Winter is coming. Заметки очевидца о первом дне «Ломбардия трофи» 2017: КП, мужчины
Добрый день всем читателям блога! Buon giorno!
Этот пост первый из серии неформальных «отчетов» и разного рода размышлений о посещении турниров по фигурному катанию — серии, которая, надеюсь, будет регулярно пополняться новыми постами в течение этого и последующего сезонов. И этот первый пост—о короткой программе у мужчин, прошедшей вчера на турнире «Ломбардия трофи».
Турнир, как известно, проходит в городе Бергамо, на небольшом катке IceLab, располагающемся несколько на отшибе так называемой «нижней» (и более современной) части города—‘cittá bassa’. «Нижняя» она потому, что историческая (средневековая) часть Бергамо располагается, как это часто бывает в небольших итальянских городах, на вершине холма, к которому веден несколько фуникулеров, и откуда открывается прекрасный вид на город и его окрестности:
Но я отвлекся, впрочем, — нам вовсе не туда.
У маленьких турниров, которые проводятся несколько на «отшибе», есть как свои минусы, так и плюсы. Из минусов — город совершенно не «живет» этим турниром. Больше того, не думаю, что город вообще знает о его существовании. По пути на арену мне не встретилось ни одной вывески, ни одной рекламы турнира — это при том, что все-таки в Бергамо приехало немало звезд первой величины, так что можно было хотя бы немного раскрутить турнир. Но «раскрутили» только цены, которые иначе как «вымогательством денег» не назовешь: 35 евро стоит посещение только одного соревнования дня, 80 евро — весь день, 220 — весь турнир. Это ничем не оправданная стоимость, разумеется, но, к сожалению, итальянцы склонны завышать цены там, где можно хоть немного заработать. Поскольку год олимпийский, и следующий чемпионат мира в близлежащем Милане, да к тому же приехало несколько звезд первой величины, цены взлетели даже по сравнению с предыдущим годом.
Еще один минус, который я ощутил собственным телом — это холод внутри арены. Даже сидя почти в зимних вещах (не хватало разве что зимнего шарфа и перчаток), все равно начинаешь быстро промерзать, так что к концу разминки — особенно если она совпадает с заливкой льда — бежишь сломя голову в буфет за горячим чаем или кофе, чтобы хоть немного согреться.
Из несомненных плюсов — камерность обстановки и возможность оказаться поближе к спортсменам и тренерам (возможность, которая редко предоставляется на крупных турнирах типа чемпионата мира или уж тем более Олимпиады). Идя на каток, можно случайно пересечься, скажем, с Ниной Мозер и поразиться ее невероятной импозантности (Нина Михайловна кажется эдакой «крестной матерью» мирового парного катания, особенно в таком итальянском окружении). Или, скажем, пить кофе в буфете рядом с Олегом Васильевым. Или даже ехать в автобусе с катка вместе с одним из участников только что прошедшего соревнования — финном Валттером Виртаненом. Арена IceLab, на которой проходит соревнование, тоже очень камерная, буквально несколько рядов, так что можно спокойно садиться хоть на первый ряд и наслаждаться катанием (или, скажем, разминкой следующего фигуриста) с очень близкого — опять же, необычно близкого и «камерного» — расстояния. Диванчик Kiss & Cry и вовсе располагается буквально в шаге от входа на арену, так что при желании после проката фигуриста можно подойти к нему буквально на расстояние вытянутой руки и вытянуть эту самую руку, чем некоторые фанаты и пользовались.
Короткая программа у мужчин состояла из четырех разминок, но я посетил только две — вторую и третью, в которых были представлены основные фавориты соревнования: Шома Уно, Джейсон Браун, Денис Васильевс (все они были в третьей), российские спортсмены Александр Петров и Андрей Лазукин, а также австралиец Брендан Керри (все — во второй). Вот о них и поговорим.
