19 мин.

Вестерн в жарком пригороде Бургоса

«Мне кажется, что я невероятный счастливчик. Честно говоря, ничего не помню из того, что случилось. Пришел в себя только в госпитале, наверное, пробыл без сознания пару часов. Со всеми эти швами и ранами на лице, а также с выбитым зубом выгляжу не как красавчик, но переживу это. Предполагаю, что шлем спас мне жизнь. Сейчас я, в целом, в порядке. Буду поддерживать партнеров по команде по телевизору и постепенно восстанавливаться», - отметил Тимен Аренсман после своего схода с Вуэльты из-за страшного падения лицом на асфальт на большой скорости.

В очередной раз несколько завалов в гонке случились в совершенно безобидных ситуациях, фактически на прямой дороге. Падал не только Аренсман, но и Пьер Латур, Сепп Кусс, Йетсе Болл и другие. И чем ближе пелотон приближается к финишу, тем более высокие скорости задают спринтерские команды, вывозя своих лидеров на выгодные позиции. Отсюда возникает вопрос, не кажется ли вам, что на таких спринтерских этапах стоит отсекать время в генеральной классификации за пять, а то и за семь километров до финишной черты? Это позволит половине пелотона (вероятно, даже больше) во главе со всеми генеральщиками заблаговременно сбросить скорости и без всякого риска добираться до финиша. И только спринтерские поезда на последних километрах продолжат работу в борьбе за победу на этапе. Но когда на финиш несется толпа из 150 человек, и едет группа из 50 человек – это две большие разницы, согласитесь? Кажется, это простое решение помогло бы избежать многих падений и травм в велоспорте.

Аренсман

Впрочем, современный велоспорт, хоть иногда и прислушивается к спортсменам, но все же старается идти в ногу со временем. Телепродукт должен получаться, как лучшие сериалы современности: короткие, с эффектным съемками и полные драмы. У Гранд-Туров сезоны состоят из 21 серии, и каждый сезон локации и герои должны меняться. Хотя наиболее любимых зрителми персонажей стараются всеми средствами завлечь для съемок нового сезона. Кстати, мы сегодня еще поговорим о киноиндустрии, правда, речь пойдет о культовом фильме. Мы предложим нашим читателям угадать его по подсказкам и местам съемок, которые оказались на пути Вуэльты. Но прежде вспомним положение гонщиков в ключевых классификациях гонки на текущий момент. Тем более, что после скомканного финиша прошлого этапа в них немудрено было запутаться.

Генеральная классификация: 1. Сепп Кусс (США), 2. Марк Солер (Испания) +0:43, 3. Ленни Мартинес (Франция) +1:02, 4. Ремко Эвенпул (Бельгия) +2:22, 5. Микель Ланда (Испания) +2:29, 6. Примож Роглич (Словения) +2:29, 7. Йонас Винегор (Дания) +2:33, 8. Энрик Мас (Испания) +2:33, 9. Хуан Аюсо (Испания) +2:43, 10. Жуан Алмейда (Португалия) +2:55… 12. Александр Власов (Россия) +3:51

Очковая классификация: 1. Кэйден Гроувз (Австралия) – 158 баллов, 2. Андреа Вендраме (Италия) – 66, 3. Марк Солер (Испания) - 65

Горная классификация: 1. Эдуардо Сепульведа (Аргентина) – 21 балл, 2. Ремко Эвенпул (Бельгия) – 20, 3. Хесус Эррада (Испания) - 12

Молодежная классификация: 1. Ленни Мартинес (Франция), 2. Ремко Эвенпул (Бельгия) +1:20, 3. Хуан Аюсо (Исп) +1:41

Сепп Кусс

5 сентября (вторник). Вальядолид - Вальядолид, 25 км (индивидуальная разделка). Трансляция: 15:15-19:00

Выходной день позволил гонщикам совершить далекий переезд из Каравака-де-да-Крус в Вальядолид. Эта дорога в среднем занимает около шести часов, если не проезжать через центр Мадрида, а огибать испанскую столицу с западной стороны в районе Хетафе, Леганеса и Алькоркона. Данные названия наиболее известны футбольным болельщикам, поскольку клубы из этих городов в разное время шумели в испанском чемпионате и кубке.

