Адское испытание Африкой. Она впервые принимает чемпионат мира на шоссе
Велоспорт на шоссе в понимании многих – это Тур де Франс, Джиро с Вуэльтой, знаменитые монументальные однодневки типа Париж-Рубе, да еще несколько европейских гонок с богатой историей. Поэтому, когда было объявлено, что в 2025 году чемпионат мира пройдет в Африке, притом еще и в диковинной для многих Руанде, роптали многие. Притом не только журналисты и велолюбители, но и профессиональные гонщики, директора команд и другие официальные лица. И далеко, и жарко, и опасно, и никакой инфраструктуры, и отсутствие настоящей велосипедной истории – словом, какие только аргументы против ни приводили, но UCI твердо стоял на своем и все же продавил свой выбор.
На текущий момент позади основная часть состязаний, осталось провести только групповые гонки у мужчин и женщин среди профессионалов. И что же мы видим? Все цивилизованно, хорошо организовано, вполне достойная поддержка трибун – конечно, не такая сумасшедшая, как на ключевых этапах Тур де Франс, но тоже вполне достойная и колоритная. Как пошутил Примож Роглич, за несколько дней он успел познакомиться с местным населением и убедился, что люди «выглядят вполне здоровыми, нормальными, и у них даже проведен интернет».
Есть отдельные жалобы на тяжелую адаптацию из-за среднегорья, кто-то недоволен качеством воздуха в Руанде, но действительно серьезных претензий к организации и гоночным условиям до сих пор не было предъявлено. А то, что некоторые спортсмены и сборные не доехали из-за логистических неудобств – простите, но Африка никак не может сама перелететь в Европу.

Собственно, из-за отсутствия череды суперзвезд и наличия Тадея Погачара в стартовом листе, многие ожидали довольно скучного турнира, где словенец спокойно возьмет две золотые медали и с присущей ему улыбчивостью поедет дальше собирать победы, которые только пожелает. Но уже в первый день африканского чемпионата мира выяснилось, что Тадей – тоже человек, которому свойственны слабости. Погачар на вполне подходящей ему по профилю разделке не только не взял золото, но и вовсе оказался вне подиума, проиграв находящемуся в невероятно хорошей форме Ремко Эвенпулу бесконечные две с половиной минуты.
И теперь в велошоссейных кругах пошла молва о том, что «король-то голый и ненастоящий». Более того, многие ответственно на камеру заявляют, что Погачар сейчас на спаде, и он больше не является фаворитом в гонке, где общий набор высоты составляет безумные 6 тысяч метров по вертикали. Еще совсем недавно таких прогнозистов назвали бы безумцами, но относительно слабое выступление Тадея в разделке действительно посеяло зерно интриги перед групповым стартом. Понятно, что все-таки индивидуальная гонка на время – не сильнейшая сторона словенца. Да и сам Погачар в интервью признавал, что ехал ее скорее в тест-режиме, поскольку не смог провести нормальную подготовку, а для заполнения этого пробела необходимо было пропускать любимые канадские классики, чего он делать не захотел. Но вдруг форма так и не придет к воскресенью? Что тогда?
А кандидатов-то на золото хватает: Ремко Эвенпул, Иссак дель Торо, Том Пидкок, Жюлиан Алафилипп, Хуан Аюсо, Ричард Карапас, Джей Вайн, Таймен Аренсман, Бен Хили, Маттиас Скьелмозе, Джулио Чикконе и даже тот же Примож Роглич. Находящийся в суперформе бельгиец мечтает о дубле, подобном тому, что у него был на чемпионате мира. Талантливый мексиканец в последнее время сметал всех на однодневных гонках и почти мнит себя новым Тадеем. Британец проехал, вероятно, свой лучший Гранд-Тур в карьере и стал третьим на Вуэльте. Испанец по слухам покинул команду UAE Team Emirates именно из-за конфликта с Погачаром и отказом работать на него. Австралиец и голландец запомнились яркими победами на этапах Гранд-туров, доказав, что в отельные удачные дни способны на очень многое. А опытный эквадорец просто должен отлично чувствовать себя в непростых африканских условиях. Словом, желающих победить Погачара хватает, и это мы еще далеко не про всех рассказали…

