Тур Алгарве: Южная дорога к Просветлению
Когда мы слышим о Португалии, то велоспорт – далеко не первое, и даже не десятое, что приходит нам на ум в связи с этой страной. Хотя прекрасный климат, далеко не равнинный рельеф и соседство с обожающей гонки на двух колесах Испанией буквально кричат о том, что здесь не могут не любить велогонки.
Действительно, тут есть соответствующая культура и главное – возможности, которые, наконец, начинают реализовываться. В последние годы Португалия стала крупнейшим в Евросоюзе производителем велосипедов, выпуская более 2,5 миллионов штук за год – это пятая часть всех «железных коней», которые получают жизнь в Европе (12 миллионов).
Сердцем стал муниципалитет Агеда, расположенный чуть южнее Порту. Первая велофабрика открылась здесь еще восемьдесят лет назад, со временем другие компании стали специализироваться на производстве двухколесных средств передвижения и их компонентов. Как следствие, эти края получили прозвище «велосипедной долины», а зарубежные производители все с большим интересом присматривались к местным продуктам. Максимальный рост пришелся на период пандемии коронавируса, который сильно нарушил всю логистику в Европе и мире. Производства пришлось сосредотачивать в одном месте, и им была выбрана именно Португалия. Когда же болезнь отступила, и всё снова открылось, стало понятно, что нет смысла нарушать устоявшиеся связи и тратить огромные деньги на очередные переезды и транспортировку всего оборудования.
Португальские гонщики имеют, пусть и не великие, но все же достижения на мировом уровне. Жоаким Агостиньо в 70-х годах несколько раз забирался на итоговый подиум Тур де Франс и побеждал на легендарном подъеме Альп-д’Юэз. В 80-х Акасиу да Силва блистал на Джиро д’Италия, примеривая на себя розовую майку и покоряя знаменитый сицилийский вулкан Этна. А Жозе Азеведу на рубеже веков был одним из ключевых помощников Лэнса Армстронга в горах, выиграл несколько этапов Гранд-Туров, но при этом напрямую не был замешан в последовавшем допинговом скандале. Впоследствии он стал спортивным директором в «Катюше» и люксембургской команде RadioShack, где привел к победе на Вуэльте другого американца Криса Хорнера. Из современников нельзя не отметить чемпиона мира Руя Кошту и призера Джиро-2023 Жуана Алмейду.
А как обстоят дела с гонками? Главное соревнование страны Тур Португалии (Volta a Portugal) имеет богатую историю – он разыгрывается с 1927 года и имеет на своем счету уже более восьмидесяти выпусков. Однако, престижность португальской гонки с появлением в велоспорте сначала ПроТура, а затем и Мирового Тура значительно упала. «Волта» остается одной из самых продолжительных многодневок, уступая по количеству этапов только Гранд-Турам, но имеет низкую категорию в рейтинге, и из-за насыщенного календаря звездные команды последние двадцать лет тотально ее игнорируют. Более того, ни эта, ни другая гонка страны за это время ни разу не получала статуса Мирового Тура.
Но и здесь ситуация постепенно меняется. Конец зимы у многих профессиональных велогонщиков все чаще ассоциируется с Португалией. Связано это с тем, что в начале февраля здесь теперь проходят сразу две гонки: Фигейра Классик и Волта Алгарве. Первая состоялась в минувшую субботу и подарила нам не только интересный профиль, но и просто шикарные виды Атлантического побережья, маяка на горе и лесопарка возле Фигейра-да-Фош. Если еще не видели, то очень рекомендую посмотреть в записи – некоторые кадры просто неописуемой красоты, да и сама гонка выдалась вполне живой. Многодневка на юге страны нам еще только предстоит, и мы о ней поведем речь ниже. Кроме того, в этом году Португалия получила право принять торжественный старт Вуэльты Испании. Кажется, велосипедная жизнь здесь постепенно оживает.
Волта Алгарве: первый вызов для Ремко
Всемирно известный туристический регион Португалии, расположенный на самом юге страны, долгое время имел непонятный статус и назывался некоторыми даже «второй монархией» короны. Королевство Алгарве просуществовало почти семь сотен лет и формально рассматривалось отдельно от Португалии, но фактически не имело никакой автономии и полностью находилось в подчинении могущественного хозяина. За громким королевским именем и богатой историей скрывалась обычная португальская провинция, которая в октябре 1910 года окончательно утратила свой статус с падением монархии в самой Португалии.
Теперь и на бумаге Алгарве – такая же провинция Португалии, как и все другие, но отношение к ней остается особенным из-за огромных денег, которые она приносит стране благодаря развитому в регионе туризму. И хотя в настоящее время по объему вложений отдыхающих в цифровом выражении Лиссабон обходит Алгарве, бывшее квази-независимое королевство южной Португалии не теряет звания главного курорта страны.