Все эти утомительные длительные трансферы были организованы для того, чтобы провести на десятом этапе гонку, которую очень ждет Ремко Эвенпул. Во вторник спортсмены выйдут на единственную на Вуэльте индивидуальную разделке. Бельгиец, являющийся действующим чемпионом мира в этой дисциплине, очевидно будет делать большую ставку на эту гонку. И нет сомнений, что Ремко на ней обыграет очень многих своих конкурентов, а возможно даже и всех.

Другое дело, что протяженность разделки не очень большая, а рельеф почти не имеет неровностей. Поэтому отыграть много времени здесь не получится. Организаторы предполагают, что сильнейшие гонщики преодолеют эти 25 километров за полчаса или даже чуть быстрее. Кроме того, несмотря на то, что Эвенпул в последнее время очень хорош в индивидуальных гонках на время, его главные соперники также умеют ездить их неплохо. И Аюсо, и Алмейда, и Роглич в этом сезоне уже доказывали это, более того Роглич является олимпийским чемпионов в разделке, пусть и на несколько другом профиле. Про Вингегора и вспоминать не надо – недавно на Тур де Франс он всем всё показал и доказал, сокрушив даже Погачара с ван Артом. И также не стоит забывать, что разделка стоит после дня отдыха, что является дополнительным фактором, который по-разному влияет на гонщиков. Кто-то будет чувствовать себя лучше, кто-то хуже.

Вальядолид давненько не принимал старт и финиш этапов Вуэльты, хотя испанский Гранд-Тур любит гостить в этом городе. В последний раз здесь финишировали аж в 2012 году, тогда победу одержал итальянский спринтер Даниэле Беннати. Он закончил свою профессиональную карьеру несколько лет назад из-за постоянных болей в спине, возникших в результате различных падений. «Дорогой Бенна, ты должен слезть с велосипеда. Именно это сказала мне спина несколько дней назад. Не могу жаловаться, поскольку она мне служила верой и правдой все 18 лет моей карьеры и даже позволила поносить радужную майку чемпиона мира», - так прокомментировал Даниэле решение расстаться с делом своей жизни.

Беннати

Старт разделки будет дан в парковой зоне на берегу реки Писуэрга. По левую руку от гонщиков будет площадь Пласа-дель-Поньенте, открытая в 1933 году. И хотя она не является главной туристической достопримечательностью, из-за удобного расположения ее пересекают довольно регулярно. Кроем того, там кипит жизнь по вечерам из-за огромного числа коктейль-баров. Справа же будет находиться Ла-Росаледа, то есть местный розарий. Туда принято приходить весной, когда все цветы распускаются, превращая парк в настоящий яркий цветной ковер с уникальными ароматами. Важно не ошибиться во времени, поскольку зимой там торчат только голые ветки, и выглядит это совершенно непрезентабельно. Кроме того, в пешей доступности оттуда находится одна из главных площадей города Пласа Майор, художественный музей и римско-католический собор. То есть, по факту, Вуэльту пустили почти в самый центр Вальядолида.

Сразу после старта гонщики уйдут на правый берег реки, чтобы забраться на небольшой холм и проехать возле футбольного стадиона «Нуэво Хосе Соррилья». В этой первой части разделки сосредоточено большое количество поворотов, но после того как они снова переедут мост через Писуэргу начнутся длинные прямые участки на проспекте Пасео-де-Соррилья, где можно будет разгоняться по максимуму. Эти дороги приведут спортсменов к финишной линии возле парка Кампо Гранде с прудами, фонтанами и свободно гуляющими павлинами.

