Paris Galibier: а теперь нечто совсем другое
Сегодня расскажу про чудо-юдо-велосипед Paris Galibier, британского конструктора Гарри «Гаечного ключа» Ренча (Harry Rensch).
Компания Paris Cycles появилась в 1943 году. Гарри выбрал название «Париж», а не использовал свое собственную немецкую фамилию из-за антигерманских настроений военного времени.
Начинал он с более классических моделей (например Tour De France), паяя их с большим мастерством методом двухслойной пайки – труба заводится под стык и уже затем запаивается. В каталогах Paris это называлось бронзовой пайкой (bronze welding).
Стыки получаются очень ровные и изящные. Относительно чопорных англичан окраска и лого были достаточно броскими – часто это были цвета французского флага и изображение Эйфелевой башни.
Модель Galibier увидела свет в 1947 году и стала сенсацией. Название отсылало к знаменитому французскому перевалу – 2.642 метра над уровнем моря.
Впервые перевал был использован в Большой петле 110 лет назад, первым гонщиком, его покорившим был Первым гонщиком на вершине был чемпион Франции Эмиль Жорже (Émile Georget), он вместе с Полем Дюбоком и Гюставом Гарригу не спешивался при подъеме на него.
У южного портала туннеля через перевал, установлен памятник Анри Дегранжу, основателю и первому директору Тур де Франс. Мемориал был открыт 19 июля 1949 года. Когда тур пересекает Коль дю Галибье, к мемориалу по традиции возлагается венок.
Приз Анри Дегранжа присуждаются первому велосипедисту проехавшему через вершину самой высокой горы в турне каждого года. Среди обладателей – лучшие горняки мира – от Федерико Баамонтеса и Луиса Оканьи до Марка Пантани и Александра Винокурова (взял приз в 2005 году). Но вернемся к велосипеду.
Реклама обещала абсолютно новаторский подход к геометрии – линия от рулевой к задней оси (испытывающая наибольшие нагрузки) была усилена за счет средней трубы большого диаметра. А подседельная была разделена, чтобы образовать консоль.
«Целью этой превосходной конструкции, которая включает в себя трубы большего диаметра, является создание более высокого сопротивления в поперечном направлении, что приводит к более эффективному движению, которое позволяет использовать каждую унцию усилий велосипедиста. Модель Paris Galibier обладает определенной эластичностью, которая позволяет ей изгибаться таким образом, что удары, принимаемые колесами, эффективно сглаживаются, что заметно улучшает сцепление с дорогой на больших скоростях».
С момента дебюта модели вокруг нее начались ожесточенные споры – работает ли этот вариант или является элементом яркого дизайна. В любом случае взгляды байк цеплял на раз – и сделаны они были с большим вниманием к деталям и из лучших компонентов!
И вроде дела шли на лад, даже появилась своя команда, но счастье было недолгим. Гарри Ренш (на снимке справа) был классным фреймбилдером, но не сильно удачливым бизнесменом – и всего через 10 лет существования компании, разорился и, хотя прожил до 1984 года, больше великов не строил.
Всего было выпущено порядка 900 таких велосипедов и сейчас они большая редкость, вот например один из уцелевших в американском музее. Но что самое удивительное, история Paris Galibier на этом не закончилась!
В 2017 году, спустя 70 лет после создания оригинального байка, британская компания Condor Cycles наладила выпуск современных Galibier. Выбор был не случайным – основатель Condor Монт Янг был соседом и приятелем Ренча. Первые попытки Янг делал еще в 80-е, но тогда никого не заинтересовал британский стальной вел – в моду входили аллюминий и производство в Тайване. В наши дни сын Монти, Грант Янг, решил вернуть икону людям.
«Он должен быть сделан вручную, доступным по цене, и он должен иметь характеристики рамы, точно такие же, как у оригинала, но при этом ездить так же, как современная сталь». Янг столкнулся с множеством проблем. «Поиск подходящего материала был долгим. Оригинальная верхняя труба представляет собой пару трубок очень маленького диаметра с проложенным между ними кабелем. Нижняя труба изготовлена специально для нас Columbus из-за ее сверхширокого диаметра. При спайке рамы фреймбилдер использует все свое мастерство, чтобы собрать раму вручную».
Как и раньше используется слоеная пайка (BI-LAMS) – двойное ламинирование рамы встречается редко из-за человекочасов, затрачиваемых на изготовление рамы. Здесь нет места для ошибок, и ошибка обходится разработчикам дорого. Лазером вырезается плоский лист металла, затем формируется муфта, который точно садится на трубу, и припаивается на место угловым припоем. Плюсы – стык получается прочнее и легче.
В общем в никто не забыт, ничто не забыто, а легенда вернулась к людям как в оригинальном виде, так и в виде нео-ретро байка! Хэппи энд по-британски – «Гаечный ключ» был бы доволен.