Эти пастельные морские домики знакомы каждому. Мы на пути в Геную!
Старт Джиро д’Италия в Пьемонте оправдал ожидания болельщиков и подтвердил два, казалось бы, противоположных факта. Тадей Погачар все же человек, которому свойственно проигрывать этапы и даже слегка расстраиваться из-за упущенных возможностей. Правда, на следующий же день «Корса Роза» доказала и обратное – словенец является сверхчеловеком, который соревнуется в своей собственной лиге и при желании в горах способен уехать от любого, по крайней мере, из тех, кто принимает участие в нынешней Джиро.
«Надеюсь, что мы успешно продолжим биться и далее. В гонке по-прежнему все возможно, но Тадей… Ну да, это Тадей. Я попытался за ним поехать, но быстро понял, что если продолжу в таком темпе, то просто взорвусь», – прокомментировал итоги второго этапа действующий вице-чемпион Джиро Герайнт Томас. Британец, по крайней мере, минимизировал потери во времени, а вот погнавшийся за словенцем Бен О’Коннор о своем решении пожалел: «Ну, когда ты слишком близко приближаешься к солнцу, то оно тебя обжигает. Да, я был храбрым. Я всегда хотел соперничать с Поги, но, кажется, в итоге, оказался самым тупым парнем во всем пелотоне».
Победу Погачара после прокола колеса и последовавшего за ним падения у подножия восхождения к святилищу Оропа сравнили со знаменитым успехом здесь же Марко Пантани 25 лет назад, о котором мы рассказывали в предыдущем материале. Конечно, определенные параллели прослеживаются, но проводить прямое сравнение гонщиков разных эпох и совершенно непохожих друг на друга Джиро, наверное, не стоит.
Так или иначе, Погачар, вошел в почетный клуб тех, кто выигрывал этапы на всех трех Гранд-Турах и, как и ожидалось, примерил не себя розовую майку. Сохранит ли он ее до самого Рима или постарается в какой-то из ближайших дней от нее избавиться и аккуратно передать кому-то неопасному в генерале? Все же, надо помнить, что участие во всех этих официальных церемониях отнимает у гонщика около часа или полутора, которые он мог бы потратить на восстановление. Более того, некоторые эксперты отмечают, что, по их мнению, форма Погачара не настолько звенящая, как это было всего месяц назад, и победа ему далась совсем непросто. Пойдут ли результаты словенца вниз?
Ответы на все эти вопросы мы начнем получать уже в ближайшие дни. Нас ждет несколько этапов, где при удачном стечении обстоятельств будет возможность передать лидерскую майку. Грядет и «белый четверг» с гравийными дорогами, на которых Тадей смотрелся абсолютным доминатором в марте. Но прежде чем мы оценим профили ближайших этапов, освежим в памяти текущее положение в ключевых классификациях Джиро д’Италия после прекрасного старта гонки в Пьемонте.
Генеральная классификация (Maglia Rosa): 1. Тадей Погачар (Словения), 2. Герайнт Томас (Великобритания) +0:46, 3. Даниэль Мартинес (Колумбия) +0:47, 4. Киан Эйтдебрукс (Бельгия) +0:56, 5. Эйнер Рубио (Колумбия) +0:56, 6. Лоренцо Фортунато (Италия) +1:07
Очковая классификация (Maglia Ciclamino): 1. Тим Мерлир (Бельгия) – 63 балла, 2. Джонатан Милан (Италия) – 63, 3. Филиппо Фьорелли (Италия) – 42 балла
Горная классификация (Maglia Azzurra): 1. Тадей Погачар (Словения) – 51 балл, 2. Даниэль Мартинес (Колумбия) – 26, 3. Лилиан Кальмежан (Франция) – 23
Молодежная классификация (Maglia Bianca): 1. Киан Эйтдебрукс (Бельгия), 2. Алекс Бодан (Франция) + 0:44, 3. Маури Вансевенант (Бельгия) + 0:48
7 мая (вторник). Акви-Терме – Андора, 190 км (равнинный этап, сложность 2*). Трансляция: 13:15-18:45 мск
Четвертый этап Джиро д’Италия многие называют уменьшенной копией знаменитой «Классичиссимы» Милан-Сан-Ремо. И действительно, розовый пелотон, наконец, покинет территорию Пьемонта и переберется в Лигурию на Итальянскую Ривьеру, а это значит, что нам предстоит увидеть много красивых морских кадров и мало гор.
