Все дороги ведут в Рим, но через Монте Луссари
Tutte le strade portano a Roma.
Средневековая фраза о том, что все дороги ведут в Рим, как никогда актуальна для нынешней Джиро. Именно в столице Италии будет награжден чемпион 106-й версии «Корса Роза». Но для того чтобы попасть в самое сердце страны, гонщикам предстоит преодолеть сложнейшие горы – нас ждет едва ли ни беспрецедентно тяжелая третья неделя весеннего Гранд-Тура. Есть ощущение, что до финиша доберется меньше половины пелотона, еще совсем недавно стартовавшего от рыбацкого побережья Абруццо.
Шестнадцатый этап – первый после второго выходного дня на Джиро, и он сразу имеет пять звезд сложности. Если вы думали, что мы все время твердили о жуткой третьей неделе для красного словца, то сейчас убедитесь, что это не так. Двести с лишним километров пути, пять горных премий, свыше пяти тысяч метров набора высоты и семи часов телетрансляции – таковы сухие цифры этапа, запланированного на вторник.
Стартуют в древнем городке Саббьо-Кьезе, название которого происходит от латинского sabulum, то есть «песок». Дело в том, что расположен он на берегах реки Кьезе, которая всегда играла крайне важную роль в жизни города. Даже символ этого места – крепость Рокка, расположенная на возвышении на доломитовой скале, изначально была простой набережной, и лишь со временем превратилась в бастион. А в последствии Венецианская республика решила ее снова демилитаризировать и превратить в святилище, и именно эту функцию она выполняет и в настоящее время. Правда, чтобы добраться к зданию, от площади Пьяцца Рокка необходимо подняться по 107 ступеням лестницы, миновать массивную дверь, оставшуюся еще со времен военных сражений, после чего вы попадете в церковный двор. Оттуда можно подняться на колокольню, которая, как считается историками, изначально выполняла роль сторожевой башни.
От Саббьо-Кьезе пелотон буквально за несколько минут доберется до величественного озера Гарда, крупнейшего пресноводного водоема Италии, которое совершенно не нуждается в представлении. Если погода в этот раз не подведет, нас ждут шикарные виды озера, окруженного зеленью местной природы и склонами Альпийских гор, и именно в их сторону гонщики и направятся вдоль берега Гарды. В частности, они проедут местечко Рива-дель-Гарда, где базируется комментатор Eurosport Сергей Курдюков. Как недавно отмечал сам он в репортаже, во вторник Джиро пронесется буквально за его дверью.
И едва ли ни сразу после того, как пелотон минует Рива-дель-Гарда, спортсмены повернут резко налево от озера, и для них начнутся испытания серьезными горами. Гонщиков ждет восхождение первой категории на Санта-Барбару (12,7 километра со средним градиентом 8,3%), которая не входила в маршрут Джиро более двадцати лет. От вершины будет совсем небольшой спуск к небольшой деревушке Ронцо-Кьенис, после чего подъем продолжится до Пассо Бордала. Именно на этом коротком участке в 2001 году произошел скандальный случай на Джиро, когда велогонщика Владимира Белли оскорбил один из зрителей, который, как впоследствии выяснилось, оказался племянником лидера гонки Джилберто Симони. Спортсмен не сдержался и ударил обидчика по лицу. Неспортивное поведение попало в телетрансляцию, и у жюри не осталось никаких вариантов, кроме как дисквалифицировать Белли с гонки.
От Пассо Бордала пелотон спустится в Роверето, разыграет спринтерский финиш (хотя никаких спринтеров к тому моменту в группе уже не будет), после чего дорога снова пойдет вверх – на Матассоне и Серраду. Эти подъемы, хотя и не имеют экстремальных градиентов, но с занудным постоянством продолжат выжимать все соки из генеральщиков, прежде чем отправить их на финальное эпическое восхождение на знаменитую Монте Бондоне (21,4 километра со средним градиентом 6,7% и участками до 15% ближе к вершине).
