16 мин.

Специфика судейства. Часть четвёртая

Первую часть можно найти здесь: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2834470.html

Вторая часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2837491.html

Третья часть: https://www.sports.ru/figure-skating/blogs/2840386.html

17. ЮГП в Гданьске. Алиса Лю. ПП. 4Л

Этот тот самый четверной лутц, который сначала посчитали как тройной. И по поводу которого было достаточно много шуточек на нашем форуме. В итоге судьи зачли прыжок как докрученный. Выглядел прыжок так:

Начало прыжка - толчок зубцом:

Конёк повёрнут к камере боком.

За 2 кадра до приземления Алиса в воздухе высоко. Ни намёка на касание льда нет. Можно обойтись и без модели:

Не хватает как раз пол-оборота до полного докрута.

За 1 кадр до приземления картина такова:

Задняя часть конька не видна, но всё же видно, что наклон есть. Оценивать его можно лишь приблизительно, но похоже, что он довольно большой. Нога вытянута в струнку. Плюс следующий кадр, к моменту которого прокручивается большой угол, позволяет сделать вывод, что такое положение нельзя считать приземлением, так как опоры на лёд практически нет.

Ну а вот и следующий кадр. Это, безусловно, приземление:

Таким образом, прыжок получился хорошо докрученным. Никакой "галки" здесь быть и не должно. Да судьи и не поставили. Хорошая попытка Алисы Лю, выполненная за счёт сумасшедшей скорости крутки. Ну и прерота, конечно, - куда без него.

18. Финал юниорского Гран-При. Алиса Лю. КП. Каскадный 3А

Нет какой-то особой причины в том, что я выбрал именно этот триксель, а не какой-то другой. Можно сказать, что это было сделано случайным образом. "Галку" здесь судьи не поставили.

Ракурс привычный, и в кадре начала конёк расположен боком.

За 2 кадра до приземления прокручено три оборота и Алиса высоко в воздухе.

За 1 кадр до приземления касания льда по-прежнему нет:

Следующий кадр - несомненное приземление:

Как итог получаем:

У меня прыжок получился даже чуть-чуть перекрученным. Реально этого перекрута может и не было, но прыжок можно считать докрученным в воздухе и ни намёка на "галку" здесь нет. Причём случай весьма простой и однозначный. Можно смело сказать, что эта попытка 3А - одна из лучших для Лю. И она, безусловно, способна докручивать хорошо.

Другой вопрос, что Лю во многом полагается на скорость крутки, и хорошие попытки на ультра-си (при достаточно редких, надо признать, падениях) у неё получаются не так уж часто. Но вроде как недокруты в протоколах отражение находят.

А слова про якобы плохое качество ультра-си Алисы, которая рассчитывает на закрытые глаза тех. специалистов чуть ли не в большей мере, чем на свои собственные силы, явно преувеличены. Да, ошибки могут быть частыми, я мог рассмотреть самые лучшие попытки. Но способности у Алисы есть - это надо признать.

19. Финляндия Трофи. Алёна Косторная. ПП. Сольный 3А

Не очень уверенное приземление, хотя визуально достаточно чистое. И "галка" в протоколе.

Прыжок:

Смотрим начало:

Конёк вновь расположен боковой частью к камере.

За два кадра до приземления фигуристка высоко в воздухе:

Строить модель не вижу смысла. За один кадр до приземления видим это:

Картинка за 1 кадр:

Тоже высоко в воздухе - на касание льда нет и намёка. Только ничегошеньки не разобрать, я даже затрудняюсь построить модель, да и не вижу особого в этом смысла. О положении конька можно догадываться разве что по положению колена.

Следующий кадр:

И это уже приземление. Конёк смотрит носком в кадр - но не строго. Видно и заднюю часть лезвия - она находится левее носка. Обычно, при исполнении хорошо докрученного прыжка, Алёна или едва касается льда зубцом, без опоры, или же находится очень близко ко льду. Но в данном случае это именно приземление, опора на лёд есть и это видно не только по этому кадру, но и по следующему:

Так как касание льда уже было, скорость частично была погашена, и к следующему кадру Алёна прокрутила совсем небольшой угол.