Сразу — о печальном. Оба наших фигуриста, к сожалению, совсем не порадовали. Первым во второй разминке вышел кататься Александр Петров. Я уже высказывал ранее суждения о неудовлетворительности музыкальном сопровождении в программах большинства членов сборной России (здесь) — роль «музыкального надзирателя» явно пригодилась бы сборной России сейчас, особенно учитывая, что этот год олимпийский. Так вот, Александр Петров — апогей этих проблем. 4-5 слабо связанных друг с другом музыкальных фрагментов (в которых был даже фрагмент из прошлогодней ПП Хавьера Фернандеса), в которых есть все, но нет только цельности и единства программы. Обратили на себя внимание и мучительно длинные заходы на прыжки в начале, и, к сожалению, отсутствие какой-то артистичности, умения показать себя. С этой точки зрения, Андрей Лазукин смотрелся как раз значительно лучше, да и музыкальное сопровождение было по крайней мере цельным, с внятной «испанской» темой, объединявшей всю программу в единое целое — к сожалению, очень подвели прыжки. В целом, Андрей кажется достаточно перспективным фигуристом, но для реализации имеющегося потенциала еще надо много работать. Пока же оба воспитанника Мишина провалили свой первый старт. Мишин в недоумении.
Во второй разминке наиболее благоприятное впечатление произвел Брендан Керри — фигурист, вроде бы не хватающий звезд с неба и не претендующий на какие-то лидирующие позиции в мужском ФК, но очень прибавивший в последний год-два. И солидный прыжковый набор, в котором значилось два четверных (пусть один в итоге не получился), и катание, и хореографическая часть — все было на очень приличном уровне. Брендан катал после Саши Петрова, и определенно выделялся на его фоне не только прыжками, но и презентацией программы, пластичностью катания. Заслуженное общее третье место после КП.
Третью разминку открывал Денис Васильевс, очень приглянувшийся мне еще по чемпионату мира в Хельсинки — музыкальный, тонкий фигурист, с интересными вращениями, хорошей программой, но без ультра-си в прыжковом наборе. К сожалению, в этот раз один из прыжков не получился, так что сумма баллов вышла невысокая, но за этим фигуристом было приятно наблюдать, и я с удовольствием буду следить за ним в будущем. Еще один невероятный талант в артистическом плане, талант самобытнейший и ни на кого не похожий — американец Джейсон Браун, закрывавший третью разминку. Вживую Джейсон смотрится очень хорошо, и публика приветствовала его, пожалуй, «горячее» всех. Программа смотрелась замечательно, цельно, все привычные уже «фишки» Брауна (прыжок в шпагат, уникальные вращения. итд) имелись и вызвали бурный восторг зрителей. Не очень получились прыжки — если падение на четверном было, к сожалению, достаточно предсказуемым, то некачественный тройной аксель вряд ли входил в планы фигуриста. В целом, компоненты Брауна показались мне совершенно заслуженными — при чистом катании он вполне может получить больше Шомы Уно и «украсть» у японца приз за лучшие компоненты, который будет выдаваться в последний день турнира.
Пока же лучшие компоненты, лучшая техника, лучший прокат — у японца. Шома смотрелся чрезвычайно сконцентированным еще на разминке перед прокатом — несколько раз заходил на флип, при этом почти совсем не тратил силы на тренировку других прыжков, в которых, думаю, был уверен. В конце разминки, однако, Шома сорвал овации публики необычным каскадом 2А-4Т, который он уже демонстрировал несколько раз на тренировках. Каскад был сделан очень качественно, второй прыжок смотрелся вполне докрученным. Интересно, является ли этот каскад просто необычным вариантом разминки 4Т почти «с места», или же Шома планирует использовать что-то подобное (3А-4Т?) в будущих соревнованиях. Как бы то ни было, выглядит это интригующе.
Во время проката Васильевса Шома интенивно перемещался вдоль бортика, постоянно пробегая мимо Стефана Ламбьеля, так что тот, я думаю, мог почувствовать спиной сфокусированность и энергетическую заряженность «малышатины».
