешь вернуться в университет осенью. Ты ждешь этого момента?

Да. Мне нравится жить и тренироваться в Калифорнии вместе с друзьями. Но там [в университете] всё совсем по-другому. Можно познакомиться с разными людьми, много мероприятий в кампусе. Мне нравится учиться, и я с нетерпением жду возвращения в Йель.

photo cred. Hiroko Masuike / The New York Times

А в университете как? Ты мог чувствовать себя обычным студентом, или всё то же самое, те же 2 тренировки в день?

Было по-другому. Среди студентов много спортсменов, мой опыт не был чем-то эксклюзивным. Многие студенты тоже много времени отдавали своему спорту и соревновались. Многие соревновались и побольше, чем я. У меня 4-5 соревнований в сезоне, а у них каждую неделю. И графики у многих были более загруженными, чем у меня. Но мне нравилось, скажем так, жить двойной жизнью, общаться с людьми и быть обычным студентом. В августе надеюсь вернуться в универ и уделять больше времени учебе.

Какое твое первое впечатление о фигурном катании? Чем оно тебя зацепило в детстве?

Для меня фигурное катание было в то время самым доступным видом спорта. В Солт-Лейк-Сити мы жили где-то в пяти минутах ходьбы от катка, на котором спортсмены тренировались во время Олимпийских игр. Каток был совсем близко от дома, каждый раз там всё напоминало об Олимпиаде. Тот олимпийский дух помог мне почувствовать, что спорт – это действительно крутое занятие. Конечно, у меня была возможность заниматься, к примеру, плаванием, но по телосложению я не очень подхожу. Родители помогали мне определиться. Я играл в хоккей, занимался гимнастикой, балетом, чем-то ещё. Но фигурное катание мне всегда нравилось больше всего. Это тот вид спорта, в которому у меня обнаружился талант довольно рано. Наверное, это сыграло свою роль.

Есть такое выражение «рождён для этого». Как думаешь, ты рождён для фигурного катания?

В раннем возрасте у меня всё получалось довольно естественно. Но, думаю, все спортсмены высокого уровня обладают своими талантами от природы.

Jordan Mansfield / International Skating Union via Getty Images

На этапе Гран-при в Вегасе ты проиграл. Каково это – снова почувствовать себя смертным после невероятной победной серии?

Были соревнования, которые я выигрывал с ошибками. Каждый раз, когда ты допускаешь ошибку, ты думаешь: ну вот, это случилось, что я могу сделать, чтобы с этим справиться. Это первая реакция. После соревнований появляется время всё обдумать. Приходит своего рода чувство облегчения. Когда всё идёт хорошо довольно долгое время, начинаешь задумываться, сколько ещё это продлится. Когда случается неудача, ты начинаешь всё с начала. Кривая взлётов и падений не то чтобы делает тебя скромнее в ожиданиях, но приходится всё время думать о том, как становиться лучше. Думаю, такой подход для меня лучше всего. Я всегда стараюсь двигаться по траектории вверх.

Очевидно, главная цель – получить медаль, золотую медаль. В такой момент ты соревнуешься не только с другими спортсменами, но и с самим собой. Верно?

Конечно. В фигурном катании здорово то, что на каток ты выходишь один. Ты не сталкиваешься с соперником лицом к лицу. Мы все соперники и при этом обычные люди. На льду ты сам делаешь то, что должен. Никто тебе не мешает, и результат зависит только от тебя самого. Соревнуясь с другими спортсменами, ты прежде всего соревнуешься с самим собой. Ты стараешься выступить лучше, чем в прошлый раз, и надеешься, что этого хватит.

photo cred. AP Images

Ты стараешься улучшить свой собственный результат?

Да. У меня обычно так. На соревнованиях в начале сезона я определяю свой уровень в данный момент. Не уровень относительно других ребят, а то, в каком состоянии нахожусь я сам физически. На каждом последующем соревновании я стараюсь сделать шаг вперед и выступить лучше. Иногда улучшения минимальны, иногда довольно значительны. Раз на раз не приходится. Но именно в этом моя цель. Перед чемпионатом США, который пройдет через пару недель [интервью записывалось перед чемпионатом, где Нейтан победил в шестой раз подряд], я оцениваю свой прогресс.

Ты знаешь, что от тебя многого ждут в Пекине. А чего ты сам от себя ждёшь?

Это прозвучит как клише, но я хочу поехать на Олимпиаду и получить максимум удовольствия от того, что там будет происходить. Конечно, я еду туда выступать, соревноваться и показывать всё, что могу, но, судя по предыдущему опыту, фокус на определенных целях не всегда идет мне на пользу. Фигурное катание – довольно субъективный спорт, ты не можешь контролировать свои оценки, и в итоге всё сводится к тому, насколько хорошо ты выступаешь, насколько хорошо ты тренировался, насколько доверял своему тренировочному процессу. Чтобы выступить хорошо, для меня важно прежде всего быть счастливым, сосредоточенным. Если я смогу получить удовольствие от происходящего, я буду рад.