Эта гора впервые появилась на маршруте Джиро д’Италия в 1956 году, и сразу же вошла в историю. Как говорят местные, когда вспоминают о велоспорте старой школы и великих гонщиках тех времен, 250-километровый этап до Монте Бондоне всплывает одним из первых. Его выиграл люксембургский гонщик Шарли Голь, получивший прозвище «Ангел гор», который на старте мрачно посмотрел на сильный дождь и ледяной ветер, а затем с первых метров пошел в атаку. На самой Монте Бондоне разбушевалась даже метель, и многие спортсмены, включая розовую майку предпочли просто сойти с дистанции. Шарли же добрался до финиша почти в бессознательном стоянии, привезя ближайшему сопернику более восьми минут. Обмороженного Голя пришлось буквально стаскивать с велосипеда, ножом разрезать гоночный костюм и более часа отогревать в ванне. И только тогда он понял, что стал новой розовой майкой Джиро, на которой участвовал впервые в своей карьере.
23 мая (вторник). Трансляция: 11:30-18:45. Горный. Сложность: 5 звезд.
Семнадцатый этап станет настоящим подарком после мучительного альпийского испытания с финишем на Монте Бондоне. Абсолютно гладкий маршрут, все время немного идущий под небольшой спуск, протяженностью чуть менее двухсот километров идеально подходит под спринтеров.
Стартуют в довольно известном городе Перджине-Вальсугана, совсем неподалеку от Тренто, откуда начинается множество известных подъемов Джиро, но в этот раз ни один из них не будет задействован. Этот достаточно крупный центр с населением в 20 тысяч человек не имеет особого статуса в плане туристической и исторической составляющей, что нехарактерно для Джиро, и известен по большей части тем, что расположен неподалеку от озера Кальдонаццо с его голубой водой и прекрасными возможностями для пляжного отдыха и занятий водными видами спорта.
От Перджине-Вальсуганы поедут на восток в сторону вышеупомянутого озера, и далее к Тревизо и Венеции. Правда, к самим каналам и местным гондольерам пелотон, разумеется, организаторы Джиро не отправят. Выехав к Венецианскому заливу гонщики повернут в обратную сторону от знаменитого города на воде, чтобы впервые в истории финишировать в Каорле – известном морском курорте и порте, который славится своей рыбацкой деревней. Она расположена в старинной части города и закрыта для движения транспорта, а ее домики с фасадами пастельных тонов создают особую атмосферу. Некогда они выходили на местные каналы и напоминали «маленькую Венецию», но позже каналы засыпали.
Другим символом города стала церковь Мадонна-дель-Анджело, которая высится на скале у берега Адриатического моря. Она была основана еще примерно в IX веке, но из-за специфики расположения и множества штормов до нас дошла постройка 1751 года. А расположенная рядом колокольня долгое время выполняет еще и функцию маяка.
24 мая (среда). Трансляция: 13:30-18:45. Равнинный. Сложность: 1 звезда.
Восемнадцатый этап по своим цифрам относится к среднегорному, но недооценивать его нельзя – зачастую на таких профилях и случаются важные перестановки в генеральной классификации. И если бы мы рассматривали его отдельно от гонки, то обязательно ближе к концу ждали атак фаворитов. Но наличие на следующий день крайне тяжелого горного этапа наверняка поубавит смелости у претендентов на разовую майку – грубо говоря, они просто испугаются растратить все силы в четверг и затем катастрофически проиграть в пятницу. Однако, возможно, все же найдутся смельчаки, которые захотят разворошить «спящий улей» и весело погоняться здесь и сейчас.
А сделать это есть где – организаторы приготовили на коротком маршруте сразу пять вершин разной сложности. Из Одерцо, известного своими археологическими раскопками, гонщики отправятся на север в сторону провинции Беллуно к ее Доломитовым Альпам, и довольно скоро окажутся у подножия первого подъема Пассо-делла-Кросетта (11,6 километра со средним градиентов 7,1%), который завершается довольно пологим спуском и идеально подходит для формирования отрыва дня.
