Нейтан Чен: Надеюсь, что Олимпийские игры в Пекине состоятся
В конце октября американский фигурист Нейтан Чен выиграл четвёртый этап Skate America в карьере, тем самым продолжив свою блестящую победную серию (начиная с чемпионата мира 2018 года, Нейтан выиграл все соревнования, в которых принял участие). Он прекрасно выступил с двумя новыми программами, поставленными Ше-Линн Бурн.
Через день после окончания соревнований, Нейтан дал совместное интервью нескольким зарубежным изданиям, в том числе японскому World Figure Skating, где поделился своими мыслями о нынешней ситуации в фигурном катании, прошедшем турнире, Олимпийских играх, а также рассказал о том, как ставились программы этого сезона.
Интервью было опубликовано 27-го ноября в 90-м выпуске печатного журнала World Figure Skating. Данная статья написана по мотивам английского перевода текста интервью (ссылка на первоисточник).
Photos by Jay Adeff / U.S. Figure Skating
В условиях меняющихся обстоятельств
После отмены мартовского чемпионата мира ситуация в фигурном катании кардинально изменилась. Новость о том, что чемпионат не состоится, застала Нейтана во время тренировки на университетском катке. Тогда же, в самый разгар весенних каникул, он получил электронное письмо от декана, в котором говорилось, что студентам пока не стоит возвращаться на кампус, так как совсем скоро будет введён локдаун, поэтому он собрал свои вещи и отправился обратно в Калифорнию. «На тот момент у меня ещё оставались кое-какие "хвосты" в университете, но я смог выполнить все оставшиеся задания [онлайн], ‒ вспоминает Нейтан. ‒ Параллельно, сидя дома безо льда, я занимался силовыми тренировками. Когда каток наконец открылся, поначалу тренировался лишь по чуть-чуть, но постепенно смог вернуться к своему привычному тренировочному графику».
Нейтан не скрывает, что был очень расстроен, когда узнал об отмене чемпионата. Он напряжённо тренировался, был хорошо готов – в этих обстоятельствах разочарование объяснимо. Но когда масштабы воздействия пандемии стали очевидны, признал, что отмены было не избежать.
Для Нейтана пандемия имела и другие последствия – его учёба в Йеле приостановлена начиная с этого семестра и до окончания олимпийского сезона. Он взял академический отпуск на два года, и в новых обстоятельствах это оказалось неожиданно просто. Изначально университет мог предоставить ему лишь один год академического отпуска, взять ещё один было бы проблематично, поэтому Нейтан переживал о том, что делать в следующем учебном году, учитывая, что перерыв в учёбе на время олимпийского сезона в любом случае необходим. Но теперь, когда занятия перешли в онлайн-режим, всем студентам предоставили возможность взять дополнительный годовой отпуск, если они не готовы или не хотят заниматься дистанционно. То есть вместо того, чтобы бросать учёбу и после заново поступать ‒ а Нейтану приходилось размышлять и о таком варианте ‒ он всего лишь заполнил простую форму и отправил её в Университет. Это стало большим облегчением: «Я могу сосредоточиться на фигурном катании на протяжении целого года, и сделать то же самое в следующем году. Тот факт, что после я без проблем смогу вернуться в университет, стал решающим».
Photo by Jay Adeff / U.S. Figure Skating
Впрочем, академ или пандемия – в случае Нейтана ничто не повод «забыть» об учёбе: «В этом году я записался на некоторые классы в Калифорнийском университете (кампусы Ирвайна и Сан-Диего), чтобы мозги не застаивались. Не ради кредитов, а просто для себя». Что за классы? «Физика, фундаментальные науки и всё такое», ‒ поясняет он. И скромно добавляет: «Больше я особо ничем не занимался, читал книги, играл на инструментах».
Во время локдауна было много поводов для беспокойства. В первую очередь – о следующем сезоне. «Даже сейчас финал Гран-при отложен, чемпионат четырёх континентов отменён, мы также не знаем в каком формате пройдёт чемпионат мира, ‒ перечисляет Нейтан. ‒ У меня так много вопросов, ответа на которые нет, что заставляет меня беспокоиться, но в то же время я счастлив оттого, что всё это ‒ моя самая большая проблема сейчас». Он напоминает о том, что многие люди потеряли свою работу, болеют дома или даже попали в отделение интенсивной терапии. «Вокруг множество людей, которые страдают гораздо сильнее меня. Мне кажется, с моей стороны неправильно говорить: "Боже мой, Боже мой". Но я всё же надеюсь, что уже в скором будущем мы увидим решение этой проблемы, и я в любом случае молюсь за проведение чемпионата мира, чемпионата США и, конечно же, Олимпийских игр в Пекине», ‒ старается не терять оптимизм Нейтан.
