Встречи и расставания. «Ломбардия трофи» глазами очевидца: произвольные программы
Два предварительных замечания:
это обзор только второго и третьего дней турнира, за первым днем — сюда;
в обоих обзорах отсутствуют танцы, которые я пропустил в основном по уважительным причинам, но, главное, в силу отсутствия острого интереса. Все остальное на месте.
Второй день турнира начался для меня с посещения двух тренировок: сначала у женщин (две последние разминки), затем у мужчин (только последняя группа). Тренировки эти были очень контрастными по своему содержанию. Девушки катались довольно уверенно и демонстрировали боевую готовность к вечерним прокатам, мужчины же только отходили от короткой программы предыдущего дня и не форсировали свою подготовку к прокатам дня последующего. Все это вылилось в многочисленные бабочки и падения на прыжках, да и в целом плотность тренировки была довольно низкой. Падали и ошибались все.
Лиза на тренировке
Соня с профессором
Алиев уезжает с тренировки
Вечерняя программа второго дня состояла из танцев, пар и женщин. В парах я посмотрел обе разминки. Одной из главных проблем (но далеко не единственной) у всех пар вплоть до последних трех был завал прыжков у девочек. Сложилось впечатление, что найти прыгучую девочку для пары — задача действительно очень сложная. Зато подкрутки у многих пар выглядели очень эффектно. Вживую это один из самых впечатляющих элементов парного катания.
Если говорить о лидерах, то наибольшее впечатление, бесспорно, произвела наша пара Бойкова-Козловский, лишь с одной небольшой помаркой откатавшая своего прошлогоднего «Щелкунчика». Прекрасная постановка, красивое скольжение, хорошие линии, чисто и качественно исполненные элементы и, как следствие, заслуженная победа в произвольной программе. Хочется верить, что у этой пары есть шанс (что им дадут шанс — так, наверное, правильнее) реализовать свой потенциал в этом сезоне.
На этом фоне, как и днем ранее, ведущая итальянская пара смотрелась не лучшим образом. Опять были грязно исполнены практически все ключевые элементы, да и в плане артистизма и выразительности постановка итальянцев явно проигрывала. Кульминацией стал срыв поддержки, после которого шансов подтянуть итальянцев к нашим у судей уже не оставалось: итогое третье место выглядело справедливым результатом.
Забияко-Энберт вышли на прокат явными лидерами, так что сомнений в их итоговой победе не было никаких. Сам прокат, однако, преподнес немало неприятных сюрпризов. От изумительной чистоты элементов, продемонстрированных в короткой программе, в произвольной не осталось и следа. И сама постановка выглядела слабее. Во-первых, стиль катания этой пары не очень хорошо согласуется с лирическим стилем программы: лирика явно делает их скучнее. Во-вторых, в постановке (пока) явно не хватало связующих элементов, которые подчеркнули бы отдельные музыкальные акценты. Как итог, прокат оставил достаточно неоднозначное впечатление, а второе место по итогам произвольной программы стало, опять же, справедливым итогом проката. Впереди целый сезон для работы над ошибками.
В соревновании женщин я посмотрел две последние разминки. Было интересно понаблюдать за вторым эшелоном этого турнира: зв теми, кто в итоге занял места вне первой четверки. Конечно, сразу бросается в глаза разница в классе. Иногда у фигуристок становились видны проблемы, о которых даже не задумываешься при просмотре лучших: длинные и подчас странноватые заходы на прыжки, отсутствие нормальной группировки в воздухе и, как следствие, совершенно непредсказуемые приземления с прыжков. При всех этих проблемах, видно и старание хореографов выжать максимум из имеющегося потенциала, замаскировать некоторые недостатки и подчеркнуть имеющиеся достоинства.
В прошлом обзоре я писал, что после парного провала в короткой программе как минимум одна японская фигуристка наверняка реабилитируется в произвольной. Частично реабилитироваться удалось обеим. Каори Сакамото порадовала очень красивой, осмысленной программой и … черно-белым костюмом, напомнившим костюм к Лунной сонате выступавшего позднее Шомы Уно. Прекрасно смотрелись мягкие и длинные выезды с прыжков, в духе Каро, особенно с двойного акселя. В прошлом сезоне сложился стереотип, что Каори немного угловата, что ей зачастую не хватает мягкости и законченности линий. В этом году она сильно изменилась.
Мако Ямашита катала прошлогоднюю «Мадам Баттерфляй» — очень качественно и музыкально сделанную программу.