Основные же события начнут разворачиваться на последних сорока километрах гонки, где спортсменов ждет испытание сразу тремя тяжелыми вершинами. При этом серьезный просев должен состояться уже на первой из них - Форчелла Чибиана (9,6 километров со средним градиентом 7,8 и несколькими участками в 15% ближе к вершине). На ее макушке находится старая гравийная дорога времен Первой мировой войны к Монте Рите и так называемому музею в облаках, который иллюстрирует процесс покорения альпинистами и учеными-естествоиспытателями Доломитовых Альп, шикарные виды которых открываются с самой вершины. Но к древнему форту, а ныне музею, пелотон не поедет – с Форчелла Чибана он спустится вниз, чтобы преодолеть еще два подъема.
Фактически гонщиков ждет двуглавое восхождение к горнолыжному курорту Валь-ди-Дзольдо, но из-за небольшого участка спуска посередине организаторы решили присудить две независимые горные премии каждой «голове» подъема. Наибольшую популярность эти места имеют в зимний период, привлекая огромное число любителей лыжных видов спорта и сноуборда, как часть одного из крупнейших курортов Италии «Доломиты-Суперски». К слову, до легендарной Кортина-д’Ампеццы отсюда менее часа езды на машине. Впрочем, и летом местные отели не простаивают, предлагая бесчисленное множество трекинговых маршрутов. Помимо этого, здешние места считаются раем для альпинистов и любителей разных видов велоспорта (шоссейный, маунтинбайк, грэйвел), поэтому приезд Джиро отнюдь неслучаен. Именитые люди здесь уже выигрывали, например, в 2005 году на Дзольдо-Альто победу одержал двукратный чемпион «Корса Роза» Паоло Савольделли.
25 мая (четверг). Трансляция: 13:00-18:45. Среднегорный. Сложность: 4 звезды.
Девятнадцатый этап, и снова горы, и снова пять звезд сложности, и снова свыше пяти тысяч метров набора высоты. По факту, это королевский горный этап Джиро с прохождением новой Чима Коппи, которая переехала сюда после злоключений с сокращением швейцарского этапа на минувшей неделе и отказом от восхождения на Гран-Сен-Бернар.
Первая треть дистанции, а это около шестидесяти километров, представляет собой небольшую разминку с плавным набором высоты и подъездом в небольшой городок Каприле. Оставшаяся часть пути – испытания для железных людей, который вынуждены будут ездить постоянно вверх и вниз без единой возможности перевести дух в долине. Этот сумасшедший отрезок логично разбить на две части.
Первая – это подъезд к знаменитой Кортина д’Aмпеццо через три горных премии: Пассо Камполонго (3,9 километра со средним градиентом 7%), Пассо Вальпарола (14,1 километра со средним градиентом 5,6%) и Пассо Джау (9,9 километра со средним градиентом 9,3%). Все три подъема прекрасно знакомы любителям велоспорта и регулярно используются на этапах Джиро, но, пожалуй, именно Джау можно назвать настоящим сердцем Доломитовых Альп. Во-первых, он самый сложный по своим характеристикам, и во-вторых он чрезвычайно живописен. Неслучайно многие велолюбители раз за разом возвращаются сюда, чтобы проверить свои силы и насладиться прекрасными видами окружающих гор. И если вдруг в пятницу погода смилостивится и подарит нам солнечный день, вы просто не сможете оторвать взгляд от телекартинки. Кстати, когда Пассо Джау впервые проходили на Джиро в 1973 году, его верхушка была еще неасфальтированной, и поэтому его сложность была запредельной.
