Альфонсина Страда: единственная участница Джиро д'Италия
Гонки в начале прошлого века были мучительным: длинные этапы, порой проходившие и ночью, отсутствие технической помощи, ужасные дороги и никаких мер безопасности. И тем удивительнее тот факт, что как раз в то время, в 1924 году, на старте многодневки Джиро д'Италия, в первый и единственный раз появилась женщина. Звали эту отважную гонщицу Альфонсина Страда (Alfonsina Strada), и она не просто стартовала на той Джиро д'Италия (всего было 90 участников), но и финишировала на ней – а таких было 33.
Альфонсина Морини (Alfonsina Morini) родилась в Риоло ди Кастельфранко Эмилия, близ Болоньи, в 1891 году, в бедной и многочисленной семье. Сама она была второй из восьми детей (по другим данным, у нее было десять братьев) и все свое детство провела, ухаживая за младшими братьями и сестрами, в то время как ее мать занималась хозяйством и производила на свет детей, а отец перебивался случайными заработками. В доме Морини одновременно проживали 24 человека, так как они, несмотря на свою бедность, брали на воспитание детей из приютов. Никакие нагрузки не могли сравниться с тяготами жизни крестьян или чернорабочих, а велоспорт в то время предлагал им вырваться из нужды, при этом заработать деньги и увидеть мир.
Шанс Альфонсины представился в 10 лет, когда ее отец привез домой старый велосипед, который он купил, выручив немного денег за проданных им кур. Двухколесная машина очаровала девочку, которая, оказавшись в седле, поняла, что велосипед дает ей свободу – велоспорт завладел ее сердцем и предопределил ее дальнейшую жизнь. Конечно, в то время женщиной на велосипеде уже мало кого можно было удивить.
Еще в XIX веке женщины в Европе и в Америке осознали, какие преимущества они получают, занимаясь этим модным видом спорта. Американская писательница Сьюзен Б.Энтони в 1896 году прославляла велосипед: «Позвольте мне рассказать вам, что я думаю о велосипеде. Я думаю, что он сделал больше для освобождения женщин, чем что-либо еще в мире. Он дает женщинам чувство свободы и самостоятельности. Я стою и радуюсь каждый раз, когда вижу проезжающую мимо женщину на колесах… это картина свободы, женственности без препятствий».
Однако одно дело – обеспеченные слои общества и эмансипированные женщины, и совсем другое – итальянская глубинка, где женщине просто не полагалось отличаться от соседок, а призванием для любой девочки считались брак и работа по дому. К тому же в начале прошлого столетия бытовало мнение, что чрезмерная физическая активность не так уж полезна, и даже вредна для женщин, и нелепо было даже думать о том, что женщина может соревноваться с мужчинами в любом виде физических упражнений. И вот как раз в такой обстановке, когда все было против ее мечты, 13-летняя Альфонсина заявила, что однажды станет всемирно известной велогонщицей.
Родные и соседи считали ее сумасшедшей. Ее дразнили и осуждали, о ней сплетничали. Семья была возмущена ее увлечением, мать пыталась запретить ей даже садиться на велосипед, но Альфонсине обманом удавалось уходить из дома, чтобы принимать участие в гонках в соседних городках. Известен случай, когда она выиграла живую свинью, что, впрочем, не смягчило отношение родных к ее причуде. Они по-прежнему увещевали ее бросить спорт и стать швеей. Но она продолжала гоняться, участвовала и в женских, и в мужских гонках, совмещая спорт и работу в швейной мастерской. В 1907 году она решилась на поездку в Турин, тогдашний центр итальянского женского велоспорта, где появление девушки на велосипеде не вызывало скандала. Там ей удалось опередить знаменитую Джузеппину Кариньяно (Giuseppina Carignano) и завоевать неофициальный титул «лучшей итальянской велогонщицы».
В Турине же она встретила своего земляка Карло Мессори (Carlo Messori) известного велогонщика, который стал поклонником ее таланта. В 1909 году по его настоянию Альфонсина приезжала в Российскую империю, в Петербург и выиграла столичный Гран При, приведя публику в такой восторг, что императрица Александра Федоровна якобы настаивала, чтобы золотую медаль молодой итальянке вручал лично Николай II.
В 1912 году она подписала контракт с французскими импресарио и в течение последующих двух лет принимала участие в парижских гонках на треке. Ее заработки и ее популярность продолжали расти. В 1915 году на горизонте появился претендент на руку и сердце Альфонсины, и можно смело сказать, что его личность стала решающим фактором, определившим ее дальнейший путь в велоспорте. Резчик по металлу, скульптор и изобретатель Луиджи Страда (Luigi Strada) не просто принял невесту с ее необычным увлечением, но и оказал ей всяческую поддержку. К ужасу родителей Альфонсины, он преподнес ей в качестве свадебного подарка новенький велосипед и стал ее персональным тренером, а она, помимо покровителя, обрела еще и говорящую фамилию (strada – по-итальянски значит «дорога», и тем же этим словом в спортивной терминологии обозначается шоссейный велоспорт).