С тренером Михоко Хигучи
В последнее время я часто вижу тенденцию ругать эту фигуристку за отдельные огрехи ее хореографической выучки и за «корявость». Отчасти эта критика, наверное, справедлива — действительно, с точки зрения дотянутости линий Мако уступает многим фигуристкам. Но я не могу вновь не повторить то, о чем уже говорил после проката короткой программы — с точки зрения базовой культуры скольжения (то, как фигуристка набирает скорость, реберность катания, и пр.) она была одной из сильнейших на этом турнире. Вживую ее катание выглядит очень элегантным. Прокат программы был не идеален, но достаточен для того, чтобы обойти свою соотечественницу Каори и занять итоговое третье место на этом турнире.
Два первых места достались фигуристкам группы Алексея Николаевича Мишина, и это большой и совершенно заслуженный успех. Но впечатления от прокатов остались очень разные. Соня Самодурова осталась без одного прыжкового элемента и немного нагрязнила на выездах, из-за чего проиграла в произвольной программе и обеим японкам, и Лизе Туктамышевой. Но самое главное — Соня катает «не свою» по энергетике и экспрессии программу. У Сони «не ее» руки (что хорошо заметно на фоне катавшей рядом Лизы). И у Сони по-прежнему не выигрышный (по крайней мере, на фоне нашей сборной) набор прыжков: по сути, набор Лизы, только без тройного акселя. Возникает ощущение, что Соню будто бы ведут по пути Лизы, тогда как это фигуристка совершенно иного плана как в техническом, так и в артистическом, аспектах катания. Этот путь на данный момент мне видится несколько тупиковым. А будет ли другой?
Прокат Лизы, напротив, вызвал массу положительных эмоций.
И вновь с Профессором
Возвращение тройного акселя и стабилизация других прыжков — лишь следствие чего-то более важного: найденной внутри мотивации к продолжению работы. В программе Лизы мне нравятся две вещи: прекрасные прыжки и красивая работа рук, особенно кистей.
Чувствуется и то, что программа ей очень подходит по настроению, по энергетике, по общей стилистике, что она действительно позволяет ей выразить себя и передать свои эмоции публике на трибунах. Остается надеяться, что Ломбардия трофи станет для Лизы не просто локальной вспышкой на старте сезона, а началом настоящего ренессанса. И что тот хэштег, которое Лиза опубликовала в своем твиттере накануне соревнований — «Empress is ready to impress» (Императрица готова впечатлять) — станет заодно и девизом всего грядущего сезона.
Лука Ланотте тоже впечатлился Лизой
В последний день турнира свои произвольные программы продемонстрировали мужчины, на примере которых стали заметны занятные тенденции новой системы. Сокращение произвольной программы на 30 секунд и один прыжок привело к более плотной расстановке элементов в программе, с которой пока мало кто готов справляться на старте сезона. Другим печальным итогом этой новации стало объективное уменьшение времени на связки. По сути, в случае ошибок и падений у фигуристов элементарно не остается времени ни на что, кроме основных элементов программы, да и даже эти основные элементы зачастую приходится торопить, что влечет новые ошибки, итд. Новый формат программ требует очень хорошей физической готовности (которой на старте сезона ни у кого нет) и чистого катания.
Лазукин устал
Шома тоже
Это отчасти объясняет многочисленные проблемы выступавших в последней разминке лидеров. У японца Казуки Томоно (очень милого и общительного молодого человека) проблемы были чисто технического свойства — все три дня соревнования, пока я его наблюдал, он пытался наладить свой четверной сальхов, и в целом эти попытки были безуспешны. На утренней тренировке в субботу картина стала просто трагикомичной. Едва ли не половину тренировки Казуки провел в одном углу катка, раз за разом прыгая этот несчастный сальхов — и раз за разом делая бабочку, или падая, иди приземляя прыжок на две ноги. К концу тренировки нервы у японца явно были на пределе — каждая новая неудача вызывала все более и более сильный выплеск эмоций. В итоге, сальховы в прокате так и не случились, а наряду с этим проблемы периодически возникали и на других прыжках. Единственное, что по-настоящему порадовало в его прокате, это прекрасная программа под Riverdance, которая будет поднимать трибуны при чистом прокате.
Маттео Риццо постепенно движется вперед, но делает это как-то слишком аккуратно и неспешно. Программы этого года неплохие, но очень уж напоминают реплики прошлогодних: короткая под итальянскую классику, произвольная под нарезку разных известных рок-композиций. Скольжение замечательное, позы додержаны, линии длинные и красивые, но хочется большего: например, четверного тулупа. Пока тулуп не получился, да и в целом прокат не пошел. Если Маттео все же добьет этот прыжок и будет способен не разваливать все остальное, то вырастет как минимум в претендента на пьедестал европейского первенства, а может и замахнется на большее.