Перейдем ко второй части горных мучений. Финальный подъем начинается из Кортина д’Ампеццо и формально состоит из двух горных премий Пассо Тре Крочи (7,9 километра со средним градиентом 7,2%) и непосредственно Тре Чиме ди Лаваредо (7,2 километра со средним градиентом 7,6%). Обычно их рассматривают как единую связку подъемов, даже несмотря на короткий спуск между ними, и все это считается классическим восхождением к знаменитым «Трем зубцам». Самый высокий из них – это Чима Гранде или Гроссе Цинне, почти три тысячи метров над уровнем моря. Все зубцы исторически имеют двойное название, итальянское и немецкое, поскольку до конца Первой мировой войны по ним проходила государственная граница. На сами скалистые горы, разумеется, никаких дорог нет – это рай для мастеров-скалолазов.
26 мая (пятница). Трансляция: 12:15-18:45. Горный. Сложность: 5 звезд.
Двадцатый этап после королевского горного обычно предлагает более щадящие маршруты. Но не на этой Джиро, гонщиков ждут снова пять звезд сложности. По факту это раздельная гонка длиной всего в 18 километров, но половина из них – в крутейшую гору. Поэтому разрывы между соперниками должны быть колоссальными, и проиграть можно минуты.
Старт решающего этапа этой Джиро намечен из городка Тарвизио, расположенного на самом северо-востоке Италии. В целом, это уникальное место для любителей велоспорта, поскольку в каком бы направлении из него вы ни начали двигаться, вы окажетесь у подножия какого-то знакового подъема. На севере лежит известная австрийская деревушка Филлах и ее знаменитая Альпенштрассе. На востоке притаилась словенская Краньска-Гора и перевал Вршич, а чуть южнее тяжелый Мангарт, где в свое время с удовольствием тренировался Тадей Погачар. На западе раскинулись Карнийские Альпы и легендарный Дзонколан. Каждое название – сладкий мед, на который словно мухи слетаются велолюбители из разных стран.
Впрочем, организаторы решили обойтись без больших имен, а открыть абсолютно новую точку на карте Джиро – гору Монте Луссари (7,3 километра со средним градиентом 12,1% и жуткими участками в 22% в начале и конце восхождения). Вершина находится на стыке Карнийских и Юлийских Альп и является своеобразным местом встречи латинских, славянских и германских народов. Гора издревле стала местом паломничества из-за наличия наверху святилища.
История его появления, как это обычно и бывает, связана с местной легендой, согласно которой на горе Луссари некий пастух регулярно пас овец. Однажды часть из них потерялась, он их пошел искать и обнаружил свой скот около куста можжевельника, где лежала статуя Мадонны с младенцем. Пастух отнес ее в город, узнать не потерял ли кто. Владельца не нашли, статую заперли в сундуке, но на следующий день история повторилась. Так случилось несколько раз, пока местный патриарх не распорядился построить на месте находки храм, а саму статую поместить на главный алтарь.
Путь по извилистой и тяжелой паломнической тропе до церкви занимает около четырех часов, но нетерпеливые могут воспользоваться фуникулером, который доставит вас до места всего за десять минут. В зимний период он, к слову, превращается еще и в горнолыжный подъемник. Немцы, австрийцы, итальянцы и словенцы с огромной охотой раз за разом возвращаются к Монте Луссари, тем более, что наверху есть несколько ресторанов, где подают блюда из кухонь разных стран – от гуляша, свиного фарша и колбасок до штруделя, вареников со сливами и рождественского печенья. Напоминать про прекрасные виды гор вокруг и склонов с тысячелетним лесом Тарвизио, пожалуй, излишне.
Важно отметить, что ключевая гонка с раздельного старта в предпоследний день Джиро оказалась под угрозой из-за особенностей горы. Дорога, ведущая на вершину, довольно узкая, и технички на верх не поедут – гонщиков будут сопровождать только мотоциклы. Но места на макушке слишком мало, а альтернативной дороги нет, поэтому возник вопрос с их размещением и возращением в гонку. Говорили даже о возможной отмене восхождения на Монте Луссари, но кажется, что все же проблемы решат. Огромное число гонщиков уже сошло, и организаторы наверняка найдут временные коридоры, чтобы вернуть мотоциклы в гонку и спасти один из ключевых этапов Джиро д’Италия.
