Показательные программы Шомы Уно: в поисках «нового я»?
«Думаю, за последние 1-2 года произошли большие изменения. Особенно я почувствовал это, когда катал Time After Time: моя манера выступать действительно изменилась».
Последний год прошел для японского фигуриста Шомы Уно под знаком перемен: как в технической оснащенности (с разучиванием новых каскадов в конце сезона), так и в плане расширения хореографического диапазона. Четыре новые программы сезона 2018-19, поставленные тремя хореографами (Михоко Хигучи, Дэвид Уилсон и Ше-Линн Бурн) — лучшее тому подтверждение. Четыре разных стиля (микс испанского и латиноамериканского в КП, медленная классика в ПП, джаз в «Time after time» и современный EDM в «Great spirit») четко выстраивается в две симметричные пары: быстрым и более открыто экспрессивным КП (под «Лестницу в небо») и Great spirit контрастируют медленные и более медитативные «Лунная соната» в ПП и «Time after time». Как минимум две программы из четырех вышеперечисленных расширили горизонт новыми стилями и, соответственно, новым хореографическим языком: это обе показательные программы, «Time after time» и «Great spirit». В репертуаре появляются новые или редко использовавшиеся ранее элементы: прыжок в шпагат в первой программе
и «элемент Кевина Аймоза» во второй.
Появляются, наконец, новые пластические идеи, новые выразительные возможности, эхо которых мы наверняка услышим и увидим в будущих соревновательных программах.
На эти новые идеи я и предлагаю обратить внимание в своем юбилейном (50ом по счету) посте.
Часть I. «Time after time»: джаз (постановщик — Дэвид Уилсон)
Дэвид Уилсон уже не в первый раз работает с Шомой. Их предыдущую работу («This town») я уже рассматривал в одном из предыдущих постов. «Time after time» («раз за разом», «вновь и вновь») поставлен на джазовую классику: ностальгическую песню, написанную Сэмми Каном и Джули Стайн в 1946ом году для фильма «It happened in Brooklyn» (1947) с Фрэнком Синатрой в главной роли. Здесь за основу взята современная интерпретация Гарри Конника-мл. с альбома «Come by me» (1999).
«Вновь и вновь
я говорю себе, что
мне повезло любить тебя».
Новую программу роднит со старой многое: прежде всего, это медленный темп и лирический образ. Углубленная лирика текста и неспешное движение музыки близки и миру «Лунной сонаты» (поставленной Михоко Хигучи), что отражается, в частности, в точном цитировании нескольких характерных движений:
кораблика с характерным положением корпуса и вытянутыми руками
и заклона Бауэр с выразительным движением правой руки.
В программе есть явственные следы индивидуального стиля Уилсона — особенно в концовке, где заключительное вращение дополняется энергичным движением обеих рук. На ум сразу приходит другая джазовая классика, поставленная им для испанского фигуриста Хавьера Фернандеса — произвольная программа «Guys and dolls» сезона 2015-16 под Фрэнка Синатру.
Характерен для стиля Уилсона и очень точный «параллелизм» музыки и хореографии, при котором хореографические «периоды» аккуратно прилажены к музыкальной фразировке — то есть их границы совпадают с движением и остановками музыкальной мысли. Буквально каждый музыкальный жест отражается в движениях фигуриста; музыкальные паузы, в свою очередь, приводят к их «замораживанию» и эффектным позировкам.
С этой точки зрения показательно уже самое начало.
На две музыкальные фразы отвечают два лаконичных хореографических построения: движение головы, поворот корпуса и протянутая вперед правая рука в первом, во втором движение вверх той же руки обрисовывает восходящее движение мелодии, после чего музыка и движение вновь застывают — заключительная позировка всего построения, цитирующая Лунную сонату, уже приводилась выше.
Стремление заставить хореографию «дышать» вместе с музыкой заметно и в тех случаях, когда относительно свободные построения уступают место стандартным для фигурного катания элементам — прыжкам и вращениям. Вращение в волчке в этом смысле особенно показательно. Тут стоит отметить, что в прокатах этой программы а течение соревновательного сезона Шома предпочитал упрощать волчок, отказываясь от смены ноги. Оригинальная задумка Уилсона становится понятной по прокатам на летних шоу 2018го и 2019го годов, в которых два сегмента волчка четко скоординированы с двумя сходными музыкальными фразами, а смена ноги между сегментами происходит как раз на их стыке. Интересно, что похожее оформление волчка встречалось и в соревновательных программах прошлых лет — «Леди в лавандовом» сезона 2016-17 и «Зиме» Олимпийского сезона 2017-18. В примере все три варианта склеены воедино для удобства сравнения; волчок из Time after time взят из недавнего выступления на шоу.
Помимо узнаваемых «идиом» стиля самого Шомы (и его бессменного хореографа Михоко Хигучи) и постановщика Дэвида Уилсона, в программе есть и собственно джаз. Есть некоторые характерные движения, шаги, подпрыжки, напоминающие о танцевальной стилистике джаза — как, скажем, в этих «скользящих» шагах, сделанных чрезвычайно остроумно с музыкальной точки зрения.