Семья Лазукиных привезла с Ломбардии золото и бронзу, и обе награды должны были порадовать их обладателей. Произвольную программу под знаменитую Прелюдию до-диез-минор Рахманинова Андрей откатал несколько натужно, с большим количеством проблемных выездов. Но главное — боролся до конца и не бросал программу, проявил характер. Перспективы Андрея на сезон видятся в позитивном ключе — конечно, при условии сохранения должного настроя и мотивации.
Дима Алиев вновь начал за здавие (тремя прекрасными квадами), а кончил за упокой, умудрившись забыть об обязательном акселе. Ошибка, я полагаю, именно самого спортсмена. Во время последнего каскада на арене раздался вопль Евгения Рукавицына (скорее всего, в трансляции его не слышно).
Я не разобрал, что именно прокричал тренер Димы, но полагаю, он как раз пытался подсказать ему про аксель. Такая ошибка говорит о том, что спортсмен, скорее всего, докатывал в бессознательном состоянии и уже не контролировал в полной мере то, что делает. Об этом же говорит и снижение качества проката во второй половине — Дима опять «умирал», прыжки становились все ниже (и все проще), катание все медленней. Физической формы на всю программу вновь не хватило. И это при том, что в программе есть две явные остановки для передышки (одна из этих вынужденных пауз выглядит явно лишней в хореографическом плане).
На тренировках Дима тоже выглядел неидеально, часто падал с прыжков, делал бабочки. На фоне тренировок, прокаты обеих программ в соревновательном режиме были сделаны на хорошем уровне. Думаю, что технически он, конечно, прибавит по ходу сезона. Но прибавит ли в физике? Без четверного и хотя бы одного акселя во второй половине конкурировать с лучшими будет очень трудно, никакие четверные в первой половине программы не компенсируют отставание во второй. Сакраментальный вопрос «что делать?» висит в воздухе уже несколько лет, но ответа все нет — не пора ли перейти к другому сакраментальному вопросу: «кто виноват?»?
Шома Уно завершал программу мужских соревнований прокатом своей «Лунной сонаты».
Прокат пока оставил очень много вопросов, ответы на которые даст грядущий сезон. Мне сразу бросились в глаза многочисленные изменения контента программы по сравнению с последним прокатом в шоу: прыжки и вращения слегка поменяли свои позиции, хореодорожка ушла в центр программы, а из концовки исчез кантилевер. Программа явно находится в процессе роста, к тому же ее начали ставить значительно позднее короткой программы, поэтому судить ее строго пока, наверное, не стоит.
В Лунной слышна музыкальность в расстановке элементов, особенно во вращениях, позиции которых хорошо согласованы с гармоническим ритмом первой части и финала сонаты; видно стремление обновить контент программы за счет переноса хореодорожки в центр; видно, что общая стилистика программы, ее углубленная лирика, очень подходит стилю катания Шомы, при этом не дублируя явно ни одну из его предыдущих программ. Это так, но все же пока программа катается очень крупным помолом, в ней еще мало тонкостей чисто хореографического плана, она пока совершенно не производит цельного впечатления. Ошибки на прыжках (особенно неприятное падения с акселя) усугубляли ощущение неготовности.
Конечно, в сырости программы в сентябре нет ничего страшного, особенности на фоне полной готовности другой программы. Сентябрьский прокат произвольной программы позапрошлого сезона (Loco) тоже вызвал в свое время много вопросов даже у поклонников Шомы и к качеству самого проката, и к качеству программы. Тогда никто и предположить не мог, что эта постановка станет для Шомы знаковой, что она откроет этого фигуриста с совершенно новой стороны. Повторится ли та история с Лунной сонатой, пока неизвестно. Выбор такого музыкального сопровождения порождает связь с длинной историей его использования, в том числе с недавним шедевром пары Пападакис-Сизерон, а длинная история, в свою очередь, порождает тяжелый груз зрительских ожиданий.
Пока же несоответствие этим ожиданиям и неясность перспектив оставили в душе горьковатый привкус разочарования.
Эпилог-1: Приключения Шомы и его пакета на пьедестале
Церемония награждения у мужчин ознаменовалось целым рядом смешных моментов, которые немного развеяли некоторую подавленность от увиденного в прокатах. Сначала Шому пригласили на вручение приза за лучшие компоненты. Шома, конечно же, решил, что это прекрасный повод покрасоваться на пьедестале и уже было залез на третью ступеньку (это далось ему относительно легко), когда организаторы начали кричать и махать Шоме руками, чтобы он оттуда слезал.
Кое-как разобравшись, в чем дело, фигурист получил приз и уехал обратно.
