14 мин.

Этери Тутберидзе. Финал Гран-при: живое чудо воочию

Позавчера и вчера (в пятницу и субботу) на ледовой арене Palavela в Турине вечерами царила неописуемая атмосфера! К началу выступления финалисток в женском одиночном катании на трибунах буквально негде было яблоку упасть. И хотя на остальных взрослых видах (мужчины, пары, танцы) зал был достаточно неплохо наполнен и весьма активен, всё же только к женским соревнованиям все места на арене заполнялись "под завязку", а атмосфера в зале накалялась до предела. Такого аншлага Турин, наверное, не помнит уже много лет. Цена билета на хорошие трибуны (первый ярус) доходила у перекупщиков за 2-3 дня до соревнований до 2500 евро. Таких цен не бывает даже на VIP-места Метрополитен опера на премьеры с лучшими оперными дивами планеты. И причина данного ажиотажа одна - уникальная возможность лицезреть вживую подлинное чудо - прокаты всех четырех "А" мирового женского фигурного катания, да еще и в компании с Рикой Кихирой. И ведь это - не Олимпийские игры и даже не Чемпионат мира; это - "всего лишь" финал Гран-при. Тем не менее, эмоциональный накал был фантастическим - под стать тем грандиозным выступлениям, которые мы имели счастье воочию увидеть в эти два дня. 

Живое чудо - день первый, пятница. Короткие программы

Для начала небольшое отступление. Вчера в качестве своеобразного "предзнаменования" сногсшибательного вечера встречи с "4А" несколькими часами ранее завершились прокаты Произвольных программ у девушек-юниорок. И по итоговой сумме двух программ победительницей финала юниорского Гран-при стала волшебная Камила Валиева, которая вышла на эти старты в Турине лишь через три недели после восстановления от серьезной травмы, в связи с чем она даже вынуждена была временно исключить из ПП свой коронный четверной тулуп. При этом ее главная соперница - американка Алиса Лью, о которой недавно писал журнал Time как о новой восходящей звезде мирового ЖФК - исполнила феноменально сложный контент, включающий аж 4 элемента "ультра-си": два тройных акселя (один из которых в каскаде с 2Т) и два четверных лутца (один из которых в каскаде с 3Т). Кроме того, Алиса имела преимущество над Камилой по итогам КП в 2 с лишним балла благодаря чисто исполненному тройному акселю, а также из-за помарки Камилы на тройном риттбергере. Тем не менее, чистейшее исполнение ПП позволило Камиле одержать верх по сумме двух программ, поскольку американка исполнила первый 3А с падением, а затем три остальных элемента "ультра-си" (два 4Lz и еще один 3А в каскаде) не докрутила. Отдельно хочется отметить результат Даши Усачевой - одногруппницы Камилы. Не обладая элементами "ультра-си" (на сегодняшний день) и не очень стабильно исполняя Произвольную программу в течение всего начала сезона, Даша сумела-таки не только вырваться в финал Гран-при, но и занять в нём 2-ю строчку по итогам КП (Камила, кстати, по итогам КП стала из-за помарки лишь 4-й, хотя и с небольшим отрывом от 1-го места). Затем, когда Камила вырвала золото по итогам Произвольной программы, Даша, прокатав ПП с некоторыми погрешностями, сумела все же удержаться в призовой тройке, завоевав итоговую бронзу. Сразу по окончании юниорского старта среди девушек Этери Георгиевна опубликовала на страничке Инстаграм изысканный в своей лаконичности синтез: "Закончился первый вид. Рисовали теми красками, которые у нас были". БРАВО!

И вот, с 19:50 по местному времени на льду Palavela начало происходить чудо: жребий открывать женские соревнования выпал Алёне Косторной с её запредельной (как в художественном, так и в техническом аспектах) программой "Ангел". Идеальный прокат, феноменальная по филигранности и блеску техника, вся программа исполнена на одном дыхании; каждый жест, каждый шаг, каждый взгляд - попадание в эталон... зал только успел выдохнуть общее "ах!" ... как уже обновлён мировой рекорд в КП, установленный совсем недавно, в Японии, самой же Алёной. И мы, сидящие на трибунах, будто осознали, что сейчас, в этот самый момент, перед нами предстала новая галактика в женском фигурном катании и мы являемся свидетелями чего-то абсолютно беспрецедентного.