Первой крупной гонкой «Королевы педалей» в 1917 году стала Джиро ди Ломбардия (Giro di Lombardia), которая не отличалась большим составом участников – ведь шла Первая мировая война, и многие чемпионы оказались на фронте. В военное время организаторы всячески пытались поддержать моральный дух населения, поэтому поощряли всех желающих принять участие в гонке, и ничто не помешало женщине выйти на старт, тем более что женщина эта уже была знаменита. Всего на старте было 78 человек, финишировало 32, выиграл бельгиец Филипп Тис (Philippe Thys), а Альфонсина стала той самой 32-й, последней финишировавшей. В 1918 году ей также удалось принять участие в этой гонке, на этот раз она финишировала на Ломбардии на 21-м месте, уже не будучи последней.
Всего на ее счету было 36 побед в мужских гонках, и со временем ее друзьями стали многие знаменитые гонщики того времени, например, Костанте Джирарденго (Costante Girardengo). Они оказывали ей поддержку в достижении ее цели – стартовать на Джиро д’Италия вместе с мужчинами. Это горячее желание Альфонсины вызывало много споров и надолго озадачило организаторов, которые только в 1924 году позволили ей принять участие в Джиро. И если бы это решение так и не было принято, то Альфонсина Страда навсегда затерялась бы в списках велогонщиков тех лет и не стала бы достоянием истории итальянского – и мирового – велоспорта.
Но чудеса в истории случаются, и одна отважная женщина с модной короткой стрижкой, добрыми глазами и приветливой улыбкой сотворила чудо. Эмилио Коломбо (Emilio Colombo), глава La Gazzetta dello Sport дал добро на участие Альфонсины в Джиро д’Италия, потому что понимал, какое внимание этот факт привлечет к его гонке, которая переживала не самые лучшие времена. У организаторов и команд были финансовые разногласия, на старт не вышли такие звезды как Джирарденго, Джованни Брунеро (Giovanni Brunero) и Оттавио Боттеккья (Ottavio Bottecchia), и факт присутствия в гонке первой в истории женщины, несомненно, играл на руку Коломбо.
Хотя существует версия, что Альфонсина зарегистрировалась для участия в Джиро д’Италия под именем «Альфонсин Страда», и, стало быть, никто не знал, что среди участников есть женщина, а когда это выяснилось, организаторы не осмелились ее дисквалифицировать. Но этот вариант развития событий – красивая легенда, Коломбо вполне отдавал себе отчет в том, какую выгоду он может извлечь из участия первой велогонщицы.
Факт вызывал большой шум в прессе. Журналисты и публика недоумевали и в то же время с любопытством ждали, как долго гонщица сможет продержаться в гонке, соревнуясь с мужчинами. Общая протяженность Джиро д’Италия 1924 года составляла 3613 км, которые предстояло пройти за 12 этапов с 11 днями отдыха. Конечно, для женщины это казалось просто невозможным. Но Альфонсина финишировала на всех этапах, пусть и с отставанием в несколько часов от победителя, и эта гонка стала ее кругом почета: на дорогу летели цветы, и ей приходилось часто останавливаться, чтобы раздать автографы всем желающим. Уже на первом этапе до Генуи она потеряла довольно много времени, но финишировала отнюдь не последней. На втором этапе до Флоренции она финишировала 50-й из 65-ти гонщиков, добравшихся до финиша. На этапе до Рима она проиграла победителю всего 45 минут, чем доказала, что способна бороться с мужчинами практически на равных – если не с великими чемпионами, то с топовыми гонщиками.
Роковым для Альфонсины стал 7-й этап от Фоджии до Л’Акуилы: его протяженность составляла 304 км, и маршрут был проложен по практически непроходимым дорогам. В горах гонщики не могли протащить свои велосипеды через грязь, и их приходилось буксировать с помощью машин и мотоциклов. Альфонсина упала на спуске с горы и была вынуждена долгие часы ехать в одиночестве, стараясь не обращать внимания на ссадины и опухшие колени. Ее самочувствие после этого падения вкупе с отвратительной погодой на следующем этапе, до Перуджи, казалось бы, поставили крест на ее мечте закончить гонку. Дул ветер, шел дождь, болели травмированные колени. Все биографы отмечают, что, несмотря на положенный всем участником Джиро д'Италия ежедневный продовольственный паек (четверть жареной курицы, 250 г мяса, два бутерброда с маслом и прошутто, два бутерброда с желе, 3 яйца, 2 банана, 100 г печенья и 50 г шоколада), Альфонсина худела и слабела прямо на глазах. К тому же в то время у гонщиков не было дождевиков или курток, чтобы защититься от дождя.