Почувствовал ли он, что приоритеты изменились? Сейчас сложно оставаться в стороне от социальных и политических дискуссий. Нейтан не одобряет того, что некоторые люди выступают против масок, и тем самым действуют во вред своему окружению. «Я бы не хотел, чтобы маска становилась политической проблемой и символом разногласий, но мне казалось, что мы должны поступать правильно ради безопасности других», ‒ говорит он. И хотя есть люди, которые считают иначе, наука доказала, полагает Нейтан, пользу соблюдения масочного режима. Вместе с тем он отметил, что самые разные люди сейчас делают всё возможное ради своих соседей: «Лично я в такие моменты по-настоящему чувствую силу комьюнити». Рассуждая об актуальных проблемах американской политики, он делится схожими переживаниями: «Я полон восхищения, когда вижу людей, отстаивающих свою расу и идентичность».
Нейтан не раз высказывался в Instagram по политическим и социальным вопросам, хотя и не считает себя в этом экспертом. «Я фигурист в первую очередь. Я не политик, не изучаю политологию или международные отношения, ‒ подчеркивает он. ‒ Но когда я начал думать о проблемах, с которыми сталкиваются США, то решил, что могу что-то сделать. У меня нет миллионов подписчиков, но я подумал, что возможно кому-то это всё-таки сможет помочь. Проблемы, связанные с BIPOC (Black, Indigenous, People of Color) существуют уже много лет и так и продолжат оставаться незамеченными, если не обращать на них внимания. Меня очень впечатлила смелость людей, отстаивающих то, во что они верят, и тогда я пришел к выводу, что для каждого из нас важно иметь возможность высказаться». Он говорит о том, что не собирается лезть в политику и прекрасно понимает, что в конце-концов это вопрос личного выбора, но сейчас он просто не хочет оставаться в стороне, как большинство представителей молодого поколения. Ему важно разбираться в том, что происходит вокруг и быть активным. Иначе, на его взгляд, ничего не изменится.
Новый формат соревнований
Skate America (SA) проводился без зрителей в условиях «пузыря». Все фигуристы и официальные лица были протестированы, и во время турнира оставались внутри гостиничного комплекса, соединенного с ареной, соблюдая социальную дистанцию, и не имея возможности выйти за пределы «пузыря». Нейтан считает, что таким образом удалось добиться полной безопасности и признателен всем, кто сделал это возможным.
Прежде чем обсуждать SA, Нейтана попросили высказаться о решении японского фигуриста Юзуру Ханью не участвовать в Гран-при. «Думаю, решение Юзуру было очень мудрым, ‒ отвечает Нейтан. ‒ Даже если проводить соревнование без зрителей, всегда есть риск большого скопления людей, и я считаю, что в этом плане он принял очень уважительное [по отношению к окружающим] решение. Я в любом случае не собираю такого количества болельщиков на трибунах, как Юзуру, поэтому решил, что моё участие в турнире будет безопасным для всех при любых обстоятельствах».
Возвращаясь к Skate America, Нейтан отметил, что качество организации турнира его приятно удивило: «Я приехал на соревнования, толком не зная чего ожидать, но всё было лучше, чем я мог себе представить, все правила были очень чёткими, а также проверки и всё остальное, что было необходимо проводить для обеспечения безопасности. Мы ежедневно проходили медосмотр и ни у кого не было никаких симптомов. Я считаю, что организаторы отлично сработали за такое короткое время».
Практически все заявленные фигуристы приняли участие в турнире. Нейтан объяснил это тем, что в нынешних обстоятельствах неразумно отказываться от соревнований. Он напомнил, что фигурное катание ‒ очень дорогой вид спорта, и фигуристы, в их числе и он, зарабатывают деньги на свои тренировки принимая участие в ледовых шоу и тренируя других. Призовые деньги по итогам соревнований также важны. Отмена турниров и шоу для фигуристов равносильна потере работы. Поэтому он не считает отказ от соревнований выходом.
