Рег Харрис: самый невероятный камбэк в истории велоспорта
Это англичанин Рег Харрис (Reg Harris), неоднократный в прошлом чемпион мира, уважаемый человек. На дворе 1971 год, Харрису 54 и спустя четырнадцать лет после выхода на пенсию он решил побороться за национальный титул чемпиона в спринте. Это как если бы Президент федерации велоспорта России Вячеслав Екимов решил бы вернуться на трек и попробовать погонять в чемпионате страны.
Без пяти минут пенсионер встал на старт чемпионата Великобритании в Бирмингеме и... взял бронзовую медаль! Три года спустя, после дополнительной подготовки, он превратил бронзу в золото (!!!) на национальном чемпионате в Лестере. Ведущий претендент Тревор Булл оказался на втором месте. Харрис был чемпионом всего год, поскольку в финале спринта 1975 года он проиграл Буллу. К этому времени Харрису было 58 (!!!) лет. Что же за скоростной дед это был?
Реджинальд Харгривз родился на Гарден-стрит в городке Биртл 1 марта 1920 года. Он взял фамилию Харрис, когда его мать Элси вновь вышла замуж. В 14 лет стал учеником автомеханика – так заработал на свой первый велосипед. Харрис присоединился к местной секции Туристического клуба велосипедистов и начал соревноваться в гонках на время (я рассказывал, почему это был самый популярный довоенный формат гонок в Англии) и выиграл свою первую гонку в 1935 году.
Через год Харрис устроился на бумажную фабрику, тут он зарабатывал достаточно, чтобы летом участвовать в гонках. В конце 1938 года Харрис был отобран на чемпионат мира, он приехал в Милан заранее, чтобы потренироваться на велодроме Вигорелли, но тут началась Вторая мировая – команда была отозвана домой, а Рег отправился в армию. Был водителем танка в Северной Африке, а в 1943 году комиссовался по состоянию здоровья.
Он проигнорировал рекомендации врачей, чтобы участвовать в спринте национального чемпионата и 1944 году впервые стал чемпионом Великобритании. Харрис сохранил титул в 1945 году и через два года выиграл титул чемпиона мира среди любителей в спринте.
Ожидалось, что Харрис выиграет три золота на Олимпийских играх 1948 года в Лондоне – в спринте, тандемном спринте и в гонке на время на один километр. Но за три месяца до игр он сломал два ребра в автокатастрофе. Хуже было, когда он упал в заезде на десять миль в Фаллоуфилде и сломал себе локоть. До Игр оставалось всего несколько недель, и Харрис был вынужден тренироваться в гипсовой повязке. В итоге он взял две серебряные медали (!!!), финишировав позади итальянца Марио Геллы в спринте и ехав с Аланом Баннистером в тандемном спринте. Две недели спустя он выиграл бронзу в спринте чемпионата мира 1948 года в Амстердаме.
Олимпиада 1948 года
Это покорило сердца британской публики и в 1949 году Харрис был признан спортсменом года, опередив футболиста Билли Лидделла.
После он переходит в профи и присоединяется к команде Raleigh. С ней выигрывает чемпионат мира по спринту в Копенгагене в 1949 году и два года подряд защищает титул в Бельгии и Италии. Свой последний титул он завоевал в Кельне в 1954 году. Харрис был признан спортсменом года во второй раз в 1950 году.
На момент ухода из спорта Харрис был одним из самых уважаемых спортсменов Британии, запустил свой бренд велосипедов, снимался в рекламе и управлял манчестерским велодромом Fallowfield Stadium, который позже назвали в его честь.
После своего громкого камбэка, он продолжал катать в свое удовольствие до самой смерти в 1992 году, ему было 72 года. Вклад Харриса в британский велоспорт отмечен памятником в Национальном центре велоспорта в Манчестере – очень эффектно получилось на мой взгляд.
Достижения Харриса вдохновили многих велосипедистов из клуба Manchester Wheelers, в том числе триалиста Де Фретвелла (Des Fretwell) и золотого медалиста гонок преследования Криса Бордмана (Chris Boardman). Фретвелл участвовал в Олимпийских играх в Москве в 1980 году, а Бордман стал олимпийским чемпионом в Барселоне в 1992 году на созданном для него инновационном байке Lotus.
Крис Бордман берет золото на Олимпиаде в Барселоне.
Вот такая вот история получилась с одним очень упорным британским пареньком, родившимся 100 лет назад в пригороде Манчестера.