Эта сфокусированность была очень заметна и в самом прокате. Минимум волнения и зажатости, спокойствие и невероятная уверенность в своих силах, особенно на каскаде и тройном акселе, которые вживую выглядели очень убедительно, пролетно, чисто, с прекрасными выездами, как будто сделанными безо всякого напряжения. Шома не раз говорил в интервью, что для него 4Т эквивалентен по сложности 3А — не хочется загадывать на всеь сезон, но показалось, что этот четверной прыжок действительно становится коронным элементом Шомы. Недаром не недавнем шоу он планировал прыгнуть восемь (!) тулупов в «Турандот». В итоге от восьми отказался и прыгнул «всего» пять, но сама инициатива показательна.
Я говорил после первых прокатов на шоу (а теперь убедился окончательно), что «Зима» — будущая классика мужского фигурного катания. В течение сезона Шома будет прибавлять и усложнять ее, но уже сейчас можно почувствовать, что программа совершенно не уступает прошлогодней «Фантазии», а по потенциалу самого музыкального материала, безусловно, значительно превосходит ее. Нарезка скрипичного концерта Вивальди очень оригинальна — программа начинается с конца (с финала концерта), а во второй части переходит в начало (первая часть концерта) — решение убедительное, поскольку первая часть самая яркая и наиболее узнаваемая, и соответственно наиболее выигрышная для концовки. Потрясающе встроены в эту нарезку все три вращения. О первом из них я уже говорил в предыдущем посте блога (здесь), но теперь оно оказалось несколько смещено. Первоначально, Шома начинал это вращение вместе со сменой музыкального материала, что смотрелось очень выигрышно, но потом рано заканчивал и несколько секунд до окончания музыкального фрагмента будто бы не знал, чем себя занять. Теперь вращение начинается чуть позднее, но зато заканчивается удобнее, так что не нужно ждать окончания музыки — достаточно повернуться пару раз на месте, зафиксировать заключительную позицию, и можно начинать дорожку.
Две позиции второго вращения — в волчке — очень хороши ложатся на две сходные музыкальные фразы (в секвенции). Здесь есть одна любопытнейшая музыкальная деталь, которую я почему-то заметил только вчера: по сравнению с оригиналом Вивальди, первая музыкальная фраза продлена на один такт (вместо четырех — пять). Очевидно, это было сделано именно с расчетом на смену позиции, другого объяснения я просто не нахожу (в записи, которую использовали для этой программы, ошибок нет — все как в оригинале, я проверял). Очень музыкально сделано и последнее комбинированное вращение — там обращает на себя внимание небольшая «пауза», которую Шома делает перед заключительным «винтом», будто бы дожидаясь начала заключительной музыкальной фразы,
Про эту программу можно еще много говорить — про переливающийся, искрящийся на льду костюм, про дорожку шагов (пока третьего уровня), про энергетику программы, про остановку в середине… Но пока остановлюсь здесь. Впечатление от программы было огромным — очень радостно было видеть это вживую, переживать эту музыку, эту программу, вместе с Шомой. Публика великолепно приняла Шому — практически все стоя встречали окончание программы. Браво!
После завершения третьей разминки, окончательно замерзший, я поехал обратно в свой отель — греться горячим чаем. Мысли о программе долго еще не покидали меня. И почему-то в этот момент, продрогнув до мозга костей и почти не чувствуя уже ног (и это в теплой осенней Италии!), я вдруг вспомнил известную фразу из одного очень популярного сериала — ‘winter is coming’. Действительно, зима грядет, и эта зима будет очень долгой — «Зима» Шомы Уно.
До новых встреч! Arrivederci!
Ждём впечатлений от проката ПП, которую Вы наверное посетите.
Михаил, спасибо за рассказ. Спокойно, сдержанно, очень по-доброму. Приятно было читать.