Но самое главное — есть ритм джаза, есть его характерная синкопированная ритмика с опорой на слабые доли, на «и» (о важности синкоп я уже писал в свое время здесь). Для акцентирования этих синкоп привлекается весь доступный инструментарий: руки, корпус, ноги, в отдельных случаях даже малозаметные движения шеи и головы. Таких моментов в программе достаточно много — ниже приведена только малая их часть. Обратите внимание на движение головы в первом фрагменте, акценты ногами во втором и движения рук и всего корпуса (в конце) в третьем.
«Time after time» не кажется революционной программой, но только лишь из-за того, что все новое в ней хорошо скрыто за вполне узнаваемой — очень «Шоминой» — оболочкой. В ней есть и новый элемент (прыжок в шпагат, приведенный в самом начале поста), и относительно новый для фигуриста стиль (джазовый), и, едва ли не самое важное, новая — взрослая, чувственная — выразительность, новая «манера выступать».
Часть II. «Great spirit|»: EDM/транс/этно (постановщик — Ше-Линн Бурн)
Эту удивительную программу я упоминал еще в самом начале сезона, когда писал о неповторимой Ше-Линн Бурн, но она определенно заслуживает много большего, чем просто краткого упоминания. То, как хореограф сумела преобразить в ней стиль фигуриста, вполне сравнимо по своей смелости с тем, как ей удалось преобразить двукратного чемпиона мира Нейтана Чена в сезоне 2017-18 — в таком виде и таком стиле Шому мы еще совершенно точно не видели.
Музыкальная основа программы — песня «Great spirit» (Великий дух), записанная известным ди-джеем Армином ван Бюреном в сотрудничестве с группами Veni Vici и Hilight tribe. Стиль музыки эклектичен, но в целом вписан в широкий формат EDM (электронной танцевальной музыки): в основе очень простая и быстрая танцевальная основа в стиле транс, поверх которой появляются этно-мотивы — даже в самом тексте песни, написанном на языке Лакота и представляющим собой традиционное для индейцев обращение к божествам. Стилевой микс музыкального материала подчеркивается смелой хореографией Ше-Линн, в которой и узнаются те же этнические мотивы (о них чуть позже), и находится место некоторым движениям, которые не потерялись бы на танц-поле или в современном стрит-дансе, но при этом все проведено через мощный фильтр классического модерна — того направления, с которым Ше-Линн работает больше и успешнее всего.
Уже самое начало программы приковывает внимание энергичностью и резкостью в работе верхней половины корпуса и рук, которые дополняются интересной работой ног (именно на ней сделан акцент в гифке):
В том же фрагменте чуть позже работа ног дополняется движением фигуриста по кругу, порождая ассоциации с некоторыми языческими культовыми танцами — индейскими в том числе, но скорее именно «языческими» в широком смысле слова, к тому же представленными в достаточно условном, символическом, виде. На видео ниже я совместил воедино 1) фрагмент настоящего индейского танца, 2) фрагмент из балета «Весна священная» Стравинского (посвященный обрядам языческой Руси) в восстановленной версии Нижинского и 3) круговое движение из программы Шомы. Даже в таком фрагментарном виде понятно, что танцы, конечно, очень разные, но их объединяет два основных мотива — это ритуальное круговое движение и мотив «вытаптывание земли».
Стилистика номера вполне располагает и к поиску других аналогий с языческими обрядами, но, как мне кажется, доминирующей линией является все-таки именно танцевальный модерн, особенно на приведенных ниже видео и гифке, где на первый план выходят прямые (без сгибов) руки и присяд во второй балетной позиции ног -- то, что на языке фигурного катания называется корабликом (на гифке справа — фрагмент балета Уэйна МакГрегора «Chroma»):
В этой постановке много интереснейших деталей и за пределами пары ярких и даже эпатажных фрагментов, приведенных выше. Традиционные для Шомы элементы вроде кантилевера или отдельных прыжков и вращений замечательно встраиваются в музыкальное сопровождение, не прерывая единую линию развития. Двойной аксель в первой половине программы «выстреливает» точно в пустоту, напоминая о первом акселе из «Лунной»,
а чуть далее раздается и "настоящий" выстрел, призванный подчеркнуть очередной сильный музыкальный акцент.
«Great spirit» пропитана современным чувством ритма, современной энергетикой и драйвом, современной танцевальностью. Она дала Шоме то, чего ему действительно во многом не хватало в постановках предыдущих лет — острое ощущение современности. Благодаря ей мы вспоминаем, что Шоме всего 21 год и он, в конце концов, еще совсем молод. Не об этом ли и текст песни?
Wakȟáŋ Tȟáŋka, hokšíla
Великий дух, юный мужчина
———————————————————————
Тонкая, хрупкая хореографическая ткань джазовой «Time after time» и бурная, переливающаяся через край, энергетика «Great spirit» — два контрастных полюса катания Шомы Уно, между которыми располагается огромный мир новых возможностей для программ грядущего сезона. Огромный мир для новых открытий и проявления новых граней его таланта.
Девизом Шомы на сезон 2019-20, по его собственным словам, станет открытие «нового я».
P.S. Выражаю благодарность пользователю Irina_Alchemist за любезно предоставленное мне право воспользоваться ее коллажем для анонса поста.
и в моем субъективном рейтинге показалок этого сезона «Great spirit» №1 во всех видах