На вопрос, что он назвал бы хайлайтом прошедшего турнира, Нейтан, прежде всего, упомянул саму возможность соревноваться: «Было весело, потому что я не имел возможности соревноваться с чемпионата США… Я смог побывать здесь, наконец лично встретиться и пообщаться со своими друзьями, ‒ это здорово». Нейтан, как всегда, не скупится на похвалу коллегам: «Ещё важнее для меня возможность наблюдать такое количество талантливых фигуристов, и кататься с ними на одном льду».
Следующим турниром, в котором Нейтан примет участие, должен стать чемпионат США. Он полагает, что подход к организации соревнований, опробованный в Вегасе ‒ это единственно возможный вариант в текущих условиях.
Далее Нейтану вновь пришлось ответить на вопрос об Олимпиадах (прошлой и будущей), без которого последние два года не обходится практически ни одно его интервью.
«Что касается Олимпиады, моя цель на сегодня ‒ попасть в национальную сборную. По своему предыдущему опыту могу сказать, что когда я слишком много думаю о возможной "победе", то нервничаю и не могу показать хороший прокат, ‒ Нейтан в который раз предостерегает себя и других от завышенных ожиданий и зацикленности на медалях. ‒ Поэтому сейчас я просто хочу снова представлять США на Олимпийских играх и показать те прокаты, которыми я сам останусь доволен. Хочу просто наслаждаться Играми, не беспокоясь о результатах. Считаю, что для меня сейчас лучший настрой ‒ это стремиться попасть в сборную». В этой связи для него очень важно знать о том, как дальше пройдёт сезон и какие решения будут приняты относительно Олимпийских игр в Токио. Нейтан надеется, что, хотя ситуация остаётся непредсказуемой, разработка вакцины сделает Игры возможными. А пока безопасность соревнований становится критически важной. Если проводить соревнования без оглядки на угрозу здоровью людей, доверия им не будет. «Мне кажется, было бы неплохо провести ещё несколько соревнований перед Олимпиадой, ‒ добавляет Нейтан, ‒ но, если этого не произойдёт, ситуация будет для всех одинакова. Так что думаю, мне не стоит жаловаться, если я не смогу принять в них участие. Нам просто нужно приложить все необходимые для этого усилия. Скрещиваю пальцы, и желаю: “пусть Олимпиада станет возможной”».
Две новые программы от Ше-Линн Бурн
В заключительной части интервью Нейтану задали несколько вопросов о программах этого сезона. Короткая программа поставлена на музыку из фильма «Desperado» с испанской гитарой вначале (из пьесы Asturias композитора Исаака Альбениса). «Первый музыкальный фрагмент помогает подготовить сцену к появлению неизвестного и загадочного персонажа. Создается ощущение, что он возникает из тумана, ‒ рассказывает Нейтан о концепции программы. ‒ Далее программа передает атмосферу фильма "Десперадо". Многие люди говорили мне: "Ты катаешь программу, отражающую определённую культуру" ‒ но такого намерения у нас не было. Мы с Ше-Линн пытались раскрыть персонажа из фильма. Действие фильма происходит в Мексике, главную роль в нём исполнил испанский актёр Антонио Бандерас, а музыка была написана американской группой [Los Lobos]... Я не хочу быть нечувствительным к чужой культурной идентичности, но здесь в большей степени пытаюсь выразить настроение фильма».
Если короткую программу Нейтан ассоциирует, прежде всего, с кино, то произвольная, напротив, стала для него непосредственным выражением музыки. В её основу положены произведения композитора-минималиста Филипа Гласса. Впервые Нейтан узнал о нём во время курса в университете, и по случайности примерно в то же время Ше-Линн сказала ему: «У меня есть музыка одного композитора, ты должен её послушать», ‒ и этим композитором был Филип Гласс. Нейтан продолжает: «После я выбрал те [композиции], что мне больше всего понравилась, и Ше-Линн поставила программу, черпая вдохновение из этой музыки. Произвольная каждого сезона ‒ это челлендж, но в этом году музыка более спокойная, и упор делается на исполнение всех прыжковых элементов без выгорания к середине программы. Десперадо более энергичная, но это короткая программа, так что можно справиться». Нейтан считает, что над обеими программами предстоит ещё много работы, но в целом он доволен своим первым соревнованием.