Единственная серьезная неровность ждет гонщиков еще в первой части маршрута, вскоре после въезда в Лигурию – восхождение на Колле-дель-Мелоньо (7,5 километров со средним градиентом 4,8%). Подъем не слишком сложный и популярный, в последний раз его преодолевали на «Корса Роза» более 20 лет назад, но неимоверно живописный. Дело в том, что проходит он по одному из самых красивых в Италии буковых лесов. Некоторые деревья высотой более пятидесяти метров насчитывают несколько веков, другие – небольшие и совсем еще молодые. Местные говорят, что не перестают восхищаться тем, как пейзаж постоянно играет разными красками, поэтому каждое его посещение получается особенным.
Через лес Барботтина проходят несколько природных троп, традиционно обозначенных цветными маркерами, в том числе и один из участков длиннющего 440-километрового маршрута Альта-Виа-дей-Монти-Лигури. Но здесь можно прогуляться и по старой военной дороге, на которой вы обнаружите остатки древнего форта и батареи Брико Мериццо. Доподлинно известно, что бои на этом перевале велись еще в конце XVIII века, а в 1944 году в лесу партизанами были казнены бойцы батальона Кадоре дивизии Монте-Роза.
Длинный спуск с Колле-дель-Мелоньо ведет в крупный город Савону, где располагается один из важнейших портов северной Италии, известный еще со времен Средневековья. Фактически, по объему грузовых и круизных перевозок он уступает только Генуе, с которой савонцы отчаянно сражались пару сотен лет. Бои закончились окончательным поражением Савоны в 1528 году и вхождением в состав Генуэзской республики – погибло множество жителей, часть города было разрушена, а порт заилен. Но с постепенным снижением могущества Генуи морское дело здесь вновь стало постепенно оживать. В настоящее время отсюда плавают и в Барселону, и в марокканский Танжер, и, разумеется, на соседнюю Сардинию. А на Джиро в Савоне будет разыграна премия с бонусными секундами.
Именно с Савоны и начнется та самая часть пути, которая полностью повторяет маршрут монументальной гонки Милан–Сан-Ремо, и последние 60 километров пройдут по дорогам, которые мы многократно видели во время великой весенней классики. Разумеется, доедут не до самого Сан-Ремо, иначе бы этап получился в районе 250 километров. Хотя подобное многочасовое сумасшествие организаторы Джиро периодически предлагают гонщикам, и в этом году будет этап свыше 220 километров, притом этап горный.
Финишировать будут в районе участка, который мы знаем под названием Tre Capi. На «Классчичиссиме» с трех холмов Капо Меле, Капо Черво и Капо Берта обычно и начинается самое интересное, на Джиро же доедут только до первого из них, и фактически сразу после спуска с Капо Меле покажется линия финиша. Такая развязка практически гарантирует спринт из большой группы.
Символом скорой развязки станет действующий маяк со 170-летней историей, расположенный рядом с макушкой холма, который мы прекрасно знаем не только по гонке Милан–Сан-Ремо, но и по другой однодневке Трофео Лайгуэлья, традиционно в конце февраля открывающей большой велосезон в Италии. К слову, два года подряд второе место на ней занимал Андреа Вендраме – участник текущего Джиро, но слишком равнинный профиль этапа вряд ли позволит ему отличиться на сей раз.
Достопримечательность этапа: В 15 километрах от Савоны, далее по маршруту следования пелотона Джиро, на Лигурийском побережье раскинулась деревушка Ноли, в которой построен так называемый подводный «Сад Немо». Это первый в мир комплекс теплиц, в котором растения выращиваются на глубине от 6 до 12 метров под водой, и куда в достаточной мере попадают солнечные лучи. В центре сада находится конструкция «Древо жизни», в которой скрываются кабели, идущие к биосферам с растениями.
