5 мин.

Звездная ночь

Печаль будет длиться вечно

(по легенде, последние слова Винсента Ван Гога)

 

Канадская танцевальная пара Пайпер Гиллес и Поль Пуарье, недавно завоевавшая бронзу чемпионата Четырех континентов (и малое серебро за произвольный танец), давно уже поражает необычными программами, но этот сезон даже на фоне программ прошлых лет особый. Мы давно привыкли, что нам рассказывают «про любовь», про отношения мужчины и женщины, некоторые даже свыклись с более сложной атмосферой и тонкой музыкальностью современных постановок от группы Дюбрей-Лозона-Агенауэра, но программы под живописные шедевры все же остаются большой редкостью. И уж тем более постановки, в основу которых положено творчество знаменитого художника Винсента Ван Гога.

 

Произвольный танец Гиллес-Пуарье поставлен под песню Дона Маклина «Starry night» (Звездная ночь): песню о Ван Гоге, в которой раскрываются мотивы безумия, самоубийства, борьбы непонятого гения и дается описание красочности и экспрессивности его полотен. Прежде всего, речь о знаменитой «Звездной ночи», которую художник писал в больнице для душевнобольных Сен-Поль в Сен-Реми-де-Прованс — уже после знаменитого инцидента с Полем Гогеном, в результате которого Винсент отрезал себе бритвой кусок левого уха.

В костюме Пайпер несложно увидеть мотивы «Звездного неба» Ван Гога — преимущественно синий, экспрессивно «завихренный», фон, на котором выделяются крупные звезды. Запятнанная красками рубашка кремового цвета и черные штаны Поля передают незамысловатый наряд самого художника — главного героя этой песни и этой программы.

И даже одинаковые начальная и заключительная позы программы со скрещенными наподобие решетки руками будто напоминает нам о том, что Ван Гог писал то самое звездное небо и тот пейзаж, которые он наблюдал через решетчатое окно своей камеры.

 

Если эта постановка и о любви, то это любовь не столько к конкретной женщине (их у Ван Гога было несколько, но ни одна не задерживалась надолго и не оставила глубоких следов в творчестве художника), сколько собственно к живописи, к искусству, к выражению — и познанию — себя через рисование. Поэтому если определять «героиню» Пайпер в этой программе, то это … сама картина: «Звездное небо», в цвета которого она одета. Заключительная поддержка программы передает эту идею лучше всего — художник, подобно мифическому Атланту, поднимает и держит на себе звездное небо вселенной — свою собственную картину, свое творение.

 

Тонкая ткань этой программы соткана из полутонов, из мелких деталей, из почти незаметных поначалу «мазков», совокупность которых сливается в красивое и глубоко трогающее душу полотно целого. Скажем, из интересных хореографических задумок в начале каждой из трех секций твизлов:

 

Из движений, которые следуют за музыкальной мыслью, за течением мелодической линии.

 

Из небольших жестов, откликающихся на звучащий рядом текст: например, мимолетное движение его руки на словах «поймать ветерок и зимнюю прохладу» (catch the breeze and the winter chills):

 

И, наконец, из удивительной и трогательной детали в кульминационном в смысловом плане фрагменте программы: на словах «когда не осталось внутри надежды, / в ту звездную, звездную ночь / Ты отнял у себя жизнь, как часто делают любящие» (and when no hope was left inside, / on that starry, starry night / you took your life, as lovers often do),

Поль вдруг хватается за левое ухо, словно бы вспоминая один из ужасных приступов своей болезни, безумие того дня, когда художник отрезал себе бритвой часть левого уха.

 

На знаменитом автопортрете может показаться, что порезано было правое ухо художника, но на самом деле этот автопортрет рисовался с использованием зеркала

 

«Звездная ночь» Пайпер и Поля стала настоящим звездным часом этой пары на чемпионате четырех континентов. Несмотря на снятие одного балла за передержку одной из поддержек, прокат программы позволил паре завоевать малое серебро и общую бронзовую медаль турнира. Но в медалях ли дело? И в спортивных ли достижениях? Текст песни завершается пессимистически:

 

«они не будут слушать, они до сих пор не слушают —

Возможно, они никогда и не услышат». 

 

Но красота этой программы, несомненно, будет услышана.