Строю модель приземления:

У меня получилось, что недокрута на "галку" нет. Возможно, будь выезд посимпатичнее, никто и не стал бы рассматривать такой прыжок. А тут решили придраться. Может быть, другая судейская бригада не поставила бы "галку" и так. Но здесь не повезло. Надо бы стараться прыгать понадёжнее.

20. Гран-При Японии. Алёна Косторная. ПП. Каскадный 3А

Красиво:

Начало:

За 2 кадра до приземления Алёна высоко в воздухе:

За 1 кадр до приземления:

Вновь хорошо видно, что даже минимального касания льда нет.

А вот в следующем кадре - на приземлении - есть, причём сразу же на полное лезвие.

Для удобства, ввиду ракурса, использую параллельную исходной ось, для изображения "конька приземления". В итоге получаю:

Прыжок можно считать "докрученным в воздухе". И в протоколах "галки" тоже нет.

21. Финал Гран-При. Алёна Косторная. ПП. Каскадный 3А

Этот прыжок был выполнен хорошо, но ГОЕ за него были получены несколько меньшие, чем обычно. Возникло ощущение того, что какие-то отличия от обычного исполнения всё-таки имели место.

Вот он:

Как и в 19 из 20 случаев до этого, начинаем с начального положения. Мах ногой начинается здесь:

Далее, за 2 кадра до приземления мы видим это:

Может показаться, что тут уже конёк едва ли касается льда, но это не так. Касания нет вообще и скорость в этот момент хорошая, потому то и к следующему кадру получается преодолеть весьма внушительный угол:

Здесь я убрал жёлтый конёк начала, оставив без изменений лишь ось - просто чтобы не загораживать обзор.

Здесь касание льда если и есть, то самое незначительное, но возможно, его и нет вообще. Остаётся прокрутить примерно ещё четверть оборота. Подробнее положение конька:

Но к следующему кадру - приземлению опять же прокурчивается очень даже большой угол:

Более подробно:

Как видим, прыжок докручен хорошо, "галки" здесь и нет. И её и не поставили. В чём причина снижения ГОЕ - сказать трудно, но явно не в докруте. Возможно, не было хорошего пролёта.

Вообще, по Алёне можно заметить, что она может хорошо докручивать 3,5. Стало быть, для хорошего четверного нужно прибавить даже меньше четверти оборота. Поэтому всё реально, если позволяет физическая форма. И есть время. Хотя техника любого четверного, безусловно, сильно отличается от техники акселя.

На этом разбор конкретных примеров окончен, и настало время делать выводы.

Всего был разобран 21 прыжок. Среди них мои модели показали результат, совпавший с судейской оценкой в 10 случаях. Не совпали в 8 случаях. При этом пять ошибка судей была против фигуристки (лишняя «галка») и три раза в пользу («простили явный недокрут»). И ещё в 3 случаях ситуация оказалась настолько сложной, что я не смог определиться и счёл оба варианта примерно в равной степени справедливыми. Что любопытно, во всех этих случаях судьи рассудили в пользу фигуристок.

Конечно, если бы я не выбирал специально более сложные элементы, и не подбирал некоторые интересные для разбора случаи, а смотрел бы всё подряд, включая множество простых элементов, то нет сомнений – случаев совпадения с судейскими решениями было бы больше.

Особенный интерес вызывают пограничные случаи. Никак нельзя утверждать, что все эти случаи - как под копирку. Особенностью многих были трудности в определении момента начала прыжка и приземления. Хочу отдельно отметить, что для каждого из этих случаев вполне можно было бы сделать разбор с упором только на одну точку зрения, проигнорировав все аргументы в пользу второй и, таким образом, постараться выставить их как однозначные.

Выходит так, что даже имея качественные повторы, кучу времени, возможность смотреть по кадрам и даже строить модели, не всегда можно сделать однозначные выводы о наличии/отсутствии «галки», и установить истинное положение дел. А что же говорить о судьях, у которых времени значительно меньше, да и возможности исследования даже сложных для анализа случаев весьма ограничены? Ошибки логичны. Но всё говорит о том, что в причинах как ошибок, так и решений пограничных ситуаций в чью-либо пользу, а значит, и против кого-то тоже, определяющими являются следующие факторы:

1) недостаток времени;

2) трудности определения верного момента начала/приземления;

3) размытие, неудобный ракурс, некачественное видео;

4) ну и не без имени, регалий, репутации фигуристки как техничной или, быть может, "хронической недокрутчицы", не обходится;

5) так же стоит отметить, что некоторые прыжки могут попросту не поставить на пересмотр;

6) есть шанс, что некоторые судьи имеют разный взгляд на то, по зубцу или же ребру определяется докрут.