27 мая (суббота). Трансляция: 12:15-20:00. Индивидуальная разделка в гору. Сложность: 5 звезд.
Двадцать первый этап, он же финальный, больше не предлагает гонщикам горных испытаний. Хватит, баста! Их ждут пологие римские дороги в столице Италии, и единственная задача большинства оставшихся в гонке – не упасть и не получить травмы в последний день этой сложнейшей во всех смыслах Джиро.
Старт будет дан в таком называемом квартале Roma EUR, который был построен в 40-е и 50-е годы прошлого века по приказу Бенито Муссолини для проведения всемирной выставки Экспо. Разумеется, изначальной целью было прославить итальянскую нацию и фашистский режим, а сам квартал символизировал бы «новую Римскую империю». Но вмешалась война, надолго остановившая строительство, а от идеи проведения Экспо и вовсе отказались. Тем не менее, работы все же впоследствии были завершены, так как в 1960 году Рим принимал Летние Олимпийские игры. В квартале был достроен Велодром, а также знаменитый Палаццо, где проходили баскетбольные соревнования. Место старта, разумеется, неслучайно – Рим подал заявку на проведение Экспо в 2030 году, и знаменитая Джиро д’Италия должна прорекламировать данное событие.
От квартала Roma EUR гонщики отправятся на юго-запад до побережья Тирренского моря в сторону Лидо-ди-Остия. Это местечко считается ближайшим к Риму курортом, где возможен пляжный отдых. Чуть в стороне останется Остия Антика – огромный археологический комплекс, который в свое время был одним из первых городов-портов Рима, расположенных в устье Тибра. Для любителей древних построек там, конечно же, настоящий рай: площадь Корпораций, замок Папы Юлия II, античный театр, ворота в город со статуей богини Минервы… Словом, если забредете туда, то несомненно затеряетесь там на полдня.
У гонщиков времени на древние красоты нет, от Тирренского побережья они отправятся назад мимо все того же квартала, после чего уйдут на 13-километровые круги, проложенные рядом с Колизеем, Римским форумом, фонтаном Треви, виллой Медичи, Замком Святого Ангела и Ватиканом. Всего таких кругов пелотону предстоит шесть, прежде чем будет официально названо имя чемпиона Джиро д’Италия-2023.
Посмотрим, кто из гонщиков захочет бросить монетку в фонтан Треви, чтобы обязательно сюда вернуться, ведь эта Джиро отобрала у них очень много сил, нервов и здоровья. «Корса Роза» изначально обещала быть тяжелой, но с учетом аномальных погодный условий она стала практически адской. Все, кто доберутся до ее конца – настоящие железные люди, под которыми их верные железные кони. И мы уверены, что на финише этого Гранд-Тура будет как никогда много улыбок – просто потому, что они преодолели все эти невероятные три недели.
28 мая (воскресенье). Трансляция: 16:30-20:30. Равнинный. Сложность: 1 звезда.
Нам с вами лишь остается поудобнее устроиться на своих удобных креслах и диванах, и с удовольствием наблюдать за развязкой этой Джиро д’Италия. Третья неделя – всегда особенная. Эта третья неделя – особенная втройне. Впереди тяжелая горная дорога в Рим через Монте Бондоне, Пассо Джау, Тре Чиме ди Лаваредо и устрашающую своей крутизной Монте Луссари. Нас ждет Большой Финал.
Attendiamo il Gran Finale della Corsa Rosa!
Photo: giroditalia.it, dunarossa.com, ciclismoayerhoy.com, veneto.info, cycling.today, girodabruzzo.com, initalia.virgilio.it
Привычно обращаемся к любителям велоспорта: ставьте лайки, пишите комментарии, подписывайтесь на наш блог. Донаты также приветствуются. Любая ваша активность стимулирует писать чаще и лучше. Докажем вместе, что велоспорт достоин внимания.