И в довершении всех неприятностей, на велосипеде Альфонсины сломался руль. Она потратила много времени, чтобы отыскать, чем можно было бы его починить (ведь принимать техническую помощь из автомобилей сопровождения было запрещено), и ее спасительницей стала одна из женщин, живущих неподалеку. Местная домохозяйка сломала свою метлу пополам, они вместе приладили ее к рулю, и Альфонсина закончила этап с деревянной рукояткой. Время было упущено, и она не попала в отведенный лимит, что означало ее автоматическое снятие с гонки. Разгорелись споры: одни требовали, чтобы правила были соблюдены, и Страда покинула Джиро д'Италия, другие настаивали, что следует сделать исключение, принимая во внимание особые обстоятельства. Первые аргументировали свою позицию тем, что правила для всех одни, и что, при заявленном равенстве между мужчинами и женщинами, не стоит щадить ту, которая не просто осмелилась бросить вызов мужчинам, но и побеждала некоторых из них. Но Эмилио Коломбо не забыл о мотивах, заставивших его пригласить Альфонсину на Джиро д'Италия, и позволил ей остаться в гонке, при условии, что ее время не будет учитываться в генеральной классификации. Более того, он согласился из своего кармана оплачивать ее питание и проживание. Таким образом Альфонсина Страда стала одной из 33 финишировавших в Милане, притом, что ее участие в оставшихся этапах тоже отнюдь не было легкой прогулкой.
Она пережила еще не одно падение и финишировала в слезах, но ее неизменно встречали толпы болельщиков, восхищенных мужеством этой необыкновенной женщины. В Болонье после возвращения с Джиро д'Италия ее приветствовали как героиню. Пресса была очарована и наконец перестала называть Альфонсину легкомысленным прозвищем «Дьявол в юбке» (Diavolo in Gonnella), которое прилипло к ней еще в юности. Сама Страда гордилась собой: «У меня хорошие ноги, публика по всей Италии с энтузиазмом меня встречает. Я ни о чем не жалею. У меня есть муж и домашний очаг, ребенок в колледже – моя племянница. Ну а кем мне нужно было становиться? Шлюхой?».
Существуя в суровом, мужском мире, она тем не менее отстаивала свою женственность, сохраняя при этом право на совсем не женский выбор профессии. Ей больше никогда не позволяли участвовать в Джиро д'Италия, Страда давала показательные представления в театрах и цирках, казалось серьезные спортивные результаты остались в прошлом. Но в 1937 году на гонке в Париже она смогла опередить известную французскую чемпионку, а годом спустя, в 47 лет установила часовой рекорд среди женщин: 35,280 км: этот рекорд был побит только в 1955 году советской гонщицей Тамарой Новиковой.
Ее обожали любители велоспорта. Итальянский писатель Дино Буццоти рассказывал, что встречал ее в Милане, когда мальчишкой катался в парке на велосипеде. Однажды ему удалось держаться за ней целых два круга, прежде чем она резко ускорилась и сорвалась с места «как стрела».
В 1950 году овдовевшая Страда (Луиджи умер в 1946 году) вышла замуж за того самого Карло Мессори, который поддерживал ее на заре карьеры. Вместе они открыли в Милане велосипедный магазин и ремонтную мастерскую. Она не расставалась с велосипедом даже в почтенном возрасте и появлялась на гонках, уже в качестве зрительницы, но неизменно в седле.
Когда возраст все же дал о себе знать, она купила красный мотоцикл 500 cc Moto Guzzi, хотя для этого ей пришлось продать некоторые свои кубки и медали, – многолетняя спортивная карьера так и не принесла ей богатства. Овдовев во второй раз в 1957 году, она взяла на себя управление магазином и мастерской. Но ее преследовало одиночество. Она говорила людям, что у нее есть замужняя дочь в Болонье, но это не соответствовало действительности: детей у Альфонсины не было, но ей так хотелось верить, что она не одна…
Альфонсина Страда умерла в 1959 году в возрасте 68 лет. В тот день утром она вышла из дома и отправилась на гонку Тре Валли Варезин (Tre Valli Varesine). Вернувшись вечером домой, она сказала консьержке: «Мне было так весело, это был действительно прекрасный день. Сейчас я отгоню мотоцикл в магазин и вернусь на велосипеде». Альфонсина вышла из дома, консьержка слышала, как она пытается завести мотоцикл. Но едва сработал стартер, мотоцикл выскользнул из рук, и она упала на него сверху, как будто пытаясь обнять – ее сердце остановилось. Альфонсину доставили в больницу, но помочь не смогли. И очевидцы рассказывают, что на самом деле в тот день она была ужасно разочарована тем, что на гонке ее никто не узнал…
Велосипед Страды хранится в храме велоспорта – церкви Мадонна дель Гизалло (Madonna del Ghisallo) на озере Комо. Если бы Альфонсина жила в наше время, она, скорее всего, была бы успешной велогонщицей, но участвовала в женских гонках.
Альфонсине посвящают книги, спектакли и даже назвали в ее честь площадь в Сан Сальваторе Монферрато.
А в 2018 году ее чествовали на очередном заезде L'Eroica в Тоскане.
Группа Têtes de Bois записала песню про нее – в клипе снялась другая известная итальянская феминистка и астрофизик Маргерита Хак.
История «дьявола в юбке» стала источником вдохновения для фотопроекта голландского фотографа и велосипедистки Илоны Кампс.