Нет сомнений, что все вы осведомлены или хотя бы слышали о прекрасных местных песчаных пляжах, живописной дикой природе и довольно жарком климате региона. Средняя температура в Алгарве в летний период достигает 25 градусов, а днем частенько переваливает далеко за тридцать, и здесь стоит вспомнить, что по статистике это самый солнечный регион Европы. Поэтому охлаждаться все бегут на берега Атлантики, где холодные течения позволяют держать температуру воды в районе 20 градусов. И если для купания она подходит не всем, то любители серфинга чувствуют себя в ней идеально.
Волны в Алгарве практически круглый год, притом буквально за полчаса можно добраться с западного на южное побережье и найти место, идеально подходящее вам. Подобрать подходящие серф-споты обычно помогают местные инструкторы в зависимости от того, новички вы или уже опытные райдеры. В летний сезон волны обычно помягче, а зимой вплоть до апреля можно поймать даже гигантские Атлантические «свеллы» (если перевести на простой язык – это что-то типа группы волн). Правда, не забудьте при этом взять теплый гидрокостюм, серф-бутсы и гидрошапку, в воде в это время года вполне себе прохладно. К слову, в Фигейра-да-Фош, где проходит новоиспеченная классическая португальская гонка, с волнами также все прекрасно. Не так давно там даже проходил чемпионат мира по серфингу.
Другой способ избавиться от жары на юге Португалии – забраться повыше в горы. Правда, главная гряда Серра-ди-Моншики возвышается всего на 900 метров над уровнем моря. Но даже это позволяет немного снизить число солнечных дней и увеличить вероятность осадков. На склонах горы растут самые большие в Европе магнолии, а бьющие здесь минеральные источники позволили построить известный лечебно-профилактический и курортный комплекс.
Высшей точкой Моншики является гора Альту-да-Фойя, на которой расположено всяческое телекоммуникационное оборудование и главная радарная станция португальских военно-воздушных сил. Там же вы найдете небольшое кафе и сувенирный магазин для туристов. Кроме того, как не раз отмечали путешественники, на вершине регулярно паркуется автодом, в котором можно купить достаточно вкусный кофе или в жаркий день побаловать себя бутылкой местного холодного пива.
Но стоит помнить, что самая макушка горы лысая и довольно сильно продувается ветрами (массивные ветряки на Моншики там установлены неспроста), поэтому даже в самые теплые дни там бывает вполне себе прохладно. Так что, если вы хотите устроить романтический ужин, любуясь красивым закатом на юге Португалии, то лучше немного спуститься по западному склону к смотровой площадке Мирадуро-да-Фонте-Санто, где оборудованы столики для пикника и почти нет ветра.
Макушка Серра-ди-Моншики является одним из символов Волта Алгарве и, по факту, самым тяжелым восхождением на веломногодневке. В этом году подъем на Альту-да-Фойя (7,5 километров со средним градиентом 5,9%) запланирован на втором этапе в четверг. Из-за того, что подъем идет плавно, это не способствует атакам. Например, в прошлом году почти два десятка гонщиков выдержали высокий темп восхождения и разыграли победу в массовом горном спринте. В этот раз организаторы решили несколько усложнить задачу, поставив перед Фойей сразу две относительно короткие, но крутые стенки, которые по плану должны значительно проредить пелотон и вынудить фаворитов атаковать.
Другим известным подъемом гонки является Альту-ду-Мальян (2,5 километра со средним градиентом в 9,8%). Он противоположен Фойе – это короткое, но очень крутое восхождение со стенками, в моменте достигающими безумных 24%. На его вершине расположена буддийская Ступа Просветления, являющаяся символом потенциала, который есть у каждого человека и позволяет раскрыть все способности ума и освободиться от страстей. Ее построили пятнадцать лет назад, и она стала первым буддийским памятником на территории Португалии. Мастера, выбравшие это место, посчитали, что самая высокая точка горы является идеальным местом для концентрации положительных энергий.
Подъем на Мальян часто ставят на последний день гонки, при этом заставляя спортсменов преодолевать его дважды в заключительной части маршрута. Это позволяет быстро избавиться от всех «лишних пассажиров» и значительно сократить лидерскую группу, которая окончательно разваливается во время второго восхождения к Ступе Просветления. Гигантских отставаний здесь собрать нельзя, но заветные пару десятков секунд отыграть у соперников вполне реально. При этом преимущество на Мальяне зачастую имеют не чистые горняки, а панчеры и классики, которые идеально себя чувствуют в конкретный момент – например, в прошлом году победу забрал британец Том Пидкок. В этом году Мальян снова возвращается на свое законное место в качестве последнего этапа в воскресенье.