Сразу же следом за Алёной, совершенно не дав залу опомниться после увиденного, на лёд вышла Саша. И первым делом она пошла на тройной аксель, впервые на официальном старте (до этого она его исполняла лишь на тренировках). К сожалению, с первого раза чисто исполнить этот сложнейший и некомфортный для Александры прыжок не удалось. Но какое же безмерное уважение и восхищение вновь и вновь вызывает эта потрясающая супер-девочка своим бесстрашием и жаждой новых свершений! Вся остальная программа была исполнена чистейшим образом, но из-за падения с 3А Саше пришлось по итогам КП удовольствоваться пятым местом, что, впрочем, при ее контенте в Произвольной программе - не такая уж большая проблема (что, в принципе, и подтвердил следующий день соревнований). В качестве "пометки на полях" позволю себе предположить, что достаточно убедительная попытка "премьеры" тройного акселя со стороны Александры Смелой в КП в финале Гран-при не могла не произвести фундаментально деморализующего воздействия на Рику Кихиру, поскольку по ней впервые ударила ее же оружием та, кто в сложности контента ПП не знает себе равных во всем мире за всю историю. Ведь Рике стоит лишь представить на секунду, что Саша со временем стабилизирует 3А (при этом продолжая чувствовать себя с квадами как в своей родной стихии), и у Рики, в общем-то, шансов остаётся... скажем аккуратно... не очень много. А еще и в сочетании с "взрывом сверхновой", только что вновь устроенным Косторной (а ведь Рика еще не успела в себя прийти после ее недавнего ошеломляющего японского старта), Сашина попытка 3А, должно быть, создала для Кихиры просто "максимум благоприятствования" в моральном плане.             

Судьи еще не успели выставить оценки Александре, а на лёд уже вышла Анечка Щербакова. Начинается ее Короткая программа... и живое чудо продолжается. ТАКОГО "Парфюмера" мы еще никогда не видели. Аня каталась так, что эта изысканнейшая программа заиграла всеми красками - совершенно завораживающее действо, какое-то почти трансцендентное. Мы полностью забыли, где находимся, что идут соревнования и так далее. Анна словно воссоздала какую-то параллельную реальность и перенесла в нее на несколько минут наше сознание. Это было сродни массовому гипнозу. И какое же долгожданное счастье испытали мы, увидев (наконец-то!!!) более-менее адеквантные оценки со стороны судей: 78,27 балла за Короткую программу (в т.ч. компоненты 34,55 - уже "почти" взрослые). Напомню, что это на 10,5 (!) баллов больше, чем оценка за стартовый прокат Анечки в Бергамо в самом начале сезона. И этот прогресс в оценке - ровно на том же самом контенте, без каких-либо усложнений или изменений. В том числе, знаменитый каскад "им. Алины Загитовой" (тройной лутц - тройной риттбергер) был изумительно исполнен во второй половине программы, докрученный, без пометок про рёбра и т.п.

Очевидно, что после такого начала вечера и Брейди, и Рике кататься было нелегко. И они обе поошибались на каскадах (Брейди просто с недокрутом, а Рика - даже с падением). 

Но в самом конце этого волшебного вечера нас ждала поистине услада души: феноменальный прокат КП "Me Voy" ("Я ухожу") всенародной да и всемирной теперь уже любимицы - Алины Загитовой.

Это исполнение было настолько пронзительным и невероятно прекрасным, что зрители восприняли как сами собой разумеющиеся последовавшие затем оценки судей "как в старые добрые времена" под 80 баллов. Алина откаталась в этот раз по-настоящему, как она умеет - до слёз. Сразу по окончании проката весь зал встал: россияние, японцы, американцы, итальянцы, французы, все... весь зал. И это были уже даже не аплодисменты. Это был рокот стихии. На огромном экране в центре под потолком мелькнуло на мгновение выхваченное крупным планом лицо Этери Георгиевны Тутберидзе - в ее глазах стояли слезы (я такое видел второй раз в жизни; первый раз был, если я правильно помню, на Rostelecom Cup в Москве в прошлом сезоне, когда Алина посвятила свой прокат "Призрака оперы" памяти Этери Петровны Тутберидзе - матери Этери Георгиевны).         