Этап 10

Достопримечательность этапа: Рядом с финишем находится одно из самых узнаваемых зданий города – Кавалерийская академия. В 1847 году здесь в районе полупустой ярмарочной площади построили так называемый Октагон, который планировалось использовать как тюрьму. Однако, спустя несколько лет вышел королевский приказ о создании Кавалерийского колледжа, который в итоге решили разместить именно в Вальядолиде, для чего даже пришлось несколько переоборудовать здание Октагона. Он просуществовал до 1915 года, после чего был уничтожен сильнейшим пожаром. И то здание Кавалерийской академии, которые мы видим сейчас, было построено на месте уничтоженного Октагона в 1924 году. Любопытно, что в церемонии закладки первого камня принимали участие король и представители всех военных полков со своими знаменами.

Кавалерийская академия сейчас расположена на площади, названной в честь Хосе Соррильи. Как мы уже отмечали ранее, его имя также носит местный стадион и одна из центральных улиц города. Кто же такой сеньор Соррилья? Это испанский поэт и драматург, родившийся в Вальядолиде, но почти всю свою жизнь проживший в Мадриде, куда семья его перевезла в возрасте девяти лет.

Он обучался в дворянской семинарии, где участвовал в школьных театральных постановках. «Там я пренебрегал всеми точными науками и философией, а вместо этого занимался рисованием, фехтованием и художественной литературой. А в двенадцатилетнем возрасте совершил свое первое преступление и написал стихи», -  вспоминал Хосе. Его старомодный деспотичный отец с традиционалистической идеологией настоятельно хотел, чтобы сын стал юристом. Отправлял его учиться на соответствующий факультет в университет. Но увлечение искусством никак не сочеталось с правоведением. Более того, Хосе по ночам продолжал писать стихи, порою оставляя перед сном произведения незаконченными, но поутру, когда просыпался, оказывалось, что работа готова – так он понял, что являлся лунатиком.

Отца увлечения сына злили, он решил его наказать физическим трудом и отвезти копать виноградники, но на полпути Хосе сбежал, вернулся в Мадрид и начал свою литературную карьеру. Свое главное произведение «Дон Хуан Тенорио» (о Дон Жуане) он написал в возрасте 27 лет, и с того момента к нему пришла слава. Вскоре после этого он отправился в Париж, где познакомился с Виктором Гюго, Александром Дюма и Жоржем Сандом. Соррилья получил разные награды и признание в Испании, но личная жизнь складывалась неудачно. Да и с отцом он так и не помирился – тот отказался его простить и после своей смерти оставил немало долгов.

Хосе начал страдать от эпилептических припадков, много путешествовал в поисках лучшей жизни, даже пытался стать работорговцем на Кубе. Но в итоге все же вернулся на родину, где и умер в возрасте 75 лет. Он оставил после себя множество произведений, стихов, мемуаров, но фундаментальными считаются три пьесы: «Сапожник и король», «Предатель, нераскаявшийся (грешник) и мученик» и «Дон Хуан Тенорио». Последняя всегда ставится в испанском театре в день Всех Святых, ежегодно отмечающийся 1 ноября, и посмотреть ее стекаются люди со всех концов страны. Этой традиции исполнилось уже больше века.

Кавалерийская академия

6 сентября (среда). Лерма – Ла-Лагуна-Негра, 163 км (среднегорный этап). Трансляция: 15:30-19:00

Набор чуть более двух тысяч метров по высоте на одиннадцатом этапе Вуэльты не должен вводить в заблуждение. При таких показателях этап обычно называют холмистым или среднегорным, но в данном случае он равнинный с горным финишем.

Первые 150 километров будет плоский подъезд к спринтерскому финишу в Винуэсе, а после этого дорога пойдет вверх, и чем дальше – тем круче. Эксперты предполагают, что на таком этапе победу могут отдать отрыву, и те горняки, которые туда отберутся, просто разыграют призовые места между собой. Но если беглецы окажутся недалеко или состав их будет не очень представительным, может найтись немало желающих их догнать. Там и спринтеры могут покуситься на «летучий финиш», и генеральщики захотят забрать победу на этапе с бонусами. Три года назад именно группа фаворитов возглавила протокол на подъеме Лагуна-Негра. Посмотрим, какой из сценариев окажется рабочим в среду.