А вот такие вещи как:

1) наличие среди судей персональных поклонников конкретной фигуристки;

2) постоянный подкуп судей;

3) заговор судей и представителей федерации по продвижению одних и задвиганию других спортсменок;

4) блат, дружеские и родственные связи между близким окружением фигуристки и судейской панелью

…причинами тех или иных решений НЕ ЯВЛЯЮТСЯ. Как бы некоторым ни хотелось обратного, для оправдания своего, мягко говоря, неудовольствия результатами.

На самом деле, если говорить о судейских ошибках - то зачастую против случая ошибочного выставления "галки", у фигуристок есть приём "прыгать надёжнее". Случаи, когда фигуристка всё сделала шикарно, но получила "галку" всё-таки редки. В моей подборке таких получается уже 3. Ну а решения судей, фигуристку прощающие, могут компенсировать некоторые ранее допущенные несправедливости, если говорить о карьере в целом, а не об одном соревновании в частности.

В пограничных же случаях истина ускользает, и уже неважно, каким был реальный угол недокрута - важно только то, что пошло в протокол. Кстати, как насчёт округления почти четверти до четверти, которое даёт основание ставить "галку"? В правилах его не прописать – каждый решает сам. В связи с этим вспоминается новая инициатива ISU – недокрут ровно в четверть обозначать символом «q», и наказывать только снижением ГОЕ, но не базы, в отличие от недокрута на "галку". Будет любопытно взглянуть на работу этого правила на практике. Оно могло бы хорошо подействовать, если бы, все пограничные случаи были бы уравнены между собой «кукушкой». Судьям было бы легче. Но это - идеал. Реально же, как в ФК правила не меняй - всегда останется возможность для манипуляций. И всегда найдутся те, кто считает, что новые поправки эту возможность только расширяют. Не даём «галку» ровно за 90 – поощряем недокрутчиков. Даём «галку» ровно за 90 - получаем проблемы округления и сложные пограничные решения, у которых может оказаться разный итог. Вводим «кукушку» - получаем опасность зря отнять ГОЕ за небольшой, в общем-то, недокрут, либо же пожалеть недокрутчика, не резать базу. Если есть желание. Пограничные случаи останутся. И вроде разница между различными решениями в пограничных ситуациях станет меньше. Но самих таких ситуаций вполне может стать больше.

Также хочу отметить, что для меня лично подобный опыт стал очень интересным и заставил по-другому взглянуть на некоторые ситуации, и, в нескольких случаях, даже кардинально изменить своё мнение. Так, например, ранее, довольствуясь замедленным пересмотром выездов, я был искренне уверен, что 4Ф на ЧЕ Аня недокрутила ровно на четверть, а на сольном 4Л не хватило в районе 200 градусов. И эту точку зрения я даже горячо отстаивал. Зато каскадный 4Л мне казался докрученным в воздухе. Основным упущением, которые имело место ранее, я считаю недостаточное внимание к кадру начала прыжка. Где кончается заход и начинается прыжок – это надо разобраться. Более того, уже в процессе работы, бывало и так, что после нахождения всех верных кадров, я получал при моделировании не совсем те результаты, которые ожидал. В основном погрешность составляла около 30 градусов - как разница между прикидкой на глаз по кадрам и готовой моделью.

И ещё кое-что. Более простые элементы, типа сольных тройных или первых тройных в каскадах я рассматривал мало, но всё же немного посмотрел. И сделал вывод, что для них, как и для сложных элементов, докруты в воздухе – явление не частое. Как правило 30-45 градусов остаются. Даже если в исполнителях топовые фигуристки. Вроде как единичку в ГОЕ из-за этого формально отнять можно, но этот момент просто теряется в куче других критериев, поэтому оценить его влияние на оценку в отдельности не представляется возможным. Полные докруты на более сложных элементах бывают, как мне кажется, из-за стремления исполнителей надёжнее избежать недокрутов, застраховаться. И, конечно, они так же довольно редки.

На этом тему недокрутов я закрываю, но впереди ещё ждут другие аспекты. На очереди «прероты». Поэтому - продолжение следует...