Живое чудо - день второй, суббота. Произвольные программы

Второй день соревнований в женском одиночном катании открыли Брейди и Рика. Они обе сделали максимум того, что могли сделать на настоящий момент: Брейди откаталась очень чисто и даже с каким-то настроением. Рика пошла-таки на риск (за что ей, безусловно, респект) и попыталась прыгнуть четверной сальхов. Но упала. Зато все остальные элементы Рика затем исполнила чисто, включая два тройных акселя (один из которых в каскаде). Благодаря этому обе фигуристки с запасом ушли за "гроссмейстерские" 200 баллов по сумме двух программ (что было, впрочем, вполне ожидаемо).

Затем вышла Саша. И все вокруг изменилось: вновь (как и в предыдущий день соревнований) перед нами стала раскрываться иная вселенная - вселенная фигурного катания Этери Тутберидзе, вселенная "4А". Саша заявила ПЯТЬ четверных прыжков. Из них ЧЕТЫРЕ разных: флип, сальхов, лутц и два тулупа (один - в каскаде). Чисто исполнила Саша "лишь" ТРИ четверных прыжка: флип, лутц и тулуп в каскаде. Поэтому была страшно недовольна своим прокатом.

А теперь сделаем паузу и вдумаемся. "ЛИШЬ" ТРИ квада из пяти исполнены чисто? Это действительно "ЛИШЬ"? Два из них - самые сложные прыжки из всех существующих в четыре оборота - лутц и флип. Мало кто из мужчин имеют их в своём арсенале. Третий - тулуп - в сложнейшем каскаде с ойлером и тройным сальховом да еще и во второй половине программы. Да это ведь не просто космос, это СВЕРХКОСМОС! Оценка за технику, к слову, под 97 баллов несмотря на падение со второго 4Т и срыв 4S (вместо него Саша прыгнула 2S с недокрутом - почти "бабочку"). Но из-за этих двух грубых и заметных ошибок судьи основательно "замочили" Саше компоненты: поставили 65,93 (для сравнения, за эталонное катание у Алёны Косторной - 73,27, а компоненты некоторых именитых фигуристок иной раз могут без видимых невооруженному глазу причин и до 75-76 доходить, как мы помним). И теперь самое главное: Саша стала на этом старте первой женщиной в мировой истории ФК, исполнившей четверной флип, причём исполнившей его абсолютно чисто, с высоченными GOE (3.3)!  Это была ее сенсационная премьера вечера и очередной исторический рекорд, который зарегистрирован ИСУ. В других обстоятельствах этот ошеломляющий прыжок имел бы эффект разорвавшейся термоядерной бомбы. Но на сей раз данная сенсация прошла как бы почти незамеченной на фоне двух других сенсаций, которые последовали сразу за выступлением Саши.

Просто сразу после Александры на лёд выходит Анна Щербакова и... почти на 1 балл перекрывает Сашин результат (внимание!) за Произвольную программу. И занимает текущее первое место. И это при том, что у Анечки в этот раз премьера 4F не получилась - она с этой попытки упала, хотя и практически докрутила прыжок. Зато два четверных лутца она приземляет: первый в каскаде с 3Т - идеально чисто, с высоченными GOE, второй - с небольшим недокрутиком. Уступив Саше примерно 2,3 с балла в технической оценке, Аня наверстала их, обогнав Александру по компонентам примерно на 3,2 балла. Такой поворот событий, надо сказать, необычайно "взбодрил" зал своей неожиданностью. Поскольку Аня опережала Сашу по итогам КП почти на 7 баллов, то главный вопрос был - наверстает ли Саша эту разницу в Произвольной. Но то, что в самой ПП Аня сможет Сашу перекрыть оценкой - ту самую Сашу, которая только что сотворила невообразимое чудо, чистейшим образом приземлив 3 разных квада, два из которых (повторюсь - флип и лутц) - самые сложные из существующих в природе, а флип вообще исполнен женщиной впервые в истории - такого исхода битвы никто, мне кажется, не предполагал. Включая даже, возможно, саму Анну.

И вот в самый разгар этого квадо-сумасшествия на лёд выходит Алёна. После выступления Анны всем очевидно, что градус в зале повышать уже некуда, но Алёна... тем не менее, его повышает. И еще как! Безукоризненно виртуозное исполнение Произвольной программы позволяет ей, отстав от Анны примерно на 4,5 балла по технике (с учетом deduction у Ани из-за падения с 4F), но восполнив это преимуществом в компонентах на 4 балла, уступить Анечке ПП с отставанием лишь в 0,5 балла. Поэтому по итоговой сумме двух программ (за счет заметного преимущества ~ в 7,2 балла по сравнению с оценкой Анны по итогам КП) Алёна уверенно занимает первое место и становится главным претендентом на золото в финале Гран-при с мировым рекордом по суммарной оценке за КП и ПП равной 247,59. И, хотя такую оценку уже невозможно было никак перекрыть, все же корректно говорить именно "главным претендентном", поскольку на тот момент еще не выступила Алина Загитова.