Это большой проект инженера-химика Серджио Гамберини совместно с компанией профессиональных аквалангистов по созданию альтернативы традиционному сельскому хозяйству, которая в будущем может помочь человечеству в связи с изменением климата. На идею его натолкнули местные фермеры, по совету которых в пластиковой емкости под водой были посажены семена базилика, успешно проросшие всего через пару дней. В следующем году проект был дополнен салатом, а затем его уже представили на всемирной выставке Expo в Милане, чтобы громко заявить о себе и привлечь новые денежные средства.
«Сад Немо» стал местом притяжения дайверов, для которых организуются специальные туры. Для погружения требуется иметь при себе лишь действующий сертификат и определенное количество денег (от 12 до 70 евро). Посещать, правда, лучше не сейчас, а в сентябре, когда приходит время сбора урожая.
8 мая (среда). Генуя – Лукка, 178 км (холмистый этап, сложность 3*). Трансляция: 13:30-18:45
Если накануне проезжали Савону, то в среду отправляются в путь из города, который ее временно подчинил себе, и до сих пор остается главным во всей Лигурии, ведь в Генуе и пригородах живет половина всего населения региона.
Стартовав от площади Победы и проехав мимо некоторых достопримечательностей в центре города, пелотон повернет в сторону порта и быстро доберется до района Боккадассе – старой мореходной деревни с домами пастельных цветов, раскинувшимися возле мощеного пляжа. Формально это не является туристическим местом, но его тесные улочки очень любимы путешественниками, поскольку здесь сохранилась атмосфера той старой Генуи, где кипит обычная жизнь приморского города.
К слову, на выдающейся в море скале обычно можно увидеть флаг футбольного клуба «Дженоа» – еще одной гордости города. Это старейшая до сих пор существующая команда Италии, основанная еще в 1893 году. Генуэзцы – девятикратные чемпионы страны, правда, последний титул они завоевали ровно 100 лет назад, и в последнее время переживают не самые лучшие свои времена. Клуб недавно даже вылетал в серию Б, но в этом сезоне вернулся в высший дивизион и идет в середине турнирной таблицы. «Дженоа» традиционно конкурирует с другим местным клубом «Сампдорией», но исторически тесная связь с морской деревней именно у «красно-синих».
Надо сказать, что как бы долго мы ни рассказывали о столице Лигурии, и как бы красиво ее ни показывали во время эфира Джиро, охватим лишь малую часть ее достопримечательностей. Генуя раскинулась вдоль берега моря на 30 километров, а ее Старый город считается крупнейшим во всей Европе. Поэтому сюда нужно приезжать на несколько дней и ходить, ходить и еще раз ходить. В том числе стоит зайти и на футбол, поскольку генуэзские болельщики создают действительно красочную атмосферу на трибунах.
Пятый этап Джиро, в целом, является, продолжением предыдущего – гонщики снова будут ехать преимущественно вдоль моря, иногда уходить чуть в сторону, чтобы слегка набрать высоты, а затем возвращаться к побережью. Именно такой формат выбрали организаторы, хотя если бы от Генуи поехали вглубь региона, то очень быстро добрались бы до Альп и легко набрали пару-тройку тысяч метров по вертикали. Правда, даже предложенный относительно пологий маршрут в сумме имеет 1700 вертикальных метров, но ни один из подъемов по логике вещей не должен отцепить спринтеров из группы.
Финиш в Лукке нельзя назвать технически сложным, но парочка круговых развязок и крутых поворотов в историческом центре города все же встретятся. По крайней мере, они совершенно точно не настолько сложны, насколько сложно произнести полное имя уроженца здешних мест Джакомо Антонио Доменико Микеле Секондо Мария Пуччини – великого итальянского композитора, автора опер «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй» и «Турандот». Говорят, что свое призвание он выбрал, когда услышал произведение «Аида» другого гения Джузеппе Верди в Пизе.