Но самое интересное, что королевским этапом на Волта Алгарве при этом считается день накануне, в котором нет серьезных гор. Речь о 22-километровой разделке, стартующей и финиширующей в Албуфейре. Некогда скромная рыбацкая деревенька давно превратилась в едва ли ни самый популярный курорт с известными на весь мир пляжами, ресторанами и, конечно же, богатой ночной жизнью. Как утверждает статистика, в период летних отпусков население городка увеличивается в шесть раз, достигая невероятных трехсот тысяч человек. Пляжи, пляжи, пляжи, немного пещер и всевозможные морские развлечения – это современная Албуфейра. О ее исконном рыбацком прошлом сейчас напоминают, пожалуй, лишь потрясающие блюда из трески и других морепродуктов в местных ресторанах.
Несмотря на отсутствие гор и серьезных холмов, разделку в Албуфейре не назовешь чисто равнинной и гладкой как стол – дорога здесь будет постоянно идти то чуть вверх, то чуть вниз, и вкупе с ее достаточной протяженностью, организаторы ожидают увидеть в итоговых результатах между фаворитами достаточно большие отрывы. Ориентировочное время на прохождение всей дистанции этапа составляет от 27 до 30 минут. При этом стоит помнить, что отыгрывать дефицит более минуты отставания на Туре Алгарве просто негде. И на Фойе, и на Мальяне разница между основными фаворитами будет исчисляться секундами, в лучшем случае – десятками секунд. А остальные этапы и вовсе спланированы для спринтеров.
Кому же может идеально подходить такой профиль? Конечно же, действующему чемпиону мира в гонке с раздельного старта Ремко Эвенпулу. Он вновь будет выступать в сопровождении Микеля Ланды – человека, который должен стать ключевым помощником бельгийца в горах на Тур де Франс. Эвенпул в Португалии в этом году уже показал свою силу, и теперь попробует провести первую репетицию в многодневных гонках. К слову, одну из своих первых побед в профессиональной карьере Ремко одержал на этапе с финишем на Альту-да-Фойя, и через год на вершине была установлена скульптура велосипедиста, силуэт которого списан именно с бельгийца. В этом году Эвенпул попробует в третий раз в карьере выиграть общий зачет гонки
Впрочем, состав на Волта Алгарве в этом году подобрался очень солидный, и звезд в южную Португалию приедет немало. Команда INEOS привозит Герайнта Томаса, Филиппо Ганну и возвращающегося на шоссе Тома Пидкока. В чемпионской Visma подтвердили участие победителя Вуэльты Испании Сеппа Кусса и Воута ван Арта. Коллектив BORA обходится пока без Роглича, но Серхио Игита и Даниэль Мартинес уже засматриваются на португальские горы. Главной потерей, конечно же, стоит признать Жуана Алмейду, который хотел выступить перед домашней публикой, но заболел тонзиллитом и вынужден пропустить несколько недель в начале сезона. Вместо него под капитанским номером снова заявлен молодой мексиканский проспект Исаак дель Торо, который многим по характеру и манере езды напоминает Тадея Погачара. Не забывает также о Тео Гейган Харте, Бене Хили, Магнусе Шеффилде, Марке Хирши и многих других.
В среду все эти звездные гонщики отправляются из Портимана, известного многим любителям спорта своим шикарным автодромом, на который даже пару раз пожаловала «Формула-1». А завершат они свой путь в воскресенье на Альту-ду-Мальян возле той самой Ступы Просветления, которая принесет победителю и всей его команде счастье. Они действительно преодолеют все препятствия и достигнут цели. Но можно ли ее будет назвать высшей точкой самореализации? Наверное, ответ на этот вопрос зависит исключительно от самого человека. К слову, считается, что эта Ступа также еще является и символом мира.
От автора: Параллельно с Волта Алгарве в соседней Андалусии пройдет знаменитая «Дорога солнца» (Ruta del Sol). Правда, первый этап был отменен из-за фермерских протестов и сильной загруженности полиции. За Андалусией тоже, безусловно, стоит последить, хотя лично на мой вкус там состав участников поскромнее, зато профили почти всех этапов обещают довольно неожиданные развязки. Но о велоспорте в Испании мы в этом сезоне будем говорить еще немало. А Португалия заслуживает к себе внимания хотя бы тем, что в конце лета мы вернемся сюда, чтобы дать торжественный старт Вуэльте. Пока же, будем считать, что это был тизер.
Также хотелось бы отметить, что благодаря вашей поддержке наш блог занял второе место в голосовании за звание лучшего блога sports.ru в разделе «Прочие виды спорта» и вошел в девятку финалистов среди абсолютно всех блогов сайта. Конечно, в сравнении с популярными футболом, баскетболом и хоккеем наш тесный мир велогонок несоизмеримо мал, но тем не менее, если вам нравится читать наши материалы, мы будет рады вашей поддержке. Оставить голос за велоспорт, велотрусы и блог VeloMajka вы можете по этой ссылке.
Photo: stupapaznomundo.org / @LucianoCruz, algarveportal.blog, ofigueirense.com, rtbf.be, st3.idealista.pt, sulinformacao.pt, wikimedia.org / Vitor Oliveira, cyclinguptodate.com, voltaaoalgarve.com