В среду стартуют из небольшого городка Лерма, в котором находится штаб-квартира одой винодельческой компании. Рядом с ним располагается несколько виноградников, но большинство из них сосредоточено южнее на объездном пути из Вальядолида в Бургос. Гонщики же поедут в восточном направлении через природный парк Сьерра-де-Себольера, который не очень сильно затронут человеческой деятельностью, и за счет этого там много чего и кого сохранилось.

Поскольку этап линейный, то остановим свой взор на двух ключевых точках этапа. Первая – это спринтерский финиш в Винуэсе с розыгрышем бонусных секунд. Городок или даже деревенька с населением менее тысячи жителей находится у подножия сразу двух пиков. Как в сказке, направо пойдешь – на Себольеру попадешь, налево – на Пико-де-Урбион через ту самую Лагуну-Негра. А если прямо отправишься, то окажешься в соседнем регионе Риоха, но там тоже горы.

Охотничьи угодья Винуэсы были объектом страсти королей Хуана I и Хуана II Кастильского. И один из них стал жертвой несчастного случая на охоте, в результате которого он упал с лошади и подвергся нападению волка. Его крики о помощи услышали жители города и пришли на помощь монарху. В благодарность Хуан подарил Винуэсе щит с гербом, где изображены сосна и волк на золотом фоне. Кроме того, он постановил соседнему городу Сория «для хороших людей из Винуэсы во благо обеспечения их безбедной жизни и наличия средств к существованию выделить земли для обработки и пастбища для их скота». Власти и жители Сории не согласились с требованиями и подали несколько исков о возврате земель, но Винуэса в свою очередь обратилась за королевской защитой и сумела добиться признания их собственности.

Винуэса

Как вы поняли, на Вуэльте гонщики из Винуэсы уедут налево на подъем первой категории Ла-Лагуна-Негра (6,5 километра со средним градиентом 6,8%). Восхождение начинается относительно полого, но на последних полутора километрах градиенты будут двузначными с участками до 14%. В 2020 году, когда он впервые был включен в маршрут испанского Гранд-Тура первым на вершине был ирландец Дэн Мартин, опередивший Приможа Роглича и Ричарда Карапаса.

Черная лагуна имеет ледниковое происхождение и, согласно поверьям, бездонна и встречается с морем за сотни миль отсюда через пещеры и подземные течения. Но бездушные ученые опровергают эти рассказы и заявляют, что максимальная глубина не превышает 12 метров. Существует и еще одна легенда, согласно которой в лагуне проживает чудовище по типу знаменитой Несси из озера Лох-Несс. Говорят, что оно пожирает все, что падает в воду и тонет.

Про Черную лагуну также написал одно из своих стихотворений известный испанский поэт Антонио Мачадо. Пересказывать его сейчас не будем, ограничившись лишь тем, что заканчивалось оно драматической развязкой. Оставим эту историю на какой-нибудь следующий раз, когда большие велогонки вновь заедут на Ла-Лагуна-Негра.

11 этап

Достопримечательность этапа: Ограниченность телевизионного эфира тремя часами, как правило, вынуждает рассказывать о достопримечательностях, которые встречаются на пути гонщиков во второй половине маршрута. Просто потому, что не очень логично подробно останавливаться на местах, которые нам даже не покажут по ТВ. Но сегодня иной случай.

Мне очень понравился вопрос, который задавался на одном из сайтов, посвященных достопримечательности этапа. Процитирую: «Время идет, и оно сказывается, как на нас, так и на ландшафте. Люди способны либо ускорять, либо замедлять эти процессы эрозии. Они принимают решения и выбирают места, где, по их мнению, стоит приложить усилия. Обычно, это красивый лес, важное месторождение или красивый берег реки. Но стоит ли защищать место съемок? Скорее всего, мнения разойдутся. Ответ может зависеть от фильма, конкретного пейзажа или даже актеров, сыгравших роль».

От Санто-Доминго-де-Силос, его проедут на Вуэльте на 28-м километре этапа, уходит в сторону 14-километровая грунтовая дорога без покрытия и с плохо ловящим сигналом GPS. Тем не менее, сбиться там практически невозможно, и проехать пункт назначения также нельзя. В конце находится небольшая парковка на несколько машин с видом на кладбище – так называемый Мирадор Сэд-Хилл. Более того, видно, что волонтеры за этим местом ухаживают и регулярно приводят в порядок. Куда же вы попали?