Это не клише. Многие спортсмены рассказывают о том, что хотят поехать на Олимпиаду и получить удовольствие от происходящего. Ты получил удовольствие от Игр в Пхенчхане?

Вот в этом и дело. Никакого удовольствия в Пхенчхане я не получил. Я был слишком сосредоточен на единственной цели. Вспоминая Пхенчхан через 5-10 лет, я не смогу сказать, что мне там понравилось. И в то же время я не хочу говорить, что ничего не помню, что забыл о том стрессе. В этом сезоне я стараюсь думать по-другому. Независимо от того, выиграю я или проиграю, я хочу вспоминать о том, какой классный это был опыт.

photo cred. Elsa / Getty Images

Люди называют это зрелостью.

Наверное.

В Пекине вас ждёт то же, что было в Токио. Соревнования без зрителей на трибунах. Твоя семья будет с тобой?

К сожалению, поехать с семьей сейчас сложно. Я говорил с мамой и не думаю, что она сможет поехать в Китай в это время. Но всё в порядке. Я знаю, что они будут поддерживать меня, где бы ни находились. Всю карьеру они поддерживали меня, даже если не были рядом. С эмоциональной точки зрения было бы здорово поехать туда с семьей, но для выступлений на Олимпиаде это не так важно. Сейчас я хочу, чтобы в моей памяти остались какие-то моменты Олимпиады, которые я буду вспоминать всю жизнь. И эти приятные воспоминания не будут определяться тем, выиграю я или проиграю.

Расскажи о своем браслете.

Это коллаборация с [производителем ювелирных украшений] David Yurman в поддержку некоммерческой организации Gold House. Процент от продаж браслета поступит в этот фонд. Они поддерживают американцев азиатского происхождения и выступают против ненависти в отношении азиатов в США. Я делаю, что могу, чтобы им помочь.

Ты человек с высокой социальной ответственностью.

Делаю, что могу.

Мы также выпускаем программу Nightly News для детей. Не могу не спросить. Есть ли у тебя какие-то советы для детей, которые на тебя смотрят? Расскажи, что нужно для того, чтобы стать чемпионом.

Главное, чему спорт научил меня, это то, что тебе нужна хорошая команда, которой ты сможешь доверять на все 100%. Для меня это моя мама, мой папа, мои братья и сестры, мой тренер. У меня довольно большая команда. Есть и диетолог, и тренер по физ. подготовке, и, конечно, друзья. Без этих людей я бы не справился. Иногда все складывается хорошо, иногда не очень. В трудные моменты рядом нужны люди, на которых ты можешь положиться. Еще один важный момент – получать удовольствие от того, что ты делаешь. Да, я повторяюсь. Я вообще часто об этом говорю, но, чтобы добиваться чего-то каждый день, нужно любить свое дело. Я счастлив, когда могу разделить свои радости и личные достижения с друзьями. Можно ставить перед собой и совсем небольшие цели, но процесс достижения этих целей должен делать тебя счастливым.

(В эфире показали фрагмент ролика для канала NBC, в котором Нейтан играет на фортепиано.)

Я начал учиться играть, когда мне было лет 5 или 6. Потом мы переехали в Калифорнию, и не могли взять с собой пианино. Я стал играть на других инструментах. В детстве я многое повторял за своими братьями. Один из них начал учиться играть на гитаре, когда мне было лет 13. Я сказал маме, что тоже хочу гитару. С тех пор немного играю. Я не какой-то там талантливый музыкант, но если дадите инструмент, что-нибудь сыграю. На соревнования я всегда беру гитару с собой, обычно аккустическую. С гитарой я могу посидеть в номере, не думая о фигурном катании вообще. Приятное хобби.

Да, многим людям, включая меня, музыка помогает на время отвлечься от каждодневных дел. Для тебя важно, чтобы в твоей жизни были какие-то другие занятия? У тебя вообще находится время для хобби?

В этом мне очень помог универ. Там без тайм-менеджмента вообще никуда. Спортсмены часто сосредоточены только на одной-единственной цели, на необходимости добиться успеха и чем-то жертвовать. Да, конечно, без многочасового труда и дисциплины ничего не получится, но нужно как-то находить время на другие занятия. Это поможет освежить голову и сделает тренировки более эффективными. Если ты постоянно чем-то загружен, очень трудно показать что-то хорошее на льду или где-либо ещё. По крайней мере, для меня это так. Музыка и другие хобби помогают мне не думать о фигурном катании и посмотреть на какие-то вещи в спорте более свежим взглядом.

Было очень приятно пообщаться с тобой. С нетерпением жду твоих выступлений.

Спасибо.

photo cred. @VivianBKim on Twitter

***

Полная версия интервью на канале NBC News (геоблок).