Достопримечательность этапа: Кстати, о Пизе. От Лукки до нее добираться менее получаса на машине, и, возможно, с туристической и рекламной точки зрения финиш там был бы логичнее, поскольку все в мире знают ее наклонившуюся башню.
Однако, известная башня, являющая символом города, есть и в Лукке. Речь о средневековой каменно-кирпичной башне Гуиниджи, сохранившейся еще с XIV века. Отличают ее от других дубы, которые высажены прямо на макушке. Неизвестно, являются ли они оригинальными или пересажены позднее, но на изображениях 500-летней давности деревья уже существовали.
Когда-то подобных строений в Лукке было свыше 250, но до наших дней дожило лишь несколько, и башня семьи Гуиниджи остается единственной частной, сохранившейся в оригинальном виде. Правда, ныне она уже принадлежит муниципалитету города, во владение которого перешла по завещанию после смерти последнего потомка.
Подняться на башню можно по 233 ступенькам (по другим данным – 225), разумеется, не бесплатно. Поначалу лестница широкая и удобная, но чем выше, тем теснее. Тем не менее, если у вас нет клаустрофобии и боязни высоты, к посещению башня однозначно рекомендуется. С верхотуры открывается вид на древний город и горы: Альпы – на северо-западе, Апеннины – чуть восточнее.
Кстати, зачем там семья Гуиниджи высадила дубы? Говорят, что когда они правили городом, то хотели показать свою значимость и уверить жителей в том, что с их приходом к власти начнется настоящее возрождение. Трудно сказать, наступила ли та светлая пора, но, по крайней мере, выглядит башня спустя сотни лет по-прежнему оригинально.
9 мая (четверг). Виареджо – Раполано-Терме, 180 км (холмистый этап, сложность 2*). Трансляция: 13:30-18:45
Если во вторник на Джиро была своеобразная версия «Классичиссимы» Милан–Сан-Ремо, а в среду проезжали городок Камайоре, являющийся обязательной точкой на карте для многодневки Тиррено-Адриатико, то в четверг приходит время еще одной итальянской весенней гонки Страде Бьянке. Да-да, «Корса Роза» отправляется на белые гравийные дороги Тосканы, где совсем недавно в потрясающем стиле после долгого сольного отрыва побеждал Тадей Погачар.
Первые 70 километров маршрута пройдут по равнине, но затем гонка резко поменяет характер. Действо начнется с подъема четвертой категории Вольтерра (8,6 километра со средним градиентом 4,7%) к одноименному древнему городу, заселенному этрусками еще в VIII веке до нашей эры. Примитивные оборонительные стены в этом поселении на горе появились практически сразу, а затем с течением времени совершенствовались и видоизменялись. Тем не менее, остатки тех самых оригинальных защитных сооружений из песчанистых известняковых блоков до сих пор можно найти в Вольтерре, и, как утверждают ученые, тогда это были великолепные постройки с сложной системой маршрутов, основанной на использовании особенностей рельефа.
После Вольтерры различные холмы и «торчки» будут встречаться на пути пелотона постоянно – дорога будет идти то вверх, то вниз, а за 50 километров до финиша к этому великолепию добавятся еще и гравийные сектора. Их всего три на Джиро, но первые два идут друг за другом, и в общей сложности на этом участке гонщикам придется проехать почти десять километров по белым дорогам. Более того, в конце их ждет еще и гравийное восхождение наГротти (3,3 километра со средним градиентом 5%), и именно здесь пелотон должен окончательно разбиться на отдельные группы.
Несмотря на то, что после этого ключевого участка гонки будет оставаться еще 40 километров пути, собраться обратно воедино спортсменам будет непросто, поскольку на таком холмистом рельефе практически невозможно организовать четкую работу по преследованию отрыва. Впереди организаторы подготовили еще один гравийный сектор протяженностью 2400 метров, где будут разыграны бонусные секунды. А вишенкой на торте станет вертикальная стена всего за 4 километра до финиша – некатегорийный подъем Серре-ди-Раполано (700 метров со средним градиентом 10% и максимальным уклоном в 22%).