Это место съемок знаменитого фильма 1966 года. Его последние сцены разворачиваются именно в здешних местах, сделав Сэд-Хилл макетом военного кладбища, на котором проходит дуэль трех человек под незабвенный саундтрек Эннио Морриконе. Считается, что эти двадцать минут оказали ощутимое влияние на все последующие фильмы. Традиционно жанр вестерн в Испании связывают с жаркой Андалусией и конкретно Альмерией. Но эту сцену снимали здесь, менее чем в часе езды от Бургоса. Полагаю, что это за фильм, читатели уже догадались, но для уточнения мы дадим правильный ответ в самом конце материала, а также расскажем небольшую историю создания кладбища.

Сэд Хилл

7 сентября (четверг). Ольвега - Сарагоса, 151 км (равнинный этап). Трансляция: 15:30-19:00

Транзитный двенадцатый этап ждет участников Вуэльты в четверг, и все они постараются его сделать максимально легким и комфортным, поскольку после этого их ждет целая неделя горных приключений. Шесть подряд этапов с серьезным набором высоты и одним днем отдыха ровно посередине. Приблизительные подсчеты показывают, что за это время гонщики поднимутся вверх приблизительно на двадцать один километр.

Несмотря на то, что все команды генеральщиков мечтают о спокойном течении гонки с классической развязкой в виде массового спринта или еще лучше победой отрыва с многоминутным преимуществом (что маловероятно), директор Вуэльты предостерегает о коварном нраве здешних мест. Пелотон отправляется в Сарагосу, где периодически бывают сильные ветра, которые могут сыграть ключевую роль и образовать эшелоны. В таком случае этап окажется сверхнапряженным и крайне скоростным, и это совсем не то, чего бы хотелось увидеть спортсменам перед недельным горным марафоном.

Стартуют в четверг из небольшого городка Ольвега, получившего неофициальное прозвище «дочка Монкайо», поскольку он расположен у подножия одноименной горы, которая одно время была очень популярна у организаторов Вуэльты. С 2013 по 2015 год на нее заезжали трижды подряд – на ее вершине отмечался Альберто Контадор, а на спуске падал Найро Кинтана. В этот раз она останется в стороне, поскольку этап задуман равнинным, и все возвышенности постарались максимально исключить из маршрута.

Что же касается самой Ольвеги, то ее история довольно печальна. В 1474 году жители города боролись за свободу и отказывались давать присягу новой власти. Они держали оборону от захватчиков, и в итоге во время сражения город был сожжен, и большинство жителей погибло. В память о тех трагических событиях был разработан геральдический щит, на котором изображен горящий замок.

Ольвега и Монкайо

Выдвинувшись из Ольвеги, гонщики с северной стороны объедут гору Монкайо и дальше двинутся в восточном направлении к Сарагосе. Этап достаточно короткий и по оценкам организаторов его преодолеют всего за три с половиной часа, то есть в телетрансляцию он попадет почти полностью – старт назначен за полчаса до начала прямого эфира на Eurosport.

Финал этапа обустроен в большом городе – его нельзя назвать технически сложным, но всяческие рядовые урбанистические препятствия имеются, в том числе и изменения ширины полотна. Из положительных моментов можно отметить то, что заключительный поворот находится более чем за километр от финиша, и у спринтеров будет возможность посоревноваться в чистой скорости на прямой. 

Сарагоса принимает развязку этапа 15 лет спустя. Символом выбраны старые каменные въездные ворота в город Пуэрта-дель—Кармен. Они был построены в 1789 году и напоминали своей формой римскую триумфальную арку. В нынешнем состоянии они выглядят не так помпезно, но это единственные из двенадцати существовавших изначально ворот, которые сохранились до наших дней. Название было дано по имени располагавшегося неподалеку монастыря, разрушенного во время осады Сарагосы в начале XIX века. Французские войска Наполеона взорвали его при отходе, и сейчас на его месте построили другую церковь.