Photos by Jay Adeff / U.S. Figure Skating
Нейтана спросили, вносил ли он свои предложения в хореографию. «Ше-Линн определялась с выбором музыки, дизайном костюмов, хореографией… Временами она слишком креативна. Пытается включить в программу всё, чего ей хотелось бы, особо не фильтруя. Так как фигуристу не всегда удаётся всё это выполнить, иногда я сбиваюсь, ‒ смеётся Нейтан. ‒ Думаю, мой основной вклад в хореографию заключался в том, чтобы время от времени говорить: “Окей, Ше, мне кажется это перебор”, и предлагать то, как я могу это сделать. Но мы можем так работать, потому что доверяем друг другу. Я знаю, что она в любом случае привнесёт лучшую идею, и хорошо, что мы можем сделать эту идею ещё и реализуемой».
С начала взрослой карьеры Нейтан каждый сезон ставит новые программы, обращаясь к лучшим хореографам: Марине Зуевой, Лори Николь, Ше-Линн Бурн, Мари-Франс Дюбрей (в сотрудничестве с Сэмом Шуинаром). Причём меняются не только сами программы, но и музыкальные направления, в которых они поставлены. Предолимпийский сезон не стал исключением, но что будет в следующем году? Нейтан объясняет, что выбрал латину для КП, поскольку в этом направлении ещё себя не пробовал. «Не то, чтобы я думал, что это идеальный вариант для олимпийской программы, ‒ уточняет он, ‒ просто мне кажется, что знакомство с широким спектром жанров поможет в дальнейшем выбрать те, что мне на самом деле нравятся. На ум сразу приходит несколько музыкальных направлений, но я хочу ещё немного поразмыслить, прежде чем остановиться на одном из них».
Нейтан уже несколько месяцев тренируется в Калифорнии, первое время было нелегко: не столько физически, после локдауна, сколько психологически. Он пытается объяснить свои ощущения: «Изначально, под опекой Рафа, я привык тренироваться один и после смог удачно выстроить свой тренировочный процесс [в Йеле] таким образом. Поэтому сейчас, когда я вернулся на каток [в Ирвайне], иногда возникает ощущение, что всего немного чересчур, и мне снова хочется тренироваться одному, как раньше (смеётся). Я не хочу, чтобы за мной наблюдали, особенно когда я в плохой форме. Но вообще со стороны виднее, что не так, и я благодарен окружающим за помощь в трудные моменты». Впрочем, Нейтан неизменно находит положительные стороны: «Самое главное ‒ это иметь возможность тренироваться рядом с топ-фигуристами, такими как Мэрайя Белл. Их присутствие рядом подстёгивает меня и не даёт возможности впасть в иррациональную фрустрацию. Мне больше не приходится задаваться вопросом, правильно ли то, что я делаю ‒ или нет. По утрам у меня групповое занятие по скольжению и после я провожу две тренировки самостоятельно. Когда я совмещал фигурное катание с учёбой, то всё время жил в спешке. Я выбивался из расписания, стоило мне только попасть в пробку, пока я был за рулём. Теперь всё гораздо спокойнее».
Прыжковый лэйаут Нейтана не менее разнообразен, чем его программы. Его спросили, почему на соревновании было решено прыгать четверной флип вместо четверного лутца, и как случилась ошибка на последнем тройном акселе. «Аксель не такой рискованный и хорошо получается у меня на тренировках, поэтому я и поставил его последним прыжковым элементом. Флип я делал просто потому, что хочу испытывать новый контент на каждом соревновании. Мне кажется, гораздо интереснее пробовать новое, чем из раза в раз одно и то же», ‒ ответил он.
«Есть ли что-то новое, чем ты начал заниматься помимо фигурного катания?», ‒ заключительный вопрос. ‒ «С тех пор, как я вернулся в Калифорнию, я живу с мамой и решил раз в неделю учиться у неё готовке. Всё то время, что я жил с семьёй в Калифорнии, я не учился готовить китайскую еду, так что мама сказала: "Это отличная возможность тебя научить". Но это, в принципе, всё. В оставшееся время я лишь читаю книги».
Хореографы только вдохновляются смешением разных стилей и культур -- это норма для любой творческой деятельности. Как Бенуа Ришо сказал по поводу программы Теннелл: "Русская музыка была использована для американской фигуристки мною — французским хореографом. Это сочетание само по себе было одной из тех вещей, которые мне приглянулись в этой программе".
Хорошее интервью, спасибо за вашу работу!