Выступление Алины "в полную силу", без подвигов, но чисто, принесло бы ей около 153-155 баллов, что в сочетании с чрезвычайно высокой оценкой за КП давало ей более чем реальный шанс побороться с Сашей за бронзу. При этом, по большому счету, первые два места уже были ясны: Алёна - золото, Анна - серебро. Их обеих было уже практически невозможно достать, даже если бы Алина откаталась абсолютно идеально.

Однако, по причине физического состояния (видимо, травма при неудачном приземлении с одного из прыжков), выступить в полную силу Алине в этот день, к большому сожалению, не удалось. В отличие от феноменального проката КП накануне Произвольная программа у Алины в этот раз, что называется, "не пошла". И, хотя она честно и очень грамотно до самого конца программы боролась за каждый элемент, преодолевая физическую боль (каскад 3Lz3Lo, например, "на волосок" от падения был, но она его как-то "спасла"), всё же без падений выступление не обошлось - слишком большой недокрут на 2А и, как результат, падение. Затем Алина собирается, чисто приземляет 3S, хотя и с небольшим недокрутиком, затем вообще идеально чисто исполняет второй двойной аксель (как бы подчеркнуто исправляя тот первый, с которого она упала), но затем оба каскада во второй половине программы вновь с недокрутами и только в самом конце программы - чистый тройной флип - её любимый прыжок. Несмотря на прекрасную дорожку и хорошие вращения судьи жестко наказывают Алину за технические огрехи на прыжках, радикально снижая ей еще и оценку за компоненты (видимо, в той логике, что ошибки на прыжках и падение в целом портят и художественное впечатление от проката, влияя тем самым не только на техническую оценку, но и на оценку за компоненты, особенно за performance). Было совершенно очевидно, что Алина крайне огорчена своим прокатом Произвольной программы. Но это - жизнь. Как сказала накануне, на пресс-конференции после КП, Алёна Косторная, "...бывают и взлёты, и падения" и это совершенно нормально. Алина знает это как никто другой. Именно ей свойственно вставать после любого падения и вновь выбираться на вершину как раз в тот момент, когда это наиболее важно - на Главных стартах сезона. Особенно, на самом главном старте. Чего и хочется ей от всей души пожелать! Потому что глубочайшая и безусловная любовь в сердцах зрителей, которую эта уникальная девочка сумела в нас пробудить, имеет бескорыстную основу, потому что сама Алина бескорыстна в своей любви к Фигурному катанию, в посвящении всей себя этому Делу, в готовности отдавать нам, зрителям, свои силы, здоровье, всю свою жизнь (причём не на словах, а на деле) - она ведь уже давно не за оценки выступает, а лишь на радость всем нам. Это, по-моему, самое главное, чему на самом деле научила её великая Этери Тутберидзе. И это очень дорогого стоит. Поэтому в заключение приведу отрывок из стихотворения нашей выдающейся поэтессы, Беллы Ахмадулиной, как мне кажется, очень в тему:

                            <...>

Неможется! Нет сил! Я отвергаю участь

явиться на помост с больничной простыни.

Какой мороз во лбу! Какой в лопатках ужас!

О, кто-нибудь, приди и время растяни!

По грани роковой, по острию каната —

плясунья, так пляши, пока не сорвалась.

Я знаю, что умру, но я очнусь, как надо.

Так было всякий раз. Так будет в этот раз.

                         <...>

Измучена гортань кровотеченьем речи,

но весел мой прыжок из темноты кулис.

В одно лицо людей, все явственней и резче,

сливаются черты прекрасных ваших лиц.

Я обращу в поклон нерасторопность жеста.

Нисколько мне не жаль ни слов, ни мук моих.

Достанет ли их вам для малого блаженства?

Не навсегда прошу — но лишь на миг, на миг!

ВИДЕО. Загитова посвятила показательный номер умершей матери Глейхенгауза