Сам финиш будет обустроен по соседству в Раполано-Терме, который, как вы уже догадались из названия, получил известность благодаря своим горячим источникам. Считается, что воды необычайного молочно-голубого оттенка помогают при лечении болезней дыхания и опорно-двигательного аппарата. Кстати, если окажетесь здесь, обязательно попробуйте местный десерт «фокачча раполанезе», который можно попробовать только в местных пекарнях и ресторанах. Это два тонких слоя песочного-миндального теста, покрытые аппетитным сливочным кремом и присыпанные сахарной пудрой.
Достопримечательность этапа: Древняя Вольтерра, с преодоления которой и начнутся активные действия фаворитов на этапе, может похвастать огромным числом исторических памятников архитектуры. Но, пожалуй, отдельно стоит выделить один из наиболее хорошо сохранившихся Римских театров в Италии.
Он был построен на естественном склоне холма и имел около 3,5 тысяч посадочных мест, на части из которых нашли выгравированные имена влиятельных местных семей. Сцена же была двухэтажной, поддерживаемая коринфскими колоннами, общей высотой почти 16 метров. Украшали ее статуи императора Октавиана Августа и его жены Ливии, в период правления которых театр и был построен. Наконец, над всей этой конструкцией располагался велариум, то есть тент, защищавший зрителей от солнца и непогоды.
Впрочем, как кажется, куда как интереснее выглядит история раскопок этого Римского театра. Изначально на этом месте в 1941 году планировали построить спортивную площадку, но при подготовительных работах наткнулись на древние останки. Поэтому от первоначальной идеи отказались и начали готовить план раскопок, руководить которыми призвали Энрико Фьюми.
Надо признать, что это отнюдь не археолог, а экономист, работавший в местной психиатрической больнице, но при этом все же увлекавшийся историей и даже получивший должность директора весьма уважаемого этрусского музея Гуарначчи. Для раскопок Энрико смог привлечь более десятка пациентов и сотрудников той самой больницы, а из фонда музея платил им скромную зарплату. Правда, стоит признать, что на финальных стадиях работ они уже были заменены на более квалифицированных специалистов.
Кстати, само здание психиатрической больницы сейчас также является одной из достопримечательностей Вольтерры. Она была открыта в 1888 году и проработала ровно 90 лет, вплоть до введения в Италии закона о закрытии всех подобных учреждений. Говорят, что больница была известна жестоким обращением с заключенными, при том ни одно из писем, которые писали пациенты, ни разу не выходило за пределы ее стен. Позже все они были собраны и опубликованы в книге «Отказ в переписке».
От автора: Как уже отмечали читатели нашего блога в комментариях, старт Джиро – это большой праздник для любителей велоспорта. И пока, как кажется, он вполне удается, каждый из трех стартовых этапов в Пьемонте был по-своему хорош. И хотя по статистике большинство все же любит горные этапы с эпическими восхождениями, мы уверены, что каждый из дней «Корса Роза» заслуживает внимания и надеемся, что наши материалы добавляют вам интереса к гонке, даже в дни, когда нет гор. Кстати, на днях велоблог по числу подписчиков вошел в топ-2000 рейтинга Sports. Скромно, но со вкусом, почти таким же сладким как «фокачча раполанезе».
Photo: giroditalia.it, alimentarium.org, 101giteinliguria.it, booking.com, lucca.com, toscana.info, volterratur.it, cyclingnews.com, vrt.be, stradecinofile.it
С "фокачча раполанезе" я не ошибся. Можете заглянуть хотя бы на официальный сайт Джиро, которые делается сами итальянцами (уж они-то наверняка в курсе), так вот, они тоже ее упоминают применительно к этому городу.
Ну, и, конечно же, жаль, что автор комментария не умеет культурно выражать свои мысли без хамства.
По Поги, думаю, он сегодня на этапе всем показал, насколько хорош. Но с такими звтратами он приедет совершенно пустой на ТДФ. Не умеет он все-таки экономиться.
А вот Вольтерра действительно классная, здорово, что ее упомянули в тексте.
ПС. Ну, и Тоскана в сердце. ))