12 этап

Достопримечательность этапа: В районе сотого километра маршрута, когда пелотон будет подъезжать к местечку Кастехон-де-Вальдехаса, вы увидите чуть в стороне доминирующую над всей окружающей территорией гору с частично разрушенной крепостью наверху. Это средневековый замок Сора, который поначалу может показаться недостижимым, поскольку с трех сторон он окружен настоящими обрывами. Только с севера есть крутая извилистая дорога, где были сосредоточены множественные защитные сооружения. Заехать на машине туда невозможно, но пешком или на велосипеде – вполне по силам многим.

Эти места были известны с самых давних времен. Здесь проходила римская дорога во времена императора Августа, которой продолжали пользоваться еще долго после падения Рима. По этому пути шли и римские легионы, и берберские войска Тарика во времена завоевания мусульманами вестготской Испании, и армия Карла Великого. Собственно, даже нынешние дороги отчасти проходят по маршруту той старой.

Укрепить же эти высоты решили именно мусульмане. И хотя точной даты возникновения крепости установить не удалось, документально подтверждено, что она уже точно существовала в 1200 году. Замок имел важное значение и был заселен вплоть до XVIII века, несколько раз перестраиваясь. Например, известно, что оригинальная входная дверь сейчас находится по высоте на уровне второго этажа. За последние несколько сотен лет часть оборонительных зданий и стен были утрачены, но такая естественность и все эти неотреставрированные постройки продолжают привлекать туристов. Местные очень советуют посещать крепость ближе к закату из-за потрясающих открывающихся сверху видов.

К слову, по другую сторону дороги к Кастехон-де-Вальдехаса археологи обнаружили развалины еще одной башни, которая, как полагают ученые, могла быть частью оборонительной системы замка Сора, хоть она и располагается на удалении 15 километров от нее. Однако, сама ее структура не очень похожа на фортификационное сооружение, и весь интерьер намекает на благородное происхождение владельцев. А расположенные рядом пристройки могли быть конюшнями или загонами для ягнят. Отсюда возникло предположение, что это мог быть стратегический пункт для контроля за скотом. Словом, вопросов пока больше, чем ответов. Возможно, дальнейшие раскопки прольют свет на эту историю.

Замок Сора

От автора: Как и обещали, в заключении пара слов о фильме. Знаменитая финальная сцена была с участием Клинта Иствуда, Илая Уоллака и Ли ван Клифа. В ней отлично видны все декорации, и снималась она под палящим солнцем в провинции Бургос – место находится в часе езды от бывшей столицы Кастилии. Кстати, в среду на этапе Вуэльты предварительно также обещают жаркую погоду с переменной облачностью.  Музыка Морриконе – это саундтрек «The Ecstasy of Gold» («Экстаз золота»). А сам спагетти-вестерн Серджо Леоне завершал так называемую «долларовую трилогию» и получил название «Хороший, плохой, злой».

Как рассказывали создатели, на Сэд-Хилл изначально находилось старое кладбище, состоявшее примерно из 700 могил. Художники увеличили его в пять раз, добавив тысячи надгробий и крестов, которые располагались внутри огромного круга – «колеса смерти». В этих работах участвовали сотни испанских солдат.

С тех пор кладбище было заброшено и сильно заросло, но работы по восстановлению места съемок начали вести в конце 2015 года, и сейчас, благодаря стараниям волонтеров, оно выглядит заметно лучше. Для ценителей кино и Клинта Иствуда лично Сэд-Хилл – точка на карте Испании, которую стоит посетить.

Надеюсь, вам было интересно разгадывать эту задачку. Наш блог вернется к вам в четверг для того, чтобы представить первый триптих тяжелых горных этапов Вуэльты. Кажется, именно тогда на испанском Гранд-Туре и начнут всерьез снимать свою версию спагетти-вестерна.

Сэд Хилл

Photo: spagna.info, aso.fr, swisscycles.com, wielerflits.nl, fronterad.com, burgosconecta.es, atlasobscura.com, fotos.hoteles.net, mundodeportivo.com, castillosdeespaña.es, guiarepsol.com