Затем началась основная церемония награждения. Поскольку к моменту следующего выхода Шомы Андрей и Дима уже стояли на пьедестале, Шоме пришлось лезть сразу на первую ступеньку, что далось ему непросто.
Дальше у Шомы начались привычные уже проблемы с удержанием всех подарков. С памятной табличкой и цветами Шома еще как-то управился, но когда со всем эти добром потребовалось еще и пожать руки почтенной даме, у Шомы явно началась паника.
Сначала он решил, что как-нибудь пожмет руки и с букетом, что со стороны выглядело так, как будто он решил вручить даме букет. Кое-как переложив букет в другую руку, Шома наконец справился и с этим заданием.
Но был еще пакет. Пакеты вручались всем призерам. Когда, в соответствии с традицией, Дима и Андрей полезли на первую ступеньку пьедестала для совместной фотографии, Шоме пришлось пакет срочно переместить.
А коварный Лазукин тем временем внимательно разглядывает содержимое Шоминого пакета
Попозировав для фотографии, фигуристы стали спускаться вниз. Андрей и Дима спустились раньше и положили свои пакеты, Шоме оставалось положить свой с краю. А сам он встал, в соответствии с занятым местом, в центре.
Несложно себе представить дальнейшее развитие этой трагикомедии: повернувшись назад после очередной фотосессии, Андрей, ничтоже сумняшеся, забрал … пакет Шомы.
Сам Шома, конечно, никакого подвоха не почуял и спокойно забрал стоявший сзади него пакет Андрея. Дальше пакеты некоторое время еще стояли за бортом, где была устроена еще одна импровизированная фотосессия с Евгением Рукавицыным,
а дальше … судьба пакетов теряется в тумане. Ясно одно: Шомины призы все-таки доехали до Нагои и воссоединились со своим обладателем. :)
Эпилог-2: Историческая встреча
После окончания соревнований целый коридор болельщиков выстроился в ожидании Шомы. Фанаты ждали Шому около полутора часов. Вышли Алиев и Лазукин, вышли все призеры танцевального турнира.
Фанаты провожают Диму Алиева
Складывалось ощущение, что Шому вывели через черный вход. Народ постепенно начал расходиться. Потом (уже примерно через час после начала ожидания) один работник арены (или это был один из тренеров, не знаю) сказал по-итальянски, что "он выходит". Пара десятков самых преданных поклонников опять столпилась у выхода. Потом из смешанной зоны вышла Михоко и тут народ, по-видимому, заметил, что Шома находится не в раздевалке, а именно там. Столпились у смешанной зоны. Потом кто-то начал стучать -- один раз, два, три. Потом, устав от бесконечного ожидания, дверь осторожно открыли и увидели... его и менеджера японской сборной. Просто стоящих в углу комнаты. Фанаты тихонько подбежали, стали протягивать листочки для автографов. Я использовал все свои многолетние навыки борьбы локтями в Московском метро, чтобы сразу пробиться в первый ряд. Шома подписал почти не глядя листочков 5-6, потом менеджер сказал, что "им правда надо уже идти". Я подписал свою книжку последним и Шому начали уводить. Народ тихо образовал коридорчик, Шома только тихо произнес что-то на японском пару раз и его увели.
Не покидало ощущение — может быть, ложное, — что ему нехорошо. Хотя, возможно, дело было просто в том, что он опаздывал на рейс, или просто устал после длинного интервью. Но все равно стало как-то неловко на душе -- от того, что влезли в его комнату, в его душу. Народ тихо проводил Шому до машины, помахал ему рукой и разошелся.
Было горько на душе. Не из-за проката и результата, а из-за какой-то смутной неясности -- что с ним?
Но со мной осталась книжка, подписанная Шомой.
И нашелся потом даже случайный кадр одного из пользователей тумблра, заснявший исторический момент встречи автора блога о «Шоме и всех-всех-всех», как гласит его подзаголовок, с самим Шомой. С фигуристом, благодаря которому я заново полюбил фигурное катание, благодаря которому возник этот блог и эти тексты.
Вот таким был этот турнир — полным надежд и разочарований, взлетов и падений, радостных встреч и немного грустных прощаний.
Так незабываемо начался этот сезон для меня — сезон, за которым дальше я буду скорее всего следить только на расстоянии. Следить и болеть за тех, кого видел на Ломбардии и с кем мне довелось там встретиться. Болеть эа этих прекрасных спортсменов.
До новых встреч!
P.S.
Я благодарю за фотографии своего верного инсайдера --- человека, способного терпеть все мои приступы любви к ФК в целом и некоторым его (невысоким) представителям в частности.