Сам Тадей, к слову, старается спокойно анализировать происходящее вокруг, и всячески показывает уверенность в своих силах. Словенец признает, что потерпел довольно обидное поражение в разделке, но главная ставка в Кигали – групповая гонка, где он хочет отстоять звание чемпиона мира. И партнеры по сборной верят в своего лидера. Например, вот, что говорит Матей Мохорич: «Чувствую, что мне в этом сезоне не хватает энергии и мощности, и я просто двигаюсь от гонки к гонке, из-за чего злюсь на себя. Но у меня тут есть друг, его зовут Тадей, и я знаю, как сильно он хочет заполучить радужную майку. Так что, я здесь как раз для того, чтобы помочь ему осуществить мечту. Думаю, что последняя неудача только раззадорила его, усилила голод до побед и желание доказать, что он действительно номер один в мире».
В некотором смысле вторит ему и Примож Роглич, однако, он всегда держит собственный козырь в рукаве: «Трасса действительно очень требовательная, но учитывая то, как Тадей умеет летать по таким горам, ему просто надо дать свободу и не мешаться под ногами. Для остальных просто финиш на таком профиле уже станет большим достижением. Сам я был не в лучшей форме после Тур де Франс, но хорошо отдохнул, потренировался и вполне готов в групповой гонке». И экс-чемпион Вуэльты Крис Хорнер непрозрачно намекнул, что Роглич никогда за весь сезон не работал на кого-либо, а ездил исключительно свои собственные гонки на результаь, поэтому ждать от него помощи Тадею вряд ли стоит, наоборот, скорее, это его теневой соперник, который при случае постарается воспользоваться возможностью и изолировать Погачара. Хотя тренер словенской сборной говорит, что никакого соперничества между словенскими звездами нет, и каждый способен на отличный результат при определенных условиях.
Что же из себя представляет сама трасса, протяженностью в 267 километров? Большую ее часть составляют 15-километровые круги, уже привычные для тех, кто смотрел трансляции этого чемпионата мира. Они включают в себя два подъема: короткий и довольно крутой Кот-де-Кигали-Гольф (0,8 километра со средним градиентом 8%) и чуть более длинный брусчатый Кот-де-Кимихурура (1,3 километра со средним градиентом 6,4%), которые вполне типичны для каких-нибудь фламандских классик. Именно эти круги бесконечно накручивали гонщики на юниорских и молодежных стартах, которые их безумно выматывали, и сход участников был воистину массовым. Однако, дистанция у молодых ребят и девчонок была значительно меньше, мужчины-профессионалы же проедут по этим холмам Руанды 15 раз. И никакой Тур Фландрии или Льеж-Бастонь-Льеж по сложности не сопоставимы с усилиями, которые требует от гонщиков африканская трасса.

Но и это еще не все, после девяти стартовых кругов спортсменов отправят на участок, который не задействовался ни на одной другой гонке этого чемпионата мира, а именно на гору Маунт-Кигали (5,9 километра со средним градиентом 6,8%) c двузначными градиентами ближе к верхушке подъема. Собственно, она-то и дала название столице Руанды, которая была основана в начале ХХ века. Как говорят, много столетий назад местный король, поднявшись на вершину горы, посмотрел вниз в долину и воскликнул: «Эта земля обширна!». Отсюда и пошло название Кигали, состоящее из префикса Ki и слова gali, означающего «широкий». Хотя некоторые ученые говорят, что это название употреблялось и ранее, поскольку сама гора со стороны выглядела очень широкой.
Небольшой спуск с Маунт-Кигали ведет к вертикальной булыжной стенке Мюр-де-Кигали (0,3 километра со средним градиентом 14,7%), после преодоления которой останется ровно сто километров до финиша. Там находится памятник, воздвигнутый в память о погибших во время геноцида, который согласно официальным данным унес жизни сотен тысяч человек. Хотя этот отрезок достаточно короткий, некоторые эксперты ожидают, что именно он может значительно повлиять на ход гонки и отцепить многих фаворитов, поэтому еще буквально пару дней назад на Мюре можно было встреть рабочих, ремонтирующих булыжное покрытие на подъеме, считающимся местным символом.

Затем гонщикам предстоит вернуться уже на привычную для них трассу и преодолеть еще шесть мучительных кругов по столице Руанды, прежде чем финишировать возле конференц-центра Кигали. Примечательно, что его построили всего десять лет назад по проекту немецкого архитектора Роланда Дитерле, а за сто лет до этого немецкий же исследователь Рихард Кандт выбрал эти места в качестве административного форпоста для Германской Восточной Африки, после чего официально и был основан город Кигали. Так что, пусть Европа и далеко, но ее влияние на жизнь и культуру Руанды велико.
Правда, представить немецкого победителя первого шоссейного чемпионата мира на территории Африки трудно. Все же, эта скорее битва Погачара против всех-всех-всех. Начало гонки в воскресенье уже в 10:45 по московскому времени, после чего участников ждет почти семь часов адского испытания Африкой ради заветной радужной майки. Трансляции на Оkko с комментариями Отара Мамучашвили и Eurosport в сопровождении Сергея Курдюкова.
А накануне состоится женская гонка, которая обойдется без заезда на гору Маунт-Кигали и знаменитую «стену памяти», но и 11 изматывающих кругов по столице Руанды должно хватить, чтобы рассыпать фаворитов по трассе на мелкие осколки. Среди фаворитов привычно целая россыпь голландских девушек во главе с Деми Воллеринг, которые сразятся против чемпионки Тур де Франс Полин Ферран-Прево, главной надежды Африки Ким Ле Курт и звезд остального мира: Элизы Лонго Боргини, Катаржины Невядомы, Марлен Ройссер и других.
Не пропустите гонки из Африки – чемпионат мира на этот континент вернется совсем нескоро. Уже сейчас расписаны все старты вплоть до конца 2031 года: Монреаль (Канада), Верхняя Савойя (Франция), Абу-Даби (ОАЭ), Копенгаген (Дания), Брюссель (Бельгия) и Трентино (Италия). Так что, ловите момент – трасса в Кигали вам обязательно запомнится. Может, она не самая красивая в мира, но она точно безумно требовательная, и случайно победить на ней просто невозможно.

Напоминаем, что если вам нравятся материалы о велоспорте, поддержать блог VeloMajka привычно можно плюсами, комментариями, подписками и донатами.
Photo: www.newtimes.co.rw, road.cc, hallpax.com.
Наверное, имеется в виду все-таки Олимпийские игры.
Из тех шести прогнозируемых ЧМ, для истинных спринтеров вижу только Копенгаген (Абу-Даби нарисуют под свою команду, то есть Погачара).